ВУ – мины «ловушки», срабатывающие при поднятии, переворачивании. Мины «ловушки» натяжного, нагрузочного, разгрузочного действия,
8. ВУ – «сюрпризы» в почтовых отправлениях, посылках, багаже, ручной клади, бытовых электронных приборах, урнах, туалетах;
9. Средства ближнего боя (ручные гранаты, гранатометы), ракеты, минометы, стрелковое оружие, артиллерия, авиация;
10. Зажигательные и пиротехнические средства, пороха;
11. Источники (материалы) ионизирующего излучения;
12. Агрессивные среды и вещества;
13. Средства радиоэлектронного подавления (радиостанции, излучатели и генераторы электромагнитных колебаний);
Отравляющие вещества, токсины.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ» - Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 года, Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Борьба с терроризмом в РФ основывается на следующих принципах:
1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2. законность;
3. приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7. приоритет мер предупреждения терроризма;
8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11. недопустимость политических уступок террористам;
12. минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13. соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Борьба с терроризмом в РФ осуществляется в целях:
1. защиты личности, общества и государства от терроризма;
2. предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
3. выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Тема №2. Обеспечение АБ в аэропорту. Система мер и процедур по обеспечению безопасности в аэропорту и авиапредприятиях.
Предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, а при выполнении международных полетов, кроме того, после осуществления пограничного, таможенного, иммиграционного и иного контроля.
Организация проведения досмотров возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющих досмотр.
Досмотры вещей, находящихся при пассажире, проводятся в присутствии пассажира.
Досмотры багажа могут производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствие.
Досмотры багажа в отсутствие пассажира, связанные с необходимостью вскрытия багажа, по совместному решению руководителей службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте проводятся комиссией, в состав которой входят сотрудники службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте, в присутствии двух свидетелей, а при необходимости и представителей иных государственных контрольных органов, осуществляющих различные виды контроля.
Перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.
При поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно проводится повторный предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажа воздушного судна, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.
При задержке отправления пассажира, связанной с проведением предполетного досмотра, должностные лица администрации аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта, осуществляющие досмотр, принимают меры для отправки пассажира очередным рейсом.
При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Воздушного кодекса.
При досмотрах грузов и багажа применяются стационарные технические и специальные средства, а также могут использоваться служебные собаки кинологических подразделений.
Досмотры почтовых отправлений осуществляются без их вскрытия.
Почтовые отправления с нарушенной упаковкой к перевозке на борту воздушного судна не допускаются.
Бортовые запасы воздушного судна в различных видах упаковки досматриваются в специально оборудованных пунктах досмотра в аэропорту.
Досмотренный багаж, бортовое питание, грузы и почта подлежат маркировке номерными стикерами уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.
Контроль за соблюдением технологического процесса досмотров возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля (надзора) на транспорте, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел.
Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту ВС членами борту ВС членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах находящихся при пассажирах.
Запрещено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, следующие опасные вещества и предметы:
1. взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:
- пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве;
- патроны боевые (в том числе малокалиберные);
- патроны к газовому оружию;
- капсюли (пистоны) охотничьи;
- пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
- тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;
- капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т.д.;
2. сжатые и сжиженные газы:
- газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;
- газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия и т.д.;
3. легковоспламеняющиеся жидкости:
- ацетон;
- бензин;
- пробы легковоспламеняющихся нефтепродуктов;
- метанол;
- метилацетат (метиловый эфир);
- сероуглерод;
- эфиры;
- этилцеллозола;
4. воспламеняющиеся твердые вещества:
- вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию;
- вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой:
- калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и т.д.;
- фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;
5. окисляющие вещества и органические перекиси:
- нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25% воды или растворителя;
- нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25% спирта;
- нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30% растворителя или 20% воды и т.д.;
6. токсичные вещества;
7. радиоактивные материалы;
8. едкие и коррозирующие вещества:
- сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;
- фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества;
9. ядовитые и отравляющие вещества: любые ядовитые сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
- бруцин;
- никотин;
- стрихнин;
- тетрагидрофурфуриловый спирт;
- антифриз;
- тормозная жидкость;
- этиленгликоль;
- ртуть;
- все соли синильной кислоты и цианистые препараты;
- циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и т.д.;
другие опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на пассажиров, экипаж воздушного судна, а также создающие угрозу полета воздушного судна;
10. оружие: пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства, кортики, стилеты, десантные штык-ножи, за исключением случаев и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Подробный перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами, содержится в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).
Разрешено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества:
1. в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета:
- арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, имитаторы любого вида оружия;
- хозяйственно-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм;
- алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли, - не более 5 л на одного пассажира;
- жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%;
- аэрозоли, предназначенные для использования в спортивных или бытовых целях, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого, в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл - не более 2 кг или 2 л на одного пассажира;
2. в вещах, находящихся при пассажирах:
- термометр медицинский - один на пассажира;
- тонометр ртутный в стандартном футляре - один на пассажира;
- барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
- одноразовые зажигалки - одна на пассажира;
- сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов - не более 2 кг на пассажира;
- 3% перекись водорода - не более 100 мл на пассажира;
- жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным:
- в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л - один пакет на пассажира.
Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.
Исключение по перевозке имеют лекарства, специальные диетические потребности, детское питание, в том числе материнское молоко, в количестве, необходимом на время полета.
Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.
Администрация аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью, вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:
- штопоры;
- иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);
- вязальные спицы;
- ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;
- складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм.
Предполетный досмотр ВС осуществляется с целью обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также выявления посторонних лиц.
Предполетный досмотр ГВС, убывающих за границу, осуществляется сотрудниками САБ совместно с представителями органов пограничного и таможенного контроля.
Досмотр ВС иностранных государств производится в присутствии членов экипажей досматриваемых ВС или представителей авиапредприятия (эксплуатанта).
Досмотр ГВС выполняют сотрудники САБ аэропорта, авиапредприятия или эксплуатанта (в зависимости от условий договора). Если авиапредприятие (эксплуатант) не имеет САБ, то досмотр ВС осуществляется силами САБ аэропорта в соответствии с заключенным с администрацией договором.
В досмотре должны принимать участие специалисты службы инженерно-технического обеспечения, флайт-менеджеры или члены летного экипажа, исходя из специфики деятельности авиапредприятия (эксплуатанта). При необходимости могут привлекаться и другие специалисты.
В досмотре ВС, выполняющих международные рейсы, принимают участие представители органов пограничного и таможенного контроля.
Для проведения досмотра на каждом ВС необходимо иметь "Перечень мест досмотра ВС в целях обеспечения безопасности".
Право доступа к месту стоянки и на самолет во время досмотра имеет только персонал аэропорта, авиапредприятия или эксплуатанта для выполнения служебных обязанностей по техническому обслуживанию и эксплуатации данного ВС.
Следует тщательно осмотреть места установки оборудования, внутри которого, за ним или под ним, (в более труднодоступных местах) может быть помещено взрывное устройство (ВУ), а также могут укрываться посторонние лица.
Досмотр ВС целесообразно начинать от середины до носа самолета и от середины до его хвоста, разделив самолет на две части и ограничив каждую зону местами возможного доступа пассажиров и членов экипажа.
Процедуру осмотра каждого участка целесообразно начинать с уровня пола, затем обследовать стены и потолок, осматривая при этом места, легко доступные для пассажиров и, обращая особое внимание на те предметы (книги, бытовые приборы), которые находятся в местах, не предназначенных для них. Осматриваются также зоны и предметы, вызывающие наименьшее подозрение.
Во избежание дублирования, все проверенные участки (отсеки) необходимо маркировать лентой или мелом по схеме технологической карты досмотра.
При обнаружении подозрительного предмета необходимо:
Глава XII. АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: статья 83 «Авиационная безопасность», статья 84 «Обеспечение авиационной безопасности», статья 85 «Предполетный и послеполетный досмотры», Статья 85.1. «Персональные данные пассажиров воздушных судов».
Постановление правительства РФ от 30.07.94 № 897 “О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства”.
Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.
Основной задачей Федеральной системы является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства (авиационная безопасность) в соответствии с Нормами, правилами и процедурами, прилагаемыми к настоящему Положению.
Меры, предусмотренные Федеральной системой, применяются в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации, а также в отношении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, расположенных на них.
ФАП "Требования АБ к аэропортам", приказ МТ РФ от 28.11.2005 №142.
Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
Приказ Министра транспорта РФ от 17.10.94 № 76 “О введении в действие Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта”.
САБ создается и действует в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности ГА от АНВ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897, и Приказом МТ РФ от 14 апреля 1994 г. N 19.
САБ является самостоятельным структурным подразделением аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности ГА от АНВ в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.
САБ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, Воздушным кодексом РФ, Нормами, правилами и процедурами по АБ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897, стандартами и рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами по вопросам АБ, а также настоящим Типовым положением.
САБ взаимодействует с другими структурными подразделениями аэропорта, организациями и эксплуатантами ВС, расположенными в аэропорту или пользующимися его услугами, а также с территориальными органами ФСК России, МВД России и исполнительной власти при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции.
САБ разрабатывает программу АБ аэропорта и осуществляет ее реализацию.
САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
Сотрудники САБ обязаны принимать все возможные меры, предусмотренные Российским законодательством, для предотвращения АНВ в деятельность ГА, а при необходимости лиц, нарушающих нормы, правила и процедуры АБ, задерживать в установленном порядке.
Ответственность за организацию, состояние и обеспечение АБ в авиационном предприятии, аэропорту, осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на САБ, несет руководитель САБ.
Администрация авиационного предприятия аэропорта осуществляет материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной безопасности.
Работники САБ аэропорта обязаны иметь отличительные нарукавные знаки установленного образца. Образец нарукавного знака разрабатывается и утверждается ДВТ МТ Ф.
Задачи и функции службы авиационной безопасности аэропорта
САБ аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности ГА от АНВ в соответствии с нормами, правилами и процедурами по АБ. При этом основными задачами САБ аэропорта являются:
- предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСК России и МВД России) попыток захвата (угона) ВС;
- осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт ВС оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения АНВ;
- обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;
- организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима;
- разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности;
- осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;
- предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана ВС, дополнительный досмотр ВС и др.) на договорных условиях.
Служба авиационной безопасности аэропорта в соответствии с возложенными на нее задачами:
- разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров и сохранности ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания;
- разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта. В целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников;
- осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
- принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах;
- совместно с правоохранительными органами участвует в мероприятиях по установлению лиц - авторов анонимных угроз в адрес аэропорта и эксплуатантов воздушных судов;
- организует взаимодействие с органами МВД России при проведении мероприятий на территории аэропорта (аэровокзала, перронов и аэродрома) с целью выявления и задержания лиц, представляющих угрозу для воздушного транспорта, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
- с учетом местных условий разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортпитания;
- учитывает оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества и другие предметы, запрещенные к провозу на воздушном транспорте, изъятые в процессе досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа или обнаруженные на территории аэропорта;
- организует внедрение и практическое использование технических средств досмотра (ТСД) пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания, а также инженерно-технических средств охраны авиационной техники (ИТСО), аэродрома, объектов аэропорта;
- осуществляет пропускной режим в контролируемой зоне аэропорта, выявляя и задерживая нарушителей, принимает в отношении этих лиц меры административного воздействия или передает их в правоохранительные органы;
- анализирует состояние обеспечения авиационной безопасности аэропорта.
Служба авиационной безопасности аэропорта имеет право:
- требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, базирующихся на территории аэропорта или пользующихся его услугами, выполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности;
- делать представления руководителю администрации аэропорта о наложении штрафных санкций, а при необходимости - о приостановке (аннулировании) лицензий (разрешений) на проведение полетов для эксплуатантов воздушных судов, расположенных в аэропорту или пользующихся его услугами, при невыполнении или нарушении ими норм, правил и процедур авиационной безопасности;
- требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта или пользующихся его услугами, обязательного выполнения предписаний по устранению недостатков и нарушений мер авиационной безопасности;
- производить в установленном порядке досмотр пассажиров с дипломатическим статусом и обладающих дипломатическими полномочиями, фельдъегерей, сопровождающих официальную корреспонденцию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- не допускать к полету пассажиров всех категорий, отказывающихся от предполетного досмотра;
- беспрепятственного доступа на все объекты и в помещения служб аэропорта, использования любых аэродромных транспортных средств с водителем при необходимости преследования и задержания нарушителей мер авиационной безопасности;
- изымать в установленном порядке с составлением акта оружие, боеприпасы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства.
Уполномоченным сотрудникам служб авиационной безопасности предоставляется право проверки состава экипажа и осуществление контроля загрузки воздушных судов, включая осмотр пассажирских салонов, кабины пилотов, грузовых, бытовых, технических отсеков и документов данного рейса.
Боеприпасы.
Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенное для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.
К боеприпасам относятся: артиллерийские и минометные выстрелы, ручные гранаты, противопехотные и противотанковые патроны, артснаряды и мины, инженерные средства поражения и т.д.
Ручные гранаты являются боеприпасом для метания рукой. Используются в качестве взрывных устройств мгновенного действия. Ручные гранаты - осколочные боеприпасы, подразделяются на оборонительные (Ф-1, РГО) и наступательные (РГД-5, РГН).
Имитационные средства - предназначены для имитации взрыва (взрыв-пакеты, имитационные патроны, шашки) ручных гранат, артиллерийских снарядов, мин. Представляют внешне картонные цилиндрические патроны различного диаметра и длины, снаряженные пиротехническим составом, содержащим бризантные вещества.
Осветительные сигнальные средства - применяются для создания сигнальных (световых, дымовых, звуковых), осветительных, трассирующих и других эффектов. Изготовляются в виде патронов цилиндрической формы с металлическим цоколем. Применяются в войсках реактивные сигнальные и осветительные патроны калибра 30, 40 и 50 мм. Сигнальные мины используются для предотвращения несанкционированного доступа к охраняемым объектам.
Наиболее опасными, с точки зрения возможного использование в террористических актах в аэропортах, являются противопехотные мины, имеющие небольшие размеры и обладающие значительным осколочным и фугасным действием.
Зажигательные средства.
Зажигательные средства по конструкции и принципу действия зачастую аналогичны осколочно - фугасным боеприпасам. В качестве наполнителей используются зажигательные вещества.
По типу зажигательной смеси зажигательные вещества подразделяются на:
- Легковоспламеняющиеся жидкости. В основе состава - керосин, бензины и другие нефтепродукты, нередко с загустителем (напалм).
- Металлизированные зажигательные вещества. В основе состава магний, алюминий - составы «Электрон», «Термит».
- Самовоспламеняющиеся зажигательные вещества. В основе состава пирофорные материалы – белый фосфор, раствор фосфора в сероуглероде и др.
Первый экземпляр акта приобщается к багажной ведомости СОПП после подписания членом экипажа, ответственным за сохранность и перевозку оружия, о принятии оружия на борт ВС и хранится в указанной службе в течение одного года.
Второй экземпляр акта в качестве сопроводительного документа передается экипажу. В аэропорту назначения уполномоченное лицо расписывается в нем о получении оружия у члена экипажа, ответственного за сохранность и перевозку оружия. Второй экземпляр акта приобщается к полетной документации.
Оружие, переданное его владельцем на временное хранение на период полета, упаковывается уполномоченным лицом в оберточную бумагу, бумажный или пластиковый пакет. На упаковке проставляются номера рейса и акта, фамилия, имя, отчество владельца оружия.
Уполномоченное лицо доставляет оружие на борт ВС. Член экипажа, ответственный за сохранность и перевозку оружия, осуществляет приемку оружия и совместно с уполномоченным лицом помещает его в запираемый на замок металлический ящик или мешок. Уполномоченное лицо опечатывает ящик (мешок) номерной печатью аэропорта, о чем делается запись в первом и втором экземплярах акта.
Номерная печать, получаемая в первом отделе аэропорта, постоянно хранится у старшего смены (группы) САБ, осуществляющей предполетный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа, и выдается под роспись уполномоченному лицу на период выполнения служебных обязанностей.
Металлический ящик помещается в багажный отсек после загрузки багажа, груза и почты, перевозимых этим рейсом. На период полета воздушного судна ключ от ящика с оружием хранится у члена экипажа, ответственного за сохранность и перевозку оружия.
В случае перевозки одним ВС нескольких единиц оружия, уполномоченным лицом составляется внутренняя опись содержимого металлического ящика (мешка).
При выдаче оружия в промежуточных пунктах посадки металлический ящик (мешок) с оружием опечатывается номерной печатью авиакомпании (авиапредприятия) членом экипажа, ответственным за сохранность и перевозку оружия.
Номерная печать авиакомпании изготавливается и регистрируется установленным порядком в первом отделе авиакомпании (аэропорта, авиапредприятия). Печать закрепляется за ВС авиакомпании (авиапредприятия) и передается вместе с ним под роспись лицу, принимающему ВС. Лицо, принявшее ВС, на период выполнения полетного задания выдает номерную печать под роспись члену экипажа, ответственному за сохранность и перевозку оружия.
Передача на борт ВС иностранной авиакомпании оружия, принятого для временного хранения на период полета, осуществляется уполномоченным лицом в этом же порядке, только по согласованию и под контролем представителя иностранной авиакомпании.
В иностранных аэропортах оружие, переданное для временного хранения на период полета, принимается на борт ВС согласно порядка, описанного выше, под контролем представителя российской авиакомпании и в порядке, согласованном с администрацией аэропорта.
КВС за 20 минут до посадки по коммерческому каналу связи установленным сигналом (наличие "Спецсредств") информирует ПДСП, а при его отсутствии - в диспетчерский пункт управления воздушным движением о наличии на борту ВС оружия.
ПДСП (при ее отсутствии - диспетчерский пункт управления воздушным движением через диспетчера АДП) сообщает в САБ аэропорта назначения о наличии на борту ВС "Спецсредств".
Основной целью действий командира и членов экипажа ВС в чрезвычайной обстановке является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа, а также предотвращение и пресечение захвата и угона ВС.
Памятка определяет основные рекомендации и последовательность действий членов экипажа при возникновении на борту ВС в полете чрезвычайной обстановки, вызванной противоправными действиями:
- попыткой осуществления на борту ВС террористического акта;
- совершением диверсии (взрыва, поджога ВС);
- нападением на членов экипажа и пассажиров;
- угрозой применения оружия или взрывного (зажигательного) устройства;
- другими действиями, совершаемыми с целью захвата и угона ВС.
Памятка является частью программы безопасности авиапредприятия и подлежит постоянному изучению и хранению в портфеле с полетными документами ВС. Самый большой риск - не быть готовым к ситуациям в чрезвычайной обстановке.
1. Действия экипажа при возникновении в полете угрозы захвата и угона ВС.
1.1. Действия бортпроводников.
В течение всего полета ВС бортпроводники при выполнении своих обязанностей должны наблюдать за поведением пассажиров, знать и уметь определять различные формы отклонений в их поведении (признаки нервозности), сосредоточив на таких пассажирах особое внимание.
Следует обращать внимание на пассажиров, которые до вылета ВС пересаживаются на другие кресла в салоне, так как потенциальные правонарушители могут скрывать устройство, которое они намереваются использовать впоследствии для совершения правонарушения. В этой связи рекомендуется осматривать места, которые были освобождены такими пассажирами.
Бортпроводники должны также четко реагировать на любые подозрительные или необычные действия пассажиров и на наличие любых необычных предметов, которое могут представлять потенциальную угрозу безопасности. О любых таких случаях, а также об угрожающих заявлениях со стороны пассажиров, независимо от того, высказаны они в шутку или всерьез, необходимо немедленно докладывать КВС.
Если на борту ВС возникла угроза его захвата или получена записка, содержащая требование к экипажу изменить курс полета под угрозой любого характера, бортпроводник обязан:
- немедленно принять меры к предотвращению возможного проникновения правонарушителей в пилотскую кабину;
- используя скрытую систему сигнализации, передать экипажу сигнал "ОПАСНОСТЬ";
- сообщить по СПУ КВС обстановку в салоне (характер противоправных действий, количество и вооружение правонарушителей, их требования, действия, месторасположение в салоне и внешние приметы);
- от имени КВС предпринять попытку убедить правонарушителей, что в целях обеспечения безопасности пассажиров экипаж вынужден выполнить их требования, поэтому нет необходимости входить в пилотскую кабину и нарушать условия труда экипажа, предупреждая о катастрофических последствиях вмешательства в действия экипажа по управлению ВС. Согласиться на передачу записки КВС при условии нахождения правонарушителей на своих местах;
- продолжая выполнение своих обязанностей, усилить наблюдение за пассажирами, требовать беспрекословного выполнения ими правил поведения в полете и указаний КВС, предупреждать и пресекать проявление паники среди пассажиров, не допускать стихийных попыток обезвреживания правонарушителей, выявлять среди пассажиров как возможных сообщников правонарушителей, так и лиц, которые в перспективе могут быть на стороне экипажа, уточнять реальность вооружения и приметы правонарушителей. Особое внимание обратить на пассажиров, уклоняющихся выполнять требования "Застегнуть ремни", среди которых могут оказаться как сообщники правонарушителя, так и лица, готовые оказать помощь экипажу в обезвреживании правонарушителей;
- отвлекать и сдерживать правонарушителей от насильственных действий по отношению к пассажирам и экипажу, напоминая им о неотвратимости уголовной ответственности за это, применяемой во всех странах мира;
- использовать имеющиеся возможности для передачи КВС дополнительных данных о действиях и намерениях правонарушителей, обстановке в салоне и другие сведения;
- при входе или выходе из пилотской кабины действовать согласованно с экипажем, проявляя максимум осторожности и осмотрительности, убеждаясь в исключении проникновения в кабину ВС посторонних лиц;
- во время переговоров одного из членов экипажа с правонарушителями в салоне ВС усилить наблюдение за действиями остальных пассажиров с целью выявления возможных сообщников правонарушителей и предотвращения каких-либо внезапных действий со стороны пассажиров;
- по заданию КВС для дезинформации правонарушителей по радиосвязи салона сообщить пассажирам примерную информацию:
"Уважаемые пассажиры! В связи с появившейся необходимостью наш самолет произведет посадку в зарубежном аэропорту. Согласие властей на прием и беспрепятственный вылет нашего самолета имеется. После кратковременного пребывания в Н-ском аэропорту наш самолет доставит всех пассажиров по назначению. Командир ВС просит всех сохранять спокойствие";
- по возможности убедиться и при необходимости принять меры к разблокированию дверей и люков, освободив места, через которые возможно проникновение в салон ВС группы захвата на земле;
- после посадки ВС настойчиво добиваться согласия правонарушителей не препятствовать эвакуации пассажиров, прежде всего детей, женщин, раненых, больных и престарелых;
- передать через эвакуируемых на землю сведения об обстановке на борту и правонарушителях;
- при проведении операции по обезвреживанию правонарушителей в полете или после посадки ВС поддерживать порядок в салоне и успокаивать пассажиров. По возможности оказывать содействие экипажу и группе захвата в обезвреживании правонарушителей;
- по окончании эвакуации пассажиров (по предварительному согласованию с командиром ВС) изыскать возможность покинуть ВС.
2. Действия командира ВС и экипажа при получении сообщения о наличии на борту взрывного (зажигательного) устройства:
2.1. В случае, когда ВС с пассажирами на борту находится на земле (на стоянке, выполняет руление):
- уточнить место для срочной высадки пассажиров и разгрузки багажа и грузов, запросить трап и спецавтотранспорт;
- сообщить членам экипажа ВС об угрозе взрыва (пожара), дать указания о подготовке к срочной высадке пассажиров, об усилении наблюдения за ними, обеспечении спокойствия и порядка на борту;
- по внутренней радиосети ВС сделать объявление типа:
"Уважаемые пассажиры, по техническим причинам вылет нашего самолета откладывается. Командир воздушного судна просит выполнять все указания бортпроводников";
- после остановки двигателей приступить к высадке пассажиров (при отсутствии основных трапов использовать аварийные);
- осуществлять непосредственное руководство действиями бортпроводников и членов экипажа при высадке пассажиров, не допускать с их стороны нарушений установленной очередности выхода к трапам и возникновения беспорядка, исключить возможность оставления пассажирами в салонах принадлежащей им ручной клади;
- по окончании высадки пассажиров выделить одного члена экипажа в помощь прибывшей оперативной группе по устранению угрозы взрыва, с остальными членами экипажа покинуть воздушное судно;
Последующие действия в отношении ВС, пассажиров, багажа, груза и т.д. принимаются руководством авиапредприятия (аэропорта).
2.2. В случае, когда ВС произвело взлет и находится в районе аэродрома:
- получить рекомендации с земли о дальнейших действиях;
- включить сигнал "Бедствие" и запросить подход и внеочередной заход на посадку на аэродроме вылета;
- сообщить членам экипажа ВС и бортпроводникам об угрозе взрыва (пожара), дать им указания по подготовке к посадке и срочной высадке пассажиров;
- подход к аэродрому и заход на посадку производить строго по указанию диспетчера УВД;
- по радиосети салонов сделать объявление типа:
"Уважаемые пассажиры, по техническим причинам наш самолет возвращается в аэропорт "Н". После кратковременной стоянки полет будет продолжен. Командир воздушного судна просит выполнять все указания бортпроводников";
- усилить наблюдение за пассажирами, принять меры к предупреждению беспорядков;
- обо всех изменениях в обстановке на борту ВС немедленно докладывать диспетчеру УВД, четко выполнять полученные указания и рекомендации;
- после посадки действовать в соответствии с подпунктом "2.1." настоящей Памятки;
2.3. В случае, когда ВС выполняет полет на заданном эшелоне:
- получить рекомендации с земли о дальнейших действиях;
- включить сигнал "Бедствие" и выйти на связь со службой управления воздушным движением зоны ответственности, проинформировав диспетчера УВД о возникшей чрезвычайной ситуации;
- по согласованию с диспетчером УВД занять высоту полета, на которой избыточное давление в салоне ВС равно нулю, поддерживая его при этом как можно дольше (нулевое давление уменьшает воздействие взрыва), разгерметизировать ВС, запросить аварийную посадку в ближайшем аэропорту, подать команду на включение светосигнального табло "Не курить", "Застегнуть ремни";
- оценив запас топлива, возможности ВС и расстояние до ближайшего (согласованного) аэропорта, по возможности уменьшить скорость подхода и подготовить ВС к заходу и посадке, свести к минимуму количество маневров. Шасси должно быть выпущено и зафиксировано, так как в случае взрыва система управления выпуском и уборкой шасси может быть повреждена. При скорости подхода в горизонтальном полете нагрузка на структурные элементы ВС минимальна;
- сообщить членам экипажа и бортпроводникам об угрозе взрыва (пожара) и принятом решении, дать им указания по подготовке к вынужденной посадке и срочной высадке пассажиров;
- усилить наблюдение за пассажирами, принять меры к предупреждению беспорядков на борту и по радиосети салонов сделать объявление типа:
"Уважаемые пассажиры, в связи с возникшей необходимостью наш самолет произведет посадку в промежуточном аэропорту. После кратковременной стоянки полет будет продолжен. Командир воздушного судна просит выполнять все указания бортпроводников";
- при необходимости силами выделенных членов экипажа провести целевой осмотр воздушного судна в соответствии с контрольным перечнем мест специального осмотра, досмотр ручной клади и личный досмотр пассажиров, о результатах доложить на "землю";
- подход к аэродрому и заход на посадку производить строго по указанию диспетчера УВД с учетом возможного обхода густонаселенной местности;
- после посадки действовать в соответствии с подпунктом "2.1." настоящей Памятки;
2.4. В случаях, когда сообщение об угрозе взрыва (пожара) на борт ВС поступило с других диспетчерских пунктов УВД или от пассажиров, находящиеся на борту, КВС обязан немедленно доложить об этом диспетчеру пункта УВД зоны (района) своего местонахождения и действовать в соответствии с подпунктом "2.3." настоящей Памятки.
- если место расположения взрывного устройства неизвестно, произвести осмотр ВС в соответствии с перечнем мест специального осмотра, при необходимости произвести досмотр ручной клади и багажа пассажиров, личный досмотр пассажиров. Результат осмотра доложить диспетчеру УВД;
- при обнаружении взрывного (зажигательного) устройства (любого подозрительного предмета, не имеющего владельца) передать диспетчеру УВД его описание, место обнаружения и действовать в соответствии с указаниями специалистов по обезвреживанию взрывного устройства (ВУ);
- не нарушая центровки ВС, пересадить пассажиров на максимально возможное удаление от местонахождения опасного предмета (не менее 4-х рядов кресел), попросив их пристегнуть привязные ремни, привести спинки кресел в вертикальное положение и устроив завал на освободившихся местах из подручных мягких предметов. Если место взрыва находится под салоном, находящиеся вверху кресла должны быть свободными;
- перенести из зоны размещения ВУ портативные кислородные баллоны, емкости со спиртным и медицинские аптечки. Подготовить к использованию средства пожаротушения;
- при возможности произвести срочную посадку, ВУ оставить на месте, предохранить от влаги, накрыв полиэтиленом, и обложить мягкими, мокрыми предметами, поглощающими взрывную волну и уменьшающими опасность возникновения пожара;
- в случае невозможности произвести срочную посадку КВС после получения необходимых рекомендаций с земли может принять решение о перемещении обнаруженного ВУ (подозрительного предмета), особенно если его местонахождение представляет реальную опасность для пассажиров и самолета.
Для каждого типа ВС должен быть определен перечень наименее опасных мест размещения ВУ в случае его взрыва.
- определить тип ВУ с целью избежания срабатывания механизма взрыва на подъем и возможности его переноса в наименее опасное место;
- не касаясь опасного предмета, подвести под него нитку или тонкий твердый картон;
- если нитка или картон не проходят, предмет оборудован ВУ, срабатывающим на подъем. В этом случае подозрительный предмет переносить нельзя, его необходимо накрыть максимальным количеством взрывопоглащающих увлажненных материалов (люди должны находиться как можно дальше от данного предмета, экипажу следует быть готовым к отказу систем управления ВС, находящихся вблизи возможного места взрыва);
- если нитка или картон свободно проходят под опасным предметом, его можно перенести в специальное место, где взрыв принесет минимальный ущерб;
- в случае установления возможности перемещения опасного предмета, не нарушая ориентацию предмета относительно салона ВС, осторожно положив на платформу, как можно быстрее перенести его в наименее опасное место для данного типа ВС (к дверям и люкам);
- подготовить место возможного взрыва соответствующим образом: сделать платформу из мягких материалов до высоты середины двери, поверх положить увлажненный материал толщиной не менее 25 см., на которую сверху положить покрытый полиэтиленом опасный предмет. Зафиксировать данный предмет в установленном месте (липкой лентой ПХЛ-50 - должна находиться на борту ВС) и накрыть его подручными средствами (самолетными чехлами, подушками, одеялами, предметами одежды и т.п.) слоем высотой порядка 25 см. Заполнить все отделение предварительно намоченными материалами (смоченные материалы противостоят нагреванию и уменьшают риск пожара. Заполнение всего отсека такими материалами снижает воздействие взрыва);
- при перемещении ВУ (опасного предмета):
нельзя его открывать;
ü осмотреть, не закреплен ли он, к примеру, ниткой или другим способом за детали интерьера салона;
ü перемещать осторожно, не меняя ориентацию в которой ВУ было обнаружено;
ü размещать ВУ в той же ориентации в подготовленное место, обложенное вокруг, как указано выше, и по возможности закрепить, исключив его смещение при эволюциях самолета в полете или торможении при посадке;
ü по мере возможности, отключить все, не являющиеся важными, линии электропитания в зоне размещения взрывного устройства;
ü спинки кресел и столики привести в вертикальное положение, рекомендовать пассажирам пристегнуть ремни и наклонить голову к коленям;
ü в случае обнаружения зажигательного устройства действовать в той же последовательности и в соответствии с правилами обеспечения пожарной безопасности, не допуская при тушении легковоспламеняющихся жидкостей применения нештатных средств пожаротушения;
- как можно быстрее произвести посадку ВС и организовать аварийную эвакуацию пассажиров, избегая при этом пользования выходами вблизи места нахождения опасного предмета. По окончании эвакуации экипажу покинуть ВС. Обезвреживание взрывных и зажигательных устройств производится после посадки ВС и эвакуации пассажиров специалистами группы по ликвидации угрозы взрыва;
- в случае, если местонахождение взрывного (зажигательного) устройства обнаружить в полете не удалось, обеспечить экстренную посадку ВС на ближайшем приемлемом аэродроме с последующей срочной эвакуацией пассажиров.
Предупреждение!
При обнаружении взрывного устройства не перерезать и не отключать каких-либо проводов. Любая попытка проникновения внутрь запечатанного взрывного устройства без консультации со специалистами и использования рентгеновского оборудования может привести к взрыву.
Контрольные вопросы
1. История терроризма.
2. Понятие о терроризме, террористической деятельности
3. Цель, идеология терроризма.
4. Методы осуществления террористических актов.
5. Средства осуществления террористических актов
6. Федеральный закон «О противодействии терроризму». Цели и принципы борьбы с терроризмом.
7. Определение «авиационная безопасность». Меры авиационной безопасности.
8. Определение «акт незаконного вмешательства». Классификация АНВ в деятельность гражданской авиации.
9. Обеспечение АБ аэропорта: цели и задачи безопасности аэропорта.
10. Обеспечение АБ аэропорта: объекты защиты.
11. Система мер АБ в аэропорту и авиапредприятиях.
12. Контролируемая зона. Меры по обеспечению ее безопасности.
13. Организация пропускного режима в аэропорту. Его цели и задачи.
14. Организация внутриобъектового режима в аэропорту. Его цели и задачи.
15. Порядок допуска членов экипажей ВС в контролируемую зону аэропорта.
16. Предполетный досмотр. Его цели и задачи.
17. Послеполетный досмотр. Его цели и задачи.
18. Технические средства досмотра, их назначение.
19. Перечень предметов и веществ запрещенных к провозу на ГВС, разрешенных с соблюдением требуемых условий.
20. Организационно – технические мероприятия по досмотрам.
21. Предполетный досмотр ВС.
22. Нормативные документы, регламентирующие вопросы АБ.
23. Охрана ВС.
24. Оружие. Виды оружия.
25. Классификация взрывоопасных предметов и веществ.
26. Взрывчатые вещества, их классификация.
27. Средства взрывания.
28. Боеприпасы.
29. Зажигательные средства.
30. Самодельные взрывные устройства, основные элементы, типы.
31. Способы маскировки диверсионно – террористических устройств.
32. Оборудование ВС с целью обеспечения авиационной безопасности.
33. Организация разрешенной перевозки оружия и боеприпасов, переданных пассажирами для временного хранения на период полета. Особенности перевозки длинноствольного оружия.
34. Порядок оформления документов на перевозку оружия на борту ВС и доставки его на борт ВС.
35. Порядок выдачи оружия пассажирам в аэропорту назначения.
36. Действия экипажа при возникновении в полете угрозы захвата и угона ВС.
37. Действия экипажа при получении сообщения о наличии на борту ВС ВУ: в случае нахождения ВС с пассажирами на земле.
38. Действия экипажа при получении сообщения о наличии на борту ВС ВУ: в случае когда ВС произвело взлет и находится в районе аэродрома.
39. Действия экипажа при получении сообщения о наличии на борту ВС ВУ: в случае когда ВС выполняет полет на заданном эшелоне.
40. Действия экипажа при получении сообщения о наличии на борту ВС ВУ: в случаях когда сообщение об угрозе поступило от органов УВД.
Тема №1. Понятие АБ в ГА. История терроризма на ВТ и борьба с ним.
Терроризм, как явление человеческой жизни, известен давно.
В 1 веке до нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика – кинжал, короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителей, враждебных народу.
В средние века представители мусульманской секты Ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае.
В 1848 году немецкий радикал Карл Гейнцген доказывал, что убийство применимо в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов» человечества. Гейнцген является основоположником теории современного терроризма. В его работах можно найти немало идей, созвучных идеологическим воззрениям современных террористов.
Карл Гейнцген считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. Гейнцген призывал использовать отравляющий газ, ракеты, а также рекомендовал искать новые средства уничтожения. Это и есть так называемая «философия бомбы», которая появилась в 19 веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в истории Греции и Рима.
Концепции «философии бомбы» получила дальнейшее развитие и совершенствование в «теории разрушения» Бакунина. Он отстаивал в своих научных работах мысль о признании лишь одного действия – разрушения. В качестве средства борьбы Бакунин предлагал яд, нож, веревку.
«Революционеры, - считал Бакунин, - должны быть глухи к стенаниям обреченных и не идти ни на какие компромиссы. Русская почва должна быть очищена огнем и мечом».
Доктрина «пропаганды действием» была выдвинута анархистами в 70-е годы. Суть ее в том, что не слова, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство.
Эта же мысль проходит и у Кропоткина, когда он определяет анархизм как «постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита».
Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины 19 века. Его представители:
1 Русские народники;
2 Радикальные националисты Ирландии, Македонии, косовские сепаратисты;
3 Анархисты Франции 90-х годов;
4 Националисты и анархисты Италии и Испании;
5 Расисты США.
До 1 мировой войны терроризм считался орудием левых. Но по существу к нему прибегали индивидуалисты без политических платформ, а также националисты, далеко не левых социалистических ориентаций.
После окончания 1 мировой войны терроризм взяли на свое вооружение: правые национал сепаратисты и фашисты (Германия, Франция, Венгрия), «Железная гвардия» (Румыния). Крупнейшими терактами того времени были политические убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919 году, югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 году.
В основе этих движений лежат разные идеологические платформы, но фактически и те и другие руководствуются положениями доктрин «философия бомбы» и «пропаганды действием».
В начале 19 века ничего не изменилось в природе терроризма. Более того, терроризм теперь – спектр самых разнообразных явлений, начиная от политических убийств и кончая массовой гибелью людей в пламени гражданских войн.
И если для русских народовольцев, первомартовцев и эсеров совершение теракта это, безусловно, есть акт самопожертвования (самоуничтожения), то для националистов, расистов, фашистов, «красных бригад» - акт самоутверждения.
Фашистская Германия на глазах у всего мира растоптала Польшу. Был дан урок всей Европе, да и всему миру. Многие капиталистические государства поспешили проявить лояльность к соседу – бандиту. Что поделаешь – бандит силен.
У современного терроризма одна из основных целей – захват политической власти.
По данным независимых международных организаций только за одно десятилетие (с 1970 по 1980 год) в мире совершено 8114 терактов. Тысячи людей стали жертвами разнузданного насилия бандитов. Однако 80-е годы оказались неизмеримо более жестокими. Только за первые 5 лет, с 1980 по 1985 год, количество терактов удвоилось. И далее их число неуклонно растет: в 1986 году – 774, в 1987 году – 832, в 1988 году – 856.
Есть и другие группировки в разных странах и даже создана корпорация международного терроризма. Как правило, каждая террористическая группа имеет свою программу и цель. К примеру, террористическая группа Фатан (Абу-Нидал) поклялась уничтожать американских лидеров, имеет свое вероисповедание, члены присягают на верность группировке.
В различных странах существуют свои школы подготовки террористов, которые по понятным причинам не рекламируются. Что касается методики проведения операции, то цель определяет средства и пути ее достижения. Под конкретную акцию конкретным образом готовятся конкретные люди.
ТЕРРОРИЗМ – это расчетливое использование силы, угрозы и оружия для достижения своих целей.
Цель террора:
1. Изменение политического строя;
2. Захват власти в государстве, регионе;
3. Отделение от государства, образование самостоятельного государства, требование автономии, независимости;
4. Удовлетворение экономических требований;
5. Изменение законодательства: правового, экономического, социального;
6. Месть;
7. Уничтожение и ослабление конкурентов.
Цель теракта (не считая политических целей) – в минимальный срок совершить максимальный ущерб.
Идеология терроризма – продемонстрировать устрашение, привлечь внимание к себе, заручиться поддержкой масс.
Методы действий террористов :
1. Взрыв или поджог на объекте, вблизи объекта, в месте скопления людей, транспортного средства;
2. Стрельба по объектам, людям (в том числе обстрел с закрытых позиций);
3. Захват ВС, объектов, авиационных комплексов, заложников;
4. Поломка, порча, разрушение (ВПП, ВС, навигационного и светотехнического оборудования);
5. Организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с использованием ложных объявлений, слухов и т.д.);
6. Отравление помещений, воды, пищи, одежды;
7. Подкуп персонала;
8. Ложные сообщения, угрозы (по телефону, по почте) о применении ВУ;
9. Радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех в каналах управления;
10. Отвлечение внимания, провоцирующие действия.
На очереди – терроризм ядерный, биологический, химический.
Средства осуществления терактов :
1. ВУ с замедлением срабатывания (установка на заданное время, с задержкой срабатывания);
2. ВУ с дистанционным подрывом по проводам;
3. ВУ с дистанционным подрывом по радиосигналу;
4. ВУ, срабатывающие при изменении атмосферного давления (при подъеме на высоту с барометрическими датчиками); скорости движения объекта;
5. ВУ в движущемся транспорте, срабатывающие при соударении с объектом;
6. ВУ в транспорте, срабатывающие при запуске системы движения;
Дата: 2018-11-18, просмотров: 519.