Учимся правильно вести себя на экзамене

Вы не можете управлять временем, но вы можете управлять собой в этом времени.

 

 

Известен набор типичных, но бесполезных действий перед экзаменом и во время него, от которых не будет толка:

- суетливое листание учебника без возможности сосредоточиться – бессмысленная трата времени и нулевой результат;

- заклинания себя «я ничего не знаю! я не справлюсь!» – обман себя;

- зацикливание на том, что не получается, и стремление сделать это сейчас и во что бы то ни стало – лишняя суета, порой стоит все бросить, чтобы через некоторое время попробовать опять, как все решается удивительно легко;

- недосыпание, трата времени отдыха на переживания и зубрежку – а КПД низкий;

- приобретение шпаргалок в надежде, что удастся ими воспользоваться – глупость;

- …

Список таких неэффективных действий можно продолжать бесконечно. О них, типичных, освоенных бесполезным опытом многих поколений, учащийся тоже должен знать.

Но намного разумнее вооружить его знаниями и умениями, позволяющими освоить и выбирать эффективные стратегии подготовки к сдаче ЕГЭ.

 

Элементы этих стратегий могут быть общими – подходящими для всех. А какую-то часть учащемуся лучше разработать самостоятельно, учитывая свои особенности и имеющийся ранее накопленный опыт.

Наиболее удобные формы для такой работы – организация тренинга, деловой игры «ЕГЭ» или репетиции ЕГЭ, проведение сессий в форе тестирования, проведение психологического практикума, индивидуальные консультации по «особым» случаям (см. Работа учителя и психолога с детьми групп «риска»). За неимением времени на все это, можно, конечно, подготовить и раздать листки с рекомендациями – учителям, родителям, учащимся. Но еще ни один навык не сформировался при чтении инструкций (кроме, разве, навыка внимательного чтения).

Рассмотрим возможности разных форм организации психологической подготовки к ЕГЭ.

Пробный ЕГЭ или его репетиция позволяет детям и родителям

- познакомиться с организацией и технологией проведения ЕГЭ;

- проверить свой уровень подготовки с помощью контрольных измерительных материалов;

- психологически подготовиться к тестовой форме сдачи экзамена;

- по результатам пробного экзамена проработать допущенные ошибки.

Целями тренинга или деловой игры «ЕГЭ» могут быть

- знакомство с процедурой ЕГЭ;

- знакомство с рекомендациями по организации подготовки к экзамену и их личностное осмысление;

- знакомство с эффективными моделями поведения на экзамене;

- отработка навыков заполнения бланков и правил поведения на экзамене;

- отработка навыков эффективного планирования времени во время испытания и умений выбора индивидуальной стратегии;

- формирование уверенного поведения;

- рефлексия нового опыта;

- формулирование индивидуальных задач для дальнейшей подготовки.

 

Пример разработки игры «Экзамен» для 9-х классов вы найдете в Приложении 4.

На психологических практикумах и тренингах рекомендуется отработка с учащимися приемов и техник, способствующих эффективному поведению в условиях ЕГЭ. В его примернее содержание входит:

- отработка методов и приемов развития уверенности в себе в незнакомой обстановке и при взаимодействии с незнакомыми экзаменаторами;

- приемов распределения, переключения, сосредоточения внимания в ответственных ситуациях;

- техники установки на успех;

- техники принятия оптимального решения и эффективного планирования своей деятельности в рамках ограниченного времени;

- тайм-менеджмент на экзамене;

- методы сохранения высокой работоспособности в условиях длительного сосредоточения и стрессового состояния;

- техники быстрого снятия напряжения;

- техника запоминания и сохранения знаний.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 100.