Технология формирования навыка фонематического анализа и синтеза слов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ряда гласных (ИУ, УА, ИУА).

2. Слоги без стечения согласных (закрытые, открытые).

АР, ОС, УТ, РА,СО,ТУ.

3. Слоги со стечением согласных. УРС,ОРТ,ПСО,СЛА.

4. Слова без стечения согласных:

- односложные: дом, сок, уж, нос.

- двусложные: рука, каша, лужа.

- трехсложные: машина, канава.

5. Слова со стечением согласных:

- двусложные со стечением согласных в середине слова (кошка, сумка).

- односложные со стечением согласных в начале слова (стул, шкаф).

- односложные со стечением согласных в конце слова (мост, шарф, лифт).

- двусложные со стечением согласных в начале слова (трава, крыло).

- двусложные со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, грабли).

- трехсложные со стечением согласных (крапива).

 

Развитие слухового восприятия в онтогенезе

В 3-6 мес. – ребенок поворачивает головку на голос;

С 7 мес. – узнает голоса окружающих его близких (мать, бабушку);

В 8-9 мес. – реагирует на свое имя.

После 9 мес. – охотно выполняет инструкцию «Хлопать в ладоши».

К 11 мес. – воспринимает имена хорошо знакомых ему лиц.

 

Заметные сдвиги в развитии ФВ наблюдаются в период 1.7 мес. – 1.8 мес. ( данным Швачкина).

Ребенок различает предметы, названия которых различаются одним звуком (паронимы), и показывает их;

              Мишка – мышка

 

К 2-м годам первичный ФС оказывается сформированным.

 

До 1 года- дофонемный период развития ФВ.

От 1 г. до 2 лет – развитие различения самих фонем.

 

В 3 года хорошо различают правильное и неправильное произношение, особенно в чужой речи.

 

К 5 годам владеют элементарными формами звукового анализа (выделение 1 гласного и последнего согласного звука в  слове) – без специального обучения.

 

К 6-7 годам формируются фонематические представления как способность выполнять операции анализа в умственном плане, по представлениям (с помощью специального обучения).

 

В младшем школьном возрасте идет дальнейшее развитие сложных форм звукового анализа и синтеза слов.

 

 

Речевой слух - взаимодействие фонетического и фонематического слуха.

 

Фонематический слух – способность различать на слух фонемы родного языка.

 

Фонетический слух – осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

 

 Фонетический и фонематический слух совместно осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

 

Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

 

Программа обучения детей в группе с ФФН (старшая и подготовительная). Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Все обучение условно делится на три периода, каждый из которых отличается продолжительностью, количеством ФЗ, объемом и содержанием учебного материала.

Программа Г.А. Каше. Подготовительная группа.

 

Первый период обучения (сентябрь - середина ноября).

ФЗ – 3 раза в неделю. Тип – фонетические.

 

Задачи.

1. Развитие звукопроизношения. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

Звуки: У- 2,А-2,УА-1,И-1,АУИ-1,П-ПЬ-2, Э-1,Т-2,П-Т-1,К-КЬ-2,П-Т-К-2,М-МЬ-2,ЛЬ-2,АУИЭ-1,О-1,Х-ХЬ-2, j-1, ЛЬ – j-2,Ы-1,Ы-И-1, мягкие звуки ЛЬ-МЬ-НЬ-1, С-2.

2.  Подготовка детей к анализу звукового состава слова

3. Развитие графических навыков (воспитатель).

4. Знакомство с буквами У,А,И,П,Т,К,М,О,Ы,С.

 

Второй период обучения (ноябрь – середина февраля).

ФЗ- 3 раза в неделю (фонетические и по грамоте).

Задачи.

1. Развитие и закрепление навыков правильного звукопроизношения.

2. Подготовка к обучению грамоте (аналитико-синтетический метод).

3. Развитие графических навыков.

4. Печатание букв А,У,М,Ш

5. Развитие связной речи.

- разделы: «Слово», «Предложение»;

- изменение форм слова в зависимости от рода, числа. Падежа, времени действия.

Красные санки               Красная рубашка

На красных санках        Красное пальто

                       Красный флаг

 

Помогают – помогали

Копали - выкопали

 

Третий период обучения (февраль – май).

ФЗ – 5 раз в неделю (1 – фонетическое, 2 –по грамоте, 2 – по развитию речи).

Задачи.

1. Окончательное закрепление навыков правильного произношения.

2. Развитие связной речи. Основные упражнения направлены на рассказывание.

3. Обучение грамоте. Овладение буквой – графическим, письменным обозначением звука. Учат сливать буквы в слоги, слоги в слова, охватывая зрительно сразу 2-3 буквы, учат понимать значение прочитанного. Обучение письму. Печатание букв, слогов, слов.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 593.