Рентабельность –– это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность производственных фондов;
3) показатели, характеризующие доходность вложений в капитал организации.
Показатели первой группы дают представление об эффективности производства и доходности инвестиционных проектов.
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) Rпр исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к полной себестоимости продукции (Сп):
Rпр = (Ппр / Сп) ´ 100 |
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Рентабельность (доходность) инвестиционных проектов(Rи) определяется отношением полученной или ожидаемой суммы прибыли от инвестиционной деятельности (Пид) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):
Rи = Пид / ИЗ |
Прибыльность продаж (Rв) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг (Ппр) на сумму полученной выручки (Врп) от реализации продукции (услуг). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятшо и отдельным видам продукции.
Rв = Ппр / Врп |
Показатели второй группы дают представление об окупаемости прибылью расходов на приобретение основных производственных фондов.
Rф = ЧП / (ОПФ + ОС) ´ 100 (12.4)
где Rф –– рентабельность фондов; ЧП –– чистая прибыль; ОПФ –– среднегодовая стоимость основных производственных фондов; ОС – стоимость оборотных средств.
Показатели третьей группы дают представление об эффективности затрат инвестиций на приобретение имущества.
Рентабельность собственного капитала (Rк) определяется отношением чистой прибыли (ЧП) к величине собственного капитала (СК).
Rк = ЧП / СК ´ 100 |
1.26 Система планирования деятельности организации (предприятия).
Планирование выступает важнейшей функцией управления, которая видоизменяется в процессе развития экономики.
Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что - сами субъекты хозяйствования.
Система планирования включает следующие элементы: плановый персонал, сформированный в организационную структуру;механизм планирования (совокупность средств и методов); процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования); средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).
На предприятии с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая обычно отделом планирования и контроля. Она занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.
При децентрализованной системе планирования работа осуществляется на всех уровнях организационной структуры управления предприятием. Основной деятельностью по планированию занимается планово-экономический отдел.
По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов.С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.
Индикативное планирование не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит рекомендательный характер. В зависимости от срока, на который составляется план принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет.
Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
• определение миссии предприятия (фирмы);
• формулирование целей и задач функционирования предприятия;
• анализ и оценка внешней среды;
• анализ и оценка внутренней структуры предприятия;
• разработка и анализ стратегических альтернатив;
• выбор стратегии.
Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия. В ходе тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.
Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. В целом он выполняет три основные функции: прогнозирования, координации и контроля.
Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
Бизнес-планирование имеет целью оценку целесообразности внедрения того или иного мероприятия.
Бизнес-план — это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем. В нем анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.
Разработка бизнес-плана направлена на реализацию целей предприятия, которые определяют вид бизнес-плана (бизнес-план по реализации отдельных мероприятий, инвестиционный бизнес-план, бизнес-план финансового оздоровления предприятия).
На первом этапе разработки бизнес-плана определяются цели его подготовки.
Вторым этапом разработки бизнес-плана является анализ, оценка и прогнозирование собственных возможностей предприятия.
Третий этап включает характеристику планируемой предприятием к выпуску продукции, работ, услуг.
Четвертый этап состоит в исследовании рынков сбыта.
Пятый этап предполагает разработку плана производства, который включает в себя прогноз объемов производства (реализации) продукции (товаров), работ, услуг.
Шестой этап включает разработку ценовой политики предприятия, системы формирования спроса и стимулирования сбыта.
Седьмой этап предполагает выбор типа организационной структуры и оценку ее эффективности.
Восьмой этап предполагает описание возможных рисков, расчет уровней рисков и разработку мероприятий по их снижению и предупреждению.
Девятый этап состоит в прогнозировании финансовых показателей предприятия.
Десятым является составление резюме, которое представляет краткое изложение бизнес-плана деятельности предприятия.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 356.