В августе 2015 года вступил в силу важный нормативно-правовой акт, устанавливающий правила по охране труда в одной из самых травмоопасных отраслей экономики — строительстве. Его принятию предшествовала кропотливая работа всех заинтересованных сторон
Общеизвестно, что строительное производство традиционно является одной из наиболее травмоопасных отраслей. Достаточно сказать, что, по данным Роструда по итогам 2014 г., в организациях, осуществляющих деятельность в сфере строительства, при исполнении трудовых обязанностей был смертельно травмирован каждый четвертый из общего числа погибших на производстве в организациях РФ. Очевидно, что указанные обстоятельства побуждают органы исполнительной власти и государственного управления отраслью предпринимать дополнительные меры в целях изменения сложившейся ситуации, к числу которых в первую очередь должно быть отнесено надлежащее нормативное правовое обеспечение требований охраны труда при организации строительного производства.
Во внеплановом порядке
В указанных целях в конце 2014 г. Минтруд России принял решение о необходимости подготовки во внеплановом порядке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных процессов и работ в строительном производстве, подготовка которого была поручена ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России.
В текущем году на страницах журнала мы уже обсуждали существующие в настоящее время проблемы, связанные с нормативным правовым обеспечением требований охраны труда, которые имеют непосредственное отношение и к строительной отрасли. Вместе с тем решение о необходимости внеочередной подготовки проекта Правил по охране труда в строительстве (далее — Проект) было обусловлено следующими дополнительными обстоятельствами.
В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (далее — Постановление № 1160) к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
• стандарты безопасности труда;
• правила и типовые инструкции по охране труда;
• государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Таким образом, учитывая требования Постановления № 1160, очевидно, что строительные нормы и правила СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» (утв. постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80; далее — СНиП 12-03-2001) и СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» (утв. постановлением Госстроя России от 17.09.2002 № 123; далее — СНиП 12-04-2002), которые на протяжении более 10 лет регулировали основные требования охраны труда в строительстве, с 2011 г. объективно не могли являться надлежащими нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда.
Вместе с тем несмотря на отмеченные обстоятельства СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002 и после принятия Постановления № 1160 продолжали сохранять статус легитимных нормативных правовых актов в сфере безопасности труда, требования которых являются обязательными для исполнения в строительном производстве. Этот правовой статус предоставляло данным нормативным правовым актам распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р (далее — Распоряжение № 1047-р), которым был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Как СНиП 12-03-2001, так и СНиП 12-04-2002 были включены в указанный перечень.
Однако постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (далее — Постановление № 1521) был утвержден обновленный перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в котором СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002 уже не фигурировали. При этом Распоряжение № 1047-р признавалось утратившим силу.
Постановление № 1521 вступило в силу с 1 июля 2015 г. Таким образом, с указанной даты требования СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002 утратили свой обязательный статус и могли реализовываться исключительно на добровольной основе.
Юридически важным представляется также следующий факт. Как СНиП 12-03-2001, так и СНиП 12-04-2002 были приняты до введения в действие Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон № 184-ФЗ), вступившего в силу с 30 июня 2003 г., т. е. при утверждении и регистрации названных документов формально не требовалось соответствие их норм требованиям Закона № 184-ФЗ. Как следствие, СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002 содержали нормы, относящиеся к сфере правового регулирования Закона № 184-ФЗ и в этой связи, противоречащие его требованиям.
Очевидно, что именно совокупность указанных обстоятельств и стала причиной принятия в установленном порядке нового нормативного правового акта, определяющего обязательные требования охраны труда в строительстве.
Новые требования
К июню текущего года работы по подготовке Проекта в основном были завершены, после чего Правила по охране труда в строительстве (далее — Правила) были утверждены приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 336н, 13 августа 2015 г. зарегистрированы в установленном порядке Минюстом России (№ 38511), 17 августа 2015 г. были официально опубликованы и 28 августа текущего года введены в действие на всей территории РФ.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 278.