Полемика вокруг капитализма всегда была прежде всего полемикой вокруг частной собственности. Теоретическое обоснование принципа частной собственности восходит, как мы уже знаем (см. гл. 3), к трудовой теории собственности Джона Локка. Однако с самого начала такое обоснование выявило проблему, которая со времен Локка так и не получила удовлетворительного решения. С одной стороны, оправдание частной собственности выводилось из права каждого индивида свободно распоряжаться плодами своего труда и таланта; с Ругой стороны, та же частная собственность, при наличии денег и возможности их безграничного накопления, вела к имущественному неравенству, при котором исходный принцип трудового происхождения собственности действовал уже избирательно, ибо часть членов Щества получала доступ к собственности, которая никакого отношения к плодам их труда не имела.
П.-Ж. Прудон: «Собственность - это кража!»
Обличая нетрудовые доходы, критики капитализма не избегали хлестских выражений. В 1832 г. Т. Годскин любые вычеты полного продукта труда - государственные налоги, церковную десятину, земельную ренту, прибыль - назвал формами воров В 1839 г. другой социалист-рикардианец Джон Брей утверждал, что сделки между капиталистом и рабочим - «не что иное, как наглый, хотя и законный, грабеж». Однако широкую извести эта мысль приобрела благодаря французу Пьеру-Жозефу Прудону (1809- 1865), который в своей книге « Что такое собственность?» (1840) ответил на вопрос в заголовке прославившей его фразой: «Собственность - это кража!»
Характерно, что Прудон вовсе не отвергал частную собственность как таковую и даже называл ее условием свободы. Но онрешительно возражал против того, чтобы один лишь титул собственности, т.е. сам факт владения ею, становился основание» получения какого-либо дохода.
Этическая критика капитализма строилась на принятии исходного принципа Локка и констатации противоречий при его практическом применении. Совсем другую сторону дела затронул знаменитый идеолог индустриализма и утопистАнри де Сен-Симон, (1760-1825). Он обратил внимание на фактор случайности рождения, который при господстве частной собственности и наличии права ее наследования становится фактором, во многом предопределяй возможности человека участвовать в управлении общественными делами, в том числе в производстве. Эта мысль была подхвачена и развернута сен-симонистами -учениками Сен-Симона, разам бурную пропагандистскую деятельность уже после смерти ч учителя. Согласно их аргументам, «случайность рождения слепо распределяет все орудия труда», нередко допуская, что «лучшая, продукта и первая прибыль идет в пользу неспособного или ленивого собственника». Так что частная собственность не только не справедлива, но и не функциональна, поскольку ведет к некомпетентности в управлении все более крупным и сложным производством. Сенсимонисты считали, что собственность, обретаемая по праву рождения, - это пережиток средневековья, тогда как в будущем “единственным правом на богатство, то есть на распоряжение ору труда, будет умение применить их к делу». Чтобы, осуществив принцип, они требовали передать «право наследования, ныне ограниченное пределами семьи... государству, превращенному в ассоциацию трудящихся» .
Аргументы сен-симонистов имели общественный резонанс, о чем, в частности, можно судить на примере Дж.Ст. Милля.
Любопытным продолжением темы эффективности доступа к производственным ресурсам как фактора общественного прогресса были разнообразные утопические проекты, связанные с организацией кредита. Так, уже упоминавшийся П.-Ж. Прудон возлагал большие надежды на учреждение банков, предоставляющих бесплатные кредиты Он верил, что это одновременно устранило бы нетрудовые доходы и облегчило доступ к производственным ресурсам тем людям, которые имеют наилучшие способности ими распорядиться.
Итак, классическая школа политической экономии оказалась теоретической основой сразу двух соперничающих идеологических доктрин: либеральной и социалистической. Предложенный Смитом синтез либеральной идеи «невидимой руки» рынка с теорией трудовой стоимости и богатства оказался непрочным. Первая осталась либералам, главным наследником второй стал Карл Маркс.
Рекомендуемая литература
Бентам И. Введение к принципам морали и юриспруденции. СПб., 1998.
Годскин Т. Защита труда против притязаний капитала(1825)// Соч.М.,1938.
Милль Дж.Ст. Основы политической экономии. Т. 1-3. М.: Прогресс, 1980-1981.
Прудон П.-Ж. Что такое собственность? М.: Республика, 1997. Сен-Симон, Фурье и их школы. Составитель В. Семенов. М.-Л., 1926.
Сен-Симон, Фурье и их школы. М.-Л., 1926. С. 156, 201.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 470.