Мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 2 (64). С. 51
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

" Анурия В.Ф. Эмпирическая социологи»: Учебное пособие дл» вузов М., 2003. С. 171.

332

Кортикальное, темпоральное, сопоставительное. Те же типы могут быть : Представлены соответственно как тематические узлы «человек и общество»,

I «(человек и власть», «человек и история», «наш человек и другие».

|-ж Итак, любой тип анализа (обобщения) собранных данных начинается с

1 (формирования ряда распределений, т.е. записи результатов подсчета респондентов, отметивших каждый из вариантов ответов на каждый из поставленных в анкете вопросов.19 При этом анализ может двигаться в /разных направлениях (в зависимости от цели исследования, требований заказчика, финансовых возможностей и т.д.):

<: 1. Анализ по каждой переменной (одномерный анализ). «Приступая к обобщению полученного материала, исследователь, как правило, прежде всего формирует одномерные распределения по каждому пункту анкеты... Этот простейший вид распределения называется частотным. Частотным яазывается такое распределение, в котором напротив каждого варианта ответа указывается число респондентов в его абсолютном значении... пример частотных распределений. Вопрос: «Укажите Ваш пол». Мужской - 797. Женский - 1010. Всего - 1807 человек. Вторым шагом одномерного анализа является подсчет процентов, так как полученные распределения чаще представляют в процентах. Вопрос: «Укажите Ваш пол» (N = 1807). Мужской - 44,1%. Женский - 55,9%. Всего - 100%. Такое представление данных называется процентным распределением. Таблицы одномерных распределений по всем пунктам анкеты обеспечивают достаточно полную картину описания полученных данных в тех случаях, когда основная цель исследования - определение общественного мнения по тем или иным социальным проблемам».

2. Анализ по двум переменным с раскрытием связей между ними (двумерный анализ). «Основой анализа связи между двумя переменными является подготовка двумерных таблиц (cross-tabulation), представляющих собой взаимное пересечение двух рядов распределения... Построение двумерной таблицы и аналитическая процедура полученных данных - это лишь первая стадия анализа. Если основная задача исследователя ограничивается представлением результатов опроса общественного мнения как населения в целом, так и основных социально-демографических групп, то, в принципе, анализ может этим и ограничиться. Но если основной целью исследования является поиск взаимосвязи между социальными явлениями, объяснение причин полученных данных, то внимание исследователя переключается на

и Левада Ю.А, Комплексы общественного мнени» (статистика и социологи» в изучении общественного мнении) // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный вестник. 1996. № 1. С. 13-22; 1997. № 1. С. 11-21.

" В рамках статистического анализа обобщенные данные по каждому пункту опросника обычно называют переменными (одни ответы отличаются от других), а в контексте социологического анализа их принято называть признаками. Панина Н.В Технологи» социологического исследовани». Киев, 1997. С. 128.

333


изучение взаимосвязей между признаками. Поэтому основной задачей двумерного (как и любого многомерного) анализа на уровне объяснения является оценка величины и направленности связей между признаками, как статистической основы причинного объяснения полученных результатов... Существует статистический критерий, позволяющий получить ответ на вопрос: есть ли связь между двумя признаками, представленными в таблице. Этот критерий называется «хи квадрат». Установление величины этого коэффициента и его статистической значимости позволяет ответить на вопрос о наличии связи между исследуемыми признаками. Эти вычисления обычно входят в компьютерные программы обработки данных (SPSS, OCA). Если значение этого коэффициента статистически значимо (по крайней мере, на уровне 5%), то исследователь может сделать вывод о том, что между анализируемыми признаками есть определенная связь (чем выше значение данного коэффициента, тем более тесная связь между этими двумя признаками)».2

3. Анализ по многим переменным с показом самых различных связей между ними (многомерный анализ - кластерный, факторный и др.). Надо отметить, что анализ результатов массовых опросов, как правило, ограничивается двумя первыми видами анализа.

Таким образом, анализ и представление данных социологических исследований общественного мнения может происходить в разных формах и под разными углами зрения. «От избранного подхода, в принципе, зависят как сам предмет исследования, так и методы его анализа. Выделим два как будто полярных методологических варианта:

I. Общественное мнение как распределение показателей, получаемых в ходе репрезентативных опросов населения. Мерой «организованности» в таком случае выступает частота определенных упоминаний, оценок и пр. Это именно тот вариант, который необходим и достаточен для решения обычных проблем социальных и маркетинговых исследований -определения степени распространенности тех или иных позиций, готовности слушать, покупать, голосовать и т.д. Известны метафорические трактовки серий таких показателей как меры «общественной температуры», данных «социального барометра», индикаторов состояния «массового сознания» или «социального разума»...

П. Общественное мнение как социальный институт, обладающий определенной структурой и выполняющий определенные функции в данном обществе... При таком, социологическом по ориентации, подходе к феномену, и возникают вопросы о том, как «на деле», то есть практически, сконструировано общественное мнение, как и какие ролевые

21 Панина Н.В. Технолога» социологического исследования. Киев, 1997. С. 143-148.

334

функции онэ способно - или не способно - исполнять в различных социокультурных условиях».22

14.4. Представление результатов социологического исследования

После завершения анализа данных результаты исследования оформлякгта в те или иные итоговые документы. Это могут быть отчеты, научные публикации, аналитические справки, публикации в СМИ и т.д. Специфика каждого из итоговых документов предопределяется, в первую очередь, теми информационными запросами, которые исходят от заказчика или потребителя полученной информации. Так, для специалистов в определенной научной сфере нужен иной способ представления результатов социологического исследования, чем для широкой массовой аудитории, получающей информацию не из специализированных журналов, а из средств массовой информации.

Отчет о социологическом исследовании - форма подведения итогов проведенного исследования. Составление отчета является самостоятельным видом научной работы, направленной на подготовку исходного документа для подготовки решений и написания научных

трудов.

Различают два основных вида отчета - промежуточный (отражает незавершенность исследования в полном объеме или представляет первичный, предварительный анализ результатов) и итоговый (полное, глубокое и всестороннее раскрытие поисков, находок и пробелов на всех этапах исследования). Важнейшими требованиями отчета, как итогового документа, является полнота информации и ее доступность.

Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но осуществляется путем индукции, постепенного сведения данных в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу. Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

22 Левада Ю А. Комплексы общественного мнения (статистика и социология в изучении общественного мнении) // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный вестник. 1996. № 1. С. 13.

335


Проблемные задания

1. Качество результатов социологического исследования определяется его важностью и достоверностью. Используя следующую схему, попробуйте представить развернутую характеристику требований по обеспечению качественного исследования общественного мнения.29



Качество результатов

Социологического

Исследования

Важность исследования

Достоверность

Результатов

Исследования

Истинность

Качество теории

Надежность

Дата: 2018-11-18, просмотров: 441.