После того как управленческое решение принято, обрело соответствующую форму и юридическую силу, наступает этап его реализации.
Значение этого этапа определяется тем, что в конечном итоге именно степень полноты реализации принятых решений обеспечивает реальные результаты и смысл функционирования управляющей системы.
«Реализуемость» решений — важный показатель эффективности работы систем управления, которая должна стремиться действовать по принципу «одна проблема — одно решение». Совершенно недопустимо, после того как какое-то решение оказывается невыполнимым, по тем же вопросам принимать второе, а иногда даже третье.
Принятое управленческое решение может быть выражено в письменной или устной форме. В большинстве случаев решения оформляются в письменной форме: приказы, распоряжения, инструкции и т.п. В этих документах должна быть отражена цель и выработана программа действий для выполнения решения. После того как решение зафиксировано, наступает период его реализации. Реализация решения — процесс трудоемкий. Опытные руководители, подготавливая решения, оценивают и сложность его реализации, предусматривая необходимые условия для его выполнения.
Реализация принятого решения требует разработки организационного плана, направленного на достижение цели данного решения, в организационном плане общий объем расчленяется на отдельные работы. Для выполнения работ подбираются исполнители в соответствии с их квалификацией и опытом. При реализации решения исполнители отдельных работ должны иметь определенные права и нести ответственность в зависимости от значения решаемых задач. Здесь целесообразно использовать принцип делегирования ответственности, который предусматривает расчленение ответственности между всеми, кто принимает участие не только в разработке решения, но и в его реализации. При делегировании ответственности необходимо учитывать компетентность исполнителя. В плане должны учитываться время выполнения решения и необходимые ресурсы.
После разработки плана реализации решения он доводится до исполнителей. Доведение управленческого решения до исполнителей сопровождается его разъяснением и пропагандой. Чем больше исполнителей будет участвовать в выполнении этого решения, тем шире должна быть пропаганда. В ходе пропаганды разъясняется смысл и значение принятого решения, его возможные результаты. Если решение касается коллектива работающих, то программу его выполнения надо обсудить на активе предприятия и довести до всего коллектива.
Для выполнения новых задач требуется знание новых методов работ. В этих случаях наряду с пропагандистской проводится инструкторско-методическая работа в коллективе.
Процесс реализации принятого решения тесно связан с контролем его выполнения. Эффективный контроль выполнения решения невозможен без четкого учета выполненной работы, поэтому используются все три вида учета: статистический, бухгалтерский, оперативный. Задачей контроля является не только своевременное выявление отклонений от заданной программы, но и быстрая их ликвидация или предупреждение.
Если решение порождает информацию, идущую сверху вниз, то контроль, являясь формой обратной связи, дает информацию о выполнении распоряжений вышестоящего уровня.
Трудность контроля заключается в том, что приходится контролировать ход выполнения многих решений по разнообразным показателям. От эффективности контроля в конечном итоге зависит реальность принимаемых решений и своевременность их исполнения. Все это свидетельствует о том, что необходимо создавать систему контроля выполнения решений.
В этом отношении действенным инструментом контроля за выполнением решения являются методы сетевого планирования и управления. С их помощью устанавливают четкую ответственность исполнителей за выполнение отдельных работ, сравнивают действительно достигнутые результаты с целями, поставленными решением, и определяют, соответствует ли действительный ход процесса производства запланированному.
В результате контроля может появиться необходимость внесения в принятое решение коррективов, а иногда принятия нового решения.
Причинами этих изменений могут быть объективные и субъективные факторы. Например, объективными являются внешние причины, изменение обстановки, а субъективными — недоработка самого решения, плохая организация выполнения решения и т.п. В тех случаях, когда решение теряет свою действенность, руководитель должен, не колеблясь, его изменить. Иногда бывает достаточно частично изменить некоторые элементы решения, например, изменение в содержании некоторых задач или конечных и промежуточных календарных сроков.
Независимо от того, выполнено ли решение полностью и в срок или недовыполнено, должны подводиться итоги реализации управленческого решения. Подведение итогов помимо социально-политического и воспитательного имеет и чисто управленческое значение. Это проверка эффективности применения системы принятия и реализации управленческого решения. Изучение и анализ этих этапов выполнения решений, трудностей и недостатков позволяет обогатить опыт руководителей, который может быть использован в разработке, принятии и выполнении новых управленческих решений.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 209.