Управление дебиторской задолженностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дебиторская задолженность представляет наиболее сложный с точки зрения управления элемент оборотных средств. Объем дебиторской задолженности существенно зависит от принятой в организации политики продаж.

Алгоритм управления дебиторской задолженностью:

 

На первом этапе, в процессе анализа дебиторской задолженности изучается состав, динамика, причины и сроки ее образования, а также рассчитываются основные аналитические показатели:

- Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

- Период погашения дебиторской задолженности:

- Коэффициент погашения дебиторской задолженности

- Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов

 

На втором этапе, осуществляется ранжирование дебиторской задолженности. На практике это происходит с помощью оценки платежеспособности покупателей, и в качестве наиболее важных их характеристик выделяют платежную дисциплину и объем продаж (в денежном выражении) в предшествующие периоды.

На третьем этапе – определяется величина сомнительной и реальной дебиторской задолженности, осуществляется ее ранжирование по срокам возникновения, проводится формирование резервов на возможные потери.

На завершающем этапе процесса управления дебиторской задолженностью определяются методы рефинансирования, т.е. ускоренный перевод дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Одной из форм рефинансирования дебиторской задолженности, как известно, является факторинг.

Другой формой рефинансирования дебиторской задолженности может являться форфейтинг, который представляет собой финансовую операцию рефинансирования дебиторской задолженности по экспортному коммерческому кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство пофинансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка).

 

2.2 Деятельность корпорации сопряжена со множеством расходов, различающихся по экономическому содержанию, целевому назначению, источникам возмещения. Перед тем как дать определение термину "расходы", следует отмстить, что в настоящее время существует ряд взаимозаменяемых понятий, используемых как синонимы. Среди них:

• издержки – совокупность затрат на приобретение вводимых факторов производства;

• затраты – денежное выражение фактического объема ресурсов, используемых в определенных целях, независимо от источника финансирования, и имеющее отношение к данному отчетному периоду;

• расходы – затраты, которые документально подтверждены, направлены на получение дохода, экономически оправданы и не указаны в ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Непосредственно понятие расходов приводится в ПБУ 10/99 и в ст. 252 Налогового кодекса РФ. Нормы, приведенные в ПБУ 10/99, используются для ведения бухгалтерского учета, а в Налоговом кодексе РФ – для ведения налогового учета.

Так, в ПБУ 10/99 сказано, что расходами корпорации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признается расходами корпорации выбытие активов:

• в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

• вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

• по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

• в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

• в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

• в погашение кредита, займа, полученных корпорацией.

В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком с целью получения дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого они были произведены.

В настоящее время принято выделять следующие признаки группировки расходов корпорации:

• связанные с извлечением прибыли (включают в себя затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), а также инвестиции);

• не связанные с извлечением прибыли (расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели);

• принудительные расходы (это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции).

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся классификации расходов (рис. 1, 2, 3) и затрат (рис. 4, 5) корпорации. На рис. 1 представлена классификация расходов, используемая в целях бухгалтерского и налогового учета. Углубленная классификация расходов в целях бухгалтерского учета представлена на рис. 2, в целях налогового учета – на рис. 3.

Рис. 1. Классификация расходов корпорации в целях налогового и бухгалтерского учета

 

Далее разберем классификацию затрат. Следует отметить, что именно на базе затрат формируется себестоимость продукции, товаров и услуг, предоставляемых корпорацией клиентам. Изучение затрат и их классификация является основой для их оптимизации. Типовая классификация затрат представлена на рис. 4.

По экономическому содержанию затраты могут быть явные и неявные (альтернативные). Явные затраты формируются за счет оплаты внешних ресурсов, т.е. ресурсов, не находящихся в собственности корпорации. Их называют также бухгалтерскими. Например, сырье, материалы, топливо, рабочая сила и т.д. Неявные затраты определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности корпорации. По-другому их называют альтернативными, или ценой упущенных возможностей. По сути они представляют собой доход, который могла бы получать корпорация, если бы предпочла иной вариант использовании имеющихся у нее ресурсов.

Рис. 2. Расходы корпорации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности в бухгалтерском учете

Рис. 3. Расходы корпорации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности в налоговом учете

 

В зависимости от взаимосвязи с изменением объема производства затраты делятся на постоянные и переменные. Под постоянными понимают затраты, не зависящие от объема производства. К ним относят затраты на аренду помещения, теплоснабжение, выплату процентов за кредит, заработную плату управленческого персонала и т.д. На единицу продукции они меняются в обратной зависимости от объема производства. Переменные затраты меняются в прямой зависимости: для корпораций, занимающихся торговлей, – от объема реализации, для промышленных – от уровня производства. Их основной признак – исчезновение при остановке производства. К ним относят затраты на сырье, материалы, комплектующие, заработную плату рабочих и пр. В расчете на единицу продукции они обычно остаются неизменными. Эти затраты называют переменными, поскольку их общая сумма меняется в зависимости от объемов реализации или производства. Постоянные и переменные затраты в сумме составляют валовые, которые стремится покрыть корпорация, устанавливая цепу. Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные условно, поэтому их иногда называют условно-постоянными и условнопеременными.

Рис. 4. Классификация затрат корпорации

 

В рыночных условиях любая корпорация независимо от масштабов и сферы деятельности занимается планированием, когда на первое место выходит забота об уменьшении неопределенности экономических результатов.

Основой планирования деятельности корпорации является калькулирование себестоимости, т.е. определение затрат, связанных с производством и реализацией единицы продукции.

Себестоимость – это затраты, которые несет корпорация на производство товара или оказание услуги.

Статьи затрат и виды себестоимости приведены на рис. 5.6.

При расчете себестоимости готовой продукции необходимо учитывать изменение остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов, а также создание резервов предстоящих расходов и платежей.

• Незавершенное производство – это продукция, процесс изготовления которой еще не закончен.

Выпуск готовой продукции по себестоимости с учетом незавершенного производства определяется по формуле

 

 

• Расходы будущих периодов – это расходы, которые несет корпорация в данном периоде, но включать в себестоимость будет в последующих отчетных периодах.

Выпуск готовой продукции по себестоимости с учетом расходов будущих периодов:

Рис. 6. Статьи затрат и виды себестоимости корпорации

 

• Создание резервов предстоящих расходов и платежей увеличивает себестоимость, поскольку эти резервы создаются для осуществления расходов, включаемых в себестоимость.

2.3 Инновация (англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

· используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

· обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

· обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих или превышающих мировой уровень;

· достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Виды инноваций:

- Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

- Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

- Продуктовые.

- Организационные.

- Маркетинговые.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Динамика инноваций неравномерна, в ней всегда просматривается цикличность, по инновационному потенциалу (уровню новизны). С этих позиций инновации делятся на:

- радикальные (базисные), не имеющие аналогов, реализуют крупнейшие изобретения и становится основой технической революции, формированием новых отраслей, новых направлений в развитии техники и технологии, например: в авиации, переход от винтовых самолетов – к реактивным; в электронике – переход от ламповых приемников к полупроводникам, развитие микроэлектроники и т.д.;

- крупные, формирующие новое поколение техники, технологии. Они реализуются в более короткие сроки и критерий новизны меньше, то есть имеются элементы уже применяемых инноваций. На практике это создание новых машин, продвинутых технологий и т.д.;

- средние инновации реализуют отдельные элементы базисных инноваций, расширяют сферу применения существующей технологии. На практике это модернизация техники, усовершенствование технологии, характеристик выпускаемой продукции;

- мелкие инновации, улучшают отрицательные производственные или потребительские параметры техники, технологии, товаров. На практике – это рационализация, модификация оборудования, технологий и т.д., что способствует повышению эффективности производства.

Взаимосвязь новизны, масштабности инноваций и эффективности характеризуется уровнем прибыли, получаемой от их реализации. Высокие технологии залог получения высоких прибылей, потому что позволяют установить на этапе роста монопольные цены.

По критерию технологических параметров объектов инновационных изменений выделяют продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации включают:

- получение принципиально новых товаров и услуг (как потребительских, так и производственного назначения);

- использование новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих.

Процессные инновации предполагают применение новых технологий (как правило, более производительных), новых методов организации хозяйственной деятельности, разного рода управленческих нововведений.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором - объектом инновации служит не конкретно новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

По критерию научно-технической значимости инновации делят на базисные и улучшающие. Базисные инновации представляют собой результаты крупных научно-технических разработок. Именно они лежат в основе принципиально новых продуктов и технологий нового поколения, не имеющих аналогов. Базисные инновации знаменуют прорыв на потребительском рынке и рынке инвестиционных товаров.

Сегодня среди них - нанотехнологии, создание новых материалов; вчера - сотовая связь, Интернет, выход в космос.

Улучшающие инновации представляют собой результаты средних и мелких научных разработок, которые лежат в основе значительных изменений (модернизации) уже существующих продуктов, технологий, методов организации хозяйственной деятельности. Примерами улучшающих инноваций являются аппараты телефонной связи, оснащенные дополнительными функциями (фото-, видеокамера), или автомобили с бортовыми компьютерами.

От улучшающих инноваций следует отличать так называемые псевдоинновации, или незначительные изменения характеристик товара (цвет, отделка и т.п.), не затрагивающие его конструктивных особенностей и не добавляющие принципиально новых потребительских свойств.

По критерию причины возникновения выделяют реактивные и стратегические инновации. Реактивные инновации представляют собой ответную реакцию на нововведение, примененное конкурентом. Цель реактивных инноваций заключается в сокращении экономического отставания от лидера отрасли, недопущении снижения конкурентоспособности собственной продукции и сохранении позиций в конкурентной борьбе.

Стратегические инновации носят упреждающий характер. Они являются результатом научно-технического прорыва и нацелены на длительное единоличное лидерство в отрасли.

По критерию частоты применения различают разовые и диффузные инновации. Разовые инновации не имеют распространения вне рамок предприятия или компании-новатора. На ранних стадиях коммерческого освоения практически все инновации разовые.Диффузные инновации возникают в ходе применения нововведения компаниями-имитаторами. Инновации данного вида характеризуют процесс распространения нововведения во времени и пространстве.

По критерию места инновации в микроэкономической системе в технологическом процессе на предприятии выделяют инновации на входе, на выходе и внутренние инновации. Инновации на входе затрагивают ресурсное обеспечение профильной деятельности предприятия. Инновации на выходе затрагивают характеристики выпускаемой продукции. Внутренние инновации модернизируют технологические и управленческие процессы в рамках предприятия.

Многообразие классификационных признаков инноваций свидетельствует о том, что формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности также должны отличаться многообразием.

Классификация инноваций позволяет предприятию определить наиболее эффективную инновационную стратегию и механизм управления инновационной деятельностью.

Инвестиции - это долгосрочное вложение средств в активы организации с целью увеличения прибыли и наращивания собственного капитала. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью времени, на протяжении которого организация получает экономический эффект (увеличение выпуска продукции, производительности труда, прибыли и т.д.).

Инвестиции имеют большое значение не только для будущего положения организации, но и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств как производственного, так и непроизводственного характера, укрепляется материально-техническая база субъектов хозяйствования. Это позволяет организациям увеличивать объемы производства продукции, наращивать прибыль, улучшать условия труда и быта работников. От инвестиций зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции, ее конкурентоспособность.

Инвестиционная деятельность - необходимое условие для производственной деятельности хозяйствующего субъекта. В свою очередь в результате использования в производстве инвестиционные ресурсы преобразуются и формируют доход, являющийся источником инвестиционных ресурсов следующего цикла. С этой точки зрения инвестиционная и производственная деятель­ность представляют собой важнейшие взаимосвязанные составляющие единого экономического процесса.

Инвестиции осуществляются в различных формах.

В зависимости от объекта вложения средств инвестиции делятся на реальные (капиталообразующие) , финансовые (портфельные) и нематериальные.

Реальные инвестиции - это вложение средств в обновление имеющейся материально-технической базы организацию, наращивание его производственной мощности, освоение новых видов продукции или технологий, инновационные нематериальные активы, строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на экологию и др. Иначе говоря, к капиталообразующим инвестициям относятся новое строительство, расширение организацию, реконструкция и техническое перевооружение. Данная классификация имеет важное значение, поскольку для начала любого строительства необходимо наличие согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации и полученного на её основе разрешения на строительство.

Инвестиции, предназначенные для создания новых и воспроизводства действующих основных средств называют капитальными вложениями.

Соотношение перечисленных затрат представляет собой технологическую структуру капитальных вложений.

Финансовые инвестиции — это долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги, корпоративные совместные организацию, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и т.д.

Инвестиции в нематериальные ценности - вложение денег в научные исследования, переподготовку персонала, нематериальные активы.

По цели инвестирования выделяют прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции выступают как вложения в уставные капи­талы предприятий (фирм, компаний) с целью установления непосред­ственного контроля и управления объектом инвестирования. Они в большей степени направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущих финансовых интересов, а не только на получение дохода.

Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы с целью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков. Как правило, порт­фельные инвестиции являются вложениями в приобретение принадле­жащих различным эмитентам ценных бумаг, других активов.

По срокам вложений выделяют кратко-, средне- и долгосрочные инвестиции.

Краткосрочные инвестиции - вложе­ния средств на период до одного года. Среднесрочные инвестиции пред­ставляют собой вложения средств на срок от одного года до трех лет, долгосрочные инвестиции — на срок свыше трех лет.

По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяют:

Частные инвестиции - вложения средств частных инвесторов: граждан и предприятий него­сударственной формы собственности.

Государственные инвестиции - вложения, осуществляемые государственными органами власти и управления, а также предпри­ятиями государственной формы собственности.

Иностранные инвестиции - вложения средств ино­странных граждан, фирм, организаций, государств.

Смешанные инвестиции - вло­жения, осуществляемые отечественными и зарубежными экономическими субъектами.

По региональному признаку различают:

Внутренние (национальные) инвестиции включают вложения средств в объекты инвестирования внутри данной страны.

Инвестиции за рубежом (зарубежные инвестиции) понимаются как вложения средств в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции. Данная классификация тесно связана с выделением соот­ветствующих типов инвесторов. Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска, высокой прибыльностью и низкой ликвидностью. Умеренные инвестиции отличаются средней (умеренной) степе­нью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений. Консервативные инвестиции представляют собой вложения пони­женного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью.

В зависимости от сферы вложения можно выделить производственные и непроизводственные инвестиции: в социально-культурную сферу, в отрасли науки, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, информатики, в охрану окружающей среды, для строительства новых объектов этих отраслей, совершенствования при­меняемых в них техники и технологий, осуществления инноваций.

Кроме того, в ходе анализа инвестиционной деятельности выделяют валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции — это объем всех инвестиций в отчетном периоде.

Чистые инвестиции меньше валовых инвестиций на сумму амортизационных отчислений в отчетном периоде.

Если сумма чистых инвестиций является положительной величиной и имеет значительный удельный вес в общей сумме валовых инвестиций, то это свидетельствует о повышении экономического потенциала организации, направляющей значительную часть прибыли в инвестиционный процесс.

Большое значение имеет структура реальных инвестиций по источникам финансирования, отражающая распределение инвестиций на собственные, привлеченные и заемные средства.

Оценка инвестиционных проектов может происходить по многим критериям – с точки зрения их социальной значимости, масштабам воздействия на окружающую среду, степени вовлечения трудовых ресурсов и т.п. Однако центральное место в этих оценках принадлежит эффективности инвестиционного проекта, под которой понимают соответствие полученных от проекта результатов – как экономических (в частности прибыли), так и внеэкономических (снятие социальной напряженности в регионе) – и затрат на проект.

Оценка эффективности инвестиций имеет огромный научный и практический интерес, поскольку от того, насколько объективно и всесторонне осуществлена эта оценка, зависят сроки окупаемости вложенного капитала, темпы развития фирмы, а также решение многих проблем социально-экономического развития страны.

Как правило, оцениваются следующие виды эффективности:

1. эффективность проекта в целом;

2. эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом оценивается для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость инвестиционных проектов вне зависимости от финансовых возможностей его участников. Данная эффективность включает в себя:

· общественную (социально-экономическую) эффективность проекта, которая учитывает социально-экономические последствия реализации инвестиционных проектов для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и «внешние эффекты» – социальные, экологические и иные эффекты;

· коммерческую эффективность проекта, которая показывает финансовые последствия его осуществления для участника инвестиционных проектов, в предположении, что он самостоятельно производит все необходимые затраты на проект и пользуется всеми его результатами. Иными словами, при оценке коммерческой эффективности следует абстрагироваться от возможностей участников проекта по финансированию затрат на инвестиционный проект, условно полагая, что необходимые средства имеются.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки финансовой реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Данная эффективность включает:

· эффективность участия предприятий в проекте (его эффективность для предприятий – участников инвестиционных проектов);

· эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров АО – участников инвестиционных проектов);

· эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям – участникам инвестиционных проектов (народнохозяйственная, региональная, отраслевая и т.п. эффективности);

Подходы и принципы оценки эффективности инвестиционных проектов одинаковы на всех стадиях. Однако набор исходных данных, степень их конкретизации, а также получаемая при этом оценка могут различаться.

На стадии разработки инвестиционного предложения ограничиваются, как правило, общей оценкой эффективности проекта в целом. При формировании обоснования инвестиций и ТЭО проекта должны оцениваться все виды эффективности.

Для прогнозирования эффективности долгосрочных инвестиций проводится долгосрочный анализ доходов и издержек, и рассчитываются следующие показатели;

· срок окупаемости инвестиций;

· индекс рентабельности инвестиций (IR);

· чистый приведенный эффект, или чистая текущая стоимость (NPV);

· внутренняя норма доходности (IRR);

· средневзвешенный срок жизненного цикла инвестиционного проекта, т.е. дюрация (D).

В основу расчета перечисленных показателей положено сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Первые два могут базироваться как на учетной величине денежных поступлений, так и на дисконтированных доходах с учетом временной компоненты денежных потоков.

Первый метод оценки эффективности инвестиционных проектов заключается в определении срока, необходимого для того, чтобы инвестиции окупили себя. Этот метод наиболее простой и поэтому наиболее распространенный.

Если доходы от проекта распределяются равномерно по годам, то срок окупаемости инвестиций определяется делением суммы инвестиционных затрат на величину годового дохода.

При неравномерном поступлении доходов срок окупаемости определяют прямым подсчетом числа лет, в течение которых доходы возместят инвестиционные затраты в проект, т.е. доходы сравняются с расходами.

Недостатком данного метода является то, что он не учитывает разницу в доходах по проектам, получаемых после периода их окупаемости.

Следовательно, оценивая эффективность инвестиций, надо принимать во внимание не только сроки их окупаемости, но и доход на вложенный капитал, для чего можно рассчитать индекс рентабельности (IR) и уровень рентабельности инвестиций (R):

 

(1)

(2)

Однако эти показатели также имеет свои недостатки: они не учитывают распределения притока и оттока денежных средств по годам.

Считается, что более научно обоснованной, является оценка эффективности инвестиций, основанная на методах наращения (компаундирования) или дисконтирования денежных поступлений, учитывающих изменение стоимости денег во времени.

Сущность метода компаундирования состоит в определении суммы денег, которую будет иметь инвестор в конце операции. Этот метод подразумевает исследование денежного потока от настоящего к будущему. Заданными величинами здесь являются исходная сумма инвестиций, срок и процентная ставка доходности, а искомой величиной - сумма средств, которая будет получена после завершения операции.

Для определения стоимости, которую будут иметь инвестиции через несколько лет, при использовании сложных процентов применяют следующую формулу:

(3)

 

где FV — будущая стоимость инвестиций через n лет, тыс. руб.;

PV — первоначальная сумма инвестиций, тыс. руб.;

г — ставка процентов в виде десятичной дроби;

n — число лет в расчетном периоде, лет.

При начислении процентов по простой ставке используется следующая формула:

FV = PV× (1 + r n) (4)

Если проценты по инвестициям начисляются несколько раз в году поставке сложных процентов, то формула для определения будущей стоимости вклада имеет следующий вид:

FV=PV× (1+r/m)n m, (5)

где m — число периодов начисления процентов в году.

Метод дисконтирования денежных поступлений (ДДП) - исследование денежного потока в обратном направлении, то есть от будущего к текущему моменту времени, позволяет привести будущие денежные поступления к сегодняшним условиям.

Для этого используется следующая формула:

(6)

где, kd - коэффициент дисконтирования.

Пример. Инвестор пожелал купить акции алюминиевого комбината. Эти акции предлагаются по цене 10 тыс. руб. за шт., и в проспекте эмиссии доказывается, что через 5 лет их стоимость как минимум удвоится. Стоит ли покупать эти акции, если инвестору реально доступны иные варианты вложения средств, обеспечивающие доход на уровне 10 % в год?

Решение. Стоимость акции через 5 лет составит 20 тыс. руб. получаем:

Таким образом, текущая стоимость акции 12 418 руб. т. е. даже если бы инвестор платил бы за нее такую цену, то это вложение капитала все равно было бы очень выгодным.

Метод чистой текущей стоимости (NPV) состоит в следующем.

  1. Определяется текущая стоимость затрат (I0), т.е. решается вопрос, сколько инвестиций нужно зарезервировать для проекта.
  2. Рассчитывается текущая стоимость будущих денежных поступлений от проекта, для чего доходы за каждый год CF (кеш-флоу) приводятся к текущей дате:

(4.8)

  1. Текущая стоимость затрат (I0) сравнивается с текущей стоимостью доходов (PV). Разность между ними составляет чистую текущую стоимость проекта (NPV):

NPV=PV-I0 = (9)

NPV показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора от помещения денег в проект по сравнению с хранением денег в банке:

  • если NPV > 0, значит, проект принесет больший доход, чем при альтернативном размещении капитала;
  • если NPV < 0, то проект имеет доходность ниже рыночной, и поэтому деньги выгоднее оставить в банке;
  • если NPV = 0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

Важным показателем, который применяется для оценки эффективности инвестиций, является внутренняя норма доходности (IRR), то есть ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника. Её значение находят из следующего уравнения:

(10)

Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он показывает ожидаемую норму доходности или максимально допустимый уровень инвестиционных затрат в оцениваемый проект. IRR должен быть выше средневзвешенной цены инвестиционных ресурсов:

IRR›CC

Если это условие выдерживается, инвестор может принять проект, в противном случае он должен быть отклонен.

Если имеется несколько альтернативных проектов с одинаковыми значениями NPV, IRR, то при выборе окончательного варианта инвестирования учитывается длительность инвестиций (duration).

 

 

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОРПОРАЦИИ

3.1Финансовое планирование и прогнозирование корпорации

3.2 Стратегические решения в системе управления стоимостью компании

3.3 Дивидендная политика. Взаимосвязь инвестиций, дивидендов и финансовых решений 

3.4Слияния и поглощения как фактор роста стоимости бизнеса

3.1 В условиях рыночной экономики повышается значимость и актуальность финансового планирования и прогнозирования. В развитых странах финансовое планирование выступает одним из важнейших инструментов регулирования деятельности компании. Рынок еще более требователен к качеству финансового планирования, ибо при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании и прогнозировании, ответственность несет непосредственно организация.

Эффективность функционирования предприятия, его финансовая устойчивость, жизнеспособность в условиях рыночной экономики во многом зависят от того, насколько точно оно сможет предвидеть перспективы своего развития, то есть от уровня обоснованности принятой к использованию системы прогнозирования и планирования. Поэтому функции финансового прогнозирования и планирования составляют основу механизма управления финансами предприятия.

Финансовое планирование и прогнозирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия.

В процессе финансового планирования и прогнозирования одновременно обосновываются рациональные отношения, стоимостные пропорции, движение финансовых ресурсов и на этой основе определяются финансовые показатели на плановый период. Их особенностью является синтетический характер и обязательно стоимостное выражение. Этими основополагающими факторами определяются роль финансового планирования и прогнозирования.

Цель финансового прогнозирования -- оценка перспектив воздействия внешней среды и внутренних условий на будущее состояние финансовых ресурсов предприятия.

Задачами финансового прогнозирования являются: определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде;? поиск источников их формирования и направлений наиболее эффективного использования на основе анализа складывающихся тенденций и с учетом воздействия на них различных факторов;

оценка финансового состояния предприятия в прогнозируемом периоде в зависимости от возможных вариантов его финансово-хозяйственной деятельности;

формирование рекомендаций относительно выбора рациональной финансовой стратегии и тактики, обеспечивающих достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.

Необходимость финансового прогнозирования обусловлена общими условиями хозяйствования. С помощью прогнозирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия, устраняют излишние транзакционные издержки. Компания не в состоянии полностью устранить предпринимательский и финансовый риски, но может снизить их негативное влияние и последствия с помощью умелого прогнозирования показателей.

Цели финансового планирования на предприятии зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся:

- максимизация продаж;

- максимизация прибыли;

- максимизация собственности владельцев предприятия.

Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии развития предприятия с позиции экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определении необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий и претворению их в жизнь. Финансовое планирование на предприятии решает следующие задачи:

- выявляет резервы увеличения доходов предприятия и способы их мобилизации;

- обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;

- определяет пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов;

- управляет денежными потоками;

- обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов, государства;

- осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия. Финансовое планирование помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым защищая компанию от применения к ней штрафных санкций.

Процесс составления финансовых планов включает в себя следующие этапы:

1. Анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает предприятие.

2. Прогнозирование последствий текущих решений с целью избежать неожиданностей и понять связи между текущими и будущими решениями.

3. Обоснование выбранного варианта из всех возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана).

4. Оценка результатов, достигнутых предприятием, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане. Четырехэтапный процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, планирование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию.

Значение финансового планирования заключается в том, что оно:

- позволяет сделать выбор наиболее эффективных путей развития из возможных альтернатив;

- дает возможность определить в перспективе экономическую эффективность деятельности организации;

- способствует постановке конкретных целей, которые служат способом мотивации работ менеджеров и позволяют установить критерий оценки их деятельности.

Наряду с осознанием необходимости широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование в организациях:

- высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни

- незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

- отсутствие эффективной нормативно- правовой базы отечественного бизнеса.

 

3.2 Оценка, как процесс определения стоимости компании, на тот или иной объект известна давно, но в большинстве случаев она рассматривается в отрыве от целей и задач управления компанией. Одной из главных задач и прерогатив управления является увеличение стоимости компании. Отсюда разработка эффективной системы управления стоимостью для конкретного бизнеса является базовой парадигмой его развития.
Известные и используемые в деловом мире концепции и модели управления можно подразделить на две большие группы: балансовые (или бухгалтерские) и стоимостные (или рыночные). Бухгалтерские концепции и модели управления ориентируют менеджеров, главным образом, на получение максимальной величины прибыли, зачастую в ущерб достижению других важных результатов. Рост прибыли не всегда дает компании возможности обеспечить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе, кроме того, основывается на бухгалтерских показателях, не позволяющих учесть индивидуальные стоимостные характеристики компании и имеющих ретроспективный характер, т.е. отражающих прошлое, а не будущее. Балансовые (бухгалтерские) модели управления, несмотря на свою простоту и «понятность», не способны ответить на вопросы акционеров относительно будущего предприятия: как долго сохранит свои конкурентные позиции на рынке; насколько инвестиционно привлекательным будет в ближайшем будущем.

Преодолеть эти недостатки позволяют экономические (рыночные) концепции и модели управления бизнесом. Они ориентированы, прежде всего, на максимизацию стоимости предприятия. В этой связи встает необходимость определить понятие стоимости предприятия, которое имеет много различных значений. Приведем наиболее часто встречающиеся понятия в теории и практики оценки стоимости.
Доминирующим понятием является рыночная стоимость, поскольку она позволяет определить справедливую цену оцениваемого объекта при совершении сделки. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Под которыми понимается:

● одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

● стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

● объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

● цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей бы то ни было стороны;

● платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Инвестиционная стоимость — стоимость объектов собственности для конкретного инвестора при определенных целях инвестирования.
Балансовая стоимость — стоимость затрат на строительство или приобретение объекта собственности. Бывает первоначальной (отражается в бухгалтерских документах на момент ввода объекта в эксплуатацию) и восстановительной (стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях).

Стоимость для целей налогообложения — это стоимость, величина которой определяется по установленной государственными органами методике.
Ликвидационная стоимость — денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в срок, слишком короткий для проведения адекватного маркетинга. При определении ликвидационной стоимости необходимо учитывать все расходы, связанные с ликвидацией компании, такие как комиссионные арбитражному (или внешнему) управляющему, административные издержки по поддержанию работы компании до ее ликвидации, расходы на юридические и бухгалтерские услуги. Разность между выручкой и издержками на ликвидацию составляет ликвидационную стоимость компании

Страховая стоимость — стоимость собственности, определяемая положениями страхового контракта или полиса.

Стоимость замещения — стоимость близкого аналога оцениваемого объекта.
Стоимость обмена — служит для осуществления различных операций с объектами собственности.

Таким образом, стоимость — это экономический критерий, отражающий интегральный эффект влияния принимаемых решений на все параметры, по которым оценивается деятельность предприятия (доля рынка и прочность конкурентной позиции, доходы, инвестиционные потребности, операционная эффективность, налоговое бремя, регулирование, потоки денежных средств, уровень риска), позволяющий ранжировать варианты в ситуации множественного выбора.

Умение управлять стоимостью компании позволяет принимать более успешные управленческие решения, наиболее эффективно перераспределять денежные потоки. Оценка и управление стоимостью являются одними из важнейших инструментовэффективного ведения бизнеса и незаменимы при принятии решений о приобретении или реализации активов.

Следует определить, что управление стоимостью компании — это система методов воздействия на внутренние факторы компании и опосредованно на факторы внешней среды с целью обеспечения его динамичного развития, повышения устойчивости во внешней среде, инвестиционной привлекательности посредством достижения роста его стоимости.

Задача управления стоимостью, как базового метода обеспечения стратегической конкурентоспособности бизнеса, можно свести к следующему:

1) базовой целью управления деятельностью предприятия на всех уровнях его функционирования является повышение стоимости в интересах собственников и других заинтересованных лиц;

2) ключевым источником стоимости является денежный поток предприятия, который может генерировать сегодня и сможет генерировать в будущем;

3) прирост стоимости компании и каждого ее отдельно взятого подразделения является важнейшим критерием эффективности руководства на всех уровнях.

При этом следует иметь в виду наличие известных конфликтов интересов между основными участниками процесса функционирования компании — собственниками, менеджерами, персоналом, налоговыми органами и потребителями. В этой связи при управлении стоимостью необходимо исходить из установленных принципов оценки.

1. Ориентированность на результат. Проведение оценки стоимости должно преследовать конкретную цель, а результаты данного исследования должны носить практический характер. Возникновение кризисных ситуаций в экономике порождает неопределенность прогнозирования параметров стоимости компаний. В таких условиях целями бизнеса становится обеспечение конкурентного преимущества, повышение инвестиционной привлекательности и финансовой безопасности, а соответственно и рост рыночной стоимости компаний.

2. Сбалансированность интересов всех участников компании. При проведении оценки стоимости важно принимать во внимание тот факт, что собственники, инвесторы, конкуренты имеют собственные интересы в функционировании компании, а соответственно и в оценке ее стоимости. Так, например, для инвестора определяющим фактором при выборе компании станет величина генерируемого денежного потока, определяющею величину будущих доходов. Собственники компании больше заинтересованы в увеличении капитализации компании и повышении рыночной стоимости акций. Поэтому при оценке стоимости важно оценивать все аспекты функционирования компании, чтобы максимально учесть предпочтения заинтересованных сторон

3. Комплексность оценки. Одной из основных проблем оценки стоимости бизнеса является многообразие методов оценки. Недостатком традиционных подходов к оценке стоимости бизнеса является то, что при использовании каждого из них можно оценить лишь один аспект функционирования компании — либо величину денежного потока, либо величину чистых активов, либо величину рыночных мультипликаторов. Поэтому комплексная оценка стоимости бизнеса должна включать в себя элементы нескольких методов и моделей, обеспечивая тем самым адаптацию процесса оценки стоимости к существующим условиям функционирования компаний.

4. Ориентация на эффективность. Применение принципов стоимостно-ориентированного управления создает в компании систему управления факторами стоимости, позволяющую, сосредоточившись на главном, управлять бизнесом в целях долгосрочного наращивания ее стоимости и обеспечения устойчивости в нестабильной внешней среде. Для этого необходимо решение задач во многих сферах деятельности компании: построение многофакторной финансовой стоимостно-ориентированной модели бизнеса; формирование системы бизнес-процессов с учетом цепочки создания добавленной стоимости; принятие управленческих решений на основе стоимостно-ориентированного подхода.

5. Внедрение системы управления стоимостью — процесс продолжительный (2-3 года), ориентированный на долгосрочную перспективу, имеющий стратегическое значение для компании, и он должен пройти несколько этапов.

1 этап — оценка стоимости компании на текущий момент с созданием модели, учитывающей индивидуальность денежных потоков конкретного бизнеса. Здесь общий денежный поток можно представить как сумму денежных потоков отдельных подразделений и филиалов, создающих стоимость, и обслуживающих подразделений, напрямую не создающих стоимость.

Методы, позволяющие оценить стоимость компании, условно можно разделить по следующим группам:

— базирующиеся на определении стоимости отдельных активов, которыми владеет оцениваемое предприятие (методы затратного подхода);

— использующие результаты анализа конъюнктуры фондового рынка, а точнее, сделок, совершенных с акциями или долями уставного капитала предприятий, аналогичных оцениваемому (методы сравнительного подхода);

— основанные на изучении доходов оцениваемого предприятия (методы доходного подхода)

Указанные методы позволяют рассматривать стоимость компании под различным углом зрения.

Затратный подход позволяет определить стоимость создания компании, аналогичной оцениваемой.

Сравнительный подход дает возможность определить цену, которую инвесторы в сложившихся экономических условиях готовы заплатить нынешним акционерам за оцениваемое предприятие.

Результат, получаемый в ходе использования методов доходного подхода, отражает величину денежных средств, которые предприятие способно заработать для своих владельцев в будущем.

1. В целом, именно стоимостная оценка позволяет получить полную достоверную картину стоимости бизнеса. Современные методы и технологии оценки стоимости бизнеса дают возможность определить необходимый стандарт стоимости — от рыночной и инвестиционной до специальных видов стоимости. Большинство оценочных технологий определяют стоимость на основе будущего ожидаемого денежного потока, дисконтированного по ставке, отражающей присущий данному предприятию риск. При этом, применение различных моделей денежного потока позволяет «уловить» влияние определенных факторов стоимости. Например, структуру капитала, «налоговый щит», инвестиции, необходимые для создания прибыли, время их осуществления и др. Учитывая систему рисков, характерных для данного бизнеса, стоимостная оценка помогает определить стоимость бизнеса в существующих реалиях рынка, что важно для принятия управленческих решений. Оценка бизнеса в системе управления стоимостью предприятия играет роль постоянного мониторинга достигнутой величины стоимости, способствует установлению величины разрыва между потенциальной и действительной стоимостью предприятия, а также величиной капитализации на фондовом рынке. Своевременно и правильно определенная величина стоимости предприятия является основой для принятия обоснованных управленческих решений, ведущих к увеличению стоимости предприятия, повышению его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
В системе управления стоимостью предприятия оценка позволяет решать следующие задачи. Определить исходную или действительную величину стоимости бизнеса.

2. Определить стоимостный разрыв между фундаментальной (внутренней) и действительной стоимостью. 3. Выявить факторы роста стоимости и степень их влияния на величину рыночной стоимости. 4. Рассчитать величину потенциальной стоимости и проследить ее динамику в зависимости от использования внутренних и внешних резервов и улучшений. 5. Спрогнозировать величину синергического эффекта и изменения стоимости в результате реструктуризации и реорганизации предприятия. 2 этап — формирование системы факторов, определяющих изменение стоимости и разработка на их основе стратегий по увеличению стоимости. Все факторы с точки зрения управления можно разделить на внешние и внутренние (управляемые факторы). Невозможность воздействия на внешние факторы (например, законодательные ограничения, изменение налогового законодательства, инфляция и т.д.) не означает, что их нельзя предвидеть и минимизировать негативные последствия либо максимизировать выгоды. Задача управления, состоит в том, чтобы своевременно «защитить» стоимость компании от колебания внешних факторов. Система внутренних факторов стоимости представляет собой совокупность показателей деятельности предприятия и отдельных его единиц. Показатели детализируются для каждого уровня управления, при этом каждое подразделение отвечает за те факторы стоимости, на которые оно может воздействовать. Чтобы факторами стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, степень влияния каждого фактора на стоимость предприятия. Некоторые факторы стоимости нельзя рассматривать в отрыве друг от друга — например, классическая связка — цена / объем продаж. При этом в процессе развития бизнеса может изменяться степень влияния конкретного фактора, его оптимальное, с точки зрения максимизации стоимости, значение — все это должно учитываться для отслеживания ключевых факторов стоимости. При построении эффективной модели управления стоимостью должны учитываться факторы по 4 группам показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании; эффективность операционной деятельности; инвестиционной деятельности и финансовой деятельности.
 
Рис. Факторы стоимости компании
  Эффективность операционной деятельности отражает результаты основной деятельности компании по увеличению продаж, снижению издержек или повышению производительности. Эффективность инвестиционной деятельности отражает эффективность инвестиционных проектов, осуществляемых компанией. Под инвестиционными проектами в данном случае понимаются любые проекты, связанные с инвестированием денежных средств в реальные активы на срок более 1 года. Эффективность финансовой деятельности. Данная группа показателей отражает эффективность работы компании по привлечению различных источников финансирования, размещению свободных денежных средств на фондовом рынке и управлению оборотным капиталом. Внедрение системы управления стоимостью невозможно без определения нефинансовых факторов стоимости. Финансовые показатели отражают исключительно результаты деятельности компании, однако не раскрывают пути их достижения. Кроме того, с помощью одних лишь финансовых показателей невозможно проконтролировать эффективность инвестирования в нематериальные активы (брэнд, репутация, персонал), между тем именно от них во многом зависит успех компании на рынке. Воздействие на, те или иные факторы осуществляется в соответствии с конкретными стратегиями развития предприятия (бизнеса): операционными, инвестиционными, финансовыми. С точки зрения управления стоимостью важно выстроить всю систему факторов, воздействуя на которые можно добиваться роста стоимости. 3 этап — разработка стратегий увеличения стоимости компании. Данный этап связан с разработкой системы совокупных показателей деятельности компании. Для определения стратегий по увеличению стоимости на основе определения стоимости бизнеса предлагается разработать «сценарную модель деятельности предприятия», благодаря которой можно определить, как решения повлияют на стоимостную величину компании. Модель строится на основе двух показателей: коэффициента ликвидность и коэффициента соотношения цены бизнеса к чистым активам компании. Показатель соотношения стоимости бизнеса к чистым активам (Ц/ЧА) позволяет проследить тенденцию развития предприятия, показывает, насколько эффективно управление предприятием, отражает финансовую привлекательность деятельности компании. При грамотном управлении и реализации финансовых и стратегических действий стоимость бизнеса должна превышать величину чистых активов. Таким образом, коэффициент Ц/ЧА должен быть больше единицы (граничное значение единицы). Для оценки платежеспособности предприятия применяют коэффициент текущей ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных активов, в том числе запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей, незавершенного производства и т. д., к краткосрочным пассивам (обязательствам). Коэффициент текущей ликвидности применяется для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. Коэффициенты ликвидности характеризуют платежеспособность предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных обстоятельств. Нормативное значение для коэффициента текущей ликвидности — от 1 до 2, а значение меньше единицы говорит о возможной утрате платежеспособности, а значение больше четырех — о недостаточной активности использования заемных средств и, как следствие, меньшем значении рентабельности собственного капитала. Следует отметить, что нормативный коэффициент ликвидности будет зависеть от отрасли, в которой предприятие осуществляет свою деятельность. На рис. представлена матрица, на которой по оси Y отображается коэффициент соотношения цены бизнеса к чистым активам предприятия, по оси Х — коэффициент текущей ликвидности.  
 
Рис. Матрица зависимости коэффициента стоимости бизнеса к чистым активам предприятия и коэффициента текущей ликвидности
В данной матрице введены граничные значения заданных показателей: для коэффициента Ц/ЧА граничное значение 1 (оптимальное значение больше 1), для коэффициента текущей ликвидности от 1 до 2. Граничные значения показателей разделили область на четыре квадранта. В первом квадрате матрицы коэффициенты ликвидности и соотношение стоимости бизнеса к чистым активам предприятия ниже нормативного значения (KЦ/ЧА < 1, Kликв < 1). Такое состояние финансовых дел на предприятии говорит о невозможности для предприятия покрыть свои обязательства, о нестабильности финансовой ситуации на предприятии, отсутствии стратегии стоимостного мышления у руководства компании. Во втором квадрате матрицы коэффициент ликвидности ниже нормативных значений, соотношение Ц/ЧА больше единицы (KЦ/ЧА >= 1, Kликв < 1). Несоответствие оптимальному значению коэффициента ликвидности говорит о временной утрате платежеспособности предприятия, но деятельность компании рентабельна. В третьем квадрате матрицы все показатели находятся на оптимальном благоприятном уровне. Нахождение предприятия в данном квадранте говорит о грамотной политике управления компанией с точки зрения стоимостного мышления. Расчетные рамки третьего квадранта –KЦ/ЧА >= 1, 1 =< Kликв =< 2 говорит о том, что расположение предприятия в данных граничных значениях выгодно и собственникам, и инвесторам, и государственным фискальным структурам, и социуму, оно положительно характеризует предприятие в кредитных учреждениях. В четвертом квадрате матрицы коэффициент ликвидности удовлетворяет оптимальному значению, Ц/ЧА ниже единицы (KЦ/ЧА < 1, 1 =< Kликв =< 2). Политика руководства в данном случае позволяет сохранять текущую платежеспособность предприятия, но не учитывает повышение стоимости бизнеса. Используя предлагаемую матрицу, руководители могут оперативно принимать решения, которые позволят эффективно управлять предприятиями на основе определения стоимости бизнеса. 4 этап — анализ вклада подразделений в стоимость компании. На данном этапе следует учитывать, что оценка стоимости бизнеса охватывает все предприятия, принадлежащие субъекту предпринимательской деятельности (их может быть несколько) со всей совокупностью лежащих на нем прав и обязательств, с учетом имеющихся разрешений и лицензий. Одновременно необходимо выделять в качестве «бизнеса» отдельные направления деятельности компании, т.е. бизнес-линии или бизнес-единицы. Это означает, что предприятие обладает совокупностью нескольких бизнесов. В целях адекватной оценки вклада тех или иных товарных групп в стоимость компании, следует рассматривать различные подразделения как бизнес-единицы. Процесс разделения предприятия на бизнес-единицы называется сегментацией. Различают два основных подхода к сегментации. — сегментация по типу потребителя (основана на характеристиках потребителя); — сегментация по типу профессиональных навыков (основана на знаниях, опыте и технологиях, необходимых предприятию для осуществления своей деятельности). В последующем для каждой бизнес-единицы определяются решающие факторы стоимости и анализируются результаты их хозяйственной деятельности. Основная цель данного этапа — выявить бизнес-единицы, «создающие» и «разрушающие» стоимость. 5 этап — периодическая оценка. Информация о результатах деятельности компании, рассматриваемая сквозь призму системы управления стоимостью через определенные промежутки времени. Для периодического сопоставления достигнутых результатов с целевыми индиктарами следует составить строгий календарный план анализа эффективности. В соответствии с этим графиком проводятся собрания, на которых оцениваются и обсуждаются результаты предпринимаемых усилий, а также происходит поиск новых путей повышения эффективности. На рис. изображена модель системы управления стоимости компании с учетом всех вышеперечисленных особенностей. Следует помнить, что внедрение системы управления в существующую модель управления компанией невозможно без подготовленных кадров, способных, как самостоятельно выполнять расчеты, так и своевременно доводить оперативную информацию до соответствующих руководящих звеньев структуры управления. Построение системы управления стоимостью не следует рассматривать как определенный инвестиционный проект, имеющий определенные критерии достижения результатов. Указанная система должна быть самой динамичной подсистемой в составе системы управления предприятием, отражая ее соответствие стратегическим целям деятельности и состоянию внешней конкурентной среды, а также неразрывно связанной с процессом оценки бизнеса и отдельных его элементов.
 
 
Рис. Система управления стоимостью компании

 

3.3 Дивидендная политика организации

Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров. Схему распределения прибыли отчетного периода, упрощенно, можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов , а оставшаяся часть прибыли реинвестируется в активы предприятия. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности предприятия. Реинвестирование прибыли – более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций.

Дивидендная политика представляет собой упорядоченную систему принципов и подходов, которыми руководствуются собственники компании при определении той доли имущества организации, которую они считают целесообразным распределить в виде дивидендов по окончании очередного отчетного периода.

Дивидендная политика определяет размер привлекаемых предприятием внешних источников финансирования, и, одновременно, определяет долю средств, отвлекаемых от реинвестирования для выплаты дивидендов. При прочих равных условиях чем большая часть прибыли расходуется на выплату дивидендов, тем меньше средств может быть реинвестированной в компанию, тем медленнее темпы ее роста и тем медленнее и проблематичнее рост курсовой стоимости ее акций.

Инвесторы обычно выбирают компанию, дивидендная политика которой в наибольшей степени соответствует их целям инвестирования. Поэтому изменение дивидендной политики может вызвать большее неудовлетворение акционеров, чем низкий уровень дивидендов. Таким образом, стабильность дивидендной политики является одним из наиболее важных факторов, который влияет на отношение инвесторов к компании.

Так как основной задачей организации является увеличение ее стоимости, то от политики выплат владельцам капитала, основу которой традиционно составляла дивидендная политика, зависит, насколько динамика развития компании отражает изменение благосостояния ее собственников.

Подходы к формированию дивидендной политики:

1.Консервативный подход - выделяют следующие варианты типов дивидендной политики:

- политика выплаты дивидендов по остаточному принципу - объем выплаты дивидендов формируется после удовлетворения за счет прибыли потребностей в формировании собственных финансовых ресурсов, которые обеспечивают максильно потребность в реализации инвестиционных проектов. Преимуществом такой политики будет являться формирование устойчивого темпа роста эконосики организации, а такжке повышение ее финансовой устойчивости.

Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла организации, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.

- политика постоянного размера выплаты дивидендов предполагает выплату постоянной суммы на протяжении длительного периода времени, но в условиях высоких темпов инфляции сумма дивидендов идексируется на процент инфляции. Как правило, размер выплат устанавливается на достаточно низком уровне, что позволяет минимизировать риски снижения финансовой устойчивости.

Недостатком политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности организации, так как в периоды низкого финанаосового результата инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю.

2.Умеренный (компромиссный) подход - политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды - представляет собой наиболее взвешенный тип. Преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности организации, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Основной недостаток политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов ,инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

3.Агрессивный подход - предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена „Модель Гордона", определяющая рыночную стоимость акций таких компаний). Преимуществом политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности , если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли) Инвестиционная активность организации сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании.Если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству.

 

3.4 В современных экономических условиях компаниям необходимо искать эффективные методы для развития, повышения конкурентоспособности, роста рентабельности и стоимости. На сегодняшний день одним из таких методов является стратегия слияния и поглощения.

Слияния и поглощения компаний является одним из самых распространенных путей развития, к которому прибегают большинство даже самых успешных компаний. Слияния и поглощения являются неотъемлемыми процессами современных рыночных отношений. Сделками по слияниям и поглощениям называют сделки, которые сопровождаются переходом прав собственности и контроля над компанией от прежних акционеров к новым. Одним из отличительных признаков сделок по слиянию и поглощению является увеличение масштабов бизнеса нового собственника. В настоящее время возникает необходимость в процессах слияния и поглощения для обеспечения роста бизнеса, так как в последние годы резко возрос уровень конкуренции в большинстве сфер деятельности. Слияния и поглощения компаний можно рассматривать в качестве одного из самого важного механизма обеспечения конкурентоспособности фирм. Владельцы частного бизнеса также признают тот факт, что в условиях постоянно меняющегося рынка, роста конкуренции хорошо продуманные и удачно осуществленные транзакции по международным слияниям и поглощениям могут значительно увеличить стоимость их бизнеса.

Одним из мотивов слияний и поглощений компаний является стремление к получению дополнительных производственных и финансовых ресурсов, необходимых для расширения производства продукции и проникновения на новые рынки, а также доступ к новым технологиям.

Самым основным мотивом слияний и поглощений он называет рост бизнеса. Рост — один из фундаментальных мотивов сделок слияний и поглощений. «Компании, стремящиеся к расширению, стоят перед выбором между внутренним ростом и ростом через слияния и поглощения». Внутренний рост компании занимает больше времени. Конкурентные факторы также могут приводить к его неэффективности: пока компания занята внутренним расширением, конкуренты могут увеличить свою долю рынка. Процесс слияний и поглощений способствует более эффективному распределению и использованию ресурсов. Благодаря процессам слияний и поглощений собственность оказывается в руках наиболее эффективных собственников. Конечно же, есть компании-покупатели, для которых целью является устранение конкурента через его покупку и последующее закрытие производства.

Выявление мотивов слияний и поглощений очень важно, так как в них отражаются причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. Одной из форм поглощения может выступать присоединение поглощаемой компании к компании покупателю. В результате поглощаемая компания прекращает свое существование. Примером такой сделки является поглощение компанией Coca-Cola компании Мултон. Наиболее внятный мотив сделок по слиянию и поглощению со стороны компании-покупателя — это повышение стоимости компании за счет расширения бизнеса. При этом могут решаться самые разнообразные задачи: устранение конкурента, выход за счет поглощаемой компании на новые рынки, диверсификация бизнеса и уменьшение хозяйственных рисков, отмывание доходов, восстановление государственного контроля в отрасли.

К числу причин проведения сделок по слиянию и поглощению относится также стремление компании — покупателя получить синергетический эффект. Невзирая на оптимистические оценки, многочисленные исследования процессов слияний и поглощений свидетельствует о том, что большинство слияний и поглощений не достигает поставленных целей. Многие ученые, аналитики и консультанты сомневаются в целесообразности и эффективности слияний и поглощений. По данным аналитиков в 70 % случаев сделки по поглощению оцениваются как посредственные. Ожидаемый синергетический эффект наблюдается только в 23 % сделок.

Первая причина заключается в том, что любая сделка по поглощению является достаточно затратным мероприятием, также причинами недостаточной синергии могут стать: разные стратегии компании; культурные и социальные различия компаний; плохо организованная интеграция компаний; некачественное предынвестиционное исследование; завышение реальной стоимости компании. Еще одной причиной низкой эффективности сделок по поглощению являются часто завышенные ожидания масштаба синергии. Примером подобной сделки считается приобретение компанией Sony киностудии Columbia Pictures. Сделка проводилась с целью увеличения объема продаж видеовоспроизводящей продукции фирмы Sony формата Betamax. Sony, выпустившая видеомагнитофон формата Betamax, столкнулась с плохим продвижением продукта на рынке в условиях жесткой конкуренции со стороны основного производителя видеомагнитофонов формата VNS — корпорации Matsushita. Sony видела решение проблемы с продвижением своего видеомагнитофона в выпуске продукции, воспроизводимой на этом оборудовании. Способом решения этой проблемы Sony избрала поглощение киностудии Columbia Pictures, которое обошлось ей в 1989 г. в 6 млрд. долл. Корпорация Sony не только не получила ожидаемой синергии от роста доходов, но к 1994 г. была вынуждена зафиксировать убытки в размере 3.2 млрд. долл..61 % всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, показало, что 57 % компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.

Эксперты обычно указываю три причины неудачи слияний и поглощений: неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой компании; недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании; ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию. Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Так, например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции — 3,5 млрд. Многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе их осуществления. Иногда менеджеры не могут справиться с трудностями, связанные с интегрированием двух компаний с различными особенностями производственного процесса, бухгалтерского учета, корпоративной культуры.

Ценность многих компаний напрямую зависит от таких активов, как человеческие ресурсы, а именно профессионализм менеджеров, квалификация рабочих, инженеров, исследователей.

Аналитические исследования показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую. В большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше.

Для того чтобы добиться ожидаемого эффекта от проведения сделки по слиянию и поглощению, необходимо соблюдать определенные правила: проводить сделку следует только в том случае, если в результате компания покупатель улучшит свои рыночные позиции; полученные в результате сделки экономия на расходах и рост доходов должны превышать затраты сделки; избранная стратегия слияний и поглощений должна разрабатываться с учетом конкурентной стратегии корпорации. Также необходимо уметь предвидеть проблемы и результаты принимаемых решений. Автоматически эффект синергии не появляется никогда. Надо тщательно искать, подбирать и планировать источники синергии. Многие компании, планируя подобные сделки, не осознают, что необходимо прилагать дополнительные усилия для того, чтобы достичь эффекта синергии, и, чтобы суметь его сохранить.

Для того чтобы слияние и поглощение прошло успешно, необходимо: правильно выбрать организационную форму сделки; обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству; иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения; в случае слияния быстро и мирно решить вопрос «кто главный»; максимально быстро включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал. Ведущие рейтинговые агентства отмечают, что в последнее время мировой рынок слияний и поглощений динамично развивается, объемы, и стоимость сделок растут.

Важно отметить, что Россия является безоговорочным лидером по уровню и динамике интернациональных процессов среди стран Восточной и Центральной Европы в течение последних 5 лет. Для российских компаний характерен горизонтальный тип слияний. Объем рынка слияний и поглощений в России постоянно растет. Так в стоимостном выражении объем сделок за 2012 г. составил 130 млрд. долл., для сравнения в 2005 г. составлял 70 млрд. долл., однако уже в 2013 г составил 103 млрд. долл., здесь надо отметить, что 2012 г. был рекордным для российского рынка слияния и поглощения, благодаря приобретению Роснефтью компании ТНК-ВР за $56 млрд.

 Стоит отметить, что растет, не только объем сделок, но и их сложность. Практика показывает, что рост бизнеса за счет слияний и поглощений позволил многим компаниям превратиться в лидеров своих отраслей, дав возможность в большей мере использовать свои конкурентные преимущества.

В нашей стране существуют отрасли, структура которых сформировалась в результате волн слияний и поглощений — нефтяная промышленность, металлургия, мобильные операторы, пивная индустрия и другие отрасли. Объединяясь с иностранным партнером, российские компании преследуют несколько целей. Прежде всего, это получение доступа к более дешевым источникам финансирования, которые необходимы для дальнейшего роста и развития бизнеса. Кроме того, иностранные компании обладают большим опытом управления и повышения эффективности бизнеса, что может быть полезно и интересно для российских предприятий. Слияния и поглощения являются эффективным внешним инструментом реструктуризации компании, благодаря которому компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития.

Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. Эффект от проведения слияний и поглощений носит, скорее долгосрочный характер, поэтому важным моментом является приоритет долгосрочных ориентиров развития над стремлением извлечения краткосрочных выгод, который должен соблюдаться руководством сливающихся компаний.

Основной проблемой при проведении подобных процедур является достижение эффективности слияния и поглощения, имеющей место только при увеличении благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ. Глобализация подталкивает компании к укрупнении. Глобализация, а также увеличение конкуренции являются факторами, которые вынуждают компании искать новые инвестиционные возможности, и максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, активно разрабатывая стратегии противодействия конкурентам. Зачастую слияния и поглощения являются одним из основных способов, позволяющих добиться данных целей. Также слияния и поглощения выступают важным инструментом вхождения российских компаний в мировое хозяйство. Иностранные компании приобретают целиком или частично действующие российские компании, привнося в них новый уровень менеджмента и технологий. Российские компании также все чаще используют слияния и поглощения для интеграции на зарубежные рынки. Кроме того, в тех случаях, когда единственной реальной альтернативой для национальной компании является ее банкротство и закрытие, слияние или поглощение может сыграть роль «спасательного круга» и на начальном этапе реализации данной стратегии, способствовать сохранению рабочих мест. При этом следует учитывать и оценивать все связанные с этими решениями позитивные и негативные стороны, а именно, когда речь идет об эффективности, росте производства, распределении дохода, доступе к рынкам или о различных задачах неэкономического характера. Чаще всего очень сложно заранее оценить возможные изменения, вызванные слиянием или поглощением. Также результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы. Выбор стратегии интеграции, форм и методов объединения и реструктуризации зависит от структуры рынка, инвестиционных целей участников сделок и многие другие обстоятельства. Чтобы обеспечить выгодность сделок слияния и поглощения, требуется тщательный анализ изменения конкурентной среды, технологий, последствий ответов конкурентов. Анализ выгодности должен основываться на доходности инвестиций, прогнозируемости бизнеса, и не поменять это целью достижения полного контроля. Слияния и поглощения — весьма удобная форма инвестиций для компаний, желающих укрепить свои конкурентные позиции на мировом рынке путем приобретения тех бизнес-единиц, которые вписываются в их стратегические планы, соответствующие внутренним конкурентным потребностям каждой конкретной компании. Для подобных компаний владение активами, принадлежащими другой фирме, такими как техническая компетентность, известная марка, развитые сбытовая и снабженческая сеть, может означать немедленный и значительный рост прибылей, увеличение доли на рынке и, в конечном итоге упрочнение конкурентных преимуществ.

 







Дата: 2018-11-18, просмотров: 346.