Философия Платона и Аристотеля
В 4 веке до н. э. происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека и его жизни. В философии возникает субъективистско-антропологическая тенденция. Её родоначальниками считаются софисты и Сократ.
Софистами в Древней Греции называли бродячих философов, которые считали возможным приобщение к своим знаниям других людей за определённое вознаграждение. В философии Сократа и софистов человек становится единственным бытием. Начало исследованию проблемы положили Протагор и Горгий.
Софисты подчёркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта.
Основным вопросом становится отношение мышления к бытию. Этот вопрос предполагает две стороны:
1. Что первично, а что вторично? Бытие или мышление, природа или дух? В зависимости от взглядов на эту сторону вопроса философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. В свою очередь среди идеалистов выделились субъективные идеалисты (первичное начало – индивидуальное сознание) и объективные идеалисты (духовное состояние как надличностное).
2. Возможно ли познание мира? Здесь произошло деление философов на гностиков и агностиков. Возникло понятие «релятивизма», то есть учение об относительности всех суждений и знаний.
Сократ выступал против релятивизма софистов и считал человека мерилом всех вещей. Основополагающая способность человека – мышление. Метод познавательной деятельности Сократ назвал «майевтикой». Исходное начало метода – ирония. Основное содержание сократовских бесед посвящено проблеме морали. Знание выступает источником высшего совершенства.
Философия Платона.
Бытие множественно и представляет собой идеи (эйдосы). Идеи первичны, и от них происходит чувственно воспринимаемый мир. Для объяснения многообразия чувственного мира ввёл понятие «материи» (первичный материал, из чего состоят все чувственно существующие вещи). Чтобы объяснить связь между множеством существующих бытий Платон вводит понятие единого. По мнению Платона Космос возникает в результате творения демиургом из первоначального хаоса. Космос обладает мировой душой, с которой в тесной взаимосвязи находятся души небесных тел, человека и животных.
Теория познания. Душа бессмертна. До вселения в человеческое тело душа странствует по поднебесной сфере и набирается впечатлений и знаний. Таким образом, процесс познания основывается на припоминании полученных впечатлений.
Модель идеального государства.
В идеальном государстве всё население делится на три группы: философы (стоят во главе государства), стражи (защищают государство), остальные выполняют свои производственные функции. Общественные, государственные интересы стоят над личностными. Справедливость является общегосударственной добродетелью. В государстве должна процветать религия. Укреплению государства должна служить строгая система воспитания и образования. Каждому сословию соответствует свой уровень образования.
Основной проблемой для Платона проблема нравственно-этических ценностей. Остальные проблемы носят лишь вспомогательный характер.
Философия Аристотеля.
«Метафизика». «О государстве».
Аристотель впервые разделил науки на теоретические, практические и творческие.
Впервые сформулировал понятие «энергии». Воплощение энергии – энтелахия (достигаемый результат, конечная цель движения, завершение процесса).
Сформулировал учение о перводвигателе. Если движение вечно, значит, должно существовать то, что приводит тела в движение. Сам перводвигатель статичен. Он есть чистая форма, цель.
Душа является формой, разумна и присуща лишь человеческому существу. Разум не зависит от тела и бессмертен, находится в тесной связи с вселенским разумом.
Высшим назначением человека является интеллектуальная жизнь и выработка нравственных позиций. Центральное понятие этики – добродетель. Человек является «политическим животным», то есть не может жить вне государства. Наиболее приемлемой формой правления является демократия, основанная на справедливости. Справедливость мыслится только для равных.
Лекция 4
Дата: 2018-11-18, просмотров: 212.