Виды цен на товары в торговле и их формирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Товары – это материальные ценности, которые приобретены, получены и содержатся предприятием с целью дальнейшей продажи (П(С)БУ 9 «Запасы» п.6).

Методологию учета товаров определяет П(С)БУ 9 «Запасы».

Товары имеют денежную оценку.

Цена – форма денежного определения стоимости товаров, продукции, услуг, которую устанавливает субъект хозяйствования (Хозяйственный Кодекс Украины гл.19).

Хозяйственный Кодекс Украины устанавливает следующие виды цен:

ü свободные – на все виды товаров (работ, услуг);

ü фиксированные государством, устанавливаются Кабинетом министров Украины;

ü регулируемые.

В торговле на товары могут применяться следующие виды оценок:

1) первоначальная стоимость, по которой товары зачисляются на баланс (П(С)БУ 9 «Запасы» п. 8, 9). Она складывается из стоимости по ценам поставщика + ТЗР + таможенная пошлина;

2) чистая стоимость реализации товаров – ожидаемая цена реализации за вычетом ожидаемых затрат на их реализацию (П(С)БУ 9 п.4). Если же эта стоимость будет меньше, чем первоначальная, то она считается балансовой оценкой (п.24).

3) цена продажи, которая определяется путем прибавления торговой наценки и НДС торгового предприятия к стоимости товаров по ценам поставщика.

4) учетная стоимость, т.е. оценка, по которой учитывается наличие и движение товаров на бухгалтерских счетах 281, 282.

Учетными ценами могут быть:

- цена поставщика без наценки;

- цена продажи.

Размер торговой наценки определяет само предприятие. Он может устанавливаться:

· в процентах к стоимости товаров по ценам поставщика. При этом процент может быть единым или дифференцированным по группам;

· путем определения разницы между стоимостью товаров по ценам продажи и поставщика. В этом случае торговое предприятие должно иметь прейскурант продажных (розничных) цен.

Сумма торговой наценки включает саму наценку торгового предприятия + НДС и учитывается на субсчете 285. Этот субсчет применяется только в предприятиях, которые ведут учет по ценам продажи. Субсчет 285 является пассивным (контрактивным), регулирующим. Кредитуется на сумму торговой наценки при приемке (оприходовании) товаров: Д-т 282 К-т 285. Также по кредиту способом красного сторно отражается наценка на реализованные товары Дт 902 Кт 285. Дебетуется при списании наценки на прочее выбытие товаров: Д-т 285 К-т 282.

 

2. Документальное оформление поступления товаров на оптовые базы и предприятия розничной торговли

Приобретают товары торговые предприятия у поставщиков: производителей или посредников. Взаимоотношения строятся на основе договора-поставки. Условия заключения договоров предусматриваются Хозяйственным Кодексом Украины, глава 20.

Сопроводительные документы:

1. Товарные документы (товарно-транспортная накладная, сертификат соответствующего качества (копия), удостоверяющие наименование товаров, цены, количество, сумму, сорт и качество. Приказом Минтранса Украины от 28.04.2005 г. № 154 утверждена новая форма  товарно-транспортной накладной (ТТН).

2. Транспортные документы, удостоверяющие работу транспорта и стоимость транспортных услуг (железнодорожная накладная, ТТН).

3. Налоговые документы, подтверждающие сумму НДС, пошлины (таможенная декларация, налоговая накладная). Приказом ГНАУ от 30.06.2005г. № 244 утверждена новая форма налоговой накладной, а также Реестр полученных налоговых накладных и Реестр выданных налоговых накладных (Книги приобретения и Книги продаж не используются).

4. Расчетно-платежные документы, на основании которых осуществляется оплата – это так называемые платежные инструменты (платежное поручение, платежное требование-поручение, аккредитив, вексель, чек и т.п.). НБУ исключил из Инструкции о безналичных расчетах понятие «формы расчетов» и привел Инструкцию в соответствие с Хозяйственным Кодексом Украины.

На основании сопроводительных документов осуществляется приемка товаров на складе поставщика, на станции железной дороги или по месту нахождения торгового предприятия. При приемке товаров в первых двух случаях требуется доверенность (торговая форма М-2). Принятые товары приходуются материально ответственными лицами и включаются в товарный отчет.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 243.