Аудиторское заключение
По отношению к пользователям информации аудит делится на внешний и внутренний.
Внешний аудит предусматривает проведение аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и отчетности заказчика (клиента) по договору независимой аудиторской организацией. Заказчиками внешнего аудита могут быть государственные органы; собственники организации (акционеры, инвесторы, государство, частные лица); банки и другие кредитные учреждения, которые при предоставлении организациям кредитов нуждаются в подтверждении их платежеспособности, возможности эффективно использовать предоставляемые кредиты и своевременно их возвратить.
Внутренний аудит осуществляется самой организацией.
Функции внутреннего аудита, как правило, выполняют специальные службы или отдельные аудиторы, которые состоят в штате субъекта хозяйствования, а также привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и др. Внутренний аудит – это часть внутрихозяйственного контроля.
По отношению к требованиям законодательства Республики Беларусь различают обязательный и инициативный аудит.
Любой субъект хозяйствования имеет право по собственной инициативе пригласить аудиторов для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудит, который проводится по инициативе субъекта хозяйствования (его руководства, учредителей и т.д.), считается инициативным. Характер и масштабы такой аудиторской проверки определяет заказчик (клиент).
Обязательный аудит – внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» ежегодно проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:
♦ акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;
♦ банков, небанковских кредитно-финансовых организаций; бирж;
♦ коммерческих организаций с иностранными инвестициями; страховых организаций, страховых брокеров;
♦ резидентов Парка высоких технологий;
♦ организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физическим лицам;
♦ профессиональных участников рынка ценных бумаг;
♦ иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) устанавливается законодательными актами.
Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Государственное регулирования аудиторской деятельности осуществляет Минфин РБ:
• устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности;
• принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности (кроме банков);
• проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата;
• выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление аудиторской деятельности;
• осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности.
При Министерстве финансов Республики Беларусь для этого создано и функционирует управление аудита Минфина РБ.
Законодательство Республики Беларусь об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 г. № 56-З (в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2017 г., № 52-3), а также национальными стандартами аудита и другими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.
Аудиторское заключение – официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторское заключение может быть положительным, условно-положительным (с замечаниями), отрицательным.
Условно положительное аудиторское мнение выражается в том случае, если аудиторская организация приходит к выводу, что выражение безусловно положительного аудиторского мнения невозможно, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограничение объема аудита не настолько существенны, чтобы выразить отрицательное аудиторское мнение или отказаться от его выражения.
Отрицательное аудиторское мнение следует выражать в случае, когда влияние разногласий с руководством аудируемого лица настолько существенно для бухгалтерской (финансовой) отчетности, что выразить условно положительное аудиторское мнение недостаточно для раскрытия вводящего в заблуждение или неполного характера бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Отказ от выражения аудиторского мнения должен иметь место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно, что аудиторская организация не может получить достаточные аудиторские доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 481.