В управлении народным хозяйством большое значение имеетконтроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе. Одним из звеньев системыконтроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства.
Финансовый контроль — это определенные действия и операции по проверке финансовой стороны деятельности субъектовхозяйствования и управления с применением специфическихформ и методов его организации.
Финансовый контроль как особая область контроля, котораясвязана с использованием стоимостных категорий, имеет целевую направленность и определенную сферу применения.Объектом финансового контроля выступают денежные и распределительные процессы при формировании и использованиифинансовых ресурсов.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, налог и отчисления в фонды,рентабельность, себестоимость и издержки обращения. Они носят синтетический характер, поэтому контроль за их динамикойи тенденциями охватывает все стороны деятельности предприятий, учреждений, а также механизмфинансово-кредитных взаимосвязей.
В сферу финансового контроля входят практически все операции, совершаемые с использованием денег или без них (бартерные сделки и др.). При этом исходят из положения о возможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязиформирования и использования финансовых ресурсов, фондовденежных средств с любыми видами деятельности или бездействия.
Контролю подлежат все предприятия и организации, даже те,которые имеют нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль охватывает проверку: соблюдения экономических законов, сбалансированности распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета(бюджетный контроль).
Он также включает контроль финансового состояния и эффективного использования ресурсов (трудовых, материальныхи финансовых) предприятий и организаций, бюджетных учреждений, налоговый контроль и другие направления.
Финансовый контроль выполняет следующие задачи:
1) поддержание сбалансированности между потребностьюв финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
2) обеспечение своевременности и полноты выполненияфинансовых обязательств перед государственным бюджетом;
3) определение скрытых внутрипроизводственных резервовувеличения финансовых ресурсов, резервов по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
4) обеспечение рационального расхода материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, а также правильного ведения бухгалтерского учета и отчетности; обеспечениесоблюдения действующих законодательных и нормативныхактов;
5) содействие эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
В зависимости от субъектов финансового контроля различаютгосударственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
По времени проведения финансовый контроль бывает предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений, проектовбюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т. д.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессереализации финансовых планов, при осуществлении хозяйственно-финансовых операций, при проверке соблюдения норм и нормативов расходования материалов, соответствия отпуска средстввыполнению планов расходов, использованию ранее выданныхресурсов.
Последующий финансовый контроль осуществляется по завершении отчетного периода и финансового года в целом.По методам проведения финансового контроля различают:проверки, обследования, анализ и ревизии.
Проверка производится на основе отчетных, балансовыхи расходных документов. Она охватывает отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности. В ходе проведения проверки выявляются нарушенияфинансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.Обследование охватывает отдельные стороны деятельностипредприятий и проводится по более широкому кругу показателей. Обследование определяет финансовое положение субъектов
хозяйствования, перспективы их развития и необходимость реорганизации или переориентации производства.Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина.
Ревизии бывают полные, частичные, тематические и комплексные, а также плановые и внеплановые. Если проверяютсявсе документы и материальные ценности, то это сплошная ревизия. А при проведении выборочных ревизий контролируетсятолько часть документов.
По характеру проведения ревизии подразделяются на документальные (проверка отчетных документов и записей в учетныхрегистрах) и фактические (проверка наличия денежных средстви материальных ценностей на местах хранения).
Бюджетный контроль способствует разработке оптимальнойфинансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитиеэкономики.
Проводится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии. Также создаются Контрольные палаты, контрольно-ревизионные управления.
Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба РФ.Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях
необходимые документы и сведения, кроме составляющих коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства; обследовать все помещения,которые используются для получения доходов; приостанавливатьоперации предприятий при непредставлении необходимых документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; налагать санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитражиски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.
Аудиторство - это организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий. Контрольные и консультационные услугиаудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы — независимые организации, призванные способствовать объективности качества контроля.
Аудитор — не государственный служащий, а независимый бухгалтер-ревизор, высококвалифицированный специалиств области финансов, учета и контроля.
Выделяются два вида аудита — внешний и внутренний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей на уровне как центрального руководства фирмы, так и филиалов, дочерних компаний и т. д.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмыпо договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями — банками, иностранными партнерами, страховыми обществами и т. д.
Аудиторская проверка проводится в три этапа: начальный(подготовительный), аналитический и заключительный.
Литература
1. Финансы и кредит: учебник для студентов вузов / [авт. кол.: М. Л. Дьяконова, Е. В. Жеталова, Т. М. Ковалева и др.]; под ред. Т. М. Ковалевой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 360 с.
2. Финансы : учеб. - метод. пособие / Сиб. федерал. ун-т ; сост. И. А. Янкина. - Красноярск: СФУ, 2012. - 67 с.
3. Даниленко Н.И. Методика проведения внешнего аудита бюджетного учреждения// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. № 4 (244). 2010.
4. Смирнова Е. Е.Выездные налоговые проверки в период кризиса// Налоговый вестник. № 2. 2010.
5. http://www.fedsfm.ru
6. http://www.ndc.ru
Дата: 2018-11-18, просмотров: 379.