Вопрос 3.1 Предмет и функции экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВОПРОСЫ ГОСЭКЗАМЕНА-2015 ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Вопрос 3.6 Экономические блага

Экономические блага – предметы потребления и средства производства, предназначенные для удовлетворения потребностей людей. Экономические блага подразделяются на блага в форме материального продукта, и на блага в форме работ и услуг.

Экономические блага в форме материального продукта включают две большие группы:

1) потребительские товары и услуги (предметы потребления), которые удовлетворяют личные потребности людей – потребительские блага;

2) производственные товары и услуги (средства производства), которые используются в процессе производства для создания потребительских товаров – капитальные блага.

Работы в экономике представляют собой трудовую деятельность, направленную на создание продукта.

Услуги представляют собой экономическую деятельность, направленную на изменение полезных свойств созданных продуктов.

Все производимые в экономике блага подразделяются:

на промежуточные продукты, которые подвергаются дальнейшей обработке в процессе производства другой продукции,

на конечные продукты, которые поступают в сферу конечного потребления.

важными свойствами экономических благ являются взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

Взаимозаменяемые блага (субституты) – блага, которые имеют сходные свойства и заменяют друг друга.

Взаимодополняемые блага (комплементы) – блага, одно из которых потребляется вместе с другим.

Все экономические блага, которые приобретаются потребителями на рынке в процессе обмена, обладают двумя свойствами:

во-первых, конкурентностью благ в потреблении.

Если данное благо приобретает один потребитель, другие потребители приобрести его не могут.

во-вторых, исключаемостью благ в потреблении.

Если потребитель не заплатил за благо, доступ потребителя к данному благу исключен.

Экономические блага выступают в форме частных благ и общественных благ.

Частные блага – блага, которые производятся частными фирмами и домашними хозяйствами.

Общественные блага – блага, которые производятся в государственном секторе экономики.

Товары и услуги, которые характеризуются неисключаемостью и неконкурентностью для всех потребителей одновременно, называются общественными благами.

Почти все существующие в мире блага, имеющиеся в распо­ряжении как отдельного человека, так и всего общества, нахо­дятся в недостаточном количестве. Запасы благ никогда не мо­гут полностью соответствовать безграничным потребностям. Возможности количественного роста благ зависят от науч­но-технического прогресса и развития производства. Но расши­рение масштабов производства и выпуск качественно новых то­варов способствуют возвышению потребностей. Благ производится всегда меньше, чем это необходимо для удовлетворения насущных потребностей людей. Поэтому экономическими благами называются ограниченные, или редкие блага.

Вопрос 3.15 Спрос

Между рыночной ценой товара и тем количеством товара, которое покупается на рынке, существует определенная зависимость. Данная зависимость характеризует спрос на товар.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в определенный период времени.

Кривая спроса представляет собой графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на этот товар.

 

 
                                                                                                              

Кривая спроса на зерно

d
A
Р, дол.          

B
140                                                

C
130                               

D
120                                      

F
110                                                       

d
100                                                                         

Q , млн т
                                                                                 

  0 2  4   6  8 10 12 14 16

 

Между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость, потребители покупают большее количество товара по более низкой цене. Поэтому кривая спроса имеет нисходящий характер, называется кривой падающего спроса.

 Кривая спроса показывает, что при более низкой цене спрос на товар увеличивается. Эта особенность названа законом падающего спроса.

Закон падающего спроса: если цены на товары растут, то при прочих равных условиях спрос уменьшается. Или, если на рынок поступит большее количество товара, он будет реализован по более низкой цене.

Индивидуальный спрос представляет спрос отдельных потребителей на данный товар.

Рыночный спрос на товар складывается как сумма индивидуального спроса всех потребителей.

Для определения рыночного спроса требуется сложить величину индивидуального спроса всех покупателей по каждой возможной цене. Графически рыночный спрос образуется путем совмещения (сложения) кривых индивидуального спроса всех потребителей.

Следовательно, в соответствии с действием закона падающего спроса с  ростом цены на товар спрос при прочих равных условиях уменьшается.

Вместе с тем многие экономисты считают, что есть исключения из закона спроса.

«Товарами Гиффена» называются такие товары, спрос на которые при повышении цены растет (по имени английского ученого Р. Гиффена).

Гиффен анализировал рынок картофеля в Ирландии во время экономического кризиса в XIX веке и обнаружил рост покупки основной массой населения страны картофеля в ущерб приобретению более качественных, но более дорогих продуктов.

 «Эффект Веблена» выражается в росте приобретения предметов роскоши с ростом их цены ради престижа и утверждения высокого социального статуса покупателя. Этот эффект описал американский экономист и социолог Т. Веблен.

В спросе происходит два вида изменений: изменение величины спроса и изменение самого спроса.

Изменение величины спросаэто изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, в результате изменения его цены.

Каждая точка графика спроса dd показывает, какое количество товара Q покупают потребители по каждой цене P. Поэтому изменение цены товара вызовет изменение количества покупок данного товара, произойдет перемещение по графику спроса dd из одной точки в другую.

 
                                                                                                          

Изменение величины предложения. Движение вдоль кривой предложения

Движение вверх по кривой предложения ss из точки М в точку N при увеличении количества предложения от Q 1 до Q 2 с повышением цены от P 1 до Р2. Движение вниз по кривой предложения ss из точки N в точку М при уменьшении количества предложения от Q 2 до Q 1 c понижением цены от Р2 до P 1 .
Р                                            

s
                                                                    

Р2                                                                                  

                                                    N                           

                                                                           

                                                                                             

s
Р1                              M                                           

                                                                      

                                                                          

                                                                                                      

    0             Q 1         Q 2          Q    

  Изменение величины спроса в результате изменения цены означает передвижение из одной точки в другую по кривой спроса dd, т.е. вдоль кривой.

Следовательно, при изменении величины спрос на товар сохраняется, положение кривой dd остается прежним, только происходит изменение количества покупок Q товара dd на основе изменения его цены Р.

Таким образом, главным фактором изменения количества покупаемого продукта является цена товара, или ценовой фактор. Вместе с тем существуют и неценовые факторы, которые приводят к изменению самого спроса, возникает новый спрос на товар при прежних ценах.

Изменение спроса – это изменение количества товара, которое приобретают потребители, в результате действия неценовых факторов.

Неценовыми факторами изменения спроса выступают:

1) изменение потребительских вкусов в результате рекламы или изменения моды;

2) изменение числа покупателей на рынке;

3) изменение доходов покупателей;

4) потребительские ожидания – ожидания изменения цен и роста будущих доходов;

5) изменение цен на сопряженные товары.

 

   
                                                                                                                                                                                 

                                Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса

d2
d1
d3
Р                               

                                                                                   Сдвиг кривой спроса d 1 d 1                         

                                                                           в положение d 2 d 2 при увеличении

                                                                           спроса при цене товара Р.

Р                                                  P   

                                                                           Сдвиг кривой спроса d 1 d 1   

                                                                           в положение d 3 d 3 при уменьшении

                                                                           спроса при цене товара Р.  

                                                                        

                       d 3             d 1             d 2                        

    0   Q 3            Q 1             Q 2                       Q  

К сопряженным товарам, изменение цен на которые приводит к изменению спроса на данный товар при его постоянной цене, относятся взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары.

Взаимозаменяющие (взаимоисключающие) друг друга товары называются товарами-субститутами. (Англ. Substitution – замещение). Это такие пары товаров, для которых повышение цены одного товара приводит к росту спроса на другой. Например, если повышается цена на сливочное масло, растет спрос на растительное масло или маргарин.

Взаимодополняющие друг друга товары называются сопутствующими товарами, или  товарами-комплементами. (Англ. сomplement – дополнение). Это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой. Например, повышение цены на бензин cнижает спрос на моторное масло.

Изменение спроса означает, что возникает новый спрос на товар, осуществляется сдвиг кривой спроса dd в положение d1d1.

Действие неценовых факторов может вызвать увеличение количества покупок при каждой данной цене и кривая спроса d1d1 сдвинется вправо в положение кривой d2d2, отражающей более высокий спрос на товар.

Если по каждой из цен будет предъявлен меньший спрос, кривая спроса d1d1 сдвинется влево, в положение кривой d3d3, характеризующей более низкий спрос на данный товар.

Следовательно, при изменении величины спроса происходит движение вдоль кривой спроса, при изменении спроса происходит движение кривой спроса.

Таким образом, спрос потребителей представляет собой одну сторону рыночного механизма. Другой стороной механизма рынка является предложение производителей товара.

 

Вопрос 3.16 Предложение

Предложение – это количество продукта, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке в определенное время по данной цене.

Кривая предложения является графическим выражением зависимости между ценой товара и тем его количеством, которое производители товара предлагают к продаже на рынке.

Кривая предложения ss на графике плавно поднимается с ростом цены. Эта зависимость называется законом предложения. (Англ. supply – предложение).

Закон предложения показывает, что производители хотят предложить к продаже большее количество продукции по более высокой цене.

 

 
                                                                                             

Кривая предложения

A
s
Р, дол.                                                      

B
140                                                                                                                

C
 130                                                                                    

D
120                                                                                  

F
s
110                                                                                       

100                                                                                                   

                                                                                     Q , млн т

       0 2  4   6  8 10 12 14   16

 

Главным фактором, вызывающим изменение величины предложения, выступает ценовой фактор.

 

 
                                                                                                          

Изменение величины предложения. Движение вдоль кривой предложения

Движение вверх по кривой предложения ss из точки М в точку N при увеличении количества предложения от Q 1 до Q 2 с повышением цены от P 1 до Р2. Движение вниз по кривой предложения ss из точки N в точку М при уменьшении количества предложения от Q 2 до Q 1 c понижением цены от Р2 до P 1 .
Р                                            

s
                                                                    

Р2                                                                                  

                                                    N                           

                                                                           

                                                                                             

s
Р1                              M                                           

                                                                      

                                                                          

                                                                                                      

    0             Q 1         Q 2          Q    

 

Изменение величины предложения – это изменение количества товара, которое производители могут и хотят продать, в результате изменения его цены.

Изменение величины предложения приводит к перемещению из одной точки в другую на кривой предложения ss (вдоль кривой).

На предложение, кроме ценового, воздействуют и неценовые факторы, которые вызывают изменение предложения.

График 2.1.8.
                                                                                                                         

                            Изменение предложения. Сдвиг кривой предложения

s 2
s 1
s 3
Сдвиг кривой предложения s 1 s 1 в положение s2 s 2 при увеличении предложения при цене товара Р. Сдвиг кривой предложения s 1 s 1 в положение s3 s 3 при уменьшении предложения при цене товара Р.  
Р

                                           

                                                                           

                                                                           

P
P
             


                                                                                    

                                                                          

s 2
s 1
s 3
                                                                          

 

  0         Q3           Q1           Q2      Q

                   

При неизменном уровне цен на товар изменяется количество предлагаемого товара на рынке, возникает новое предложение, которое характеризуется большим или меньшим количеством поставляемого на рынок товара по прежним ценам.

Изменение предложения – это изменение количества товара, которое предлагают производители в результате действия неценовых факторов.

 

График показывает изменение предложения. В результате действия неценовых факторов при неизменном уровне цены количество предлагаемого товара возрастает или снижается. Это значит, что на рынке складывается новое предложение товара, которое характеризуется новой кривой предложения.

Изменение предложения вызывает сдвиг кривой предложения ss в положение s1s1.

Неценовыми факторами изменения предложения  являются:

1) цены на ресурсы;

2) технология производства;

3) налоги и дотации;

4) цены на сопряженные товары;

5) ожидания изменения цен;

6) число производителей на рынке.


ВВП


                        Падение                   Рост

                                                                              E Спад                    

                                                                                                                   Линия                                                                                                

                                                                                          F тренда                    

                                                    Подъем                             

 


                                                                          D   

          A

     

 


                             B                         Оживление                                                      

                                             C                                            

                        Депрессия

                                                                                                                        Время     

                                    

                                  Экономический цикл                               

 


Экономические, или деловые, циклы постоянно сопровождают развитие производства в условиях рыночной системы хозяйства.

Первый промышленный кризис разразился в Англии в 1821г., Германии в 1840 г. Следующий кризис в 1847 г. охватил США, Англию, Францию и Германию. Первый мировой экономический кризис произошел в 1857 г. Затем экономические кризисы происходили в 1873, 1882 и 1890 гг. Наиболее сокрушительным явился начавшийся почти одновременно в России и США кризис 1900—1901 гг.

В современной экономике самым разрушительным стал мировой кризис 1929 – 1933 гг., который одновременно начался во всех промышленно развитых странах мира и продолжался 10 лет. В странах Запада этот кризис получил название «Великой депрессии», во время которой падение объема ВВП достигло в разных странах от 28% до 50%, а уровень безработицы составлял до 25%.

До второй мировой войны экономические кризисы повторялись в странах мира через 10 – 12 лет. После второй мировой войны периодичность экономических кризисов снизилась до 2–4 лет, также снизилась их продолжительность, а падение производства уменьшилось.

В настоящее время выделяют три вида экономических циклов                     в зависимости от их продолжительности.

Первый вид – краткосрочные циклы продолжительностью 3–4 года, или циклы Дж. Китчина.

Причинами этих циклов являются колебания мировых запасов золота и закономерности денежного обращения 

Второй вид – среднесрочные циклы продолжительностью 10–20 лет, или циклы С. Кузнеца (строительные циклы).

Причинами являются обновление основного капитала (основных производственных фондов), а также обновление производственных сооружений и жилья.

Третий вид – долгосрочные циклы (большие экономические циклы Н. Кондратьева) продолжительностью 48 – 55 лет.

Причинами являются нарушения долгосрочного равновесия в результате нарушения механизма накопления капитала.

Аналогичный анализ больших экономических циклов проводит Й. Шумпетер. Он рассматривает цикличность развития технического прогресса. По Шумпетеру, растущий спрос на новые товары и услуги сталкивается              с ограниченными возможностями применяемых средств производства, возникает спад. Для выхода из спада необходимо внедрение новых технологий, нового оборудования и новых видов продукции.

С начала 70-х годов ХХ века экономический цикл характеризует стагфляция, одновременный рост инфляции и безработицы.

В современных экономических циклах уменьшается продолжительность и глубина падения производства, в результате период депрессии является очень кратким, за спадом быстро следуют оживление и подъем.

В условиях глобализации мировой экономики, мо­нополистической структуры рынков, научно-технического про­гресса, государственно­го макроэкономического регулирования сдер­живается падение цен, быстро обновляется основной капитал. Однако инфляция и безработица становятся хроническими явлениями как порождение циклического характера развития производства.





Вопрос 3.27 Безработица

Одной из важнейших задач национальной экономики является достижение высокого уровня занятости трудоспособного населения.

Под занятостью понимают деятельность граждан, которая                                      не противоречит законам страны и приносит заработок или доход.

К трудоспособному населению относятся все люди, которые                        по возрасту и состоянию здоровья способны работать.

В занятости различают полную и эффективную занятость.

Полная занятость – уровень занятости, когда число вакантных рабочих мест равно количеству ищущих работу, то есть спрос на рабочую силу равен ее предложению.

Эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов, при котором достигается наибольший прирост национального продукта.

Невозможность обеспечить занятость трудоспособного населения приводит к безработице.

Безработица – особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения желает трудиться, но не имеет работы и становится вынужденно незанятой, или избыточной.

По определениям МОТ, к безработным относятся лица, способные                  и желающие трудиться, активно ищущие работу, но не имеющие ее                  в данный момент.

В Республике Беларусь в соответствии с «Законом о занятости» безработными считаются граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью,                           не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости.

Существуют три типа безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Фрикционная безработица – это незанятость, которая длится до трех месяцев и связана с временными перерывами в трудоустройстве в связи с переменой профессии, ожиданием рабочего места, перемещениями людей на другое предприятие, отказ от работы из-за низкой ставки заработной платы.

Данная безработица является добровольной и называется                        положением «между работами».

Структурная безработица порождается сдвигами в технологии производства. Происходит изменение спроса на рабочую силу при использовании новой техники или технологии, увеличивается потребность в более квалифицированных работниках, и снижается спрос на работников устаревших профессий.

Продолжительность структурной безработицы составляет более                      шести месяцев подряд и связана с низким уровнем квалификации                        и необходимостью пройти обучение или переподготовку для получения работы.

 Фрикционная и структурная безработица являются неизбежными.

Сумма фрикционной и структурой безработицы называется естественной безработицей.

Занятость населения при наличии только естественной безработицы называется полной занятостью. Естественный уро­вень безработицы определяет уровень потенциального ВВП, он существует при сбалансированности рынка рабочей силы, когда количество ищущих работу равно количеству свободных рабочих мест. В развитых странах в настоящее вре­мя он составляет 5—6 % .

В условиях роста темпов внедрения технологических нововведений                         в производство уровень естественной безработицы с середины 70-х                     до середины 80-х годов ХХ века повысился:

в ФРГ –   1,1 % — 7,2 %; 

в Канаде – 6,5 % — 10,5 %;

 в США – 5,4 % — 7,2 %.

В условиях колебаний экономической конъюнктуры возникает циклическая безработица.

Циклическая безработица – это незанятость, которая порождается экономическим циклом в функционировании национального производства.

Цикли­ческая безработица представляет собой  безработицу, вызванную циклическими спадами производства, кризисами, колебаниями экономической конъюнктуры. В фазе спада в экономике спрос на товары и услуги сокращается, что ведёт к сокращению производства и занятости. В фазе подъема растет спрос на потребительские и инвестиционные товары, на рабочую силу. По этой причине цикличе­скую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

В экономической литературе описаны и другие типы безработицы:

• добровольная  безработица создается людьми, которые могут найти работу, но не хотят этого делать;

• вынужденная безработица существует тогда, когда люди могут и желают работать, но по не зависящим от них обстоятельствам не находят работы;

• сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями про­изводства в отдельных отраслях (сельское хозяйство, рыбные промыслы и др.);

• региональная безработица характерна для отдельных регионов в связи с их демографическими и другими особен­ностями развития;

• молодежная, женская и другая безработица связана с дискриминаци­ей на рынке труда отдельных социальных групп;

скрытая безработица реально существующая, но официально не регистрируемая избыточность применяемого труда, которая возникает при неполном использовании ресурсов в условиях экономического спада или реструктуризации производства. Предприятия не увольняют работников, а либо переводят их на сокращенный режим рабочего дня, либо от­правляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.

Для расчета безработицы применяется показатель уровня безработицы.

Уровень безработицы равен процентному отношению численности безработных к численности экономически активного населения, то есть к сумме всех занятых в экономике и безработных.

Уровень циклической безработицы определяется как разность между уровнями фактической и естественной безработицы.

Существование безработицы представляет собой неэффективное использование фактора труд в условиях ограниченности экономических ресурсов, означает огромные социальные и экономические потери                    для общества.

Экономические потери от безработицы исчисляются потерей ВВП, увеличением затрат на выплату пособий по безработице, сокращением налоговых поступлений в госбюджет и другими издержками.

Определение потерь в результате роста безработицы производится на основе закона, сформулированного американским экономистом Оукеном.

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над естественным уровнем приводит к уменьшению произведенного ВВП по сравнению с потенциально возможным ВВП в среднем на 2,5%.

Последствием безработицы выступает эффект гистерезиса.

Эффект гистерезиса означает, что при достижении в экономике определенного уровня безработицы повышается возможность ее сохранения на достигнутом уровне.

Английский экономист Дж. М. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества», а в американском учебнике «Экономикс: принципы, проблемы и политика» К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю циклическая безработица определяется как социальная катастрофа, подчеркивается прямая связь между высоким уровнем безработицы и ростом убийств, самоубийств, психических болезней, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

 Наличие безработицы требует проведения государственной экономической политики регулирования занятости рабочей силы, которая осуществляется по трем направлениям:

социальная политика,

макроэкономическая политика,

политика занятости.

Социальная политика государства состоит в оказании помощи безработным для поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика заключается в использовании инструментов денежно-кредитной и фискальной политики для сокращения безработицы и смягчения ее последствий.

Политика занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки и повышения квалификации кадров.

Вопрос 3.28 Инфляция

Инфляция – это социально-экономическое явление, которое проявляется в переполнении сферы обращения бумажными деньгами сверх потребностей товарооборота, что приводит к обесценению денежной единицы и повышению общего уровня цен в стране.

Основной причиной инфляции является дисбаланс совокупного спроса и совокупного предложения.

Инфляция зарождается на денежном рынке, затем распространяется                     на рынки благ, капиталов, труда, постепенно охватывает всю экономику.                В условиях товарно-денежных отношений она выражается в росте общего уровня цен при снижении покупательной способности денег.

Мы знаем формулу обмена количественной теории денег:

                                        M • V = P • Q

Отсюда уровень цен в стране

                                        P = M • V / Q

Исходя из этой формулы, уровень цен:

прямо пропорционален совокупным расходам покупателей на приобретение производимых благ, или платежеспособному спросу,

обратно пропорционален объему национального производства,                          или совокупному предложению.

Для измерения уровня инфляции рассчитываются показатели                          темпа инфляции, индекса потребительских цен ИПЦ, индекса цен производителей ИЦП, дефлятора ВВП.

Различают два основных типа инфляции: скрытую (подавленную) и открытую.

Скрытая (подавленная) инфляция существует, как правило,                        в командной экономике, где цены и заработная плата контролируются государством, и проявляется в дефиците товаров.

Цены перестают выполнять свою стимулирующую функцию, производители лишаются ценовых сигналов, действие рыночного механизма нарушается.

Открытая инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги.

Однако открытая инфляция в определенных размерах (ползучая инфляция) не нарушает рост производства, так как продолжает действовать ценовой регулятор экономики.

В противоположность инфляции в рыночной экономике может происходить дефляция и дезинфляция.

Дефляция представляет собой общее падение цен. Под дезинфляцией понимается замедление роста цен.

В зависимости от темпов роста цен различают виды инфляции:

1. Ползучая инфляция, когда темпы роста цен не превышают 3–4 % в год.

Происходит обесценение доходов населения, но небольшой рост цен стимулирует развитие производства, вызывает ускорение денежного оборота и удешевление кредитов.

2. Галопирующая инфляция, когда темпы роста цен повышаются                      до 50 % в месяц.

Негативное воздействие на всю экономику. Падение уровня жизни населения, риск долгосрочных инвестиций, обесценение сбережений.

3. Гиперинфляция, когда темпы роста цен превышают 50 % в месяц.

Исключительно быстрый рост цен приводит к расстройству денежного оборота, быстрому спаду производства и потере управляемости экономическими процессами в стране.

Рассматривая сущность инфляции, необходимо выяснить важное теоретическое положение.

Причины роста цен в экономике могут быть различными, в результате возникают два вида инфляции – инфляция спроса и инфляция издержек.

Инфляция спроса возникает, когда спрос на экономические блага                  не может быть удовлетворен увеличением производства валового внутреннего продукта (ВВП).

Избыток совокупного спроса может возникнуть при росте государственных заказов, увеличения заработной платы, повышении расходов населения на приобретение товаров, роста размеров частных инвестиций.

Совокупность этих причин означает, что экономика приблизилась                   к состоянию полной занятости экономических ресурсов и к потенциальному объему производства.

Дальнейший рост спроса приводит к повышению цен, экономика находится на вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения.

Инфляция издержек возникает при росте издержек на единицу продукции, сокращении масштабов производства и уменьшению совокупного предложения.

Рост издержек приводит к перемещению кривой совокупного предложения вверх по кривой совокупного спроса и росту цен в национальной экономике.

Рост издержек может быть вызван следующими причинами:

резким повышением цен на сырье,

повышением фирмами цен на продукцию без снижения издержек производства,

либерализацией цен на товары.

Таковы причины и сущность инфляции. Последствия инфляции как социально-экономического явления заключаются в следующем.

1. Инфляция приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными слоями населения.

Лица, имеющие фиксированные доходы, в наибольшей степени несут потери от инфляции, так как при росте цен их полученные доходы остаются постоянными, а реальные доходы падают.

Если темпы роста доходов определенной группы населения выше темпов роста цен, то данная группа не страдает от инфляции.

Продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение                   на рынке, могут увеличить при росте цен свой доход.

При постоянной процентной ставке в условиях инфляции несут потери кредиторы и выигрывают заемщики денежных средств.

В этих условиях банки повышают ставку ссудного процента. В результате уменьшается объем инвестиций в производство, происходит сокращение реального объема ВВП и ускорение инфляции.

2. Инфляция приводит к снижению конкурентоспособности национальных товаров, что вызывает увеличение импорта, сокращение производства и рост безработицы.

3. Возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту.

4. Снижается реальная стоимость сбережений в денежной форме, повышается спрос на реальные активы, происходит бегство от денег

5. Высокий уровень инфляции сопровождается большой безработицей.

Мы знаем, что сочетание высоких темпов инфляции, значительного уровня безработицы и падения объемов выпускаемой продукции, то есть стагнации производства называется стагфляцией.

Значительные темпы инфляции не позволяют расширить масштабы производства и повысить занятость рабочей силы. Однако прямой взаимосвязи между инфляцией и безработицей не существует.

В рыночной экономике важной экономической функцией государства является контроль за экономическим циклом, то есть антикризисное регулирование экономики.

Вопрос 3.29 Денежный рынок

Совокупность спроса и предложения денег образует денежный рынок.

Предложение денег представляет собой общее количество денег              в стране и включает денежную базу и денежные агрегаты М0, М1, М2, М3.

Денежный агрегат М0 является самым узким в предложении денег,                 все остальные агрегаты более широкие, охватывают все большую массу денежного предложения.

 1. Денежный агрегат М0 представляет собой наличные деньги                в обращении.

В экономике каждой страны выделяется агрегат, который является денежной базой и выступает условием экономической независимости страны.

2. Денежная база представляет собой деньги, эмиссию (выпуск) которых осуществляет государство, и включает наличные деньги               в обращении и деньги в резервах коммерческих банков.

Следовательно, денежная база состоит из денежного агрегата М0 и банковских резервов.

3. Денежный агрегат М1 включает М0 плюс средства на депозитах      до востребования (текущие и расчетные счета, карт-счета и др.).

Агрегат М1 называют «быстрыми деньгами», т.к. в него входят деньги, которые могут использоваться их владельцами без ограничений.

3. Денежный агрегат М2 включает М1 плюс срочные депозиты               в белорусских рублях.

Агрегат М2 называют совокупной денежной массой в национальной валюте.

3. Денежный агрегат М3 включает М2 плюс депозиты в иностранной валюте.

Агрегат М3 называют совокупной денежной массой.

Таким образом, определение денег включает агрегаты М1, М2, М3. Однако большинство экономистов применяют простое определение денег М1, так как дополнительные элементы М2 и М3 могут быть превращены                       в наличные деньги и депозитные вклады.

Спрос на деньги – это общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес и правительство желают иметь в данный момент.

Экономические субъекты предъявляют спрос на деньги для совершения сделок. В то же время они владеют финансовыми активами – акциями, облигациями, которые приносят им доход, и предъявляют спрос на деньги со стороны активов.

Домашним хозяйствам необходимы деньги как средство обращения, т.е. для заключения сделок на приобретение товаров и услуг. Предприятиям необходимы деньги для приобретения материалов, топлива, выплаты заработной платы и т.д. Следовательно, общая величина спроса на деньги для сделок определяется денежной стоимостью товаров.

Спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному валовому внутреннему продукту (ВВП).

Если цены растут, или увеличивается объем производства, спрос на деньги возрастает.

Необходимое количество денег в обращении рассчитывается по уравнению Фишера.

Основное уравнение количественной теории денег (уравнение И. Фишера):

                                   MV = PQ ,

                                   

                                   где М – количество денег в обращении,

                                          V – скорость обращения денег,

                                          P – уровень цен,

                                          Q – реальный объем производства.

 

Отсюда количество денег в обращении рассчитывается по формуле:

 

                                           PQ

                                  M =  .

                                            V

Спрос на деньги со стороны активов изменяется обратно пропорционально ставке процента. 

Финансовые активы в виде акций, облигаций и других ценных бумаг выражают реальное богатство. Поэтому люди при повышении процентной ставки расходуют больше денег  на покупку ценных бумаг в надежде их дороже продать. Спрос на деньги со стороны активов растет.

При снижении процентной ставки люди продают ценные бумаги, спрос на деньги со стороны активов уменьшается.

Следовательно, когда процент высок, обладать значительной ликвидностью невыгодно. Люди увеличивают вложения денег в акции и облигации.

Дж. М. Кейнс назвал эту закономерность спекулятивным мотивом спроса на деньги.

Общий спрос на деньги MD определяется путем суммироввания                       спроса на деньги со стороны активов и спроса на деньги для сделок.

В заключение выясним, как устанавливается равновесие на денежном рынке.

Предложение денег на графике изображается в виде прямой линии MS, т.к. центральный банк определяет количество денег М1 в экономике. Пересечение линии спроса на деньги MD и предложения денег MS определяет цену равновесия на денежном рынке. Этой ценой является равновесная ставка процента, уплачиваемая за использование денег.

Равновесие на денежном рынке достигается в точке Е при ставке процента i.

 

 
                                                                                                                  

                                Равновесие на денежном рынке

 

Ставка процента i

     
MS


                                              

 

                                                                

i 2

E
     

i                                                  

 

i 1

MD


                                            

                                                                  Реальные денежные остатки М/Р                

 

 


Если ставка процента понизится до уровня i1, экономические субъекты увеличат продажи своих ценных бумаг, произойдет снижение спроса на деньги.

 Курсы ценных бумаг снизятся, это приведет к росту ставки процента, рынок возвратится в состояние равновесия при ставке i1.

При повышении ставки процента до уровня i2 увеличатся покупки ценных бумаг, курсы ценных бумаг возрастут, а процентная ставка снизится. Снижение ставки процента вызовет увеличение реального спроса на деньги, вследствие чего денежный рынок вернется в положение равновесия в точке Е при ставке i1.




ВОПРОСЫ ГОСЭКЗАМЕНА-2015 ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Вопрос 3.1 Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория является жизненно важной дисциплиной, так как имеет практическое значение. Она дает возможность определить, какие виды труда следует выбрать работнику, как они оплачиваются и каков уровень реального дохода, какие методы должны быть использованы для обеспечения экономического роста страны, и выяснить другие вопросы, важные для жизни людей.

Экономическая теория как общественная наука исследует поведение людей, которые занимаются производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ в обществе.

Предметом экономической теории является изучение поведения людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими их альтернативное использование.

Учебный курс экономической теории включает четыре раздела:

1 основные закономерности функционирования экономики;

2 основы микроэкономики;

3 основы микроэкономики;

4 основы мировой экономики.

В теме «Предмет и функции экономической теории» начинается рассмотрение первого раздела «Основные закономерности функционирования экономики». Этот раздел является вводным в курс экономической теории. В разделе изучается понятие экономики, природа экономической системы общества, сущность рынка, проблемы эффективности функционирования национального производства в условиях различных моделей рыночной экономики.

Изучение вводного раздела позволяет в основных разделах курса рассмотреть поведение домашних хозяйств, предприятий, фирм и государства, которые выступают объектами исследования экономической теории как участники общественного производства.

Микроэкономика  изучает поведение участников экономических процессов на уровне предприятий, фирм, домашних хозяйств и государства.

Объектом исследования является микроэкономическая теория денег и рынков, то есть формирование цены, издержек производства, дохода и прибыли на уровне предприятия, фирмы, домашнего хозяйства. Экономическая роль государства рассматривается с точки зрения влияния принимаемых государством решений на поведение экономических субъектов – фирм, предприятий, и домашних хозяйств.

Макроэкономика изучает экономические процессы, характеризующие развитие национального хозяйства как единого целого, анализирует совокупные экономические величины, возникающие в сфере национального производства.

Объектом исследования макроэкономики являются показатели производства в масштабах страны – валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень занятости рабочей силы и общий уровень цен, закономерности экономической политики государства.

 Мировая экономика изучает экономические закономерности развития международной экономики.

Объектом исследования мировой экономики  являются проблемы воздействия международных экономических отношений на уровень национального дохода, занятости и цен в каждой стране мира, а также развитие мирового хозяйства в целом.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

1 познавательную;

2 методологическую;

3 практическую.

Познавательная (теоретическая) функция экономической теории состоит в раскрытии закономерностей развития экономики и формулировании экономических законов, управляющих процессом производства в обществе, обосновании экономических моделей, складывающихся на разных этапах развития экономики.

Теоретическая функция проявляется в формулировании основных принципов функционирования экономической системы, разработке теоретической модели ближайшего будущего страны, определении факторов социально-экономического развития.

Следующей важнейшей функцией экономической теории является методологическая функция.

Методология – это учение о методах научного познания и преобразования мира. Методологическая функция экономической теории состоит в том, что экономическая теория выступает теоретическим фундаментом всех других экономических наук, используется ими как метод научного исследования.

Экономическая теория занимает главное место в системе экономических наук, является теоретической основой всех прикладных экономических дисциплин, изучающих конкретные особенности экономических процессов на предприятиях и в отраслях национального и международного производства.

Экономическая теория выполняет методологическую функцию по отношению:

а) к историко – экономическим наукам :

             экономической истории, истории экономических учений;

б) к функциональным экономическим наукам :

            прогнозированию в экономике, экономической статистике, экономике труда, бухгалтерскому учету и анализу, финансам и кредиту;        

в) к отраслевым экономическим наукам:

экономике промышленности, экономике сельского хозяйства, экономике транспорта, экономике строительства и другим;

г) к экономическим наукам на стыке различных отраслей знания:

экономической географии, истории народного хозяйства, теории управления и другим.

С познавательной функцией связана практическая функция экономической теории. Обе эти функции тесно взаимодействуют.

Только с помощью практики можно проверить верность того или иного суждения, теоретического постулата. Познавая дей­ствительность, выводя теоретические закономерности, эконо­мическая теория служит основой для принятия экономических решений на различных уровнях регулирования и управления субъектами хозяйствования. Таким образом, суть практичес­кой функции заключается в том, что закономерности, форму­лируемые в экономической теории, могут использоваться в практической деятельности человека. Это прежде всего касает­ся прогнозирования и экономической политики.

Практическая функция экономической теории состоит в выработке людьми принципов и методов хозяйствования, обосновании экономической политики государства для эффективного регулирования производства на основе теоретических выводов и положений, которые формулирует экономическая теория.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 237.