Принципы построения индивидуальных занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Индивидуальные занятия с дошкольниками строятся с учетом основных принципов:

1. Учет структуры дефекта.

2. Сознательное вовлечение ребенка в процесс коррекционного обучения.

3. Подключение и развитие всех сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетических ощущений).

4. Поэтапности формирования речевых процессов.

5. Системный подход (речь и язык – система, где все компоненты взаимосвязаны).

6. Дифференцированный подход.

7. Последовательности и параллельности в работе над звуками.

8. Переход от простого к сложному.

9. Доступность, наглядность.

10. Онтогенетический.

11. Возрастной принцип.

12.  Коммуникативная направленность. Формирование произношения в естественных условиях общения.

13. Индивидуально-ориентированный подход.

При планировании индивидуальной работы необходимо учитывать особенности развития каждого ребенка:

- строение и подвижность АА;

- степень развития слухового внимания, фонематического восприятия;

- количество дефектно произносимых звуков;

- уровень сформированности навыка звукового анализа;

- степень сформированности лексического и грамматического строя речи;

- работоспособность, внимание, мнестические процессы;

- особенности мелкой моторики;

- особенности характера, поведения ребенка.

 

 

Содержание индивидуальных занятий. Разделы логопедической работы

 

 

Раздел 1. Логопедическое обследование

Логопедическая работа с ребенком начинается с обследования. Заполняется  речевая карта (РК), пишется логопедическое заключение ( по психолого-педагогической классификации, дополняется по клинической), намечается план индивидуальной работы.

     Раздел 2. Формирование правильного звукопроизношения:

 - артикуляционная гимнастика (АГ) (виды АГ, технология проведения, требования к подбору упражнений и т.д.).

 - постановка звуков. При планировании работы по постановке звуков логопед должен учитывать общую последовательность логопедической работы, а также общепринятую последовательность отработки звуков при различных речевых дефектах.

Логопед начинает работу сразу над несколькими звуками, принадлежащими к разным фонетическим группам. Только при одновременной работе над несколькими звуками логопед может подготовить детей к фронтальным занятиям, так как на фронтальные фонетические занятия (по звукопроизношению)  выносятся звуки, которые уже поставлены у основной массы детей, за небольшим исключением (при дизартрии).  

 

Внутри одной группы звуков соблюдается следующая последовательность:

 

- начинается работа с более простых по артикуляции звуков или более доступных для ребенка;

 

- в момент постановки звука данной фонетической группы другие звуки этой группы временно исключаются как близкие по акустико-артикуляционным признакам;

 

- внутри согласных можно рекомендовать следующую последовательность отработки звуков, принятую в логопедической практике:

 

- глухие раньше звонких;

- смычные раньше щелевых;

- твердые раньше мягких;

- простые согласные раньше сложных.

 

В отечественной логопедии принят дифференцированный подход к работе над звуками при различных дефектах – дислалии, дизартрии, ринолалии, афазии.

Так, при сложной дислалии, если нарушены все группы звуков, то рекомендуется следующая последовательность постановки звуков:

 

С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Л, Ж, Р, Рь, Ч, Щ.  

 

Последовательность работы над сонорными звуками Р и Л строится в зависимости от того, какой звук легче поддается коррекции.

 

Если у ребенка имеется дефект озвончения, а этот дефект относится к группе фрикативных звуков С-З, Ш-Ж, В-Ф и взрывных: П-Б, Т-Д, К-Г, то работу над этим дефектом следует начинать с фрикативных звуков: В и С.

 

 От В ставим Б, от Б ставим Д, от Д ставим Г, от С ставим З. Далее от Ш ставим Ж.

 

 При дизартрии может быть иная последовательность работы над звуками, так же как и при ринолалии (см. разделы «Дизартрия», «Ринолалия»).

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 531.