Самостоятельной отраслью народного хозяйства является транспорт. Он не создает материальных ценностей, а обеспечивает их перемещение и связывает в единое целое все отрасли. Единую транспортную систему Украины составляет железнодорожный, морской, речной, автомобильный, авиационный и городской электротранспорт.
Объектом лекции является автомобильный транспорт.
Перевозки бывают двух видов: грузовые и пассажирские. Это основная деятельность автотранспортных предприятий (АТП), которая состоит из хозяйственных операций и тех, которые их обеспечивают. С этой точки зрения выделяют основное и вспомогательное производство (техническое обслуживание, технический ремонт).
Документальное оформление перевозок зависит от вида перевозки. Грузовые перевозки бывают товарные и нетоварные. При этом, кроме самой перевозки, могут предоставляться другие услуги:
- погрузочно-разгрузочные;
- транспортно-экспедиционные.
Перевозка груза осуществляется на основе договора с заказчиком.
Документами на перевозку груза служат:
1. Путевой лист – выдается водителю под расписку, учитывая, что это бланк строгой отчетности.
2. ТТН – комбинированный документ, в котором указывается наименование и количество груза, а также работа транспорта. Она является основанием для определения стоимости транспортных услуг.
Для оформления нетоварных грузовых перевозок используются:
- Талон-заказ на перевозку груза (№1-ТЗ);
- Акт замера выполненных работ;
- Путевой лист.
На оплату транспортных услуг составляется:
1. При последующей оплате: счет, платежное требование-поручение;
2. При предоплате: платежное поручение заказчика.
При пассажирских перевозках документами являются:
- путевой лист;
- листок регулярности движения;
- билеты (талоны).
Выпуск автотранспортных средств осуществляется в нормальном техническом состоянии и по графику. Диспетчер ведет журнал учета выпуска автотранспортных средств на линию и их техническое состояние.
Специальным отраслевым документом являются путевые листы. Они служат основанием для учета:
- работы автомобиля (автобуса);
- расхода горючего;
- заработной платы водителей и других работников;
- расчетов за оказанные услуги с другими организациями.
Путевые листы это бланки строгой отчетности, в которых сначала диспетчером записывается задание, а затем расход горючего. Путевые листы регистрируются в специальном журнале и выдаются водителям под роспись. В этом журнале в конце дня делается отметка о сдаче путевых листов в конце рабочего дня. На постоянных автобусных маршрутах используются многодневные путевые листы, в которых за весь период накапливаются показатели о работе.
Кроме того, для маршрутных автобусов применяется листок регулярности движения. В нем на конечных диспетчерских пунктах делаются отметки о времени прибытия и выбытия автобуса. Работник отдела эксплуатации ведет журнал учета выпуска автобусов на линию. Работа автомобилей, такси фиксируется в лицевых карточках.
По грузовым автомобилям для учета выпуска на линию и их технического состояния (простоев по технической неисправности, возврата с маршрутов) ведется журнал. Ежедневно работники отдела эксплуатации и отдела технического контроля составляют диспетчерский доклад. Заказы на перевозку оформляются талонами (ф № 1-ТЗ) и отражаются в специальном журнале.
Вышеперечисленные документы, а также товарно-транспортные документы служат основанием для выписки счетов клиентам на оплату транспортных услуг.
Если перевозка не составлялась по вине клиента, составляется акт о невыполнении заказа.
Учет заказов на транспортно-экспедиционные услуги ведется в специальной книге приемщиков заказов. Данные о поступивших заказах служат основанием для расчета необходимого количества автомобилей. По данным книги приемщика заказов составляется суточный отчет о работе автомобилей.
Учет топлива и запчастей
Топливо и смазочные материалы выдаются водителям по ведомости под роспись. Выдача нефтепродуктов со складов для передвижения автозаправочных пунктов оформляются товарно-транспортной накладной, а его водитель составляет ведомость заправки автомобилей и сдает ее в бухгалтерию.
Агрегатам при поступлении присваивается порядковый номер, это производится при условии, что в обменный фонд сдается такой же агрегат снятый с автомобиля. Учет движения агрегатов ведется на карточках. На агрегаты, подлежащие ремонту, составляются дефектные ведомости. Если же ремонтировать агрегат нецелесообразно, его разбирают и приходуют как запчасти, о чем делается отметка в карточке.
Автошины на складе учитываются аналогично агрегатам. Их движение тоже отражается в индивидуальных карточках, в которых указаны марка завода изготовителя, размер, модель, серийный номер покрышки, дата выпуска.
Со склада автошины выдаются подотчет водителю, что оформляется требованием по разрешению главного инженера АТП. Для контроля за использованием шин на каждую ведется карточка пробега. На шины, преждевременно пришедшие в негодность, составляется акт. На склад в этом случае приходуется резиновый утиль.
Учет производственных запасов АТП ведется на счете 20 «Производственные запасы». Специфичными для АТП являются счета 203 «Топливо» и 207 «Запасные части».
Специфические документы и регистры аналитического учета по субсчетам 203 и 207:
· журнал учета поступления топлива и смазочных материалов;
· ведомость учета выдачи нефтепродуктов водителям;
· ведомость учета выдачи талонов на нефтепродукты водителям;
· отчет о движении топлива и смазочных материалов;
· карточка учета движения топлива;
· карточка учета работы автопокрышек;
· карточка учета автомобильных агрегатов (обычно это основные средства).
По учету основных средств:
· Акт на списание автотранспортных средств (ОЗ-4);
· Расчет амортизации по автотранспорту (ОЗ-16).
Учет топлива и запчастей осуществляется по первоначальной стоимости, т.е. по ценам поставщика (без НДС) + ТЗР, которые в совокупности формируют первоначальную стоимость.
В процессе потребления топлива и смазочных материалов списывается их стоимость и доля ТЗР:
Д-т 23 К-т 203, 207
Д-т 23 К-т 203 «ТЗР», 207 «ТЗР».
Доля ТЗР на израсходованные запасы определяется по среднему проценту:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 227.