Виды аудита и его нормативно-правовое регулирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аудиторское заключение

По отношению к пользователям информации аудит делится на внешний и внутренний.

Внешний аудит предусматривает проведение аудиторской про­верки организации бухгалтерского учета и отчетности заказчика (клиента) по договору независимой аудиторской организацией. Заказчиками внешнего аудита могут быть государственные органы; собственники организации (акционеры, инвесторы, государство, частные лица); банки и другие кредитные учреждения, которые при предоставлении организациям кредитов нуждаются в подтвержде­нии их платежеспособности, возможности эффективно использовать предоставляемые кредиты и своевременно их возвратить.

Внутренний аудит осуществляется самой организацией.

Функции внутреннего аудита, как правило, выполняют специальные службы или отдельные аудиторы, которые состоят в штате субъекта хозяйствования, а также привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и др. Внутренний аудит – это часть внутрихозяйственного контроля.

По отношению к требованиям законодательства Республики Беларусь различают обязательный и инициативный аудит.

Любой субъект хозяйствования имеет право по собственной инициативе пригласить аудиторов для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудит, который проводится по ини­циативе субъекта хозяйствования (его руководства, учредителей и т.д.), считается инициативным. Характер и масштабы такой аудиторской проверки определяет заказчик (клиент).

Обязательный аудит – внешний аудит организации или ин­дивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об аудитор­ской деятельности» ежегодно проводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

♦ акционерных обществ, обязанных согласно законодатель­ству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;

♦ банков, небанковских кредитно-финансовых организаций; бирж;

♦ коммерческих организаций с иностранными инвестициями; страховых организаций, страховых брокеров;

♦ резидентов Парка высоких технологий;

♦ организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физическим лицам;

♦ профессиональных участников рынка ценных бумаг;

♦ иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) устанавливается законодательными актами.

Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Государ­ственное регулирования аудиторской деятельности осуществляет Минфин РБ:

• устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности;

• принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности (кроме банков);

• проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата;

• выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление аудиторской деятельности;

• осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности.

При Министерстве финансов Республики Беларусь для этого создано и функционирует управление аудита Минфина РБ.

Законодательство Республики Беларусь об аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 г. № 56-З (в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2017 г., № 52-3), а также национальными стандартами аудита и другими нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.

Аудиторское заключение – официальный документ, составленный по результатам аудита и предназначенный для пользователей бухгал­терской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение может быть положительным, условно-положительным (с замечаниями), отрицательным.

Условно положительное аудиторское мнение выражается в том случае, если аудиторская организация приходит к выводу, что выраже­ние безусловно положительного аудиторского мнения невозможно, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограниче­ние объема аудита не настолько существенны, чтобы выразить отрица­тельное аудиторское мнение или отказаться от его выражения.

Отрицательное аудиторское мнение следует выражать в случае, когда влияние разногласий с руководством аудируемого лица настоль­ко существенно для бухгалтерской (финансовой) отчетности, что вы­разить условно положительное аудиторское мнение недостаточно для раскрытия вводящего в заблуждение или неполного характера бухгал­терской (финансовой) отчетности.

Отказ от выражения аудиторского мнения должен иметь место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существен­но, что аудиторская организация не может получить достаточные ау­диторские доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ау­дируемого лица.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 481.