Индивидуальные занятия с дошкольниками строятся с учетом основных принципов:
1. Учет структуры дефекта.
2. Сознательное вовлечение ребенка в процесс коррекционного обучения.
3. Подключение и развитие всех сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетических ощущений).
4. Поэтапности формирования речевых процессов.
5. Системный подход (речь и язык – система, где все компоненты взаимосвязаны).
6. Дифференцированный подход.
7. Последовательности и параллельности в работе над звуками.
8. Переход от простого к сложному.
9. Доступность, наглядность.
10. Онтогенетический.
11. Возрастной принцип.
12. Коммуникативная направленность. Формирование произношения в естественных условиях общения.
13. Индивидуально-ориентированный подход.
При планировании индивидуальной работы необходимо учитывать особенности развития каждого ребенка:
- строение и подвижность АА;
- степень развития слухового внимания, фонематического восприятия;
- количество дефектно произносимых звуков;
- уровень сформированности навыка звукового анализа;
- степень сформированности лексического и грамматического строя речи;
- работоспособность, внимание, мнестические процессы;
- особенности мелкой моторики;
- особенности характера, поведения ребенка.
Содержание индивидуальных занятий. Разделы логопедической работы
Раздел 1. Логопедическое обследование
Логопедическая работа с ребенком начинается с обследования. Заполняется речевая карта (РК), пишется логопедическое заключение ( по психолого-педагогической классификации, дополняется по клинической), намечается план индивидуальной работы.
Раздел 2. Формирование правильного звукопроизношения:
- артикуляционная гимнастика (АГ) (виды АГ, технология проведения, требования к подбору упражнений и т.д.).
- постановка звуков. При планировании работы по постановке звуков логопед должен учитывать общую последовательность логопедической работы, а также общепринятую последовательность отработки звуков при различных речевых дефектах.
Логопед начинает работу сразу над несколькими звуками, принадлежащими к разным фонетическим группам. Только при одновременной работе над несколькими звуками логопед может подготовить детей к фронтальным занятиям, так как на фронтальные фонетические занятия (по звукопроизношению) выносятся звуки, которые уже поставлены у основной массы детей, за небольшим исключением (при дизартрии).
Внутри одной группы звуков соблюдается следующая последовательность:
- начинается работа с более простых по артикуляции звуков или более доступных для ребенка;
- в момент постановки звука данной фонетической группы другие звуки этой группы временно исключаются как близкие по акустико-артикуляционным признакам;
- внутри согласных можно рекомендовать следующую последовательность отработки звуков, принятую в логопедической практике:
- глухие раньше звонких;
- смычные раньше щелевых;
- твердые раньше мягких;
- простые согласные раньше сложных.
В отечественной логопедии принят дифференцированный подход к работе над звуками при различных дефектах – дислалии, дизартрии, ринолалии, афазии.
Так, при сложной дислалии, если нарушены все группы звуков, то рекомендуется следующая последовательность постановки звуков:
С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Л, Ж, Р, Рь, Ч, Щ.
Последовательность работы над сонорными звуками Р и Л строится в зависимости от того, какой звук легче поддается коррекции.
Если у ребенка имеется дефект озвончения, а этот дефект относится к группе фрикативных звуков С-З, Ш-Ж, В-Ф и взрывных: П-Б, Т-Д, К-Г, то работу над этим дефектом следует начинать с фрикативных звуков: В и С.
От В ставим Б, от Б ставим Д, от Д ставим Г, от С ставим З. Далее от Ш ставим Ж.
При дизартрии может быть иная последовательность работы над звуками, так же как и при ринолалии (см. разделы «Дизартрия», «Ринолалия»).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 599.