Скреперы (рис. 6) - агрегаты, состоящие из ковша, установленного на колеса с пневматическими шинами, и систем привода ковша и тягача (колесного или гусеничного). Скреперы бывают прицепные и самоходные и применяются для послойного копания, транспортирования, отсыпки и планировки грунтов.
Основным видом транспортных машин являются автосамосвалы. Они используются для отвозки грунта с места разработки на различные расстояния, в том числе значительные (20—30 км и более).
Грунтоуплотняющие машины предназначены для послойного уплотнения грунта при обратных засыпках и устройстве насыпей. К ним относятся: специальные катки, подвесные трамбовочные плиты, пневмо- и электротрамбовки и т. п.
Рис. 6. Схемы устройства скреперов: а-с принудительной разгрузкой;
Б-с полупринудительной разгрузкой; в-со свободной разгрузкой
2.3. Устройство котлованов
Устройство котлованов под здания и сооружения, как правило, осуществляют при помощи одноковшовых экскаваторов. Одноковшовые экскаваторы имеют различное сменное оборудование: прямую и обратную лопаты, драглайн, грейфер. Наиболее часто используют экскаваторы с прямой и обратной лопатой, реже с драглайном, и в исключительных случаях с грейфером (рис. 7).
Экскаваторы, оборудованные прямой лопатой, применяют для рытья котлованов больших размеров. При этом разработка грунта производится, как правило, с погрузкой его в автотранспортные средства.
Экскаваторы с обратной лопатой обычно применяют для рытья котлованов глубиной до 4 м, а также траншей для трубопроводов и ленточных фундаментов.
Экскаваторы, оборудованные драглайном, используют для разработки больших и глубоких котлованов (глубиной 5-10 м и более), а также при значительной насыщенности грунта водой. Разработку грунта можно вести в отвал или с погрузкой в транспортные средства.
Экскаваторы, оборудованные грейфером, обычно применяют для рытья узких глубоких котлованов в слабых сыпучих грунтах, а также в грунтах, насыщенных водой (плывунах).
Выбор экскаваторов по виду рабочего оборудования и емкости ковша зависит от объема и сроков выполнения земляных работ, размеров котлована, вида грунта и уровня грунтовых вод.
Устройство траншей
Для устройства траншей при прокладке подземных инженерных сетей (водопровод, канализация) широко используют многоковшовые траншейные экскаваторы (рис. 74).
Многоковшовые экскаваторы по типу применяемого оборудования разделяются на цепные (с наклонной или вертикальной ковшовой рамой) и роторные. Отечественной промышленностью выпускаются экскаваторы малые - для рытья траншей шириной 0,3-0,5 м и глубиной до 1,4 м, средние -шириной 0,8-1,1 м и глубиной 2,5-3,5 м и большие - шириной 1,5, 1,8 и 2,2 м и глубиной 3,5 м (возможно увеличение глубины до 5 м).
По трудоемкости разработки для траншейных экскаваторов грунты разбиты на две группы. К первой группе относятся легко разрабатываемые грунты (растительный грунт, суглинки, торф), ко второй - разрабатываемые с большей трудностью (пески всех видов, галька, глина, отвердевший чернозем). Для работы в тяжелых и неоднородных грунтах с включением крупных камней многоковшовые экскаваторы непригодны.
2.5. Производство земляных работ в зимних условиях
При производстве земляных работ в зимнее время, чтобы снизить трудоемкость разработки грунта, осуществляют различные мероприятия: предохранение грунтов от промерзания, рыхление, разрезку на блоки и оттаивание мерзлых грунтов.
От промерзания грунты могут быть предохранены устройством водоотводов (сухой грунт не смерзается), задержанием снега на площадях, предназначенных для разработки; на небольших участках - покрытием поверхности грунта слоем торфа, опилок, соломы, листвы. Толщина этого слоя определяется расчетом и зависит от теплоизоляционных свойств утеплителя, характеристики утепляемого грунта, а также периода зимы, на который намечено выполнение земляных работ. Так, для средней полосы России толщина (в см) слоя опилок или торфа для утепления глинистых грунтов, подлежащих разработке в ноябре, составляет 15, в декабре - 25, в январе - 35, в феврале - 40 и в марте - 45. При большой и открытой поверхности участка, разрабатываемого в зимних условиях, его целесообразно утеплять снегом, создавая искусственный снежный покров толщиной 1-1,5 м. Для этого устраивают несколько перпендикулярных к направлению господствующих ветров рядов изгородей из специальных щитов размером 1,5><2 м с количеством просветов 30-50 % от площади и расстоянием между рядами равным 10-15-кратной высоте изгороди. Задерживать снег можно также образованием снежных валов с первоначальной высотой 0,4-0,5 м, которые устраивают при помощи бульдозеров и грейдеров.
Если грунт не удалось предохранить от промерзания, то его подготавливают к разработке рыхлением, разрезкой на блоки или оттаиванием.
Разработку грунта экскаватором с ковшом емкостью 0,5 м3 при толщине мерзлого грунта до 0,35 м и экскаватором с ковшом емкостью 1-2 м3 при толщине мерзлого грунта до 0,4 м производят без предварительного рыхления. При большей глубине промерзания производится предварительное рыхление грунта ударными приспособлениями, подвешенными к стреле экскаватора-драглайна или к решетчатой стреле, смонтированной на тракторах С-80 и С-100: шаром-молотом при глубине промерзания 0,4-0,5 м и клином-молотом массой 1-3 т при глубине промерзания до 0,6-0,7 м, который разрыхляет за смену до 110м3 мерзлого грунта (рис. 8).
Рис.8. Ударные приспособления для рыхления мерзлого грунта:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 247.