Планировщики отобрали три политики с наибольшими относительными весами в обратном процессе и ввели их во вторую итерацию прямого процесса для оценки величины сходимости. К отобранным политикам относятся: повышение взаимодействия с торговцами, стимулирование торговцев, прекращение производства некоторых продуктов.
Иерархия второго прямого процесса приведена на рис. 3.10. Уровень 4 теперь включает политики с высоким приоритетом, веса которых были определены в соответствии с их относительным вкладом в цели АО "Волжанин" на уровне 3. Уровень 5 содержит исследовательские сценарии, которые теперь имеют новые веса, полученные в результате добавления политик на уровне 4. На уровне 5 уместен вопрос, какова вероятность осуществления каждого из трех сценариев при более интенсивном взаимодействии с торговцами.
Отметим, что добавление политик повышает вероятность сценария "гибкая бесфактурная система" с 0,52 при первом прямом процессе до 0,66 при втором прямом процессе.
До того как будет установлено, что это единственный сценарий, которого следует придерживаться, такая сходимость может показаться подтверждением эффективности трех новых политик завоевания рынка. Однако истинную сходимость нельзя оценить точно, пока не будет построен новый обобщенный сценарий.
Алгоритм получения этих измерений тот же, что использовался для построения первого обобщенного сценария, за исключением замены весов сценариев над их наименованиями на новые, для отражения исходов второго прямого процесса (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Калибровка переменных состояния относительно сценариев (второй прямой процесс)
Переменная состояния | Статус-кво (0,07) | Гибкая бесфактурная система (0,66) | Жесткая бесфактурная система (0,27) | Второй прямой процесс | Первый прямой процесс |
Доход | 2 | 7 | 5 | 6,11 | 5,74 |
Объем выпущенных товаров | 2 | 6 | 4 | 5,18 | 4,84 |
Сэкономленные суммы | -2 | 4 | 5 | 3,85 | 3,78 |
Поток наличных денег | 2 | -6 | -5 | -5,17 | -4,82 |
Обобщение | 4,78 | 4,49 |
Сравнение новых весов сценария с теми, что получены ранее (для первого прямого процесса), показывает ценность формулировки нового обобщенного сценария вместо простого измерения повышения вероятности осуществления желаемого сценария.
Отметим, например, что доходы от продажи и количество выпущенных товаров возрастут незначительно. Будет незначительное уменьшение сэкономленных сумм, связанных с завоеванием рынка, и наличных денег, которыми обладает предприятие для инвестиций при заданном увеличении вероятности реализации программы бесфактурной системы по всей отрасли. Итак, не все аспекты обобщенного сценария благоприятны, что свидетельствует о компромиссе, который неизбежно должен быть принят относительно всех проблем планирования.
Политики, определенные в обратном направлении, улучшают обобщенный исход во втором прямом процессе. Обобщенная оценка улучшена на 6,5 % от 4,49 к 4,78, т. е. (4.78 - 4,49) / 4,49 = 0,065.
Прежде чем следовать этим политикам, нужно определить, оправдывают ли издержки незначительное увеличение общих доходов. В случае отрицательного ответа специалистам по планированию необходимо будет провести второй обратный процесс и пересмотреть свои допущения, сформулировать новые суждения и добавить новые политики, которые будут ориентированы на преодоление слабостей политик, определенных ранее, при первом обратном процессе.
Планирование развития отрасли
Рассматривается прикладная задача аналитического (стратегического) планирования развития отрасли виброзащитных систем рессорного подвешивания железнодорожных экипажей, являющейся важной для России, имеющей самую разветвленную сеть железных дорог в мире. Высокие грузонапряженность и скорость движения поездов сравнительно быстро приводят железнодорожный путь в негодность, что повышает аварийность транспорта, снижает сохранность перевозимых грузов, ухудшает комфортабельность перевозок и увеличивает затраты на восстановление пути. Возникающие проблемы могут быть в значительной степени разрешены за счет внедрения в ходовые части подвижных составов новых виброзащитных систем, определяющих динамическое качество составов. Повышение плавности хода и скоростей движения подвижного состава позволит также решить ряд социально-экономических проблем в масштабах страны. Например, скоростной железнодорожный транспорт обеспечит снижение расходов на авиатранспорт за счет его сокращения; улучшение социально-экономического уровня людей; ускорение социально-экономического развития стратегически важных регионов страны и т. п.
Наличие разнообразного парка локомотивов и вагонов требует развития разнообразных технологий виброзащитных систем и разработки ряда организационных мероприятий для воплощения этих технологий в жизнь. Поэтому необходимо проводить системные исследования по планированию рационального развития отрасли виброзащитных технологий. Рассмотренная процедура планирования носит многоитерационный характер и включает два процесса по определению вероятных исходов, выполненных в прямом направлении, и один процесс, выполненный в обратном направлении.
Перейдем к рассмотрению конкретного процесса стратегического планирования.
Первый прямой процесс планирования Он направлен на определение альтернативных вероятных сценариев развития отрасли виброзащитных систем железнодорожного транспорта.
Иерархическая структура первого прямого процесса планирования приведена на рис. 3.11. Уровень 1 иерархии (фокус) определяет проецируемое будущее развитие виброзащитных систем рассматриваемой отрасли при условии протекания процесса развития без какого-либо вмешательства извне. На уровне 2 расположены акторы, в наибольшей степени определяющие развитие в будущем. Принимаются во внимание четыре актора; Ак1 — Министерство путей сообщения; Ак2 — пользователи транспортом; Ак3 — ученые и проектировщики систем виброзащиты; Ак4 — производственники.
Каждый актор преследует свои цели, ряд из которых пересекается с целями для других акторов. В рассматриваемом примере выделено восемь самостоятельных целей, обозначенных через Цi, которые определяют уровень 3 иерархии. Уровень 4 содержит вероятные сценарии (альтернативы) развития виброзащитных технологий. При этом предполагается, что развитие отрасли виброзащиты в будущем будет происходить по всем предложенным сценариям, но с разной степенью интенсивности. Замыкает иерархию обобщенный сценарий, отражающий некоторый компромиссный для акторов путь развития отрасли.
После построения иерархии ее элементы оценивались экспертом методом попарного сравнения путем построения соответствующих матриц. На уровне 1 иерархии (см. рис. 3.11) есть одна матрица парных измерений доминирования, устанавливающая степень влияния акторов на логический исход. При заполнении данной матрицы эксперт отвечал на вопрос, какой из акторов в наибольшей степени определяет наиболее вероятный исход. Матрица и ее собственный вектор имеют следующий вид:
Вероятное будущее | Министерство | Пользователи | Ученые | Производственники | Собственный вектор |
Министерство | 1 | 7 | 7 | 1 | 0,436 |
Пользователи | 1/7 | 1 | 1/2 | 1/7 | 0,053 |
Ученые | 1/7 | 2 | 1 | 1/7 | 0,075 |
Производственники | 1 | 7 | 7 | 1 | 0,456 |
lmax = 4,06 OO = 0,018 |
Из этой матрицы видно, что логическое будущее в доминирующей степени определяют два актора — Министерство и производственники.
На уровне 3 иерархии рассчитывается значимость целей относительно каждого актора. Здесь число матриц попарных сравнений равно четырем и соответствует числу акторов. Матрицы попарных сравнений целей приведены ниже:
Какая из целей важнее для министерства?
| ||||||
Министерство | Ц1 - комфорт | Ц2 - ремонт | Ц3 – обслужи-вание | Ц4 – перестрой-ка | Ц5 – надеж-ность | Собственный вектор |
Комфорт | 1 | 1/5 | 1/3 | 1/3 | 1/5 | 0,051 |
Ремонт | 5 | 1 | 5 | 5 | 1 | 0,392 |
Обслуживание | 3 | 1/5 | 1 | 1/3 | 1/5 | 0,080 |
Перестройка | 3 | 1/5 | 3 | 1 | . 1/3 | 0,137 |
Надежность | 5 | 1 | 5 | 3 | 1 | 0,340 |
| lmax = 5,29 ОО = 0,058 |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 257.