Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками

 

 

                                  План

 

Цель, задачи и организация индивидуальной логопедической работы с дошкольниками.

Принципы построения индивидуальных занятий..

Содержание индивидуальных занятий.

Структура индивидуального занятия.

5. Планирование индивидуальных занятий с дошкольниками (на примере группы «ФФН»).

Цель, задачи и организация индивидуальной логопедической работы с дошкольниками 

 

Организационно индивидуальные занятия планируются, в зависимости от условий оказания логопедической помощи ребенку.

 

В условиях логопедической группы или логопункта индивидуальные занятия с детьми проводятся в среднем 2-3 раза в неделю, длительность занятий с дошкольниками – 20-25 мин.

 

В логопедической группе индивидуальные занятия проводятся в соответствии с сеткой занятий, сразу после фронтальных занятий, с 10.00 до 13.00. Если нет фронтальных занятий – с 9.00 -13.00.

 

Цель: развитие звукопроизношения и подготовка детей к более сложной работе на фронтальных занятиях

 

 

Задачи.

1. Обучение звукопроизношению,  т.е. развитие артикуляционной моторики (АГ), речевого дыхания (дыхательная гимнастика), постановка и закрепление поставленных звуков.

 

2. Развитие фонематических процессов – ФС (дифференциация звуков), фонематического восприятия.

 

3. Как правило, при неправильном произношении (множественных дефектах) наблюдается недостаточное различение звуков и затруднения в звуковом анализе слов. Таким образом, решается вторая задача.

 

4. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

 Как только логопед добьется правильного произношения звука, ставится задача выделения звука из состава слова.

 

На всех этапах логопедической работы эти три задачи в той или иной степени взаимосвязаны.

 

5. Отработка слов, трудных по слоговой структуре и звуконаполняемости. Проводится с теми детьми, у которых вызывает трудности произнесение слов сложного слогового состава ( например, физкультурница, ткачиха, космонавт и др.).

 

6. Нормализация просодической стороны речи, т.е. преодоление нарушений ритма, темпа, мелодики, интонационной выразительности речи (при дизартрии, ринолалии).

 

 

7. Развитие ВПФ (памяти, внимания, восприятия, мышления).

 

 

8. Развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика, ручной труд).

9. Развитие лексико-грамматического строя и связной речи. Если нельзя объединить детей в подгруппу, в содержание индивидуальных занятий входит работа по формированию лексики и грамматического строя, связной речи у детей, которые оказываются неподготовленными к фронтальным занятиям.

 

10. Закрепление навыков чтения и письма (подготовительная группа).

Содержание индивидуальных занятий. Разделы логопедической работы

 

 

С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Л, Ж, Р, Рь, Ч, Щ.  

 

Последовательность работы над сонорными звуками Р и Л строится в зависимости от того, какой звук легче поддается коррекции.

 

Если у ребенка имеется дефект озвончения, а этот дефект относится к группе фрикативных звуков С-З, Ш-Ж, В-Ф и взрывных: П-Б, Т-Д, К-Г, то работу над этим дефектом следует начинать с фрикативных звуков: В и С.

 

 От В ставим Б, от Б ставим Д, от Д ставим Г, от С ставим З. Далее от Ш ставим Ж.

 

 При дизартрии может быть иная последовательность работы над звуками, так же как и при ринолалии (см. разделы «Дизартрия», «Ринолалия»).

 

 

Раздел 3. Развитие (уточнение) фонематического слуха (см. раздел ФФН)

Цель, задачи, приемы развития.

 

Раздел 4. Формирование навыков звукового анализа и синтеза

(см. раздел ФФН)

Раздел 5. Развитие (закрепление) слоговой структуры и звуконаполняемости

С отработанными звуками закрепляют произнесение слов, трудных по слоговой структуре и семантике (см. классы слоговых структур А.К. Марковой).

Раздел 6. Подготовка к школе.

Специальным разделом логопедической работы в подготовительной группе является подготовка к школе.

 

I Этап. Организационный

II Этап. Основной

III Этап. Итог занятия

По содержанию включает 3 блока.        (На примере дизартрии)

 

Задачи.

1. Отработка правильной артикуляции, закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи ребенка звуков:

- гласных а,о,у,и,э.ы.

-согласных м,мь; н,нь;п,пь;т,ть;к,кь;ф,фь;в,вь; б,бь; д,дь;г,гь.

    В речевом потоке детей с ФФН эти звуки произносятся смазано из-за нечетких артикуляций. Детей учат восприятию на слух сохранных звуков и т. образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков.

2. Выработка подвижности АА с использованием зрительного, слухового, кинестетического анализаторов.

3. Постановка отсутствующих у ребенка звуков при возможности одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, чтобы быстрее подготовить детей к ФЗ.

4. Различение звуков на слух.

5. Дифференциация поставленных или сохранных звуков в произношении.

6. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов (4 ступени).

7. Развитие лексико-грамматического строя речи )в течении 3-х периодов):

- относительных прилагательных от существительных (осень - осенний день);

    - притяжательных прилагательных с суффиксом «ИН» (У Тани кофта– это Танина кофта).

8. Образование родственных слов.

9. Развитие ВПФ.

10. Развитие тонкой моторики пальцев рук.

 

 

Примерное занятие 1-го периода обучения.

 

Сентябрь. Занятие №3.

Тема: Подготовка к постановке звука [С].

III. Итог.

IV. Домашнее задание.

Примерное занятие конца сентября (8-ое).

I. Орг. этап.

II. Основной этап.

1. АГ и пальчиковая гимнастика.

2. Подготовка к постановке звука «С».

3. Звуки П, ПЬ. Буква П.

Припоминание картинок на звуки П, ПЬ, рассматриваемые на ФЗ – «Игра в мяч».

4. Развитие внимания и памяти. Игра «Запомни и повтори».

Пион-петух-пень-петунья

Панама-попугай-паук-подкова

5. Звуковой анализ и синтез обратного слога

 АП, УП, ИП.

6. Воспроизведение слоговых рядов:

 

АП-УП-ИП

УП-ИП-АП

7. Составление короткого рассказа по опорным словам.

8. Аппликация к составленному рассказу.

 

Октябрь.

    Задачи.

1. Постановка и начальный этап автоматизации звука «С».

2. АГ и пальчиковая гимнастика.

3. Звуковой анализ и синтез обратных слогов АТ, УТ, ИТ.

Складывание из букв разрезной азбуки.

4. Преобразование слогов из обратных в прямые: АТ-ТА,

АП – ПА, ОП – ПО.

5. Постановка звука «СЬ».

 

Ноябрь.

1. Постановка и автоматизация звуков СЬ,Ц,З,ЗЬ

и т.д.

 

 

Задачи.

1. Постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.

2. Формирование навыка звукового анализа.

3. Закрепление грамматических категорий языка.

Декабрь.

1. Постановка и автоматизация звуков «Ш» и «Л»,

2. Работа с разрезной азбукой. По следам звукового анализа чтение, печатание слогов, слов:

ША – КАША; ШИ – УШИ, НАШИ.

3. Грамматическое правило: ЖИ-ШИ.

4. Звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем слов, печатание по следам звукового анализа: МИШКА, МАШКА, МЫШКА

5. Составление рассказа по опорным словам с использованием сюжетной картинки «Мишка» (Алёша, машина, шесть, бабушка, дедушка, мишка, плюшевый).

6. Дифференциация звуков С – Ш.

7. Звук «Л», звуки Л, Ш. Повторение слоговых рядов:

ШЛА-ШЛО-ШЛУ и т.д.

         8. Постановка звука «Ж».

 

    Январь.

Задачи.

1. Постановка звуков «Ж» и «Р» и их автоматизация.

2. Дифференциация звуков «Ж» и «Ш».

3. Дифференциация звуков «Ж» и «З».

4. Звуковой анализ и синтез.

5. Грамматические категории языка

6. ВПФ.

 

Февраль (1-ая половина).

                     

                       Задачи.

              1. Постановка и автоматизация звука «РЬ».

              2. Дифференциация звуков Р – Л и т.д.

 

              Третий период обучения (февраль – май).

Индивидуальные занятия проводятся с теми детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении навыков звукового анализа и синтеза, автоматизации звуков.

                       Задачи.

                                 Февраль (2-ая половина).

1. Постановка и автоматизация звука «Ч».

2. Дифференциация Ч-СЬ;Ч-ТЬ.

 

 

Март.

1. Постановка и автоматизация звука «Щ».

2. Дифференциация звуков Ч-Щ-СЬ-ТЬ.

 

 

Апрель.

1. Закрепление правильного произношения звуков в стихах русских поэтов.

 

Май.

1. Закрепление правильного произношения в сказках, рассказах и в свободной речи.

 

 

Примерное индивидуальное занятие 3 периода обучения.

 

1. Звуки ТЬ и Ч. Попеременное произношение.

2. Припоминание слов, картинок на звук «ТЬ»: телефон, Катя, телята, котята.

Припоминание слов на звук «Ч» - чайник, чулан, бочка, бабочка.

3. Упражнение в дифференциации звуков Ч и ТЬ.

- на слух: в слогах («Хлопни в ладоши»).

Ча- тя, чу-тю, ач-ать;

                            в словах: чудо, бочка, тётя, качели, котята.

- Игра «4-й лишний»:

Тень, пять, костюм, тачка         - тачка.

Одуванчик, утята, тюльпан, утюг - одуванчик.

Грач, утята, бочка, бабочка      - утята.

- в произношении – воспроизведение слоговых рядов: тя-тя-ча; ать-ач-ать; ач-ач-ать; ча-ча-тя;

тя-тя-ча.

Игра «Наоборот».

В слогах                               в словах.

 Ча---тя                                      мять-мяч

 Чу-тю                                       бить-бич

 Чё-тё                                         тёлка-челка

 Ач-ать                                      Петька-печка

 

4. Повторение загадки «5 пальчиков, пять чуланчиков».

Выделение слов со звуком Ч и ТЬ.

 

5. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти с использованием картинок на Ч и ТЬ. «Что изменилось?», «Отгадай указанную картинку»

 

6. Спряжение глаголов настоящего времени единственного числа – хотеть. Выучит наизусть несколько стихотворений Ф.И. Тютчева (Я хочу…).

 

 

7. Договаривание сложноподчиненных предложений:

- чтобы отлично учиться, надо много заниматься.

- Надо знать буквы, чтобы писать и читать.

- Надо быть внимательным и усидчивым, чтобы отлично учиться.

8. Чтение слов по карточкам:

- сначала на ТЬ,

-  затем на Ч.  

 

 

Дополнение.

Задачи.

1. Развитие звукопроизношения. Воспитание внимания к звуковой стороне речи.

Звуки: У- 2,А-2,УА-1,И-1,АУИ-1,П-ПЬ-2, Э-1,Т-2,П-Т-1,К-КЬ-2,П-Т-К-2,М-МЬ-2,ЛЬ-2,АУИЭ-1,О-1,Х-ХЬ-2, j-1, ЛЬ – j-2,Ы-1,Ы-И-1, мягкие звуки ЛЬ-МЬ-НЬ-1, С-2.

2.  Подготовка детей к анализу звукового состава слова

3. Развитие графических навыков (воспитатель).

4. Знакомство с буквами У,А,И,П,Т,К,М,О,Ы,С.

 

Задачи.

1. Развитие и закрепление навыков правильного звукопроизношения.

2. Подготовка к обучению грамоте (аналитико-синтетический метод).

3. Развитие графических навыков.

4. Печатание букв А,У,М,Ш

5. Развитие связной речи.

- разделы: «Слово», «Предложение»;

- изменение форм слова в зависимости от рода, числа. Падежа, времени действия.

Красные санки               Красная рубашка

На красных санках        Красное пальто

                       Красный флаг

 

Помогают – помогали

Копали - выкопали

 

Задачи.

1. Окончательное закрепление навыков правильного произношения.

2. Развитие связной речи. Основные упражнения направлены на рассказывание.

3. Обучение грамоте. Овладение буквой – графическим, письменным обозначением звука. Учат сливать буквы в слоги, слоги в слова, охватывая зрительно сразу 2-3 буквы, учат понимать значение прочитанного. Обучение письму. Печатание букв, слогов, слов.

 

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками

 

 

                                  План

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 658.