Глава 14 АНАЛИЗ ДАННЫХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава 14 АНАЛИЗ ДАННЫХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

14.1. Анализ данных как этап социологического исследования

Анализ и интерпретация собранной информации является одним из завершающих и самых важных1 этапов социологического исследования, в ходе которого проверяются исходные гипотезы, выявляются новые проблемы, делаются соответствующие выводы и предложения. При этом описание преобразуется в понимание и объяснение социальной реальности. Данные -   структурированная информация, фиксированная в определенной форме, пригодной для соответствующей обработки, хранения и передачи. Различают первичные и вторичные данные. Первичные данные обычно получают в результате проведения качественных и количественных исследований. Эти данные отличаются тем, что собираются точно в соответствии с поставленной целью, и вероятность их недостоверности весьма невелика. Вторичные данные - это разнообразная информация, которая ранее была уже кем-то собрана, причем в целях, не обязательно соответствующих тем задачам, которые ставятся в исследованиях, направленных на сбор первичной информации. В ПР- и рекламной деятельности в качестве источников вторичных данных выступают: внутрифирменная информация, официальная государственная статистика, публикации в прессе, открытая отчетность коммерческих структур и т.д.

Анализ данных - это процесс обобщения исходной («сырой», неструктурированной) информации. Чтобы перейти к анализу, необходимо собранную в ходе полевого этапа первичную социологическую информацию соответствующим образом структурировать, т.е. сделать доступной для обозрения и непосредственного изучения. Это вытекает из следующего: сложность социальных объектов, общественного мнения в том числе, приводит к тому, что непосредственный (визуальный) анализ полученных (многообразных и разнородных) данных невозможен. Поэтому приходится прибегать к «сжатию» первичной информации, чтобы в итоге получить обозримую форму представления структуры исходных данных. Для подобного «свертывания» информации вполне подходят статистические и математические методы как методы обработки,

1 Симптоматично, что содержание профессионального журнала «Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены», как правило, начинается с рубрики под характерным названием «Анализ и интерпретация» («Анализ результатов исследования» и т.п.).

318

сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных щ ходе социологического исследования. Это могут быть, например, различные формы дискриптивной статистики (среднее, мода, медиана, дисперсия, энтропия), различные виды анализа зависимости между характеристиками (коэффициенты корреляции и сопряженности) или методы многомерного анализа. Для проведения анализа массива данных социологи активно применяют компьютерные программы математико-етатистической обработки данных. Специализированные математические пакеты обладают большими возможностями обработки данных. Согласно официальным данным Международного статистического института, число статистических программных продуктов приближается к тысяче. Среди программных средств выделяются такие пакеты, как Statistica, SPSS и другие, которые имеют большой набор статистических функций (факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ и т.п.). Эти пакеты содержат средства для визуальной интерпретации полученных результатов (графики, диаграммы и т.д.). Большим спросом при обработке данных массовых опросов пользуется одна из старейших систем статистического анализа и управления данными - SPSS. Пакет SPSS построен как традиционная база данных: накопление массива информации, его формализация и представление результатов статистической обработки массива в виде отчета.

Характер отображения полученных в ходе социологического исследования данных предопределяется, в первую очередь, формой обобщения первичной информации. А этих форм существует множество, поэтому «понятие «анализ» на различных этапах социологического исследования трактуется по-разному. Если исходить из упрощенной схемы социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные, то она состоит из трех уровней (это тот случай, когда имеет смысл горизонтальное и вертикальное строение понятийного аппарата): концептуальная схема исследования, включающая определение предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования (гипотезы могут и отсутствовать); методика сбора эмпирических данных, то есть эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования (в широком смысле включающий и методы измерения); методика обработки данных, то есть формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов (в том числе разные виды кодирования текстовой информации, построение пирамиды обобщений)... на последнем из трех уровней анализ может интерпретироваться как статистическая обработка информации, применение какого-нибудь математического метода, вычисление некоторого логического индекса (обобщенного показателя, полученного на основе некоторых эмпирических индикаторов посредством использования логических операций), так называемое осевое кодирование

319


транскриптов и т.д. На втором уровне речь идет об анализе познавательных возможностей вопросов анкеты или другого рода эмпирических индикаторов. Если же взять первый уровень, то под анализом могут пониматься различные логические схемы проверки гипотез исследования (если таковые в исследовании имеются), логика интерпретации эмпирических закономерностей, логика проведения таких видов анализа, как типологический, факторный, причинный».2

Обычно в силу того, что гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные, выделяют два основных класса процедур анализа: дескриптивные процедуры (группировка, классификация, типологизация) и аналитические процедуры (установление причинно-следственных и функциональных связей).

Дескриптивные процедуры предназначены для описания полученных данных и сводятся, в основном, к оформлению и интерпретации одномерных и двумерных распределений респондентов по их ответам на вопросы анкеты. Аналитические процедуры направлены на объяснение полученных данных и сводятся, в основном, к выявлению связей между типами ответов на вопросы анкеты и установлению причинно-следственных и функциональных отношений (оценка характера, направленности и иных связей между типами ответов). Надо отметить, что при проведении опросов общественного мнения зачастую исследование завершается на первом уровне (первичный анализ: статистическая обработка данных), тогда как второй уровень (вторичный анализ: системный анализ проблемы) отдается в руки экспертов-специалистов.


Элементарный анализ

Характер анализа и представления социологических данных, в первую очередь, определяется формой обобщения полученной информации. Наиболее простыми формами обработки первичной социологической информации являются группировка и эмпирическая классификация (типологизация). Они представляют собой процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ.

Группировка позволяет зачислять респондента в определенную группу - в соответствии с выбранным признаком (признаками) группировки. Выделяют простую и перекрестную группировку.

Простая группировка - это упорядочение полученных данных по одному признаку. При этом исходная информация «уплотняется» (связывается) относительно ведущего признака группировки: по полу, .возрасту, образованию, национальности и т.д. При этом количественные показатели ранжируются по возрастанию-убыванию признака, а

1 Татарова Г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4М. 1999. №11. С. 60-61.

320

Качественные - по принципу построения неупорядоченных номинальных шкал.

Перекрестная группировка - это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам (показателям), с целью обнаружения взаимозависимости этих показателей или нахождения сложного показателя (индекса). Перекрестная группировка производится в виде таблицы, в которой указывается наименование таблицы (какие показатели сопрягаются между собой) и общая численность включенных в данную группировку объектов. Перекрестная группировка предназначена для выявления устойчивых связей между отдельными структурными элементами или свойствами изучаемого явления, Перекрестная группировка помогает выявить тенденции в развертывании социального явления, например, проследить динамику общественного мнения.

Эмпирическая типологизация - метод поиска устойчивых сочетаний свойств тех или иных социальных явлений, которые рассматриваются в нескольких измерениях одновременно. Согласно П. Лазарсфельду, эмпирическая типологизация выступает как «пространство свойств» (например, изображение социальной структуры общества в виде скопления иди рассеяния признаков в трехмерном пространстве). Если встает задача проанализировать социальные объекты в многомерном пространстве, тогда применяют методы таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - метод обобщения признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели в соответствии с обоснованными критериями. В отличие от эмпирической типологизации, где устойчивость свойств социального явления находится путем их многократного перебора, в теоретической типологизации критерии выделяемых свойств определяются с помощью логического анализа. «Метод теоретической типологизации ведет к объяснению, сформулированному в гипотезах, вытекающих из данной теории, тогда как эмпирическая типологизация допускает лишь описание полученных данных и их интерпретацию,3 что позволяет сформулировать более общие гипотезы, продвигает исследование в сторону разработки теории. В первом случае «теория на входе», во втором - «теория на выходе» - как результат анализа эмпирических данных».4 На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы

Различие между интерпретацией и объяснением состоит в следующем: «Интерпретация - способ истолкования факторов, рассматриваемых как посредствующие переменные какого-то процесса, причины которого неясны. Объяснение суть истолкование ряда факторов, рассматриваемых в качестве причинных» (Ядов В.А Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 340).

Настроений 1996-2000 гг.

     

1996

1997

Месяцы I Ш V VH ГХ XI I

ш

V vn ГХ XI Положение семьи 109 106 109 по 114 97 96

93

101 108 109 106 Положение ^России 73 75 83 92 81 71 72

70

78 80 85 83 Ожидания 71 71 79 81 70 61 61

_*

63 68 74 63 Настроения 78 79 96 99 96 85 86

80

88 97 97 94 ИНДЕКС 83 83 92 95 90 79 79

-

83 88 91 87

ь Месяцы

1998

1999

 

I Ш V vn ГХ XI I

Ш

V vn ГХ XI Положение семьи 102 105 99 95 68 79 88

82

94 90 95 104 Положение России 80 79 73 69 53 60 65

61

64 64 65 71 Ожидания 69 64 64 58 62 53 57

49

55 53 54 75 Настроения 87 90 85 93 58 79 79

80

90 84 90 96 ИНДЕКС 84 84 80 79 60 68 72

68

76 73 76 86 Месяцы 2000 г.

I

Ш

V

vn

IX

XI

Положение семьи

111

113

123

119

116

118

Положение России

85

82

97

92

86

89

Ожидания

98

99

115

94

90

94

Настроения

108

109

118

109

98

103

ИНДЕКС

101

101

113

103

98

101

                           

Для расчета индекса по распределениям ответов респондентов на каждый вопрос строятся индивидуальные индексы, отражающие разницу

15 Левада Ю. А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М., 2000. С. 11-12.

331


положительных и отрицательных ответов. Сводный ИСН рассчитывается как простая средняя арифметическая из частных индексов».6

Индексы удобны тем, что имеют четкие границы своего применения, а получаемые на их основе те или иные интегральные показатели достаточно легко поддаются содержательной интерпретации. С помощью индексов связь между переменными проявляется весьма зримо и отчетливо. Вот пример. Ниже в таблице приведены результаты индексации участия-неучастия в выборах среди различных возрастных групп.17

Возраст Индекс участия
18-24 года 0,59
25-29 лет 1,67
30-39 лет 2,15
40-49 лет 2,34
50-59 лет 2,40
60-70 лет 2,72
Старше 70 лет 1,92

Многие исследователи разрабатывают теоретико-методологические модели функционирования общественного мнения. Так, Ю. Левада активно использует термин «комплексы общественного мнения». Комплексами можно считать такие образования в «поле» общественного мнения, в которых определенный ряд стереотипных формул (структура) устойчиво связана с определенным типом их значений и способом использования (функция). Комплексы общественного мнения обладают определенным значением и смыслом именно потому, что они соединяют эти разные планы. Представляется правомерным относить к ним такие: «комплекс приобщения» - наиболее универсальный по значению, обеспечивающий из уровней социализации индивида, то есть освоение «языка», правил «игры» и идентификацию с определенными группами и структурами массового общества; «комплекс зависимости» (господства и подчинения), который характеризует вертикальную структуру отношений в обществе; «комплекс ожидания» (отложенной гратификации) -выражение определенной установки по отношению к социальному времени; «комплекс сравнения», вводящий в определенные рамки отношения с «другими» людьми, группами, странами и пр. Каждый из выделенных комплексов определяется парой крайних значений соответствующего вектора (например, единодушие-многообразие, патернализм-либерализм, ожидание-достижение и др.). В совокупности выделенные типы охватывают основные измерения поля общественного мнения: горизонтальное,

" Красилышхова М. О методике расчета Индекса социальных настроений // Мониторинг общественного


Качество результатов

Социологического

Исследования

Важность исследования

Достоверность

Результатов

Исследования

Истинность

Качество теории

Надежность

Обоснованность

Качество методологии

Качество процедуры отбора

Качество методики

Репрезентативность

Вероятность отсутствия

Случайных и

Систематических

Ошибок

Точность

Вероятность

Отсутствия

Случайных

Ошибок

Качество процедуры

И инструмента

Измерения

I

Правильность

Вероятность

Отсутствия

Систематических

Ошибок

2. По тексту закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) проанализируйте его основные термины (ст. 2), информационные ресурсы (ст. 4-11), пользование ими (ст. 12-15).

Способ представления

[Параметры Аналитическая записка Отчет Обзор Таблица Другое (впишите) {{Размеры                       Область Применения           Другое (впишите)          

4. Дайте развернутый комментарий к следующей таблице (сопроводительные аналитические материалы можно найти в следующей публикации: Ванина О.Н. Методы исследования стереотипа // www.E:/maks/THrpeHKa/g/3.htm/

Методы

Опрос

Анализ докумен­тов
Компонент стереотипа Простые номиналь­ные шкалы Простые порядко­вые шкалы Шкала Лай- керта Шкала Тер- стоуна Семан­тичес­кий диффе­ренциал  
Аффек­тивный - - - + + -
Когни­тивный + + + - + +
Поведен­ческий + + - - - +

Рекомендуемая литература

Глава 14 АНАЛИЗ ДАННЫХ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

14.1. Анализ данных как этап социологического исследования

Анализ и интерпретация собранной информации является одним из завершающих и самых важных1 этапов социологического исследования, в ходе которого проверяются исходные гипотезы, выявляются новые проблемы, делаются соответствующие выводы и предложения. При этом описание преобразуется в понимание и объяснение социальной реальности. Данные -   структурированная информация, фиксированная в определенной форме, пригодной для соответствующей обработки, хранения и передачи. Различают первичные и вторичные данные. Первичные данные обычно получают в результате проведения качественных и количественных исследований. Эти данные отличаются тем, что собираются точно в соответствии с поставленной целью, и вероятность их недостоверности весьма невелика. Вторичные данные - это разнообразная информация, которая ранее была уже кем-то собрана, причем в целях, не обязательно соответствующих тем задачам, которые ставятся в исследованиях, направленных на сбор первичной информации. В ПР- и рекламной деятельности в качестве источников вторичных данных выступают: внутрифирменная информация, официальная государственная статистика, публикации в прессе, открытая отчетность коммерческих структур и т.д.

Анализ данных - это процесс обобщения исходной («сырой», неструктурированной) информации. Чтобы перейти к анализу, необходимо собранную в ходе полевого этапа первичную социологическую информацию соответствующим образом структурировать, т.е. сделать доступной для обозрения и непосредственного изучения. Это вытекает из следующего: сложность социальных объектов, общественного мнения в том числе, приводит к тому, что непосредственный (визуальный) анализ полученных (многообразных и разнородных) данных невозможен. Поэтому приходится прибегать к «сжатию» первичной информации, чтобы в итоге получить обозримую форму представления структуры исходных данных. Для подобного «свертывания» информации вполне подходят статистические и математические методы как методы обработки,

1 Симптоматично, что содержание профессионального журнала «Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены», как правило, начинается с рубрики под характерным названием «Анализ и интерпретация» («Анализ результатов исследования» и т.п.).

318

сравнения, классификации, моделирования и оценки данных, полученных щ ходе социологического исследования. Это могут быть, например, различные формы дискриптивной статистики (среднее, мода, медиана, дисперсия, энтропия), различные виды анализа зависимости между характеристиками (коэффициенты корреляции и сопряженности) или методы многомерного анализа. Для проведения анализа массива данных социологи активно применяют компьютерные программы математико-етатистической обработки данных. Специализированные математические пакеты обладают большими возможностями обработки данных. Согласно официальным данным Международного статистического института, число статистических программных продуктов приближается к тысяче. Среди программных средств выделяются такие пакеты, как Statistica, SPSS и другие, которые имеют большой набор статистических функций (факторный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, многомерный анализ и т.п.). Эти пакеты содержат средства для визуальной интерпретации полученных результатов (графики, диаграммы и т.д.). Большим спросом при обработке данных массовых опросов пользуется одна из старейших систем статистического анализа и управления данными - SPSS. Пакет SPSS построен как традиционная база данных: накопление массива информации, его формализация и представление результатов статистической обработки массива в виде отчета.

Характер отображения полученных в ходе социологического исследования данных предопределяется, в первую очередь, формой обобщения первичной информации. А этих форм существует множество, поэтому «понятие «анализ» на различных этапах социологического исследования трактуется по-разному. Если исходить из упрощенной схемы социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные, то она состоит из трех уровней (это тот случай, когда имеет смысл горизонтальное и вертикальное строение понятийного аппарата): концептуальная схема исследования, включающая определение предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования (гипотезы могут и отсутствовать); методика сбора эмпирических данных, то есть эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования (в широком смысле включающий и методы измерения); методика обработки данных, то есть формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов (в том числе разные виды кодирования текстовой информации, построение пирамиды обобщений)... на последнем из трех уровней анализ может интерпретироваться как статистическая обработка информации, применение какого-нибудь математического метода, вычисление некоторого логического индекса (обобщенного показателя, полученного на основе некоторых эмпирических индикаторов посредством использования логических операций), так называемое осевое кодирование

319


транскриптов и т.д. На втором уровне речь идет об анализе познавательных возможностей вопросов анкеты или другого рода эмпирических индикаторов. Если же взять первый уровень, то под анализом могут пониматься различные логические схемы проверки гипотез исследования (если таковые в исследовании имеются), логика интерпретации эмпирических закономерностей, логика проведения таких видов анализа, как типологический, факторный, причинный».2

Обычно в силу того, что гипотезы подразделяются на описательные и объяснительные, выделяют два основных класса процедур анализа: дескриптивные процедуры (группировка, классификация, типологизация) и аналитические процедуры (установление причинно-следственных и функциональных связей).

Дескриптивные процедуры предназначены для описания полученных данных и сводятся, в основном, к оформлению и интерпретации одномерных и двумерных распределений респондентов по их ответам на вопросы анкеты. Аналитические процедуры направлены на объяснение полученных данных и сводятся, в основном, к выявлению связей между типами ответов на вопросы анкеты и установлению причинно-следственных и функциональных отношений (оценка характера, направленности и иных связей между типами ответов). Надо отметить, что при проведении опросов общественного мнения зачастую исследование завершается на первом уровне (первичный анализ: статистическая обработка данных), тогда как второй уровень (вторичный анализ: системный анализ проблемы) отдается в руки экспертов-специалистов.


Элементарный анализ

Характер анализа и представления социологических данных, в первую очередь, определяется формой обобщения полученной информации. Наиболее простыми формами обработки первичной социологической информации являются группировка и эмпирическая классификация (типологизация). Они представляют собой процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ.

Группировка позволяет зачислять респондента в определенную группу - в соответствии с выбранным признаком (признаками) группировки. Выделяют простую и перекрестную группировку.

Простая группировка - это упорядочение полученных данных по одному признаку. При этом исходная информация «уплотняется» (связывается) относительно ведущего признака группировки: по полу, .возрасту, образованию, национальности и т.д. При этом количественные показатели ранжируются по возрастанию-убыванию признака, а

1 Татарова Г.Г. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных // Социологи*: 4М. 1999. №11. С. 60-61.

320

Качественные - по принципу построения неупорядоченных номинальных шкал.

Перекрестная группировка - это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам (показателям), с целью обнаружения взаимозависимости этих показателей или нахождения сложного показателя (индекса). Перекрестная группировка производится в виде таблицы, в которой указывается наименование таблицы (какие показатели сопрягаются между собой) и общая численность включенных в данную группировку объектов. Перекрестная группировка предназначена для выявления устойчивых связей между отдельными структурными элементами или свойствами изучаемого явления, Перекрестная группировка помогает выявить тенденции в развертывании социального явления, например, проследить динамику общественного мнения.

Эмпирическая типологизация - метод поиска устойчивых сочетаний свойств тех или иных социальных явлений, которые рассматриваются в нескольких измерениях одновременно. Согласно П. Лазарсфельду, эмпирическая типологизация выступает как «пространство свойств» (например, изображение социальной структуры общества в виде скопления иди рассеяния признаков в трехмерном пространстве). Если встает задача проанализировать социальные объекты в многомерном пространстве, тогда применяют методы таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - метод обобщения признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели в соответствии с обоснованными критериями. В отличие от эмпирической типологизации, где устойчивость свойств социального явления находится путем их многократного перебора, в теоретической типологизации критерии выделяемых свойств определяются с помощью логического анализа. «Метод теоретической типологизации ведет к объяснению, сформулированному в гипотезах, вытекающих из данной теории, тогда как эмпирическая типологизация допускает лишь описание полученных данных и их интерпретацию,3 что позволяет сформулировать более общие гипотезы, продвигает исследование в сторону разработки теории. В первом случае «теория на входе», во втором - «теория на выходе» - как результат анализа эмпирических данных».4 На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы

Различие между интерпретацией и объяснением состоит в следующем: «Интерпретация - способ истолкования факторов, рассматриваемых как посредствующие переменные какого-то процесса, причины которого неясны. Объяснение суть истолкование ряда факторов, рассматриваемых в качестве причинных» (Ядов В.А Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2001. С. 340).

Дата: 2018-11-18, просмотров: 538.