1. Ряда гласных (ИУ, УА, ИУА).
2. Слоги без стечения согласных (закрытые, открытые).
АР, ОС, УТ, РА,СО,ТУ.
3. Слоги со стечением согласных. УРС,ОРТ,ПСО,СЛА.
4. Слова без стечения согласных:
- односложные: дом, сок, уж, нос.
- двусложные: рука, каша, лужа.
- трехсложные: машина, канава.
5. Слова со стечением согласных:
- двусложные со стечением согласных в середине слова (кошка, сумка).
- односложные со стечением согласных в начале слова (стул, шкаф).
- односложные со стечением согласных в конце слова (мост, шарф, лифт).
- двусложные со стечением согласных в начале слова (трава, крыло).
- двусложные со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, грабли).
- трехсложные со стечением согласных (крапива).
Развитие слухового восприятия в онтогенезе
В 3-6 мес. – ребенок поворачивает головку на голос;
С 7 мес. – узнает голоса окружающих его близких (мать, бабушку);
В 8-9 мес. – реагирует на свое имя.
После 9 мес. – охотно выполняет инструкцию «Хлопать в ладоши».
К 11 мес. – воспринимает имена хорошо знакомых ему лиц.
Заметные сдвиги в развитии ФВ наблюдаются в период 1.7 мес. – 1.8 мес. ( данным Швачкина).
Ребенок различает предметы, названия которых различаются одним звуком (паронимы), и показывает их;
Мишка – мышка
К 2-м годам первичный ФС оказывается сформированным.
До 1 года- дофонемный период развития ФВ.
От 1 г. до 2 лет – развитие различения самих фонем.
В 3 года хорошо различают правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи.
К 5 годам владеют элементарными формами звукового анализа (выделение 1 гласного и последнего согласного звука в слове) – без специального обучения.
К 6-7 годам формируются фонематические представления как способность выполнять операции анализа в умственном плане, по представлениям (с помощью специального обучения).
В младшем школьном возрасте идет дальнейшее развитие сложных форм звукового анализа и синтеза слов.
Речевой слух - взаимодействие фонетического и фонематического слуха.
Фонематический слух – способность различать на слух фонемы родного языка.
Фонетический слух – осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.
Фонетический и фонематический слух совместно осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
Программа обучения детей в группе с ФФН (старшая и подготовительная). Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Все обучение условно делится на три периода, каждый из которых отличается продолжительностью, количеством ФЗ, объемом и содержанием учебного материала.
Программа Г.А. Каше. Подготовительная группа.
Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).
ФЗ – 3 раза в неделю. Тип – фонетические.
Задачи.
1. Развитие звукопроизношения. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
Звуки: У- 2,А-2,УА-1,И-1,АУИ-1,П-ПЬ-2, Э-1,Т-2,П-Т-1,К-КЬ-2,П-Т-К-2,М-МЬ-2,ЛЬ-2,АУИЭ-1,О-1,Х-ХЬ-2, j-1, ЛЬ – j-2,Ы-1,Ы-И-1, мягкие звуки ЛЬ-МЬ-НЬ-1, С-2.
2. Подготовка детей к анализу звукового состава слова
3. Развитие графических навыков (воспитатель).
4. Знакомство с буквами У,А,И,П,Т,К,М,О,Ы,С.
Второй период обучения (ноябрь – середина февраля).
ФЗ- 3 раза в неделю (фонетические и по грамоте).
Задачи.
1. Развитие и закрепление навыков правильного звукопроизношения.
2. Подготовка к обучению грамоте (аналитико-синтетический метод).
3. Развитие графических навыков.
4. Печатание букв А,У,М,Ш
5. Развитие связной речи.
- разделы: «Слово», «Предложение»;
- изменение форм слова в зависимости от рода, числа. Падежа, времени действия.
Красные санки Красная рубашка
На красных санках Красное пальто
Красный флаг
Помогают – помогали
Копали - выкопали
Третий период обучения (февраль – май).
ФЗ – 5 раз в неделю (1 – фонетическое, 2 –по грамоте, 2 – по развитию речи).
Задачи.
1. Окончательное закрепление навыков правильного произношения.
2. Развитие связной речи. Основные упражнения направлены на рассказывание.
3. Обучение грамоте. Овладение буквой – графическим, письменным обозначением звука. Учат сливать буквы в слоги, слоги в слова, охватывая зрительно сразу 2-3 буквы, учат понимать значение прочитанного. Обучение письму. Печатание букв, слогов, слов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 584.