Задачи развития связной речи:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- формирование элементарных представлений о структу­ре текста (начало, середина, конец);

- обучение соединению предложений разными способа­ми связи;

- развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

- обучение построению высказываний разных типов — описаний, повествований, рассуждений; подведение к осозна­нию содержательных и структурных особенностей описатель­ного, в том числе и художественного, текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблю­дением логики изложения и использованием средств художе­ственной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;

- использование для высказываний разных типов соот­ветствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.

Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

 

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

С развитием речи изменяется восприятие ребенка.

Ребенок первого года (доречевой период) воспринимает внешние качества предметов (цвет, форму), т.е. сенсорное восприятие, а затем предметное.

С возникновением речи происходят и изменения в памяти. У ребенка, не владеющего речью, воспоминания появляются лишь при наличии конкретной ситуации. У говорящего ребенка это воспоминание происходит на слова. Под влиянием речи и мышления очень меняется деятельность ребенка.

В начале третьего года жизни речь – средство познания. С развитием речи детей повышается роль речи взрослого как средство воспитания. Слово может изменить эмоциональное состояние ребенка. Темп развития речи детей больше, чем все остальное, зависит от условий воспитания и, главным образом, от непосредственного воздействия взрослых.

В раннем детстве развитие речи делится на два периода:

1. Подготовительный;

2. Овладение самостоятельной речью.

Особенности развития речи

 

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова;

на втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь);

на третьем году — понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.

 

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. В этом возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа.

Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом. Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.

Т.е. самое важное изменение в речи ребенка то, что слово приобретает для него предметное значение.

Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.

 

Таким образом, слово приобретает самостоятельное значение для ребенка второго года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.

 

На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»).

К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.

Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

· Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

· Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;

· Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

· Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

· Возникает описательная речь;

· Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

· Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

· Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 237.