Налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.
Виды налогов
Многообразие налоговых платежей создает объективные предпосылки
для их классификации, то есть обособления в отдельные группы со сходными признаками.
В зависимости от категории налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы
физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.); налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами,
так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.). Наиболее многочисленной является последняя группа налогов, причем в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.
По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги
на доходы (прибыль ); 3) налоги на определенные виды деятельности. В
налоговой системе России существует несколько поимущественных налоговых платежей, что объясняется разнообразием имущества как объекта
налогообложения. Для организаций объектом налогообложения признается
все движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В отношении физических лиц имущественными налогами облагаются земля, недвижимость, транспортные средства, а также имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.
Согласно ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая выгода
в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее
оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В отличие от
дохода прибыль представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов (то есть «чистый доход» без учета затрат). Физические лица в Российской Федерации уплачивают налог на доходы, а организации – налог на прибыль. К налогам на доходы относится и страховые взносы.
Налоги классифицируются на прямые и косвенные. Критерием
классификации выступает субъект, фактически несущий налоговое бремя.
Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель в свою очередь становится налогоплательщиком, и вся «схема» по уплате и переложению косвенного налога повторяется снова. Таким образом, уплатив
косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя. Так происходит, пока товар не доходит до конечного потребителя, который фактически и несет реальное бремя уплаты
косвенных налогов. Поэтому косвенные налоги иногда называют «налога-
ми на потребление».
Прямые налоги в свою очередь принято классифицировать на личные
и реальные. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика. За основу налогообложения здесь принимается некий гипотетический усредненный доход, рассчитанный заранее с помощью статистических данных. К реальным относятся, например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. Чаще всего реальными налогами облагаются виды деятельности, где сокрытие доходов является делом несложным и приобретает массовый характер.
По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей
условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров. Так, к подакцизным товарам законодатель относит этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, пиво, табачную продукцию, автомобильный бензин и дизельное топливо.
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним от-
носится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный
налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами (налогоплательщиками или налоговыми
агентами), относятся к неокладным.
Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые).
По общему правилу налоги должны носить нецелевой характер, вытекающий из закрепленного в ст. 35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов. Суть этого принципа состоит в том, что все
расходы бюджета должны покрываться общей суммой его доходов. Таким
образом, налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.
В этом смысле бюджет представляет собой своеобразный «общий котел»,
где все поступающие доходы суммируются и обезличиваются на едином
бюджетном счете. Основная причина такого положения – гарантия на случай катастрофического недобора отдельных доходов, поскольку те или
иные расходы государства не могут полностью зависеть от конкретного
доходного источника.
КС РФ специально отметил, что, как правило, «налоговые платежи
при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Совершение государственных расходов не должно быть обусловлено поступлением от-
дельных налоговых платежей. Вместе с тем в определенных случаях налоговый платеж может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Так, в соответствии со ст. 44 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» средства, полученные от взимания сбора за
пограничное оформление, поступают в целевой федеральный бюджетный
фонд развития Федеральной пограничной службы» (Постановление КС РФ
от 11.11.97 № 16-П).
Целевыми являются страховые взносы, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.
Известна классификация налогов на ординарные и чрезвычайные.
Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.
Понятия налога и сбора
Государственные доходы определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение государства и используемые им для своих задач и выполнения соответствующих функций. Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. Все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные. К централизованным относятся доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов. К децентрализованным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ.
Конституция РФ (ст. 8) государственные доходы подразделяет по социально-экономическому признаку, где за основу принимаются различные формы собственности: государственная, муниципальная, част-ная.
По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.
К неналоговым платежам относятся:
платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);
доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства);
поступления от продажи государственных ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации.
Главная юридическая черта налога - односторонний характер его установления. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно-полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Налог - единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания и контрибуции.
Статья 8 Налогового кодекса определяет понятия налога и сбора следующим образом:
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Взимание на указанных началах любого платежа, как бы он ни назывался (взнос, сбор, такса и т. п.), является неправомерным, если он не установлен законом. Не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратно-сти и безвозмездности, есть налоги. Например, взимаемые по приговору суда штрафы в пользу третьих лиц или государства, хотя и отвечают этим характеристикам, налогами не являются.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).
Задача №1
Определить НДС, подлежащий к уплате в бюджет за налогооблагаемый период (квартал) на основании следующих данных:
1) Покупателям отгружены товары на сумму 1 140 000 руб. с НДС 18% и на сумму 965 000 руб. с НДС 10%.. Счета-фактуры выписана одновременно с отгрузкой. Фактические цены соответствуют рыночным.
2) Оприходованы товары с НДС 18% на сумму 870 000 руб., с НДС 10% на сумму 687 000 руб. Счета-фактуры получены своевременно.
3) Оприходовано оборудование на 280 000 руб. Счет-фактура получена.
4) Арендодателю уплачено за аренду склада в течении следующих 6 месяцев 229 500 руб. Счет-фактура получена за один квартал.
5) На расходы отнесена плата за аренду транспортного средства за текущий квартал 44 720 руб.
Отразить начисление налога на счетах учета.
Задача №2
Физическое лицо, кавалер ордена Славы трех степеней, на основании трудового договора получил доход от организации за март в сумме 18 500 руб. Совокупный доход с начала года составил 52 600 руб. Физическое лицо имеет двоих детей: одного в возрасте 17 лет и другого студента ВУЗа дневной формы обучения в возрасте 20 лет. Физическое лицо имеет статус отца-одиночки. Рассчитать налог на доходы физических лиц за март. Отразить начисление налога на счетах учета.
Задача №3
На основании нижеприведенных данных рассчитать сумму налога на имущество организации к уплате в бюджет. Отразить начисление налога на счетах учета.
Счет 01 “Основные средства:Счет 02 “Амортизация основных средств”
На 01.01.011 – 634 000 200
На 01.02.11 – 743 000 350
На 01.03.11 – 835 000 540
На 01.04.11 – 855 000 560
На 01.05.11– 840 000 510
На 01.06.11 – 935 000 650
На 01.07.11 – 1 045 000 750
На 01.08.11 – 1 255 000 850
На 01.09.11 – 1 350 000 900
На 01.10.11 – 1 250 000 870
На 01.11.11 – 1 310 000 890
На 01.12.11 – 1 310 000 940
На 01.01.11 – 1 350 000 990
Задача №4
Работник фирмы на основе трудового договора в январе 2006 года получил доход в размере 21 800 руб. Он имеет на содержании 1 ребенка в возрасте 17 лет. Рассчитайте сумму налога на доходы физических лиц за январь. Отразите начисление налога на счетах учета.
Задача №5
Начислить налог на прибыль за первый квартал 2012 года, если выручка от реализации составили 3 800 000 руб.,в т.ч. НДС 18%, внереализационные доходы составили 360 000 руб. в т.ч. НДС 18%, По данным налогового учета за этот период расходы, связанные с реализацией составили 2 200 000 руб., в т.ч. НДС 18%, в внереализационные расходы – 60 000 руб. в т.ч. НДС 18%, Отразить начисление налога на прибыль на счетах учета.
Задача №6
Рассчитайте сумму налога на прибыль за отчетный год, если организация получила:
а)прибыль от реализации продукции собственного производства – 160 000 у.е.
б) прибыль от посреднической деятельности – 70 000 у.е.
г) начислено налога на имущество организации – 9 000 у.е.
д) прочие внереализационные расходы – 12 000 у.е.
Курс у.е. ЦБР на дату совершения операций составил 28,45 руб.
Задача №7
Рассчитайте сумму налога на прибыль за отчетный год, если организация получила:
прибыль от реализации продукции собственного производства – 250 000 у.е.
прибыль от посреднической деятельности – 50 000 у.е.
налог на имущество организации – 900 у.е.
прочие внереализационные расходы – 2 000 у.е.
Курс у.е. ЦБР на дату совершения операций составил 28,45 руб.
Отразить начисление налога на прибыль на счетах учета.
Задача №8
Определить НДС, подлежащий к уплате в бюджет за налогооблагаемый период, составить налоговую декларацию, отразить налог на счетах учета на основании следующих данных:
1) Покупателям отгружены товары на сумму 750 000 руб. с НДС 18%. Фактические цены соответствуют рыночным. Счет-фактуры выписаны.
2) Приобретены товары на сумму 250 400 руб., в том числе НДС 10%. Товары оплачены, счет-фактуры получены.
3) Оплачено и оприходовано оборудование на 400 000 руб., в т.ч. НДС 18%.
4) Арендодателю уплачено за аренду склада за следующие 6 месяцев 200 400 руб., в т.ч. НДС 18%., счет-фактура получена за квартал.
5) На расходы отнесена плата за аренду транспортного средства 25 000 руб., в т.ч. НДС 18%.
Оформление бухгалтерскими проводками начисление и перечисление налогов и сборов.
Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.
Кроме того, проводкой ДТ 99, 73 КТ68 отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:
По дебету | По кредиту |
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 10 Материалы 50 Касса 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 70 Расчеты с персоналом по оплате труда | 08 Вложения в необоротные активы 11 Животные на выращивании и откорме 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 41 Товары 44 Расходы на продажу 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 75 Расчеты с учредителями 90 Продажи 91 Прочие доходы и расходы 98 Доходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки |
Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являясь ее субъектами, подпадают под действие всех законодательных актов России. Не составляет исключение и налоговое законодательство.
Система налогообложения современной России представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
В практике российского хозяйствования применяются следующие системы налогов:
1) общая система налогообложения;
2) специальные налоговые режимы:
• упрощенная система налогообложения (УСН),
• единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Организации, работающие по общему режиму налогообложения, уплачивают все налоги, которые применяются на территории страны и в отношении которых организация выступает налогоплательщиком. К таким налогам относятся:
• федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, пошлины, лесной, водный, экологический, федеральные лицензионные сборы – ст. 13 НК РФ);
• региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы – ст. 14 НК РФ);
• местные налоги (земельный налог, местные лицензионные сборы – ст. 15 НК РФ).
Организации, работающие по специальным налоговым режимам, уплачивают один специальный налог вместо четырех. Другими словами, переход на специальный налоговый режим означает отмену следующих налогов:
1) для организаций:
• налога на прибыль,
• налога на имущество,
• налога на добавленную стоимость,
• страховые взносы;
2) для индивидуальных предпринимателей:
• налога на доходы с физических лиц,
• налога на добавленную стоимость,
• налога на имущество физических лиц,
• социального налога.
С 1 января 2003 г. введен в действие специальный налоговый режим, предусмотренный гл. 262 НК РФ «Упрощенная система налогообложения».
Организация вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подала заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации без учета налога на добавленную стоимость не превысил 11 млн руб. При этом лимит выручки для перехода на УСН определяется без объемов продаж по видам деятельности, переведенным на единый налог на вмененный доход.
Также на упрощенную систему налогообложения могут перейти организации, у которых:
• средняя численность работников составляет не более 100 человек;
• остаточная стоимость находящихся в их собственности основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб.;
• нет филиалов и представительств.
Упрощенная система налогообложения может быть отменена организации, если за отчетный год выручка от реализации товаров (работ и услуг) превысит 20 млн. руб.
На упрощенную систему налогообложения не могут перейти:
1) по режиму налогообложения:
• индивидуальные предприниматели, если они переведены на систему налогообложения в виде ЕНВД,
• если не истекли два года после того, как индивидуальный предприниматель утратил право на применение «упрощенки»;
2) по видам деятельности:
• индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров,
Также не могут перейти на упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций в уставном капитале составляет более 25 %.
Объектом налогообложения при применении этой системы налогообложения в соответствии со ст. 34614 НК РФ выступают (по выбору налогоплательщика):
• доходы, т. е. экономическая выгода в денежной или натуральной форме, – в размере 6 %;
• доходы, уменьшенные на величину расходов, – в размере 15 % (но не менее суммы минимального налога, определяемого как 1 % от величины доходов).
Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей деятельности наемных работников и осуществляющим один из следующих видов деятельности (всего 58 видов):
1) пошив и ремонт одежды и других швейных изделий;
2) изготовление и ремонт трикотажных изделий;
3) изготовление и ремонт вязаных изделий;
4) пошив и ремонт одежды из меха;
5) изготовление и ремонт обуви;
6) изготовление, сборку, ремонт мебели и других столярных изделий;
7) фото-, кино– и видеоуслуги;
8) ремонт и техническое обслуживание автомобилей;
9) перевозку пассажиров и грузов на автомобильном и водном транспорте;
10) ремонт квартир;
11) ветеринарное обслуживание;
12) ритуальные услуги.
Патент выдается (по выбору налогоплательщика) на квартал, полугодие, девять месяцев, год. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Единый налог на вмененный доходвведен для видов деятельности:
1) бытовые услуги;
2) ветеринарные услуги;
3) услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничная торговля (на площади не более 150 м2);
5) услуги общественного питания (на площади не более 150 м2);
6) автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов (не более 20 транспортных средств);
7) распространение или размещение наружной рекламы.
Плательщики ЕНВД не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Объектом налогообложения при ЕНВД служит вмененный доход – потенциально возможный доход (базовая доходность) налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом факторов, непосредственно влияющих на его получение.
Налоговая ставка для ЕНВД установлена в размере 15 % вмененного дохода.
Учет расчетов по налогам осуществляется на активно-пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 может иметь развернутое сальдо. К данному счету открываются субсчета по видам налогов и сборов: «Налог на прибыль», «Налог на добавленную стоимость», «Налог на доходы физических лиц» и т. д. Размер платежей регулируется законодательством на федеральном или местном уровне с указанием сроков погашения. В конце года суммы платежей в соответствии с произведенными расчетами корректируются: недоначисленные суммы доначисляются, излишне внесенные засчитываются в счет очередных платежей или подлежат возврату.
Начисленные налоги и сборы (федеральные, региональные и местные) на основе налоговых деклараций отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов и сборов: включаемые в себестоимость продукции (товаров) – дебет счетов 20, 26, кредит счета 68; расходы, относимые на продажу, – дебет счетов 90-3, 90-4, 90-5, 91-2, кредит счета 68; платежи, оплачиваемые за счет финансовых результатов, – дебет счета 91-2, 99, кредит счета 68.
По дебету счета 68 указываются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по текущим налоговым платежам, просроченным налоговым платежам, штрафным санкциям, отсроченным и рассроченным суммам по уплате налога и сбора.
Одним из самых трудных объектов учета расчетов с бюджетом выступает учет расчетов по налогу на прибыль. Учет расчетов в данном случае регулируется ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н. Применение данного положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Кроме того, ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и фиксирование в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с действующим законодательством.
Наиболее крупными налогами, уплачиваемыми предприятием являются: НДС, налог на прибыль, налог на имущество.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 382.