КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

(Сокращенный курс лекций)

Модуль 1 «Специфика банковского бизнеса, его правовые основы»

Тема «Банк и банковская система.»

Банк, понятие и сущность. Функции и роль банков в народном хозяйстве.

Структура банковской системы. Типы коммерческих банков.

.

 

Структура банковской системы. Типы коммерческих банков.

Банковская система - это совокупность кредитных организаций, действующих в соответствии с возлагаемыми на них функциями и общими принципами организации банковского дела.

В соответствии с ФЗ “О банках и банковской деятельности в РФ” банковская система РФ включает в себя Банк России (ЦБ), кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

В нашем действующем законодательстве закреплен принцип двухуровневой структуры банковской системы с четким распределением функций Центрального банка и всех остальных кредитных организаций (схема)

Из общей банковской системы выделяется Центральный банк, который играет главную роль в управлении банковской системой и обладает широкими полномочиями. Именно Центральный банк составляет верхний, 1 -ый уровень банковской системы. Банк России выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Банк России может проводить банковские операции только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ. Но он не имеет права осуществлять банковские операции с другими юридическими лицами, а также с физическими лицами, не может предоставлять им кредиты, он не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Второй уровень, представлен кредитными организациями

В банковскую систему РФ включают также представительства иностранных банков. На них распространяется российское правовое регулирование банковской деятельности .

Отношения кредитных организаций с ЦБ строятся по вертикали, а между собой - по горизонтали. Это с одной стороны равноправные партнеры, а с другой стороны - конкуренты на рынке банковских услуг.

Основным звеном банковской системы являются коммерческие банки.

Они непосредственно осуществляют кредитование, расчеты, привлечение депозитов юридических и физических лиц, т.е. именно они обеспечивают банковскими продуктами юридических и физических лиц..

Коммерческие банки являются независимыми самостоятельными хозяйствующими субъектами, но они обязаны ориентироваться в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, темпы инфляции, процентные ставки. В процессе функционирования они должны выполнять требования Банка России по ликвидности, по уровню капитала, по созданию обязательных резервов и т.д. Таким образом, хотя коммерческие банки являются самостоятельными субъектами, но их деятельность поднадзорна и регулируется государством. Это связано, прежде всего, с одной стороны, с особой ролью банков в экономике страны, а с другой стороны, с повышенной рисковостью их деятельности и серьезными последствиями их негативной работы.

Банки могут быть различных видов. При этом классификационными признаками могут выступать: форма собственности, т,е. принадлежность капитала, характер выполняемых операций, сфера обслуживания, масштаб деятельности

 

 

Тема «Коммерческие банки – основное звено банковской системы. Правовые основы и государственное регулирование деятельности коммерческого банка»

Нормативная база, регулирующая деятельность КБ, принципы работы КБ

Порядок создания и прекращения деятельности КБ.

Государственное регулирование деятельности КБ, методы и инструменты

Взаимоотношения коммерческих банков с клиентами

Доходы КБ, их состав

Расходы КБ, их состав

Расходы КБ.

Деятельность КБ обязательно связана с расходованием средств. Для того, чтобы осуществлять деятельность, они производят неизбежные расходы, связанные с отдельными видами операций, по содержанию аппарата управления, содержанию материально-технической базы, выплате процентов по депозитным и другим счетам и другие виды затрат.

Расходы банка, как и доходы можно классифицировать по различным признакам, в частности:

- по форме;

- по характеру;

- по периоду.

По форме выделяют процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы.

Процентные расходы - это начисленные и уплаченные банком проценты по вкладам и депозитам, а также за кредитные ресурсы, купленные у других банков и проценты, начисленные по выпущенным ценным бумагам.

Расходы по уплате процентов по вкладам в анализируемом периоде зависят от размера этих вкладов, их структуры и величины процентных ставок. Рост этих расходов может быть обусловлен влиянием одного или всех факторов. Если расходы растут за счет роста объемов депозитов, то это не отрицательное, а положительное явление, т.к. рост этих расходов , как правило, компенсируется расширением активных операций, а следовательно, увеличением доходов по ним.

Структура депозитной базы непосредственно влияет на величину расходов банка, т.к. затраты по привлечению и обслуживанию различных видов депозитов неодинаковы. Как правило, самым дорогим депозитом выступает межбанковский кредит. Самые низкие расходы несет банк, обслуживая расчетные счета предприятий (по ним самая низкая ставка). Но для банка это не такие стабильные ресурсы, как срочные депозиты.

Таким образом, управление процентными расходами предполагает оптимальную структуру депозитного портфеля банка. При этом стоит учитывать не только расходы по обслуживанию конкретных видов депозитов, но и будущую доходность от использования их в качестве ресурсов банка для активных операций.

Комиссионные расходы связаны с платой за кассовые, расчетные, и другие операции, за инкассацию и другие расходы, связанные с выплатой комиссий.

Прочие непроцентные расходы очень разнообразны. Они включают расходы по обеспечению функционирования банка, расходы по переоценке ценных бумаг и валюты, уплаченные штрафы, пени.

Очень важной является классификация расходов по их характеру. Это иная классификация, но она связана с первой.

По характеру осуществления расходов, их можно подразделить на:

n Операционные

n По обеспечению функционирования банка, иногда отдельно выделяют расходы по оплате труда

n По уплате налогов

n По отчислениям в резервы на потери

n Прочие расходы.

Операционные расходы – это процентные и комиссионные расходы, расходы, связанные с переоценкой активов т.е. расходы, непосредственно связанные с банковскими операциями.

Расходы по обеспечению функционирования банка включают в себя расходы на оплату труда работников, на подготовку кадров, расходы по содержанию зданий, арендная плата, амортизация, расходы на изготовление и приобретение бланков магнитных носителей, упаковочных материалов, другие хозяйственные расходы.

Часть уплачиваемых налогов банки в соответствии с установленным НК порядком относят на расходы ( земельный налог, налог на имущество и др.)

Банки создают различные резервы по активам: РВПС, резервы под обесценение ценных бумаг, по другим активам за счет своих расходов.

Группа прочих расходов включает расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на служебные командировки, расходы на аудиторские проверки, судебные издержки, расходы по публикации отчетности, штрафы, пени, уплаченные. и некоторые другие расходы.  В связи с развитием конкуренции весомыми статьями в этой группе расходов является расходы на рекламу, ее различные виды, также представительские расходы.

По периоду времени можно выделить расходы текущего периода и расходы будущих периодов. 

Управление расходами должно быть направлено на их оптимизацию.. Экономия расходов - это резерв роста прибыли. Но экономия должна быть разумной. Нельзя экономить на расходах, непосредственно связанных с качеством, культурой обслуживания клиентов. Если необоснованно экономить на ремонтных работах, это может привести к антисанитарному состоянию неудовлетворительному внешнему и внутреннему виду. Экономия на рекламных расходах тоже может дать отрицательные результаты - потерю потенциальных клиентов. Т.е. неразумная экономия может повлечь снижение имиджа, потерю клиентов, снижение конкурентоспособности банка.

Поэтому речь должна идти не о минимизации, а об оптимизации расходов банков.

  1. Прибыль коммерческого банка. Методы измерения рентабельности. Распределение прибыли КБ

Прибыль банка - это обобщающий показатель всей деятельности банка, это конечный финансовый результат, который отражает итог всех сторон, всех направлений деятельности КБ. Прибыль в условиях рыночной экономики выступает мотивом и целью деятельности любого предприятия. В то же время это главный оценочный показатель работы предприятия, в т.ч. и банка. Покрытие расходов банк может осуществлять только за счет собственных доходов. А дальнейшее развитие банка, расширение его материально-технической базы, стимулирование работников может происходить только на основе самофинансирования, т.е. из полученной прибыли.

В росте прибыли заинтересованы сам банк, его партнеры, акционеры, вкладчики, работники и государство. Для банка рост прибыли создает предпосылки расширения деятельности, увеличения объема услуг, создания резервов и т.д. Для работников через прибыль реализуются их материальные интересы. Для акционеров и пайщиков прибыль выступает источником выплаты дивидендов. Для заемщиков и вкладчиков размер полученной прибыли характеризует надежность банка, надежность вложения средств. Для государства кроме всего прочего прибыль банка представляет интерес с точки зрения уплаты банком налога на прибыль, т.е. получения части прибыли для финансирования общегосударственных нужд.

Прибыль банка можно измерить абсолютными и относительными показателями.

Абсолютных показателей несколько:

1/ прибыль от операционной деятельности

2/ балансовая прибыль

3/ налогооблагаемая прибыль

4/ чистая прибыль.

Прибыль от операционной деятельности представляет собой разность между операционными доходами и операционными расходами.

Балансовая прибыль - это операционная прибыль = прочая прибыль +- сальдо прочих доходов и расходов.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается по налоговому учету.

Чистая прибыль – это прибыль остающаяся у банка по сле уплаты налогов и других обязательных платежей. Абсолютные показатели прибыли не всегда могут служить характеристикой эффективности работы, особенно при сравнительном анализе, при анализе динамики и ряде других случаев.

Поэтому для оценки деятельности банков применяются различные относительные показатели прибыли, т.е. показатели, характеризующие эффективность отдачи средств, эффективность затрат .

В специальной литературе и банковской практике чаще всего используются следующие группы показателей рентабельности:

1/ отношение прибыли к капиталу

2/ отношение прибыли к активам

3/ отношение прибыли к доходам и расходам банка.

Каждая группа показателей и каждый индивидуальный показатель имеет свой экономический смысл, свое назначение.

Наиболее часто применяются показатели 1-ой группы. К ним можно отнести:

отношение прибыли к капиталу (собственным средствам банка). В международной практике этот показатель называется ROE или еще его называют нормой прибыли на капитал. Это отношение показывает, сколько прибыли получено на каждый рубль собственных средств банка. К этой же группе можно отнести показатель прибыльности, рассчитываемый как отношение прибыли к уставному капиталу.  Этот показатель представляет особый интерес для акционеров, поскольку он характеризует эффективность вложения их средств в банковскую деятельность.

2 группа показателей основана на соотношении прибыли и активов банка. Эти показатели характеризуют отдачу активов, их прибыльность, способность банка заставить работать активы. К этой группе прежде всего относится коэффициент, называющийся в международной банковской практике ROA . Он рассчитывается как отношение прибыли к совокупным активам банка.

 

Рентабельность активов может рассчитываться не только как отношение прибыли к совокупным активам, но и как отношение прибыли к работающим активам, т.е. активам, приносящим доход.

К третьей группе показателей рентабельности относятся коэффициенты, рассчитываемые как отношение прибыли к доходам и расходам банка.

Деятельность КБ должна быть ориентирована на получение высоких доходов, прибыли путем оптимизации структуры активных и пассивных операций, исключения неэффективных операций, более прогрессивных способов выполнения операций, оптимизации расходов и т.д.

Распределение прибыли.

Значение прибыли как экономического инструмента во многом определяется механизмом ее распределения и использования.

В условиях рыночных отношений для эффективного функционирования всей экономики и экономики отдельного предприятия необходимо обеспечить такие пропорции в распределении прибыли, как

- между государством и субъектом хозяйствования

- между предприятием и его собственниками

- внутри субъекта хозяйствования между накоплением и потреблением.

Это полностью относится и к КБ.

Вопрос распределения прибыли между банком как субъектом хозяйствования и государством - это вопрос. По существу налогообложения прибыли. Налогообложение банков - это самостоятельная тема.

После уплаты налога на прибыль и других налоговых платежей из прибыли у банка остается чистая прибыль.

Процесс распределения чистой прибыли характеризуется широкой самостоятельностью. Он регулируется Уставом банка, решениями собрания акционеров и хозяйственной целесообразностью.

Прибыль банка может использоваться на :

выплату дивидендов и начислений на паи;

увеличение уставного капитала;

увеличение резервного фонда:

на покрытие расходов, связанных с производственным развитием банка, не включаемых в себестоимость банковских услуг;

создание и увеличение ФЭС;

на финансирование различных социальных расходов;

на благотворительные цели и т.д.

Платежеспособность банка

Платежеспособность банка

     Под платежеспособностью субъекта экономики обычно понимается его способность в полной сумме отвечать по своим обязательствам (балансовым и забалансовым). Учитывая что коммерческий банк - это особый субъект хозяйствования, деятельность которого имеет свою специфику, заключающуюся в том, что он работает в основном на привлеченных «чужих» средствах, подходы к определению платежеспособности банков несколько отличается от платежеспособности других предприятий. Т.е. уже изначально банки обладают лишь относительной, потенциальной платежеспособностью, основанной на предположении, что привлеченные средства будут соответствовать своим срокам и, что все вкладчики одновременно не кинутся снимать средства со своих счетов.

Еще одна особенность деятельности банков – их повышенная рисковость. Повышенная рисковость приводит к большей финансовой уязвимости: постоянно меняются финансовые условия сделок, положение отдельных клиентов и всей экономики, что влияет на результаты работы банка. В то же время неплатежеспособность (банкротство) банков оказывает более неблагоприятное воздействие на экономику, чем банкротства других типов предприятий. Банкротство даже одного банка при определенных условиях может вызвать “цепную реакцию, неплатежеспособность не только клиентов этого банка, но и субъектов, связанных с этими клиентами, значит других банков, обслуживающих их и т.д..

Поэтому платежеспособность банков - это проблема не только самих банков, но и проблема, затрагивающая интересы многих экономических субъектов, акционеров банка, его клиентов, вкладчиков, а также государства. Так надежность банка имеет большое значение для акционеров, ибо убытки банков, его банкротство наносят ущерб их вложениям. Вкладчики могут потерять свой оборотный капитал и накопленные сбережения. Убытки и банкротство банков подрывают доверие к финансовой системе вообще, а это ощущается и в других секторах экономики. Поэтому предотвращения банковских банкротств одна из главных задач государственных органов регулирования банковской деятельности.

Платежеспособность банка - понятие сложное.

Внешними признаками банка, утратившего платежеспособность, являются: отсутствие средств на кор.счете; прекращение платежей по счетам клиентов; рост задолженности по МБК и т.д.

В связи со спецификой банковской деятельности, низкой долей собственных средств уже изначально банки обладают лишь относительной, потенциальной платежеспособностью, основанной на предположении, что привлеченные средства будут соответствовать своим срокам и что все вкладчики одновременно не кинутся снимать средства со своих счетов.

Исходя из такого понимания платежеспособности, можно дать следующее определение. Платежеспособным считается такой банк, у которого совокупные активы превосходят обязательства банка

  СА > Об

 В этом случае теоретически, продав свои активы, банк сможет рассчитаться по обязательствам и еще у него останутся собственные средства. Т.е. то же самое условие можно записать:

СА - Об = СС > 0 Банк платежеспособен, пока у него есть собственные средства.

     Таким образом, платежеспособность банков во многом зависит от обеспеченности банков собственными средствами.

Показатели ликвидности

Все показатели, характеризующие ликвидность банка, можно условно подразделить на две группы; нормативные, устанавливаемые Центральным Банком РФ и другие аналитические показатели, которые могут использоваться банками по собственной инициативе.

    Директивные показатели устанавливаются инструкция ЦБ № 139 И   " Об обязательных нормативах банков"

К группе нормативов ликвидности относятся 3 основных показателя:

норматив мгновенной ликвидности  Н2

   норматив текущей ликвидности       Н3

норматив долгосрочной ликвидности Н4

       Все они определяются как соотношение между соответствующими активами и пассивами с учетом их сроков, а также других факторов.

Чрезвычайно важным (сердцевидным) является норматив мгновенной (револьверной) ликвидности.

Норматив мгновенной ликвидности Н2 показывает, какая часть обязательств может быть погашена банком немедленно. Он рассчитывается по следующей формуле:

                      Лам

          Н2 = ------------------ x 100% >= 15%, где

                Овм - 0,5 x Овм*

Где

Лам - высоколиквидные активы, то есть финансовые активы, которые могут быть получены в течение ближайшего календарного дня. 

Овм - обязательства по счетам до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении.

Овм* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования, определенная в порядке, определенным Инструкцией.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15 процентов.  

        Норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней.

Норматив текущей ликвидности банка (Н3) рассчитывается по следующей формуле:

                      Лат

           Н3 = ---------------- x 100% >= 50%,

                Овт - 0,5 x Овт*

 

где:

Лат - ликвидные активы, то есть финансовые активы, которые должны быть получены банком и (или) могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или)

Овт - обязательства (пассивы) по счетам до востребования, по которым вкладчиком и (или) кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней.

Овт* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, определяемая в порядке, установленном пунктом 3.7 настоящей Инструкции (код 8930).

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 %.

 Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы.

Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле:

                      Крд

          Н4 = ----------------- x 100% <= 120%,

               К + ОД + 0,5 x О*

где::

Крд - кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным требованиям

ОД - обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, за исключением суммы полученного банком субординированного кредита (займа, депозита), а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней

О* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), не вошедшим в расчет показателя ОД, определяемая в порядке, установленном пунктом 3.7 настоящей Инструкции (код 8978).

Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 процентов.

Каждый из приведенных нормативов ликвидности имеет свой экономический смысл, свои достоинства и свои недостатки. Поэтому и установлен не какой то один, а целый комплекс показателей. Эти показатели очень важны для оценки платежеспособности, надежности банка.

Контроль за соблюдением экономических нормативов возлагается на территориальные учреждения ЦБ.

В рамках перехода на международные стандарты Базель 3 планируется введение двух нормативов – краткосрочной стрессовой ликвидности и стабильного долгосрочного фондирования.

Основная цель управления ликвидностью - снижение риска несбалансированной ликвидности.

Проблема управления ликвидностью банка может быть разделена на вопросы внешнего и внутреннего регулирования ликвидности.

Внешнее регулирование обеспечивается требованиями ЦБ. Оно включает в себя не только экономические нормативы, но и другие инструменты административного и экономического действия.

Для целей внутреннего управления ликвидностью каждый банк разрабатывает свой документ о политике в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности, который должен содержать: четкое разделение полномочий и ответственности между руководящими органами и подразделениями банка по управлению ликвидностью; порядок проведения анализа состояния ликвидности, причин невыполнения обязательных нормативов и разработку мер по обеспечению нормативных показателей; процедуры принятия решений при возникновении конфликта интересов между ликвидностью и прибыльностью банка; порядок составления прогноза ликвидности; процедуры восстановления ликвидности, в т.ч. и сценарий, рассчитанный на наихудшие условия.

Банк, его специалисты должны постоянно отслеживать состояние ликвидности банка, причем не только на текущий момент, но и перспективу.

Внутренняя оценка ликвидности банка может и должна проводиться с помощью составления позиции ликвидности. Для наглядности ее обычно представляют в виде таблицы соответствия активно-пассивных операций.

Межбанковские кредиты

Срочные депозиты.

Срочные вклады, как вытекает из самого названия, помещаются юридическими и физическими лицами в банк на определенный срок.

Срочные депозиты отличаются большим разнообразием. Их можно классифицировать:

1/ по срокам

2/ по субъектам

3/ по целевому назначению

4/ по режиму и условиям функционирования

и др.

Внесение средств на срочный депозит оформляется специальным договором банковского вклада, который должен соответствовать требованиям статьи 426 ГК РФ. Договор обязательно составляется в письменном виде. Каждый банк самостоятельно разрабатывает типовые формы этих договоров.

В договоре предусматриваются: сумма депозита, срок его действия, проценты, которые получит вкладчик после окончания срока действия договора, порядок их начисления и выплаты, обязанности и права вкладчика, обязанности и права банка, ответственность сторон за соблюдение условий договора, порядок разрешения споров.

Разновидностью срочных вкладов являются депозитные и сберегательные сертификаты, представляющие собой денежные документы, удостоверяющие внесение в банк средства на определенное время. Они также удостоверяет право вкладчика на получение после истечения срока суммы вклада и процентов по нему.

Депозитные сертификаты предназначены для юридических лиц, а сберегательные - для физических лиц. Сертификаты не могут служить расчетным и платежным средством за товары и услуги.

Сертификаты могут быть именными и на предъявителя.

Сертификаты могут быть переданы 3 лицу. Передача сертификатов на предъявителя не требует дополнительного оформления. Именные сертификаты могут быть переданы 3 лицу путем цессии.

Все депозитные сертификаты являются срочными. После того, как истек срок, сертификат считается ценной бумагой до востребования.

Система страхования вкладов физических лиц.

Мировая банковская практика свидетельствует о необходимости и целесообразности страхования повышенной ответственности банков за стабильность и сохранность вкладов юридических и физических лиц.

В декабре 2003 года принят Федеральный Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Большинство банков после проверки их устойчивости были приняты в систему страхования вкладов. Сейчас таких банков более 700 из общего количества.. Остальные банки, не вошедшие в систему страхования вкладов, теряют право работать с физическими лицами.

В соответствии с этим законам вкладчикам - физическим лицам в случае банкротства банка гарантируется возврат определенной суммы вклада. Первоначально эта сумма составляла 100 т.р., затем она была повышена до 190 т.р., с 1.7.2007 года 400 т.р.В настоящее время – 1400т.р. Недавно были приняты поправки в Закон, который теперь защищает и индивидуальных предпринимателей.  Создан специальный орган - Федеральное агентство по страхованию вкладов. При нем формируется фонд страхования за счет ежеквартальных отчислений коммерческих банков. Из него и производятся выплаты вкладчикам обанкротившихся банков.

Система страхования депозитов преследует три главных цели:

1/ повысить доверие вкладчиков к банковской системе;

2/ обеспечить защиту интересов вкладчиков, которые не в состоянии сами оценить надежность банка;

3/ обеспечить контроль за деятельностью КБ.

.Депозитная политика, оценка качества депозитной базы банка

Депозитная политика банка- это разработанные и реализуемые банком меры по формированию своей депозитной базы.

Следует учитывать, что эффективная депозитная политика КБ во-первых, способствует получению банком будущей прибыли, а во-вторых, гибкая депозитная политика, особенно по увеличению стабильных ресурсов способствует повышению ликвидности банка., в третьих - разнообразие депозитных услуг создает имидж, повышает престиж банка.

Между коммерческими банками развивается конкуренция по привлечению средств и в первую очередь, срочных депозитов. На решение задач, связанных с конкуренцией, и должна быть направлена депозитная политика коммерческого банка. Она должна включать: методы стимулирования депозитов ( ценовые и неценовые); определение качества депозитов и их влияния на ликвидность; введение новых видов депозитных услуг и др.

Важнейшим методом стимулирования привлечения депозитных средств является ценовой, т.е. устанавливаемые ставки по депозитам. В настоящее время процентные ставки по депозитам складываются с учетом рыночных факторов, но каждый банк корректирует эти проценты с учетом своих конкретных условий, избранной стратегии, проводимой депозитной политики.

   Помимо процентных ставок, т.е. ценового метода, существуют неценовые методы, способствующие привлечению и удержанию депозитных вкладов. К ним можно отнести: предоставление комплекса (пакета) услуг; высокое качество обслуживания; реклама и информация.

Как уже отмечалось неоднократно, объем депозитов, и структура оказывают непосредственное влияние на ликвидность и доходность банка.

Это обусловливает необходимость и целесообразность систематического анализа и регулирования в процессе своей депозитной работы качества депозитов.

Качество депозитов, депозитной базы банка - это понятие комплексное. Важнейшими критериями качества депозитов могут выступать: расходы по обслуживанию отдельных элементов депозитной базы, а также стабильность депозитов, и их оборачиваемость.

Средний уровень расходов по обслуживанию отдельных видов депозитов могут определяться делением расходов (начисленных процентов) на среднегодовой размер данного вида депозитов.

Для характеристики стабильности и оборачиваемости депозитов, могут использоваться различные коэффициенты.

Например, стабильность депозитов можно характеризовать с помощью коэффициента стабильности. Сначала исчисляется коэффициент нестабильности.

                                   сумма досрочно изъятых депозитов

К т нестабильности = ------------------------------------------------------- * 100%

                                              сумма всех депозитов

К т стабильности = 100 % - К т нестабильности

 

Коэффициенты стабильности во многом характеризуют степень доверия вкладчиков к банку, т.е. его надежность. Снижение коэффициентов стабильности может служить для банка сигналом снижения доверия.

Показателями качества депозитов могут служить также коэффициенты оборачиваемости депозитов. Оборачиваемость депозитов характеризует время обращения, т.е. средний срок хранения 1 рубля депозитов.

    В = СО вкладов * Д

                   Ов

Где:

В – Средний срок хранения депозитов;

Д – количество дней в периоде;

Ов – оборот по выдаче депозитов.

Межбанковские кредиты

Получение займа у другого коммерческого банка или у Центрального банка является одним из методов мобилизации средств на кредитном рынке.

Межбанковский кредит отличается от других привлеченных источников тем, что инициатива привлечения средств принадлежит не вкладчику-клиенту, а самому банку. Он может выступать очень гибким инструментом, т.к. этот кредит можно быстро взять. Еще одно достоинство этого источника, что привлеченные с его помощью средства не требуют резервирования.

Но межбанковский кредит как источник имеет и недостатки, главный из которых его дороговизна.

Как правило, межбанковские кредиты привлекаются КБ главным образом для поддержания своей ликвидности при временном существующем или потенциальном недостатке собственных и других привлеченных средств. Эти займы выступают составной частью работы по управлению пассивами и ликвидностью банка через управление пассивами.

Выдача и получение межбанковского кредита может производиться в различных формах. Банки могут иметь 2-3 постоянных партнеров, заключая с ними кредитные договоры, срочные и бессрочные. В бессрочном договоре указывается минимальный срок, а далее банк-кредитор может потребовать возврата кредита в любой момент.

Вообще рынок межбанковских кредитов делится на определенные сегменты по срочности выдаваемых ссуд: но преобладает рынок коротких денег, вплоть до 1-2 дней.

Межбанковский кредит можно получить через различных посредников. (банков и небанков).Межбанковские кредиты можно купить на аукционах кредитных ресурсов на фондовых биржах, кредитных площадках, межбанковских финансовых домах и т.д.

Ставки межбанковских кредитов формируются по законам рыночных отношений. На них влияют такие основные факторы как учетная ставка Центробанка, спрос и предложение на эти кредиты, общая экономическая ситуация, срок кредита и др.

 Необходимым атрибутом рынка межбанковских кредитов выступают так называемые средние ставки межбанковского кредитного рынка.

С 1993 года подобные ставки стали рассчитываться и на нашем кредитном рынке. Расчеты производятся Центробанком совместно с информационным консорциумом, в который входят крупнейшие московские банки. Рассчитываются ставки:

MI BOR - московская ставка по предоставлению кредитов (предложения)

MI BID - московская ставка по привлечению кредитов (спроса)

MI AСR - средняя фактическая ставка по предоставленным кредитам., Mosprime

Эти ставки выполняют роль ориентира для коммерческих банков.

      Особой группой МБК являются займы у Центрального банка. Рефинансирование коммерческих банков ЦБ является одним из инструментов денежно-кредитной политики.

Межбанковские расчеты

  2.1 Виды и структура межбанковских расчетов, основополагающие принципы их организации

2.2 Централизованная система межбанковских расчетов через расчетно-кассовые центры Банка России

2.3 Расчеты путем прямых корреспондентских отношений банков и другие виды межбанковских расчетов.

Кредитная политика банка

Кредитная политика банка

Под организацией кредитного процесса в банке понимается техника и технология кредитования с целью соблюдения законодательных норм банковской деятельности, снижения кредитного риска и получения достаточной прибыли от совершенной кредитной сделки.

Кредитная политика - это система мер банка в области кредитования его клиентов, она является составной частью общей банковской политики, поэтому цели кредитной политики должны отражать общие стратегические цели банка, согласовываться с целями всей его банковской политики

Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредит­ной деятельности банка, создает основу организации кредитной работы банка. Она является составной частью общей банковской политики, поэтому цели кредитной политики должны отражать общие стратегические цели банка, согласовываться с целями всей его банковской политики. Исходя из этого, целью кредитной политики является создание условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечение стабильного роста прибыли банка. Т.е  предоставление надежных и рентабельных для банка кредитов, стимулирующих развитие производства и др. видов деятельности определенных отраслей хозяйства или малого бизнеса.

Кредитная политика  определяет следующие основные направления кредитной деятельности:

· объективные стандарты и критерии, которыми должны руко­водствоваться банковские работники, отвечающие за выдачу кредитов и управление кредитным портфелем;

· основные действия лиц, принимающих стратегические реше­ния в области кредитования;

· принципы контроля за качеством управления кредитной дея­тельностью в банке и работой служб внутреннего и внешнего аудита.

Кредитная политика обычно оформляется в виде письменно зафиксированного документа меморандума (положение) о кредитной политике, в котором есть несколько основных разделов.

1. Общие положения и цели кредитной политики.

2. Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников банка. В данном разделе разрабатывается система полномочий и ответственности работников банка за выдачу ссуд.

3. Организация кредитного процесса на различных этапах реализа­ции кредитного договора. Весь кредитный процесс организует и проводит кредитный отдел. 

Основная работа по организации кредитного процесса в банке может быть представлена в виде следующих этапов:

1-й - формирование портфеля кредитных заявок;  

2-й - проведение переговоров с потенциальным клиентом;

3-й - принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления;  

4-й - оформление кредитного дела;

5-й - работа с клиентом после получения им ссуды;

6-й - возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.

4. Банковский контроль и управление кредитным процессом

Меморандум по кредитной политике является основой для разработки других внутрибанковских документов, например, Положения о порядке кредитования юридических (физических) лиц, методик оценки финансового состояния заемщика и т.д.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

(Сокращенный курс лекций)

Дата: 2018-11-18, просмотров: 461.