Финансовый контроль
Тема 5.Управление финансами: планирование, оперативное управление,
Контроль
План
5.1 Сущность понятия «управление финансами»
5.2 Органы управления финансами
5.3 Финансовый и аудиторский контроль
5.1 Сущность понятия «управление финансами»
Управление — это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление финансами осуществляется через сложившуюсясистему отношений, обусловленную историческими, экономическими и политическими условиями, и подчинено финансовойполитике государства.
Управление финансами осуществляет специальный аппаратс помощью определенных приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой
системе, выделяются объекты и субъекты управления.В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; а субъектами являются те организационныеструктуры, которые осуществляют правление.
Выделяют три группы объектов:
1) финансы предприятий;
2) страховые отношения;
3) государственные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
1) финансовые службы предприятий;
2) страховые органы;
3) финансовые органы;
4) налоговые инспекции.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Управленческие решения принимаются на основе анализафинансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной, обеспечивающей принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской,оперативной и статистической отчетности.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер,принимаемых на основе данных оперативного анализа финансовой ситуации, которые преследуют цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределенияфинансовых ресурсов.
Кроме оперативного управления, различают стратегическоеуправление, которое выражается в определении финансовыхресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.
Управление финансами регулируется высшими законодательными органами через принятие финансового законодательства,утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждениепредельного размера государственного долга и других финансовых параметров.
Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники.
Компетентно управлять финансами работники финансовыхорганов не могут без информационного обслуживания на основепримененияавтоматизированных систем финансовых расчетов(АСФР), управления финансами (АСУФ).В создании этих систем используются теоретические положения финансовой кибернетики — учения об управлениифинансами, организации обмена финансово-экономическойинформацией между управляющими и управляемыми подсистемами.
Главной целью создания и внедрения этих систем являетсяповышение эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, многовариантных расчетов финансовых планов и лучшегоих согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и др.
В четырех подсистемах решается комплекс задач по своднымрасчетам бюджета, доходам и налогам, расходам бюджетныхучреждений, финансам отраслей народного хозяйства.
Органы управления финансами
Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы власти — Государственную Думу, аппарат Президента.Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.Всю работу по управлению государственными финансамиосуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Государственная налоговая служба.В марте 1992 г. Правительство РФ утвердило новую структуру
Министерства финансов: центральное место занимают Бюджетное управление и Управление исполнения бюджета (казначейство).
Структурные подразделения:
1) Управление налоговых реформ;
2) Управление государственных ценных бумаг и финансовогорынка;
3) Управление финансирования программ развития сельского хозяйства;
4) Управление финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка;
5) Управление финансирования программ развития сферы
материального производства и конверсии;
6) Управление финансирования социальной сферы и науки;
7) Управление финансирования обороны, правопорядка
и безопасности;
8) Контрольно-ревизионное управление;
9) Управление валютно-финансового регулирования;
10) Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности и др.
Важнейшими функциями Государственной налоговой службы
являются:
1) контроль за соблюдением налогового законодательства;
2) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех государственных налогов и других платежей;
3) подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Основные задачи Министерства финансов:
1) разработка и внедрение стратегических направлений государственной финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) обеспечение стабильности государственных финансов и их воздействия на социально-экономическое развитие страны,эффективность хозяйствования, а также осуществление мерпо развитию финансового рынка;
4) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и еерегионов, а также целевое финансирование государственныхпотребностей;
5) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;
6) осуществление финансового контроля за рациональными целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 515.