Конфуций (551-479 до н. э.), конфуцианство — визитная карточка китайской философии в целом. Главная работа великого Кунцзы (так в Китае называют Конфуция) — “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), представляет собой собрание нравственных поучений, записанных и систематизированных, кстати, его учениками. Эту книгу всякий образованный китаец стремился знать наизусть. Высшая сила, сила судьбы для Конфуция — Небо. Оно следит за справедливостью на земле, определяет для каждого человека его место и роль в обществе, в частности принадлежность к “благородным” или “низким”. Только при соблюдении воли Неба государство может быть сильным, а общество — богатым. Первейшая обязанность человека — постигать и выполнять волю Неба. Сам Конфуций познал волю неба в 50 лет, что и сделало его проповедником.
В центре внимания конфуцианства — вопросы воспитания, нравственно-духовного роста человека. Индивид должен жить в согласии с людьми и с самим собой , быть человеколюбивым, соблюдать “золотую середину”, пролегающую где-то между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие, золотая середина и взаимность составляют вместе “правильный путь” — дао, которому должен следовать всякий, кто хочет жить счастливо. Важное качество воспитанного человека — благопристойность, состоящая в соблюдении приличий, под которыми Конфуций понимал прежде всего ритуалы, Ритуал. Благопристойность поэтому сводилась к этической ритуальности. Учитель настаивал: “На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать”. К ритуальности, ритуалистике сведено во многом и человеколюбие: “Сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, — это и есть человеколюбие”. Главное моральное правило конфуцианства — “не делай другому того, чего не желаешь себе”.
Идеалом морального и воспитанного человека, т. е. личностью нормативной, для Конфуция был “благородный муж”. Он противопоставлялся простолюдину или “низкому человеку”. Первый, т. е. муж благородный, следует долгу и закону, второй, т. е. человек низкий, думает только о том, как бы получше устроится да извлечь выгоду. Первый требователен к себе, второй — к другим людям. Первый живет в согласии с другими людьми, но не следует слепо за ними, второй следует во всем за другими, но не живет в согласии с ними. О первом нельзя судить по мелочам и ему можно доверять большие дела, второму же нельзя доверять большие дела, но о нем можно судить по мелочам. И так далее.
Неизменность, “как у предков” — вот лучшая, по Конфуцию, характеристика общественного и государственного строя. Стоит она на почитании родителей, уважении старших братьев, подчинении и благодарности подданных своему государю. Правитель в конфуцианстве — отец, народ — дети. Правитель поставлен управлять страной самим Небом. Ключ к правильному управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера. На ней, в конечном счете, держится доверие, которое народ оказывает правителю и государству.
Забота о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным, предполагает “исправление имен”. Но это не приведение мыслей в соответствие с изменившимся положением вещей, как можно было бы думать, а , напротив, приведение вещей в соответствие с их былым значением, традиционным пониманием. При всех отклонениях от традиции, нормы следует в точности к ним возвращаться. Государь всегда должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном. “Исправление имен” — это также искусство выражения взаимоотношения людей и вещей в правильных понятиях.
Во 2 в. до н. э., в эпоху Хань, конфуцианство обрело статус официальной идеологии. Этот статус оно сохраняло до 1949 г. Мощное мировоззренческое влияние конфуцианства на культуру китайцев остается фактом и сегодняшнего дня.
Философия древних даосов
Даосизм — пожалуй, самая философичная школа в древнекитайской философии. Основателем даосизма считается Лаоцзы (VI-V вв. до н. э.) — старший современник Конфуция. Его основная работа — “Дао дэ цзин” (“Книга о дао и дэ”).
Само название школы — даосизм — говорит о том, что ключевое понятие здесь “Дао”. Как представление “Дао” возникло в мифологическом лоне древнекитайской философии. В дальнейшем им широко пользовались конфуцианцы, представители других школ и направлений. Однако понимали они его достаточно узко — только как путь развития общества и нравственного совершенствования человека. У даосов же — Лаоцзы и его последователей, оно впервые обрело статус всеобъемлющего мировоззренческо-методологического понятия. Дао — это начало и конец всех вещей, всеобъемлющий закон мироздания, принцип бытия космоса, общества и человека. Оно бестелесно, едино, вечно и безымянно. В нем не только начало, но и конец всего сущего. Все вещи совершают круг развития (бытие - небытие - снова бытие), и этот круг — результат метаморфоз или трансформаций Дао. Дао — путь, по которому должно следовать все сущее, включая самого человека. Иными словами, оно управляет миром и жизнью людей. Дао первично по отношению ко всему существующему, даже Богу. “Я не знаю, — говорит Лаоцзы, — чье оно порождение, я лишь знаю, что оно предшествует небесному владыке”.
На уровне вещей Дао сопровождает Дэ. Дэ — это благая мощь (дэ буквально переводится как “добродетель”) Дао, посредством которой оно являет себя миру. Можно сказать и так: Дэ — это формы, в которых Дао обнаруживает себя. Дао и Дэ соотносятся друг с другом как форма и содержание.
Знание о Дао состоит в молчании: “...Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает”. Такое, “молчаливое”, знание доступно не всем, а только совершенномудрым. За борьбой им видится гармония, за движением — покой, за бытием — небытие. Главное качество даоса-мудреца — победоносное недеяние или деяние без борьбы. Мудрец такого масштаба “не борется, но умеет побеждать”. Он стремится обрести полноту, или великий покой, своего бытия через самоустранение от всего суетного, временного, от мирской заботы, напряжения, насилия. Недеяние — высший принцип даосской доктрины управления. Мудрый правитель — тот, кто предоставляет всему идти своим чередом, спонтанным и естественным путем. Он ни во что не вмешивается, он не мешает Дао. О совершенномудром правителе “народ знает лишь то, что он существует”. “Когда правительство спокойно, — читаем мы в “Книге о дао и дэ”, — народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным”. Спонтанное и естественное идет всегда с частицей “не”: недеяние, неслужение, незнание, ненасилие и т. д.
Преклонение перед естественным, эмбрионально-истоковым и спонтанным, тем, что существует “само по себе” предопределило социальный идеал даосов. Он апологетичен по отношению к прошлому, архаичен и консервативен. “В древности те, кто следовал Дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление народом при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью”. Государство, в понимании Лаоцзы, должно быть небольшим малочисленным, и самодостаточным. “Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга”.
Даосизм естественным образом эволюционировал в сторону религии и в конце концов стал ею. Лаоцзы был объявлен Богом, Дао превратилось в предмет молитвы и божественного поклонения.
Древнеиндийская философия
Древняя индийская философия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие из них взаимодополнительны, некоторые — альтернативны, т. е. явно противопоставлены друг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия во взглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющая черта ее характера — переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральных и собственно философских идей. Религия занимала здесь особое место. Именно религиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видение мира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская, древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным, опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам и схемам.
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо, в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всего существующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили к идее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося в законе Кармы. Карма — это суммарный, итоговый эффект поступков и помыслов живого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу в последующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случае отрицательного сальдо — явного перевеса неправедных, греховных дел карма действует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (в более низкой касте, в животном, растении). И наоборот, в случае положительного сальдо — перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел карма действует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождение в более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набирается достаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще может вырваться из сансары — бесконечного круговорота рождений и смертей. В этом случае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное “я” в бесконечной духовной субстанции мира. В числе важнейших средств достижения этого состояния философы Древней Индии называли приобретение и умножение знания (постижение Истины), самоконтроль, направленный на обуздание животных наклонностей, на устранение страстей, мешающих внутренней сосредоточенности и правильному поведению, ненанесение вреда всему живому, отказ от лжи, воровства, стяжательства.
Все школы древнеиндийской философии различаются в зависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То или иное отношение к Ведам было принципиальным, культурно- и социально-дифференцирующим. Недаром в “Законах Ману” — древнеиндийском сборнике религиозных заповедей и предписаний сказано, что “тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (Веды .— П.Г.), должен быть изгнан как безбожник”.
Веды — древнейший памятник индийской литературы, богатейший источник религиозных и философских идей. “Веда” буквально означает “знание” (ср. “ведать” — “знать”). Вообще же Веды — откровение, священное знание (шрути), открытое богами для посвященных. Возникновение Вед относится к концу 2-го — 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались изустно от поколения к поколению с помощью риши — старцев-мудрецов. Как тексты впервые были записаны на пальмовых листьях в V в. до н. э.
Веды — это целый комплекс, состоящий из Ригведы (сборник гимнов мифологического и космологического содержания), Самаведы (собрание священных мелодий), Яджурведы (описание ведических ритуалов и правил совершения жертвоприношений), Атхарваведы (свод магических заклинаний и формул). Каждая веда в свою очередь делится на четыре относительно самостоятельные части: мантры (священные изречения), брахманы (теологическое обоснование ритуальной практики), араньяки (аллегорически-мистическое и медитативное толкование ритуалов, адресованное лесным отшельникам) и упанишады (заключительные философские трактаты, раскрывающие сущность мироздания). Составной часть Вед являются также веданги — тексты, посвященные фонетике, стихотворным размерам, грамматике, этимологии и церемониалу. Веданги — плод не сверхъестественного откровения, уже упоминавшегося нами шрути, а “запоминания” (смрити), т. е. человеческой мысли.
Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватере ведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всего их шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно к неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в их теоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Веды непогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 242.