Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учителя. У К. Менгера практически не было предшественников в немецкоязычной экономической литературе (труд Г. Госсена был ему неизвестен). В то же время его идеи практически предопределили развитие австрийской школы маржинализма (хотя широкую известное» они получили в обработке Бём-Баверка и Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя! не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера «Основана учения о народном хозяйстве».
Карл Менгер (1840-1921) изучал юриспруденцию в Пражском Венском университетах и лишь в 1867 г. приступил к занятиям экономической теорией. Его ставшая классической работа «Основание учения о народном хозяйстве»(1871) была представлена в Венский университет как обоснование для того, чтобы быть принятым на должность приват-доцента. В течение 30 последующих лет (до 1903 г.) деятельность Менгера была связана с Венским университетом, где он стал первым в истории заведующим отдельной кафедры экономической теории. «Основания...» были задуманы как первый том исследований Менгера в области экономической теории, но, увлекшись методологической полемикой с представителями немецкой исторической школы, Менгер посвятил свою вторую книгу «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883) исключительно методологическим проблемам . Широкую известность получила также статья Менгера «Деньги», опубликованная в «Словаре-справочнике государственных наук» в 1909 г.
В русском переводе известна как «Основания политической экономии» (см.: Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика, 1992).
Подобные случаи, когда автор задумывает колоссальное многотомное произведение, но ограничивается первым вводным томом, часто встречаются в истории экономической мысли (помимо Менгера можно упомянуть Маршалла, отчасти Вальраса и безусловно Маркса). До практических вопросов, которым предполагалось посвятить последние тома, дело так и не доходило. Оценка этого явления может быть неоднозначной. С одной стороны, безусловно хорошо, когда автор, приступая к работе, видит перед собой всю перспективу дальнейших исследований. С другой стороны, завершенным бывает лишь только первый наиболее абстрактный том, а до связи теории с практикой и политикой дело не доходит. На наш взгляд, авторы XIX в. не представляли истинного размера того разрыва, который существует между достаточно развитой экономической теорией и практикой, и испытывали иллюзии насчет их сочетаемости.
«Основания учения о народном хозяйстве»
Учение о благах. Главная тема «Оснований...» Менгера - изложение его субъективной теории ценности. Начинается оно с развернутого учения о благах. Менгер определяет благо как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность в силу некоторых своих свойств, причем: 1) человеку известна эта его способность и 2) он может ею воспользоваться . Здесь автор особенно подчеркивает субъективный характер благ. Например, человек может ошибочно приписывать предмету способность удовлетворять его потребности и поэтому признавать его за благо (воображаемое благо).
Важным моментом теории Менгера и всей австрийской школы является разделение благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.), которые служат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческие потребности через них, т.е. косвенно. Средство производства является для нас благом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас есть полная комбинация комплиментарных (взаимодополняющих) благданного порядка, достаточная для производства полезного продукта -блага низшего порядка . Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либо исчезает, все плантации, станки рабочие руки, необходимые для его производства, перестают быть благами. То же самое происходит, если утрачивается одно из комплиментарных производительных благ. Ценность передается от потребительских благ производительным, а не наоборот, как это было у классиков. В специальном параграфе «Время - заблуждение» Менгер подчеркивает также, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага, непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени и поэтому связан с неопределенностью, «неуверенностью относительно количества и качества конечного продукта» . Отсюда берут начало исследования феноменов неопределенности, ошибок и ожиданий в рамках австрийской и шведской школ.
Далее Менгер вводит понятие хозяйственных (экономических) благ, надобность в которых превышает доступное в данный период их количество. Именно в этом случае человек делает выбор между потребностями, подлежащими удовлетворению, и потребностями, которые он решает оставить неудовлетворенными, а также наиболее целесообразным способом употребляет имеющиеся у него блага, т.е. «экономит». Кроме того, из существования экономических благ Менгер выводит необходимость отношений распределения и института 3 собственности.
Прочие блага, доступное количество которых в данных период превышает надобность в них, являются соответственно неэкономическими благами и не требуют распределения и собственности («Люди - коммунисты везде, где это возможно, в зависимости от существующих естественных условий» ). Подробно описываются возможности и закономерности перехода экономических благ в неэкономические и наоборот.
Учение о ценности. Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как «значение, которое для нас имеют 3 конкретные блага или количества благ вследствие того, что в удовлетворении своих потребностей мы сознаем зависимость от наличия их в нашем распоряжении» . Таким образом, ценность придает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость. Следовательно, ценность имеет чисто субъективный характер: «Ценность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и благосостояния, и поэтому вне их сознания она не существует» . Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не только меновой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценности определяется значением, которое имеет для человека конкретный акт удовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов: субъективного - какое место в иерархии занимает данная потребность, и объективного - сколько единиц блага, удовлетворяющего данную потребность, у нас есть. Этот тезис Менгер иллюстрирует хорошо известной каждому начинающему изучать экономику таблицей (табл. 1), где по столбцам расположены потребности в порядке убывания важности (римские цифры), а по строкам - «последовательные акты удовлетворения потребности» (арабские цифры).
Таблица 1
Виды потребностей или благ
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |
1 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
2 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
3 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | ||
4 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||
5 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | ||||
6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||||
7 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | ||||||
8 | 3 | 2 | 1 | 0 | |||||||
9 | 2 | 1 | 0 | ||||||||
10 | 1 | 0 | |||||||||
0 |
Примечание. Числа, которые мы видим в табл. 1, отражают лишь относительное значение каждого акта удовлетворения потребностей: мы не имеем права утверждать, что первая единица, или «порция», блага, удовлетворяющая потребность I, в 5 раз ценнее, чем первая единица блага, удовлетворяющего потребность IX.
Например, если мы располагаем 28 единицами средств, мы обретем две единицы блага для удовлетворения первой потребностей и одну для удовлетворения второй.
Таблица Менгера отражает оба закона Госсена: убывание чисел по столбцам означает уменьшение предельной полезности (первый закон), а единица блага при удовлетворении каждой из фактически удовлетворяемых потребностей (I, II) имеет одинаковую предельную полезность.
Поскольку все единицы блага одинаковы, то ценность каждой из них равна значению, которое имеет для нас удовлетворение наименее важной из удовлетворяемых потребностей - II (т.е., по сути дела, предельной полезности - термин, который сам Менгер не употреблял).
Учение об обмене. Менгер отвергает восходящую к Аристотелю концепцию обмена объективных эквивалентов и указывает, что обмен обязательно должен быть выгоден для обеих сторон, иначе стороны с той же легкостью согласились бы обратно поменяться теми же благами . Различия в относительной субъективной ценности одних и тех же благ для разных людей являются, согласно Менгеру, при» чиной обмена. Обмен блага Х на благо Y произойдет только тогда, когда индивид А оценивает Х выше, чем Y, а индивид В – наоборот. Он будет продолжаться, пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выровняются, и у них не будет стимулов продолжать обмен, т.е. наступит равновесие. Таким образом, субъективные ценности определяют меновое соотношение благ.
Далее Менгер последовательно рассматривает образование цен (отметим, что он анализирует на данном этапе только натуральными обмен без участия денег) при изолированном обмене, при односторонней конкуренции и, наконец, при двусторонней конкуренции. В отличие от хорошо знакомой современному читателю по учебникам микроэкономики неоклассической теории цены Маршалла, для которой простейшим случаем является двусторонняя конкуренция, Менгер начинает с изолированного обмена, потому что в данном случае количество субъективных оценок, которые надо учитывать, наименьшее. Здесь меновое соотношение установится между оценками обменивающихся сторон. При одинаковых условиях, в которых находятся обменивающиеся индивиды, и их одинаковой опытности меновое соотношение установится примерно посередине между их оценками (если А оценивает 40 мер вина в 100 мер хлеба, а В - в 80, то при равенстве контрагентов А приобретет у Сданное количество вина за 90 мер хлеба).
Случай односторонней конкуренции Менгер подразделяет на два подвида. Если монопольное благо является неделимым (в пример, естественно, приводится лошадь), цена устанавливается между оценками его продавца и сильнейшего покупателя, готового отдать за лошадь самое большое количество хлеба. Если же монопольное благо является делимым (на продажу выставляется несколько лошадей), его распределение между покупателями подчиняется более сложной закономерности.
Таблица 2
Лошади
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
А1 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | |
А2 | 70 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | ||
А3 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | |||
А4 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 | ||||
А5 | 40 | 30 | 20 | 10 | |||||
А6 | 30 | 20 | 10 | ||||||
А7 | 20 | 10 | |||||||
А8 | 10 |
В табл. 2 по строкам размещены покупатели продаваемых монополистом лошадей, а по столбцам порядковый номер каждой лошади (например, первый покупатель готов - с выгодой для себя - заплатить за первую, приобретаемую им лошадь 80 мер хлеба, за вторую - 70 и т.д.). Тогда, если продавец выводит на рынок одну лошадь, она достанется А1 по цене от 70 до 80 мер (поскольку при цене ниже 70 в конкуренцию включится А2 и цена не будет устойчивой). Если же на рынке предлагаются три лошади, то две из них приобретет А1, а одну – А2 по цене от 60 до 70 мер. Таким образом, цена находится между оценками самого слабого покупателя из вступивших в сделку и самого сильного из оставшихся ни с чем.
Согласно Менгеру, случай двусторонней конкуренции отличается от рассмотренного выше только тем, что предлагаемые лошади принадлежат разным продавцам. Цена же определяется по тому же самому правилу. Но Менгер неявно предполагает при этом, что все продавцы оценивают своих лошадей одинаково. Более сложный случай, когда продавцы оценивают лошадей по-разному, рассматривает Е. Бём-Баверк в работе «Основы теории ценности хозяйственных благ» (табл. 3).
Таблица 3
Покупатели в порядке убывания обменоспособности | Продавцы в порядке убывания обменоспособности |
А1 оценивает лошадь в 300 флоринов А2---------«------- «------ 280 --------«--------- A3---------«------- «------ 260 --------«--------- А4 --------«--------«------ 240 --------«--------- А5 --------«------- «------ 220 --------«--------- А6 --------«------- «------ 210 --------«--------- А7 --------«------- «-------180 --------«--------- А8 --------«------- «------ 170 --------«--------- А9 --------«------- «------ 150 --------«--------- | В1 оценивает лошадь в 100 флоринов В2---------«------ «------- 110 ------«------ В3 --------«------ «------- 150 ------«------ В4 --------«------ «------- 170 ------«------ В5 --------«------ «------- 200 ------«------ B6 --------«------ «------- 215 ------«------ В7---------«------ «------- 250 ------«------ В8 --------«------ «------- 260 ------«------ |
В табл. 3 продавцы, как и покупатели, расположены в порядке убывания своей обменоспособности, только для продавцов она, естественно, тем выше, чем дешевле они готовы отдать свой товар. (Бём-Баверк предполагает, что каждый покупатель готов купить, а каждый продавец - продать только по одной лошади.) Цена будет устойчивой (Бём-Баверк, как и Менгер, не употреблял понятия «равновесие»), если при этой цене вступить в сделку захотят равные числа продавцов и покупателей. Ведь если обменоспособных покупателей при данной цене будет больше, чем продавцов, они начнут конкурировать между собой и повысят цену. То же самое произойдет, если продавцов будет больше, чем покупателей, только цена в результате понизится.
В примере Бём-Баверка готовы вступить в сделку пять пар наиболее обменоспособных продавцов и покупателей, для которых покупатель оценивает лошадь дешевле, чем продавец. Таким образом, будет продано пять лошадей. Покупатели А6 – А9 и продавцы В6 – В8 останутся «вне игры». Что же касается цены, она установится между 210 и 215 флоринами. Доказательство простое: если цена будет ниже 210, в конкуренцию вступит «лишний» покупатель А6, а если она будет выше 215 - «лишний» продавец B6. В обоих случаях такая цена не удержится и будет в первом случае расти, а во втором падать, пока не попадет в интервал между 210 и 215 флоринами.
Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Ба-верк, Ф. Визер. С. 39.
Если хотя бы одно из производительных благ, входящих в комбинацию, отсутствует (например, утрачен доступный источник сырья), то все остальные имеющиеся у нас средства производства перестают быть благами, если их нельзя скомбинировать иначе.
Там же. С. 55.
Там же. С. 55.
Там же. С. 94. Мы предпочли бы иной вариант перевода: «...вследствие нашего сознания, что удовлетворение наших потребностей зависит от наличия их в нашем распоряжении».
Там же. С. 101.
Там же. С. 163-164.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 580.