Лекция 2 часа.
Автоматические выключатели предназначены для защиты высоковольтных цепей от больших токов. На вагоне «ЛМ-68М» установлены два автоматических выключателя:
· АВ-1 - автоматический выключатель для защиты силовой цепи. Уставка тока – 800 или 900 ампер.
· АВ-2 - автоматический выключатель для защиты высоковольтной вспомогательной цепи. Уставка тока – 80 ампер.
Рассмотрим устройство автоматического выключателя на примере выключателя марки «АВ-8А-1».
Основные составные части автоматического выключателя:
1. Приводной рычаг с рукояткой и держателем.
2. Силовые контакты (подвижный и неподвижный).
3. Защелка и валик.
4. Выключающая пружина.
5. Электромагнит (катушка со стальным сердечником).
6. Якорь с бойком.
7. Регулировочная пружина и регулировочный винт.
8. Входная и выходная клеммы.
9. Дугогасительное устройство.
При включении автоматического выключателя (далее по тексту АВ), водитель резким движением перемещает рукоятку вправо и приводит в движение рычаг с держателем. Закрепленный на держателе подвижный контакт плотно смыкается с неподвижным, выключающая пружина сжимается, защелка захватывает валик и удерживает рычаг с держателем в положении «ВКЛЮЧЕНО». При ручном выключении АВ, водитель перемещает рукоятку влево. Защелка освобождает валик, выключающая пружина разжимается и под ее воздействием рычаг с держателем возвращаются в исходное положение. Силовые контакты размыкаются.
При возрастании тока до величины, равной или выше уставки, электромагнит пересиливает регулировочную пружину и якорь притягивается. Боек якоря ударяет по защелке, которая, в свою очередь, освобождает валик. Выключающаяся пружина разжимается, рычаг с держателем возвращаются в исходное положение. Силовые контакты размыкаются. Образовавшаяся дуга гасится дугогасительным устройством, устройство и принцип действия которого изучались ранее.
На крыше трамвайного вагона «ЛМ-68М» установлены:
· Токоприемник.
· Радиореактор.
· Вилитовый грозоразрядник.
Токоприемник предназначен для съема тока высокого напряжения с контактного провода и передачи его в высоковольтные цепи трамвайного вагона. Токоприемники бывают:
· Штанговые (используются на подвижном составе троллейбуса).
· Дуговые (использовались на старых типах подвижного состава трамвая)
· Симметричные двухрычажные (ТПЛ-1).
· Асимметричные однорычажные (ТПБ-0000).
Токоприемник трамвайного вагона должен обеспечить надежный токосъем при:
1. Наибольшей допустимой скорости 80 км/час.
2. Высоте контактного провода над головкой рельса в пределах от 4,1 до 6,3 метра.
3. Давлении на контактный провод от 3,5 до 6,0 кгс. (3,5 – 4,5 кгс летом, 5,0 – 6,0 кгс зимой).
4. Длительной токовой нагрузке 500 ампер.
5. Износе контактной вставки до 16 мм.
На трамвайном вагоне «ЛМ-68М» используется двухрычажный симметричный токоприемник с веревочным приводом ТПЛ-1. Основные составные части данного токоприемника:
· Основание токоприемника.
· Фарфоровые изоляторы.
· Соединительная тяга.
· Подъемно-регулировочные пружины.
· Две нижние рамы (на каждой две продольные составляющие и трубчатая растяжка).
· Два вала с подшипниками для крепления нижних рам.
· Две верхние рамы (на каждой две продольные составляющие и трубчатая растяжка).
· Гибкие шунты для шунтирования шарнирных соединений.
· Каретка токоприемника, основными составными частями которой являются:
1. Два рога каретки.
2. Два рычага каретки.
3. Контактная вставка.
4. Кареточные пружины.
· Клемма для подключения кабеля ввода в вагон.
· Крюк.
· Приводная веревка на пряжковом изоляторе.
Наиболее характерные неисправности токоприемника:
· Неисправности контактной вставки (зазубрины, уступы, прорези, предельный износ).
· Низкое или чрезмерно высокое давление токоприемника на контактный провод.
· Изломы кареточных пружин.
· Нарушение угла наклона каретки (нормальный наклон от 8 до 15 градусов вперед).
· Отгорание наконечника кабеля ввода в вагон.
· Заедания в шарнирных соединениях токоприемника.
· Перекос токоприемника.
Радиореактор является составной частью полосового фильтра и предназначен для гашения токов высокой частоты и предотвращения их распространения в контактную сеть, а от нее, как от антенны передающей радиостанции, в атмосферу. Радиореактор включается в силовую цепь непосредственно за токоприемником.
Грозоразрядник предназначен для защиты электрооборудования вагона от атмосферных разрядов и перенапряжений в контактной сети. Трамвайные вагоны «ЛМ-68М» оснащены вилитовыми грозоразрядниками, установленными на крыше. Принцип их действия основан на свойстве вилита (вещества, получаемого путем обжига карбида кремния с добавлением глины и графита) изменять сопротивление в зависимости от приложенного напряжения. При низком напряжении (от 550 до 850 вольт) его сопротивление крайне велико, а при достижении 850 вольт и более – резко уменьшается. Пробивное напряжение от 2500 вольт.
В разряднике имеется два вилитовых диска, которые соединены последовательно с искровым промежутком. Один провод к грозоразряднику идет от токоприемника, а другой соединен с рамой трамвайного вагона (заземлен). При нормальном напряжении ток, вследствие большого сопротивления вилита, не проходит через грозоразрядник. При повышенном напряжении он свободно проходит через воздушный промежуток и вилит. После пропускания импульса тока (продолжительностью в пределах 10мксек.), напряжение снижается до нормального и вилитовые диски восстанавливают свое сопротивление. Грозоразрядник может срабатывать 8-9 раз.
Резисторы (или реостаты) служат для ограничения тока в электрических цепях. Пуско-тормозные реостаты осуществляют ограничение тока тяговых электродвигателей в режиме пуска и торможения. Комплект реостатов состоит из элементов типа «КФ». Они имеют различную длину, сечение, число витков и сопротивление. Любой элемент «КФ» состоит из спирали, немотаной на ребристый изолятор. Спираль представляет собой фехралевую ленту (сплав железа, хрома и алюминия). Изоляторы закреплены на плоском металлическом держателе. К концам спирали латунью приварены плоские наконечники. С целью подбора нужных значений сопротивления часть элементов имеет промежуточные выводы.
Резистор (добавочное сопротивление) в цепи шунтовых обмоток ТЭД изготовлен из круглой фехралевой проволоки и намотан в канавки фарфорового цилиндра, расположенные по винтовой линии. Проволочные резисторы, применяемые в цепи управления и вспомогательных цепях, намотаны константановой или нихромовой проволокой и значительно меньше по своим размерам. Они могут иметь промежуточные выводы, которые выполнены в виде хомута, скрепленного винтом и касающегося проволоки в определенной точке.
Тема № 16. АППАРАТЫ КУЛАЧКОВОГО ТИПА. КОНТРОЛЛЕР ВОДИТЕЛЯ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 490.