Успешность сдачи ЕГЭ по русскому языку связана:
- в первую очередь, с внимательностью;
- готовностью работать самостоятельно;
- способностью логически рассуждать;
- организованностью, то есть способностью правильно планировать свое время;
- со знанием о процедуре сдачи экзамена.
Тревожность как таковая не очень связана с успешностью на экзамене по русскому языку.
Память оказалась совсем не связана с успешностью сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ (отмечается, что память играет важную роль в успехе сдачи экзамена по русскому языку молодыми людьми, но не сказывается у девушек).
Таким образом, успешнее сдают ЕГЭ по русскому языку те, кто
1) лучше представляет процедуру сдачи экзамена, знает, какие требования предъявляются и каким образом необходимо заполнять бланки,
2) кто оказывается более внимательным и собранным, кто умеет логически связанно рассуждать и делать правильные выводы, кто может четко прочитать и ясно понять само задание, кто готов работать самостоятельно и правильно планировать свое время, придерживаясь определенной стратегии действия,
Тревожность может тоже играть роль в процессе сдачи экзамена (т.е. снижать успешность), но здесь она проявляется не всегда.
Математика.
Также обнаружено наличие связи успешности сдачи ЕГЭ по математике со всеми показателями, кроме памяти. Выявленные особенности сдачи экзамена характерны и для девушек, и для ребят. Обнаружены зависимости:
- для успешной сдачи ЕГЭ по математике велика роль умения работать с информацией и личностных качеств;
- в большей степени, чем на русском языке, требуется концентрация внимания и погружение в задачи;
- эмоциональная стабильность, по сравнению с экзаменом по русскому языку, занимает более значимое место (возможно, экзамен по математике требует большей собранности и умения контролировать свои эмоции, особенно связанные с тревожностью ребенка).
Исследование автора дает следующие общие результаты.
Психологическая готовность (общая) заслуженно признается важным фактором. Доказано, что школьники, которые психологически готовы к сдаче экзамена, чаще сдают его более успешно, нежели те, кто психологически не готов.
Тревожность может иметь различную по силе значимость, когда речь идет о разных предметах: для математики она более губительна, нежели для ЕГЭ по русскому языку.
Умение работать с информацией оказывается очень важным на экзамене: необходимо внимательно вчитываться в вопрос, проверять себя, внимательно проставлять ответы, иногда опираясь на логику, да и просто понимать логику вопроса и связанно выражать свои мысли.
Оперативная и долговременная память. Память важна именно в подготовке, обеспечивая уровень необходимых знаний. Оперативную память при сдаче ЕГЭ можно считать незначимым фактором.
Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, делая более успешными тех, кто на устных экзаменах имеет меньше шансов: организованных интровертов, привыкших работать самостоятельно, выбирая те стратегии организации времени, которые более адекватны письменному экзамену. Им не нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, они не надеются на других, ожидая помощи только от самих себя, своих способностей.
Личностные особенности. Интроверсия (способность работать в одиночку и ориентация на себя), организованность и эмоциональная стабильность являются значимыми факторами успешной сдачи ЕГЭ.
Подростки, направленные на общение и взаимодействие с другими, нуждающиеся в социальных подкреплениях и «поглаживаниях», испытывают большие трудности в специфической ситуации ЕГЭ.
Не умеющие сконцентрировать внимание, планомерно организовывать свою работу, активные и импульсивные, спешащие прежде спонтанно действовать, чем обдумывать, нуждаются в целенаправленной работе по формированию у них моделей эффективного поведения на ЕГЭ и в период подготовки, которые помогут успешно преодолеть его. Им также придется потратить больше времени при подготовке к экзамену.
Тревожные, мнительные, с неустойчивой психикой, с «комплексом отличника» учащиеся особенно подвергаются воздействию стресса во время подготовки и проведения ЕГЭ (часты случаи, когда не сумевший собраться и преодолеть страх и волнение проваливал экзамен).
Обобщение результатов исследования психологической готовности учащихся к ЕГЭ представлены в таблице 2.
Таблица 2
«Необходимые навыки для подготовки к ЕГЭ (О. Чуча)»
Показатели | Навыки качества | Особенности |
Знание о процедуре ЕГЭ | Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника. | Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен». Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния). |
Внимание | Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами. | Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния). |
Логика | Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях. | Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния). |
Память | Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена. | Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание. Однозначной связи с успешностью не установлено. |
Интроверсия | Самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией. Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой. | В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния). |
Организованность | Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя. | Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния). |
Эмоциональная стабильность | Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах. | Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становится менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями. Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением, или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. он уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, чем на экзамене по русскому языку. |
Соглашаясь с подходом О. Чуча в общем, мы бы выделили из процессуального компонента отдельно информационный (знания о процедуре и особенностях ЕГЭ, его правилах, о типах тестовых заданий и правилах и хитростях сдачи экзамена в форме тестов) и компонент практического опыта, который представляет собой опыт сдачи экзаменов, решений заданий в виде тестов и тестирования по КИМам, опыт решения задач в незнакомой аудитории, заполнения образцов экзаменационных бланков, участия в деловой игре «ЕГЭ» и репетициях экзамена. Ничто так не запоминается и не осмысляется нами, как то, что с нами уже случилось. Поэтому пусть даже фрагментарный опыт практического «проигрывания» ситуаций ЕГЭ может снизить фактор тревожности учащихся перед экзаменом и повысить их информированность.
Психологическая готовность выпускника к ЕГЭ в результате выступает как внутренне активное состояние, проявляющееся в обоснованной собственным опытом уверенности в своих силах и достаточности знаний; способности обнаруживать проблемы и самостоятельно справляться с возникающими задачами; регулировать свое состояние и деятельность в период подготовки и сдачи экзамена.
Психологическая готовность учащихся к ЕГЭ с такой точки зрения, по нашему мнению, может быть представлена рядом необходимых для успешной деятельности состояний и качеств выпускника-абитуриента, которые и необходимо развивать помимо его предметной подготовки. В их ряду:
- чувство уверенности в своих силах и в завтрашнем дне, преодоление комплексов «отличника», «неудачника», «жертвы»;
- снижение тревожности и эмоциональная стабильность;
- способность к самоанализу и рефлексии;
- сформированность навыков саморегуляции в стрессовой ситуации;
- осознание и принятие учащимся своих возможностей;
- осознание им своей реальной цели в виде ясного и адекватного индивидуальным возможностям образа желательного результата ЕГЭ;
- направленная на успешную подготовку к ЕГЭ мобилизация всех внутренних ресурсов и познавательных способностей;
- выработка и принятие учащимся наиболее верной личностной стратегии подготовки и поведения на экзамене, соответствующей его индивидуальности;
- достаточная информированность о процедуре и особенностях ЕГЭ;
- достаточный опыт решения разнообразных практических задач, необходимо связанных с особенностями самой процедуры сдачи ЕГЭ;
- сформированные общеучебные умения и навыки работы с информацией;
- особенности памяти, внимания, мышления, способствующие успешной подготовке и сдаче ЕГЭ;
- система отношений (к ситуации экзамена, к себе как субъекту учебной деятельности и профессионального выбора, к деятельности учения), способствующих эффективному преодолению возникающих трудностей;
- навыки внутренней мобилизации, самоорганизации;
- внутренняя положительная мотивация на регулярную самоподготовку и самоорганизацию.
Если говорить о психологической готовности к ЕГЭ педагогов и родителей, то по своему содержанию у тех и других она не совпадает. Для учителя ее составят:
- информированность о процедуре ЕГЭ и изменениях в спецификации экзамена, о современных методах обучения и подготовки школьников к работе с КИМами;
- осознание своих педагогических, дидактических, методических, психологических возможностей для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ;
- осознание вариативности стратегий и тактик групповой и индивидуальной помощи учащимся;
- внутреннее принятие индивидуальных особенностей учащихся как данности, из которой необходимо исходить (от этого будет зависеть выбор методов и средств обучения, выбор стратегии и тактики подготовки учащихся с различными психологическими особенностями и затруднениями);
- способность гибко перестраивать свою работу, менять привычные способы преподавания с целью формирования у учащихся необходимого опыта работы с КИМами и решения других практических задач, связанных с ЕГЭ;
- ориентация на роль организатора, управляющего самостоятельной деятельностью ученика (в противоположность ролям информатора, опекуна, контролера).
Учителя порой демонстрируют недостаточно адекватную оценку способностей и возможностей учеников, или предоставляя им излишнюю самостоятельность, с которой молодые люди не могут справиться, или недооценивая их силы и не учитывая уже сформировавшийся опыт. В контексте подготовки к ЕГЭ это может проявлять себя в той роли, который учитель привычно берет на себя, в ответ как бы предлагая ученикам соответствующую позицию.
«Организатор» настроен на выпускника как на субъекта учебной деятельности и источник саморазвития и выбора образовательного и профессионального пути. Видит свою основную задачу в том, чтобы помочь ученику выбирать актуальные и ставить перед собой реалистичные и конкретные цели; стимулировать его рефлексию, активность, способность к прогнозированию; помогать вырабатывать индивидуальную образовательную траекторию и индивидуальную стратегию поведения и способов подготовки и сдачи ЕГЭ. Умеет грамотно распределять обязанности, ставить четкие задачи, помогает там, где помощь действительно необходима. Видит цель, уверен в себе, верит в возможности учащихся и умеет эффективно организовать их самостоятельную деятельность, создавая ситуацию успеха.
«Информатор» – наиболее привычная роль для учителей, преимущественно ориентированных на словесные методы обучения. Воспринимает учащихся как самостоятельных и способных к самоорганизации субъектов, независимо от их способностей и опыта. Рассказывает и показывает, но при этом недостаточно организует практическую работу. Умеет хорошо объяснять, оперативно представляет информацию в различных формах. Ученик для него – это сосуд, который необходимо наполнить нужными знаниями. Вариант «информатора» – «инструктор», умеющий преобразовывать информацию в алгоритмы, памятки, своды правил и т.д., безусловно, полезных, но сложных для запоминания в силу множественности оставляющих пунктов. Вероятно, оба считают, что количество информации постепенно само по себе перерастает в новое качество – практические умения. Поэтому недостаточно уделяют внимания организации самостоятельной практической работы по решению разнообразных задач и формированию у учащихся собственного опыта деятельности в меняющейся ситуации. Вместо «покажи», требуют «расскажи, как надо».
«Опекун» – излишне заботливый, не доверяющий способностям и самостоятельности учащихся. Готов все брать на себя. Постоянно сопровождает навязчивым вниманием и заботой все, что бы ни пытались делать учащиеся. Ограждает от трудностей, позиционирует себя как защитник интересов детей. Тешит свое чувство значимости и полезности. Бросается все делать сам, несмотря на то, что сильно устает и не получает в ответ благодарности. Недооценивает силы учащихся, тем самым тормозит их развитие. Постепенно формирует чувство беспомощности.
«Контролер» не готов что-то регулярно делать сам, зато любит оценивать результаты. Излишне полагается на самостоятельность учеников, предъявляя требования, выдавая задания, ожидая к сроку результаты. Или наоборот – не доверяет и контролирует каждый шаг. Но забывает учить «как делать». Предпочитает контролировать и оценивать результаты, полученные не им самим. Считает учащихся достаточно своевольными и неорганизованными существами с низкой мотивацией, которых необходимо постоянно стимулировать оценкой (чаще отрицательной). Навязывает свои критерии оценки, не считаясь с возможностями ребенка. Учащиеся часто не понимают, зачем им нужен такой учитель.
Психологическая готовность к ЕГЭ родителей складывается, в свою очередь, из
- их информированности о процедуре, требованиях и нормах ЕГЭ;
- знания особенностей, способностей, возможностей своего ребенка и реалистического отношения к ним;
- устойчиво-положительного отношения к нему, проявляющегося в позиции поддержки, заботе о его физическом и психологическом благополучии, в помощи выпускнику в осознании своих целей, организации его режима дня, выборе наиболее правильных стратегий подготовки к ЕГЭ и непосредственно на экзамене;
- умения регулировать свое состояние и демонстрировать ребенку уверенное поведение в сложных ситуациях.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1244.