Экономическая классификация доходов определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию.
Экономическая классификация доходов определяется трехзначным кодом (18-20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:
· 110 — налоговые доходы;
· 120 — доходы от собственности;
· 130 — доходы от оказания платных услуг;
· 140 — суммы принудительного изъятия;
· 150 — безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
· 151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· 152 — перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
· 153 — перечисления международных финансовых организаций;
· 160 — взносы, отчисления на социальные нужды;
· 180 — прочие доходы;
· 410 — уменьшение стоимости основных средств;
· 420 — уменьшение стоимости непроизведенных активов;
· 440 — уменьшение стоимости материальных запасов.
Экономическая классификация доходов включает операции с нефинансовыми активами. К ним относятся операции с основными средствами, непроизведенными активами и материальными запасами. С теоретической точки зрения доходами являются только те операции, которые приводят к увеличению чистой стоимости активов, и поэтому КОСГУ 410, 420, 440 не должны быть включены в состав экономической классификации доходов.
Понятие внебюджетных фондов.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов, счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства бюджет. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась вовсе расходах, требовавших средств покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они закачивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялись: одни возникали, другие аннулировались. Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Первый путь это выделения из бюджета определенных расходов, имеющих особое значение, а второй формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. К последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения. Создания других фондов обусловлено с возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в назначении фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формирование фондов специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. Внебюджетные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрирующиеся в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают из звеньев общегосударственных финансов. Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяется порядок и направления использования денежных фондов. С помощью внебюджетных фондов, возможно, влиять на процесс производства путем финансирования, кредитования отечественных предприятий, обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды, оказывать социальные услуги и населению путем выплат, пенсий и финансировать инфраструктуру в целом. Направление расходования средств поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием и реализуемых программ
Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительным источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Таким образом, внебюджетные фонды - способ организации государственных финансовых ресурсов. Необходимость создания внебюджетных фондов состоит в следующем: в рамках бюджета практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности. Специальные фонды, создаваемые государством, известны еще в эпоху феодализма, когда с разрешением деятельности государства возникли новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей. Но такие специальные фонды имели временный характер, количество их постоянно менялись.
Источниками внебюджетных фондов могут быть специальные налоги и сборы, субсидии из бюджета, займы. Конкретный перечень источников определенными задачами, для реализации которых создаются фонды. По принадлежности фонды могут быть федеральными, региональными, муниципальными. В зависимости от целей использования они делятся на экономические и социальные.
В России действует следующие государственные внебюджетные фонды:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Фонд социального страхования Российской Федерации.
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
4. Фонд занятости.
5. Другие внебюджетные фонды.
Доходы внебюджетные фонды включают в себя из таких источников:
1. Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда.
2. Отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организацией.
3. Средства бюджета.
4. Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом.
5. Займы, полученные фондом у ЦБ или коммерческих банков.
6. Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Внебюджетные фонды имеют следующие особенностями, такие как:
1. Внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность.
2. Денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет.
3. Формируется, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц.
4. Страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными.
5. На отношение, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ».
6. Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.
7. Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).
Большое место в составе финансовой системы занимают государственные финансы, благодаря которым государство играет и осуществляет важную роль в усовершенствовании социально-культурной области, в охране природы, в создании безопасных условий для страны и граждан.
2.Методы финансового контроля
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональным и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Основное значение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечивать эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:
1. Правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения.
2. Соблюдения действующего и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности.
3. Эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях.
4. Выявления резервов роста бюджетных доходов и экономии средств.
5. Успешную реализацию межбюджетных отношений, эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов.
6. Пересечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий.
7. Улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.
Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Помимо этого он распространяется и на негосударственный сектор экономики. Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот. И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.
Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно квалифицировать по различным признакам в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль).
Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:
1. Предварительный контроль производится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения предварительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия.
2. Текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечения финансовой дисциплины, соблюдения установленных норм налогообложения, выявления и пересечения нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов.
3. Последующий контроль - это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверки подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенным законом о бюджете, а также исполнении смет бюджетных учреждений. Анализирует эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременное зачисление доходов по отдельным источникам, причина отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.
Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.
Для осуществления контроля могут использоваться различные методы:
1. Проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучается смета расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организация. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставляемых предприятиями и организациями, а также иные сведения, имеющихся в его распоряжении.
2. Обследование. Основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности.
3. Экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу.
4. Ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия - это комплекс взаимосвязанных поверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях, в внебюджетных фондах, на предприятиях и в организациях с государственным участием, в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
В зависимости от того, насколько широко ревизия охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
1. Комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области.
2. Тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.
После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений - в следственные органы.
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относится проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.
В сфере финансового контроля органы правительства имеют следующие права:
1. Производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, проверки денежных документов регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета.
2. Получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов.
3. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений, контролировать их устранение.
4. Приостанавливать операции по счетам организаций, использующих бюджетные средства, при непредставлении ими необходимых бухгалтерских и финансовых документов.
5. Изымать документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета и внебюджетных фондов.
Помимо государственного и внутриведомственного контроля, важное значение имеет и так называемый внутрихозяйственный контроль. Он производится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации - бюджетополучателями. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру.
Для проведения контрольных мероприятий финансовые органы государства и сами бюджетополучатели могут привлекать аудиторские службы. В мировой практике аудиторский контроль распространен очень широко. В настоящее время эта система получает развития и в России. Целью аудита является проверка финансовой и бухгалтерской отчетности организации, степени ее достоверности, а также законности проводимых финансовых операций.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
· учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
· назначение и выплата пенсий;
· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
· взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов;
· выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
· управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
· реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
Социально значимые функции ПФР
Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России[2]:
· назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
· учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
· персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
· взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
· выдача сертификатов на получение материнского капитала;
· выплата средств материнского капитала;
· управление средствами пенсионной системы;
· реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
· с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
· с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Пенсионный Фонд Российской Федерации (Пфр)
самостоятельное финансово-кредитное учреждение, созданное для управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением, утв. пост. Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. ПФР, в частности, обеспечивает: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, организацию работы по изысканию сумм государственных пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профзаболевания; контроль (с участием налоговых органов) за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; организацию банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР. Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Средства ПФР формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из федерального бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР, Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным: средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Средства ПФР в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами направляются на выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие 12 отделениями ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Работодатели регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных ПФР в районах и городах и уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени за каждый день просрочки. К недоплате относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. К плательщикам страховых взносов могут быть применены финансовые санкции за сокрытие или занижение сумм, с которых должны уплачиваться страховые взносы, за отказ в регистрации в качестве плательщика страховых взносов и за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости. Размеры страховых взносов в ПФР определяются ежегодно принимаемыми федеральными законами. Закон РФ ""О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г."" установил, что начисление страховых взносов производится работодателем по отношению к выплатам, начисленным в пользу работника независимо от источников их финансирования, за исключения, устанавливаемыми Правительством РФ. Правительством РФ принято постановление от 7 мая 1997 г. ""О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации"". Страховые взносы по этому постановлению должны начисляться на все виды выплат, получаемых работником от работодателя, если таковые не включены в Перечень. Закон РФ от 1 апреля 1996 г. ""Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"" устанавливает, что на каждое застрахованное на территории России лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, который, в частности, должен содержать сведения о заработной плате или доходе (за каждый месяц страхового стажа), на которые начислены страховые взносы в ПФР. Такие сведения должны пополняться работодателем ежеквартально. ПФР и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Органы ПФР имеют право требовать от работодателей и застрахованных лиц своевременного и правильного представления необходимых сведений. Органы ПФР обязаны обеспечить своевременное включение представляемых сведений в индивидуальные лицевые счета, а также надежное их хранение, контролировать правильность представления сведений, бесплатно предоставлять один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его лицевом счете, разъяснять застрахованным и работодателям их права и обязанности, порядок заполнения форм и представления сведений. Органы ПФР обязаны также предоставлять органам, назначающим пенсии по их заявкам, сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных, подавших заявление о назначении пенсии.
Источники образования и расходования средств фонда.
Две трети пенсионеров в Российской Федерации - женщины. Поэтому мониторинг происходящего в Пенсионном фонде РФ является необходимой базой, которая позволяет оценить сложившуюся гендерную ситуацию и перспективы области пенсионного обеспечения как существенный аспект политики равенства и снижения бедности как Целей Тысячелетия ООН.
Наиболее детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного обеспечения в Российской Федерации может дать анализ ежегодно составляемого бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждаемого Федеральным Собранием Российской Федерации, который является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Из представленных показателей и прилагаемых расчетов и обоснований можно получить достаточно четкое представление об основных рамках государственное пенсионное регулирование.
К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В бюджете содержаться также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации, нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также установлены расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, общий объем капитальных и текущих расходов бюджета, иные показатели, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году, и уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).
В настоящее время бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.03.2005 № 118 "Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджета на очередной финансовый год" и с учетом требований Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2005 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов". При этом необходимо отметить, что в проекте бюджета ПФР на 2006 год ряд пунктов не согласуются с требованиями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку не содержат данных о размере резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, порядке его формирования и расходования.
Доходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с учетом изменений, вносимых в бюджетную классификацию с 1 января 2005 года; нормами Налогового кодекса и с учетом изменения налогового законодательства согласно Федеральному закону "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".
Расходная часть бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации определена в соответствии с нормами федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими действующими законодательными актами, указами Президента Российской Федерации и международными соглашениями в области пенсионного обеспечения.
Фонд социального страхования,
Социальное страхование в России существует уже около 100 лет.
В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации Фонд стал самостоятельным специализированным финансово - кредитным учреждением.
Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. N 101.
Функции
· выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)
· обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение
· обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами
· оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет
· оплата родовых сертификатов
· доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам
· доплата за диспансеризацию работающих граждан
· оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами
· оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей)
· и др.
Однако оформление т. н. «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда РФ.
Отчётность
· Страхователи сдают форму 4-ФСС о начислениях и расходовании средств фонда не позднее 15 числа после окончания отчётного периода (квартала).
· Уплачивающие добровольно страховые платежи также сдают 4а-ФСС
2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации:
Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»,
Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ
Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.
В 2000 году Фонд социального страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Социальное страхование в России существует уже около 100 лет. С 1933 по 1993 годы средствами государственного страхования ведали профсоюзы.
Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансовo-кредитным учреждением.
Основными задачами фонда являются:
• обеспечение гарантированных пособий;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
• подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
В соответствии с Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11, является обеспечение работающих граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию:
по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), расходы - более 70%; пособия по материнству и детству (по беременности и родам и в ранние сроки беременности, при усыновлении ребенка, при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет); Федеральным законом № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливаются следующие виды государственных пособий:
· пособие по беременности и родам;
· единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
· ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
· ежемесячное пособие на ребенка;
· единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
· ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Пособие по беременности и родам выплачивается суммарно за весь отпуск («декретный отпуск») продолжительностью 70+70 календарных дней (до родов + после родов), 70+86 календарных дней в случае осложненных родов и 84+110 календарных дней при рождении двух или более детей. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Работающим женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, пособие по беременности и родам устанавливается в размере 100% среднего заработка. По нормам Федерального Закона №255 с 1.1.2011 средний заработок считается за два календарных года, предшествующих году ухода в отпуск по беременности и родам. Также до конца 2012 года можно рассчитывать средний заработок по нормам того же ФЗ до изменений 2011 года и выбирать более выгодный для себя вариант. Напомним, что в 2010 году средний заработок считался за последние 12 календарных месяцев, не считая месяц наступления отпуска по беременности и родам. При этом из расчета исключались дни отпусков и больничных и доходы, полученные за эти дни.
Размер пособия не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, которая в 2012 году равна 36563 рублям в месяц. Максимальный размер пособия по беременности и родам с 1 января 2010 года не зависит от районных коэффициентов. И в Москве, и за Полярным кругом максимальный размер пособия одинаковый.
Женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере минимального размера оплаты труда за каждый месяц отпуска. С 1 июля 2011 года 1 МРОТ равен 4661 рублю. В страховой стаж включаются все периоды, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, в зачет идут доходы от всех работодателей, но выплаты пособий производятся либо по одному из последних мест работы, либо по каждому месту работы, свой вариант ищите в калькуляторе пособий (это проще) или в статье «Самостоятельный расчет декретного отпуска в 2012 году».
Пособие назначается работодателем (работодателями) в течение 10 дней после предоставления всех документов, а выплачивается в ближайший после назначения день выплаты зарплат.
Если работодатель не может выплатить пособия по беременности и родам (нет денег на счете), пособие выплачивает территориальный орган страховщика (название страховой компании смотрите на своем полисе ОМС).
Уволенным в связи с ликвидацией организаций пособие по беременности и родам устанавливается в размере 465,2 рублей в месяц. Для этого необходимо в течение 12 месяцев со дня увольнения встать на учет в центре занятости.
Обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе получают пособие по месту учебы.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в сроки беременности до двенадцати недель.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности с 1 января 2012 года составляет 465,2 рублей.
Другие пособия:
· единовременное пособие при рождении ребенка;
· единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
· ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
· ежемесячное пособие на ребенка;
· единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
· ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Любое из пособий можно получить за весь период, подав заявление не позднее 6 месяцев со дня окончания соответствующего периода.
на оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; на погребение; на санаторно-курортное лечение работающих и их детей.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата работникам путевок на санаторно-курортное лечение, финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя.
Ответственность за расходование и правильность назначения пособий несет администрация предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 145_1 УК РФ).
Кроме того, с 2000 года на Фонд социального страхования РФ возложены функции по новому виду страхования - по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается страховое обеспечение пострадавшим на производстве (пособия по временной нетрудоспособности при производственной травме, единовременная и ежемесячные страховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию).
Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.
Средства фонда образуются за счёт:
• части единого социального налога по установленным налоговым ставкам ;
• доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
• ассигнований из федерального бюджета РФ;
• добровольных взносов физических и юридических лиц;
• прочих доходов.
Осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложена на ФСС и Министерство по налогам и сборам РФ, а за расходованием этих средств — на ФСС с участием профессиональных союзов.
Бюджет фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центpaльных отраслевых отделений фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.
Социальные страховые фонды образуются за счет основных источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.
Взносы застрахованных представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это прямой целевой налог. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах к валовому заработку и является пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается минимальный и максимальный доход, с которого взимаются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой за работной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.
Субсидии государства фондам социального страхования включают взносы за неработающих граждан, военнослужащих и государственных служащих, дотации на возмещение дефицита бюджетов этих фондов и налоговые льготы. В последнее десятилетие возрастает значение нового источника финансирования фондов обязательного социального страхования - доходов от капитализации взносов.
Средства социального страхования используются в виде денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значение принадлежит денежным выплатам, которые занимают первое место и по объему ресурсов. Денежные выплаты представлены пенсиями и пособиями, имеющими целевую направленность как по характеру использования, так и по контингенту получателей.
Пособие - это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа). В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по уходу за ребенком после его рождения, пособие по беременности и родам. Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и на погребение умершего работника или члена его семьи. Особое место среди пособий по социальному страхованию занимает пособие по безработице, которое выплачивается из Государственного фонда занятости населения и негосударственных фондов страхования от безработицы.
Финансирование услуг, предоставляемых через социальное страхование, должно удовлетворить ряд потребностей нетрудоспособных и безработных граждан. Эта форма использования средств социального страхования включает оплату лечебно-профилактической помощи и лекарств, содержание домов-интернатов, возмещение затрат на организацию лечения и отдыха застрахованных граждан и членов их семей, профориентацию и переподготовку безработных и инвалидов, их трудоустройство и социальную реабилитацию.
Назначение льгот связано с получением конкретного материального блага или услуги по льготным ценам. В силу этого льготы занимают промежуточное положение между натуральным и денежным распределением. Они дают возможность увеличения располагаемых доходов отдельных групп населения.
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).
Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.
К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.
Под социальным вспомоществованием (помощью) как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществования являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума.
Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.
Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского.
Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.
Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.
Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано со многими проблемами. Специалисты предлагают также включить фонды социального страхования в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущих проблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидация данных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение. Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженности перед получателями пенсий и пособий.
Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.
В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» (имеется в виду вероятность материальном необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе). Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В такого рода случаях ни обособленный, ни даже вошедший в какую-либо значительную группу трудящихся работник, едва ли в состоянии предотвратить негативные события.
Возрастание степени социального риска неоправданно рассматривать как неудачное стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своего рода «оборотная сторона» повышения экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания таких механизмов и форм социальной защиты, которые были бы адекватны новым условиям в обществе, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства и общества.
Осуществляющийся в стране процесс реформирования лишает систему социального обеспечения ее прежнего основного гаранта - стабильных поступлений из госбюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.
В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и, наконец, безработицей.
Помимо характера риска, при классификации видов социального страхования учитывается и способ его организации: на добровольных началах или в обязательном порядке. Между этими двумя основными формами возможен ряд переходных, объединяемых так называемым условно-обязательным страхованием. Еще одна грань отличия состоит в том, что страхование может быть местным, т.е. распространяющимся лишь на определенную территорию, и общегосударственным.
Наряду с социальным страхованием существует и другая форма социальной защиты – социальная помощь. В ее основе иные принципы организации. Практика страхования строится на прочной статистической базе, учете и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важнейшими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на экономически активное, занятое население (так как финансируется главным образом за счет его доходов). Программы же социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетных средств различного уровня. Кроме того, существенной особенностью страхования является самопомощь его участников, самоуправление страховой организации. Социальная помощь, напротив, несет на себе отпечаток попечительства, вспомоществования со всеми вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.
Основную грань между социальным страхованием и социальной помощью, таким образом, можно свести к различию функции и роли государства в организации и деятельности этих институтов.
На нынешнем этапе развития нашей страны весьма важным вопросом является построение рыночной модели социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные черты, прежде всего здесь имеется в виду то, что государство все функции социальной защиты брало на себя, и на этой основе достигалась стабильность функционирования. Но в то же время по самой природе своей она освобождала людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такое положение было всеобщим, оно, естественно никак не могло способствовать заинтересованности трудящихся в повышении эффективности их участия в общественном производстве.
Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает лишь общие «правила игры», утверждает их в виде нормативных актов, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, работников и государственных органов. Страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них.
Предпринимаемые в настоящее время попытки перехода от модели социального обеспечения к модели социального страхования основаны на том, что он должен ориентироваться на мировую и отечественную (до 1917 г.) практику. Это означает, что формирование системы социального страхования связано с принципами последнего и должно опираться на теорию социальных рисков и актуарных расчетов, реализоваться в совокупности автономных, самоуправляемых товариществ.
В области организации страхования рыночного типа стоят две важнейшие задачи: 1) объективная оценка, учет и анализ уровня и факторов риска для различных категорий работников или отдельных профессиональных групп трудящихся; 2) справедливое распределение ответственности за отдельные виды социального риска между субъектами социально-трудовых отношений.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 101, осуществляется международное сотрудничество с аналогичными службами других государств с целью изучения и обобщения передового зарубежного опыта по вопросам государственного страхования и бюджетно-финансовой деятельности в сфере обязательного социального страхования.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 891 «Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения» Фонд принимает участие в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) в качестве ее полноправного члена.
Фонд социального страхования Российской Федерации также является полноправным членом Европейского форума организаций страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Еврофорум), активно сотрудничает с Международной организацией труда (МОТ).
В пределах компетенции Фонд участвует в реализации договоров о социальном обеспечении, а также взаимодействует с партнерскими организациями других стран, осуществляя обмен опытом, методическими материалами, проведение совместных мероприятий, реализацию международных программ в России и в мире.
Международная деятельность способствует укреплению двухсторонних контактов с международными организациями социальной сферы, профессиональному развитию руководителей и специалистов центрального аппарата и региональных отделений Фонда.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 473.