Интеллектуализму Соловьёва противостояла в русской религиозной философии антиинтеллектуалистская тенденция. Её представителями стали Л. Шестов 91866 – 1938), С. Н. Булгаков (1871 – 1944) и П. Флоренский (1882 – 1943).
Чувства должны преобладать над рассудком. Шестов выдвинул тезис о несовместимости веры и разума. Малейшие усилия человека, его опора на собственные силы называется богоотступничеством. В связи с этим резко негативно отзывался о святых, как о людях, которые находились в плену гордыни. Разум, по своей сути, ограничен, ущербен и не способен отразить многообразие бытия. Действительность иррациональна и абсолютно не познаваема. Булгаков рассматривает логическое мышление как болезнь и порождение несовершенства человечества. Высшая религиозная задача человечества – подняться над умом, стать выше ума. Разуму противопоставляется религиозный опыт, который не является познанием в строгом значении этого слова, но непосредственно связью человека с Богом, внутренним чувством.
Н. Бердяев (1874 – 1948) был одним из первых русских экзистенциалистов, поскольку главное внимание уделял личности и её существованию. Рассматривал основные проявления её сущности: тоска, одиночество, любовь. Основополагающей категорией философии Бердяева является свода. Свобода отождествляется с Богом. «Проблема моральной философии для меня всегда стояла в центре». «Моя философия всегда была философией конфликта. И я всегда был персоналистом».
«Политика в значительной степени есть фикция, владеющая людьми, паразитарный нарост, высасывающий кровь из людей».
«… мир, общество, цивилизация основаны на неправде и зле… История представлялась мне наполненной преступлениями и ложью».
«Всякое государственное учреждение представлялось мне инквизиционным, все представители власти – истязателями людей…» «В функциях власти все люди преображались в сторону полузвериную.»
«Тема одиночества – основная. Чуждость и общность – вот главное в человеческом существовании».
А. Ф. Лосев (1893 – 1988). В его философии развивается платоновско-гегелевская линия диалектического мировоззрения, традиция православия и русской философии.
Советский период
В этот период философская мысль сводилась к популяризации основных положений марксизма-ленинизма. «Марксоцентризм» и «лениноцентризм» определяли границы дозволенного. Верным и нравственным считалось только то, что служило интересам построения коммунизма.
С 20 съезда КПСС начинается некоторое оживление творческой мысли в философии, но она остаётся зажатой в рамках марксистско-ленинской идеологии. История философии рассматривалась исключительно как история борьбы материализма с идеализмом.
Позитивизм
Основателем позитивизма считается французский социолог Огюст Конт (1789 – 1857). Он продолжал традиции эмпиризма (чувственного познания). Эволюция человеческой культуры проходит три стадии: религиозная (процесс познания происходит под влиянием религиозных принципов), метафизическая (выводы делаются на основе умопостигаемых идей и сущностей) и научная (позитивная), то есть основанная на основе эмпирической проверки теоретических данных. Такое мышление утверждается в исследовании природы и изучении общества. Позитивизм Конта отражал факт превращения науки в господствующую отрасль культуры.
Неопозитивизм
Главным предметом философского исследования становится логический анализ языка как средства передачи информации. Основная задача философии – проверка научной осмысленности предложений и их истинности через сравнение с фактами опыта. Однако свести теоретический уровень исследований к эмпирическому не удалось. Опытная проверка возможна только в естественных науках. В политике и истории возрастает опасность рационализации. Таким образом, история как наука не имеет смысла.
Представители: Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел, Карл Поппер.
Эволюционизм
Основатель эволюционизма - Герберт Спенсер (1820 – 1903). Видел прогресс в развитии природы. Эволюционизм – это учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научную основу эволюционизма составила теория Ч. Дарвина. Человечество в своём состоянии проходит два состояния: воинственное и промышленное. Такие взгляды вели к пассивности людей, что в свою очередь вело к нигилизму, то есть отрицанию всего и вся. С. Кьеркегор назвал это состояние «отчаянием» и «смертельной болезнью эпохи».
Психоанализ
Основатель психоанализа – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Отражает сомнение в том, что человеческое поведение полностью определяется и контролируется сознанием. Психоанализ обращается к подсознанию, которое и влияет на поступки человека и, таким образом, отвергает постулат о свободе воли. В частности, самоубийство Фрейд объяснял подсознательной тягой к разрушению и смерти. Воле к разрушению и смерти противостоит воля к жизни.
Основными рычагами воздействия подсознания на поведение человека являются его первичные желания (инстинкты), которые, в случае их неудовлетворения, могут заменяться другими, находящимися на более высоком уровне (духовные потребности). Этот процесс получил название – сублимация по Фрейду. Если этого не происходит, то могут возникать психические заболевания.
По мнению Фрейда, наиболее ярко подсознание проявляется в снах, и, если научиться разгадывать сны, можно выявить механизмы воздействия подсознания на поведение конкретного человека. С этой целью им была разработана техника толкования сновидений.
Последователем Фрейда был Карл Юнг, который считал подсознательным психическим началом иерархию архетипов (универсальных бессознательных образов, властвующих над человеком). Коллективное бессознательное также проявляется во сне. На почве осознания подсознательных желаний возможно разрешение внутренних конфликтов.
Другим последователем Фрейда был Эрих Фромм, который развил представление о двух моделях поведения индивида. Путь «приобретательства» ведёт к созданию потребительского общества. Другой путь основывается на совершенствовании заложенных в человеке способностей.
Другая диллема представляла собой путь человечества к единству. Первый путь предполагал тоталитарное общество с его ложным единством; другой путь – истинное единение людей через любовь.
Прагматизм
Возник во второй половине 20 века в США. Основателем прагматизма считается У. Джемс. Основная цель философии – определить принципы поведения человека, которые помогут добиться ему успеха в жизни. В этом отношении главное – деятельность. Разум представляется инструментом добывания успеха, а научные теории – орудиями, помогающие в этом деле. Функция интеллекта заключается в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с другими людьми. «Мир – это то, что мы из него делаем». Этичным считается всё, что способствует успеху в делах.
Другими представителями прагматизма были: Джон Дьюи, Дейл Карнеги.
Современная философия (вторая половина 20 – начало 21 века)
Экзистенциализм
Возник во второй половине 20 века и представляет собой одно из течений философии иррационализма.
Основные черты
Представители: А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.
Структурализм
Цель философии – раскрыть универсальные структуры социальной реальности и человеческого мышления. Основывается на исследовании мифологического мышления, поскольку мифологическое и научное мышление подчинены одной логике.
Представители: К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М. П. Фуко.
Критический рационализм
В основе – анализ проблем научного познания. Отрицается мировоззренческая роль философии. Любое научное познание гипотетично. Отрицается принцип объективности истины, а взамен утверждается принцип плюрализма (множественности) истин.
Представители: К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
Герменевтика
Связана с идеями интерпретации и понимания. Это представляет собой способ истолкования определённой культурно-исторической ситуации и человеческого бытия. Отрицается объективное научное познание. Внимание уделяется косвенным свидетельствам сознания (речь). Предметом философского знания является мир человека, познаваемый через область человеческого общения.
Представители: Э. Бэтти, Г.-Г. Годамер, М. Ландманн.
Феноменология
Феноменология – это учение о бытии сознания.
Обращает внимание на «человеческий фактор» как ключ к тому, что реально существует. Одной из характерных черт феноменологического метода является отказ от любых непрояснённых предпосылок. Любое общественное явление необходимо рассматривать с учётом того, как его воспринимают люди и каким смыслом они его наделяют. Основателем феноменологии считается Эдмунд Гуссерль.
Постмодернизм
Является культурой постиндустриального информационного общества. Опирается на принципы плюрализма и релятивизма (принцип относительности). Отказывается от категории бытия, которая уступает место языку. Скептически относится к понятию истины и отвергает сциентизм (система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире). Выражает разочарование в рационализме, а также в выработанных на его основе идеалах и ценностях.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 449.