План
6.1 Содержание, цели и задачи финансовой политики государства
6.2 Типы финансовой политики
6.2 Финансовый механизм
Содержание, цели и задачи финансовой политики государства
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:
-денежно-кредитная политика;
-налоговая политика;
-бюджетная политика;
-политика в области международных финансов.
Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:
разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;
создание адекватного финансового механизма;
управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.
Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических
задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.
Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.
Типы финансовой политики
Финансовая политика делится на 3 типа: классическая, регулирующая, планово – директивная.
Классическая политика.
Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.
Основные направления:
· невмешательство государства в экономику,
· сохранение свободной конкуренции,
· использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.
Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
Регулирующая финансовая политика
Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.
В ее основу были положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.
Основывалась на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.
Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.
Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.
Кардинально изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.
Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.
Финансовый механизм в этих условиях исходит их необходимости сокращения обьема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.
Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.
Планово-директивная финансовая политика.
Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.
Основана на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.
Ее цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Основная задача финансового механизма - создание инструментов при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.
Планово-директивная финансовая политика проводилась; практически во всех бывших социалистических странах. С показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансовый механизм
Согласованное функционирование разных частей экономикидостигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темповроста отдельных структурных подразделений для перестройкипроизводства в соответствии с изменившимися потребностямиобщества.
В условиях рынка регулирование экономики достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.
Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредствомсаморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря нему создается возможность свободного и быстрого перераспределенияфинансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.
Одновременно с саморегулированием большое влияние наструктуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловленарешением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направленийэкономического развития,расширением и совершенствованием объектов социальнойи производственной инфраструктуры и пр.
Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами властистоимостных рычагов воздействия на процессы общественногоразвития.
С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику.
Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственногоперераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.
В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно растет значение страхования, призванного гарантироватьустойчивость производства.
В перспективе страхование должно возмещать потери от неудавшихся научно-технических разработок и недополученнуюприбыль от простоев вследствие забастовок, политических волнений и др.
В регулировании территориальных пропорций принимаютучастие в основном государственные и местные финансы, а такжечастично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенцийнижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.
Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которыхможно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.
Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В составе финансовых стимулов можно выделить:
1) эффективные направления инвестирования финансовыхресурсов:
а) финансирование технического перевооружения;
б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством
рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;
в) последовательная реализация программ, направленныхна обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальныхструктурах общественного производства, совершенствование хозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;
2) поощрительные фонды (материального и социального развития);
3) бюджетные методы интенсификации производства;
4) специальные финансовые льготы и санкции.
Малорезультативны сегодня финансовые санкции. Они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно санкции заневыполнение договоров о поставке продукции.
Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективными, необходимо значительное усиление материальной ответственности за невыполнение взаимных обязательств.
Непременным пунктом любого договора должна стать фиксация необходимости определения размера упущенной выгодыв случае нарушений правил поставки продукции.
Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.Он представляет собой совокупность способов организациифинансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития.
Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.
Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственныхфинансов.
Эта классификация учитывает особенности отдельных подразделений общественного хозяйства и выделения сфер и звеньевфинансовых отношений.
Литература
1. Гладковская Е.Н. Финансы: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб, 2012.
2. Финансы и кредит: учебник для студентов вузов / [авт.: О. В. Соколова, И. А. Бондаренко, О. И. Земцова и др.]; под ред. О. В. Соколовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр : ИНФРА-М, 2011. - 912 с.
3. Демидов А. Вопросы повышения эффективности и результативности государственного управления// Бюджет. № 3. 2010.
4. Столяров Н. Ничто так не компрометирует идеалы, как реальность// Бюджет. №2. 2010.
5. http://www.book.ru
6. http://www.fedcom.ru
Тема 7. Финансовое планирование и прогнозирование
План
7.1 Роль и задачи финансового планирования на предприятии
7.2 Цель и задачи системы финансового планирования
7.3 Этапы финансового планирования
7.4 Финансовое прогнозирование
7.1Роль и задачи финансового планирования на предприятии
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.
Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей:
определение объема предполагаемых поступлений денежных ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя из намечаемого объема производства;
определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;
обоснование предполагаемых расходов на соответствующий период;
установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;
определение результативности каждой крупной хозяйственной и финансовой операции с точки зрения конечных финансовых результатов;
обоснование на короткие периоды равновесия поступления денежных средств и их расходования для обеспечения платежеспособности компании, ее устойчивого финансового положения.
Проблемы, которые призвано решать финансовое планирование:
обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;
обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия;
определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, банками и т.д.;
контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.
Систему финансового планировании на предприятии можно разделить на три составляющие:
разработка финансовой стратегии предприятия;
текущее финансовое планирование;
оперативное финансовое планирование.
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии предприятия — процесс длительный. требующий основательного подхода и определенной квалификации разработчиков. Финансовая стратегия предприятия должна формулировать основные цели предприятия и пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность действий предприятия.
Процесс формирования финансовой стратегии должен проходить ряд этапов, к которым относится:
определение общего периода ее формирования;
формирование стратегических целей финансовой деятельности;
конкретизация показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;
оценка разработанной финансовой стратегии.
Определение общего периода формирования финансовой стратегии зависит от предсказуемости развития экономики в целом и конъюнктуры рынка. В современных условиях финансовая стратегия охватывает период времени от трех до пяти лет.
В качестве главных целей финансовой деятельности выделяют максимизацию прибыли предприятия, оптимизацию структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности и повышение рыночной стоимости предприятия.
Очень важно сформулировать стратегические цели четко и кратко, отразить каждую из целей в конкретных финансовых показателях.
Оценка эффективности финансовой стратегии может проводиться по таким параметрам, как внутренняя сбалансированность финансовой стратегии; согласованность ее с внешней средой (экономикой страны, конъюнктурой финансового рынка и т.д.); приемлемость уровня финансовых рисков; результативность финансовой стратегии, выраженная в рассчитанных финансовых коэффициентах.
Финансовая стратегия, являясь составной частью общей стратегии развития предприятия, должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.
Текущее планирование финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе разработанной финансовой стратегии. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана необходимо исходить из целей финансового планирования на предстоящий год и решать задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.
В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов.
Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь служит средством ранней диагностики финансового состояния предприятия, помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. В процессе составления платежного календаря формируется информационная база о движении денежных средств предприятия, проводится анализ неплатежей, осуществляется расчет потребности в краткосрочном кредите или размера и сроков временно свободных денежных средств предприятия.
Платежный календарь составляется на месяц с подекадной разбивкой. Реже встречается разбивка на пятидневки и 15 дней. Финансовое планирование на столь короткие периоды времени является процессом непрерывным и требует постоянного контроля за состоянием запасов и дебиторской задолженности, за производством и реализацией.
В рамках оперативного финансового планирования помимо платежного календаря составляется кассовый план предприятия.
Кассовый план предприятия отражает поступления и выплаты наличных денежных средств через кассу. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами также является немаловажным фактором в финансовой деятельности предприятия.
Кассовый план разрабатывается на один квартал и отражает предполагаемые выплаты по фонду заработной платы, фонду потребления и прочие выплаты и поступления наличных денег.
Задачи текущего и оперативного финансового планирования на предприятии призвана также выполнять система внутрифирменного бюджетирования, рассматриваемая ниже.
7.2Цель и задачи системы финансового планирования
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта.
Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования и финансового механизма управления.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению организации и ее развития необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Финансовое планирование представляет собой одну из основных функций менеджмента, включающую формирование необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение этих ресурсов во времени и по структурным подразделениям предприятия.
Главная цель финансового планирования — определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе планирования финансовых показателей и целесообразных направлений их расходования в плановом периоде.
Между тем в зависимости от этапа жизненного цикла организации, ее финансового состояния, стратегических установок и других факторов целями финансового планирования могут быть максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании.
Использование финансового планирования на российских предприятиях ограничивается действием ряда факторов: высокой степенью неопределенности на российском рынке, связанной с глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни; незначительной долей предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; отсутствием эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. В этих условиях эффективное финансовое планирование доступно лишь крупным компаниям, обладающим значительными средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановую работу.
Комплексная характеристика сложившейся за последнее десятилетие системы финансового планирования в организациях с присущими ей недостатками дана в учебнике «Финансы организации (предприятии)», выполненном под редакцией Н.В. Колчиной, в котором отмечается следующее:
«Сложившаяся за последнее десятилетие система финансового планирования в организациях имеет ряд серьезных недостатков:
Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции.
Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки действии.
Процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для принятия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают историю.
При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыночной конъюнктуры.
На предприятиях отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.
В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности.
Существующая система минирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности на рынке».
7.3 Этапы финансового планирования
Процесс финансового планирования в организациях осуществляется с учетом резервов финансовых ресурсов, оптимизации объемов финансирования расходов, обязательности корректировки финансовых показателей при изменении условий ведения бизнеса.
Финансовое планирование в организациях осуществляется поэтапно.
Процесс финансового планирования включает в себя несколько этапов:
анализ финансовых показателей за предыдущий период;
составление основных прогнозных документов (прогноз баланса, прогноз отчета о прибылях и убытках, прогноз движения денежных средств);
составление текущих финансовых планов (на предстоящий год с разбивкой по кварталам);
оперативное финансовое планирование;
контроль за ходом выполнения разработанных финансовых планов (мониторинг текущей финансовой деятельности).
Этапы финансового планирования:
подготовка финансовой службой проекта приказа о порядке и сроках разработки ожидаемого исполнения финансового плана за текущий год и финансового плана на предстоящий плановый период;
оценка исполнения финансового плана за истекший период с начала текущего года и прогноз его исполнения до конца отчетного года;
сбор, рассмотрение и разработка отчетных, ожидаемых до конца года и проектируемых показателей, на базе которых определяется система показателей финансового плана;
проведение предварительных финансово-экономических расчетов показателей по каждой статье финансового плана организации;
разработка предварительного планового баланса (финансового плана) и его балансировка по объемам доходов и расходов, платежей, ассигнований, целевых поступлений;
проверка взаимной увязки финансовых ресурсов и их использования на полное покрытие планируемых расходов;
корректировка и уточнение расчетов показателей финансового плана для достижения его сбалансированности;
окончательная балансировка и подготовка проекта финансового плана к утверждению в соответствии с принятым критерием оптимальности;
представление проекта финансового плана руководству организации и пересчет его показателей с учетом корректировок;
подготовка отчета об исполнении планового баланса доходов и расходов организации в истекшем году и его утверждение при рассмотрении проекта финансового плана на очередной год.
Этапы финансового планирования образуют единую технологию этого процесса, в основе которой лежит методология и методика разработки финансового плана. Методология отражает теоретическую концепцию управления финансами организации. Методика определяет пути роста денежных накоплений и экономии расходов. Методика финансового планирования представляет собой совокупность способов расчетов каждого показателя, включаемого в финансовый план организации.
В последнее время в российских коммерческих организациях наряду с термином «финансовый план» употребляется термин «бюджет», который подчеркивает определенные границы или предельные величины в использовании денежных ресурсов. Поэтому процесс финансового планирования получил название «бюджетирование», а отдельный финансовый план называют бюджетом.
Финансовое прогнозирование
Финансовое прогнозирование - это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или прочий временной период. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5 - 10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главная цель финансового прогнозирования состоит в определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования:
метод экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);
метод обработки пространственных и временных совокупностей;
метод ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;
метод пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.
Стратегический финансовый прогноз разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п.
Текущие финансовые прогнозы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.
Долгосрочные и краткосрочные прогнозы отличаются не только масштабом, но и целями.
Если главной целью долгосрочного прогноза является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия, то целью краткосрочного прогноза является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
Финансовый прогноз, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему обобщения, творческого анализа и взаимоувязки финансовых показателей всех граней деятельности и развития предприятия. Следует иметь в виду, что в процессе финансового прогнозирования должны учитываться многие неформализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования организации.
Литература
1. Голодова Ж. Г. Финансы и кредит: учеб. пособие для студентов [бакалавров] вузов / Ж. Г. Голодова ; Рос. ун-т дружбы народов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 448 с. - (Учебники РУДН).
2. Финансы и кредит: учебник для студентов вузов / [авт. кол.: М. Л. Дьяконова, Е. В. Жеталова, Т. М. Ковалева и др.]; под ред. Т. М. Ковалевой. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 360 с.
3. Подъяблонская Л. М. Финансы [Электронный ресурс] : электрон. учеб. / Л. М. Подъяблонская. - Электрон. текстовые дан. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011- 407 с
4. http://eup.ru/Catalog/All-All.asp
5. http://www.elobook.com/
Тема 8. Финансовый контроль
План
8.1 Финансовый контроль
8.2 Задачи финансового контроля
8.3 Предмет финансового контроля
8.4 Классификация финансового контроля
8.5 Методы финансового контроля
8.6 Цель финансового контроля
8.7 Финансовая дисциплина
Финансовый контроль
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:
норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом,
интересов управляющего субъекта.
Фактически, выше названы две основные цели финансового контроля, которые можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля, как и любого другого, перечислены в статье Контроль.
Несмотря на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.
Задачи финансового контроля
Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.
Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня.
Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.
Задачи по обеспечению интересов собственника.
Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :
сокращение активов,
наращивание кредиторской задолженности,
увеличение средней заработной платы.
Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:
Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
Анализ мер по оптимизации налогового бремени.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 427.