ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дидактические игры широко используются в обучении детей от 3 до 7 лет, как средство обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.

Дидактические игрыэффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

 

Виды дидактические игр:

1. Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы).

2. Дидактические игры без наглядного материала, в виде словесных упражнений.

3. Словесные дидактические игры.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

1. Игры-беседы;

2. Игры-путешествия;

3. Игры-поручения;

4. Игры-предположения;

5. Игры-загадки.

 

Дидактические игры как целое занятие проводятся с младшими детьми. В начале занятия педагог показывает предметы, картинки, предназначенные для игры, спрашивает о предметах, объясняет содержание игры и дает образец ответа.

Для старших детей 5-7 лет дидактические игры включаются отдельным элементом в другое занятие по ознакомлению с окружающим (10-15 мин.) и вне занятий.

Методика проведения игр

 

1. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор определяется как уровнем умственного развития детей дошкольного возраста, так и задачами воспитания. Игра не должна быть слишком трудной, но и не легкой, тогда она принесет детям пользу и радость.

2. В начале игры необходимо создать:

- игровое настроение, прежде всего сам педагог настраивается на игровой лад;

- если надо две группы детей, то делят на две группы и выбирают считалкой вожаков, а также считалкой распределяют роли;

- если надо парами, но нужно провести «сговор»: игроки сходятся парами и сговариваются, как им называться. Дети придумывают не только отдельные слова, но иногда и рифмованные фразы, например, «я травка-муравка». В самом сговоре есть благоприятные условия для развития сообразительности, находчивости, дети радуются подобранному слову;

- есть условие в игре (за ошибку и не выполнение правил - фант). При разыгрывании фантов детям, проигравшим и те, у которых фанты, дают задания: произнести несколько раз скороговорку, пропеть по-петушиному, попрыгать по-заячьи, без рук сесть и встать, «превратись в дедушку», «стань пчелкой».

3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы от занятий и дидактических упражнений.

Занимательность должна заключаться:

- в правилах;

- игровые элементы (считалки, сговор, соревнования, разыгрывание фантов).

4. Создать условия для умственной активности всех детей. Игры нужно строить так, чтобы были задействованы все дети.

5. В каждую игру варианты усложняются.

6. Роль педагога меняется в зависимости от возраста детей.

7. Особое внимание правилам – объяснение правил: для малышей – во время игры, для детей 4-5 лет – до игры, для старших детей дошкольников 5-7 лет правила более сложные.

 

Примеры дидактических игр

 

 От 1 до 2 лет:

 

«Поможем кукле Кате запомнить посуду, мебель, игрушки»; настоящие игрушки или картинки, чтоб ребенок знал эту игрушку или картинку.

«Кому что надо положить» - знать глагол «положить».

«Что изменилось» - перед детьми ставят чашку и блюдце, дети должны запомнить, как они стоят, потом их просят закрыть глаза, в это время педагог убирает чашку со стола или блюдце ставит на чашку, дети открывают глаза и педагог спрашивает у них: «Что изменилось?»

«Чей малыш, чья мама».

«Назови правильно» (гриб – грибочек, платок – платочек, книга – книжечка, банка – баночка).

«Подскажи» (при чтении знакомых сказок, рассказов, стихотворений).

 

 От 2 до 3 лет:

 

«Чудесный мешочек» (на ощупь определяет и называет).

«Чудесная коробка» (обобщение – головные уборы, одежда).

«Найди сходство и различия предметов», например, шуба – пальто; туфли – босоножки; коза – овца, кошка – тигр.

 

От 3 до 5 лет:

 

«Кому что нужно для работы»

«Для чего нужна вещь?» (книга, карандаш, плащ, весы).

«Вам письмо» (почтальон-педагог выдает корреспонденцию до востребования, если адрес ребенок свой называет, о себе все, ребенок получает письмо).

«Подбор слов синонимов, антонимов», например, при рассматривании картинок выделить то слово, которому учим: мальчик огорчен (печален, не веселый), неуклюжий щенок (спотыкающийся, его не держат лапы).

«На подбор прилагательных».

«Добавим слово»: хлеб – хлебушка; поле – полюшко.

«Как назвать вторым словом», например, шуба – одежда, чашка – посуда.

«Из чего сделан предмет»: металлические, резиновые, деревянные.

 

От 5 до 7 лет, о смысле слов:

 

«Объяснение смысла слов, например, день был пасмурный, солнечный.

«Вершки – корешки».

«Кто, что лишнее». Карточки: насекомые – одна рыба; лесные цветы – домашние; листья осины – береза. Кубики: голова, хвост, лапы в одном существе от разных животных.

«Определи на ощупь» (бархат, шерсть, шелк).

«Кто заметит, услышит больше», показывать предметы, на что это похоже.

«Составление детьми небылиц»:

- 15 лягушек палили из пушек дубовый пенек;

- ой, врешь, куманек.

«Кто веселее?»

«Мимические картинки»

«Кто старше?». Карточки с выражением лица: дед, папа, сын.

«Что теплее?»: зимнее платье, летнее платье, купальник.

«Кто сильнее?»: слон, обезьяна, зебра.

«Что выше?»: дерево, жираф, небо.

«Что тверже?»: камень, глина, земля.

«Что ярче светит?»: свеча, люстра, солнце, прожектор, луна.

«Кто назовет больше качеств предмета», арбуз – разрезать.

«Чем похожи, не похожи предметы».

«Как сказать иначе».

«Угадай, кто пришел», например, Миша! Кто к тебе подошел? – описывают девочку (мальчика), как одеты, особенности.

«Кто ловкий?»: кто больше соберет воздушных шаров. В ложечке принести воду, не разлить.

«Отгадай, какой цветок?», например, серединка желтая, лепестки белые.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 279.