Дидактические игры широко используются в обучении детей от 3 до 7 лет, как средство обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Виды дидактические игр:
1. Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы).
2. Дидактические игры без наглядного материала, в виде словесных упражнений.
3. Словесные дидактические игры.
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
1. Игры-беседы;
2. Игры-путешествия;
3. Игры-поручения;
4. Игры-предположения;
5. Игры-загадки.
Дидактические игры как целое занятие проводятся с младшими детьми. В начале занятия педагог показывает предметы, картинки, предназначенные для игры, спрашивает о предметах, объясняет содержание игры и дает образец ответа.
Для старших детей 5-7 лет дидактические игры включаются отдельным элементом в другое занятие по ознакомлению с окружающим (10-15 мин.) и вне занятий.
Методика проведения игр
1. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор определяется как уровнем умственного развития детей дошкольного возраста, так и задачами воспитания. Игра не должна быть слишком трудной, но и не легкой, тогда она принесет детям пользу и радость.
2. В начале игры необходимо создать:
- игровое настроение, прежде всего сам педагог настраивается на игровой лад;
- если надо две группы детей, то делят на две группы и выбирают считалкой вожаков, а также считалкой распределяют роли;
- если надо парами, но нужно провести «сговор»: игроки сходятся парами и сговариваются, как им называться. Дети придумывают не только отдельные слова, но иногда и рифмованные фразы, например, «я травка-муравка». В самом сговоре есть благоприятные условия для развития сообразительности, находчивости, дети радуются подобранному слову;
- есть условие в игре (за ошибку и не выполнение правил - фант). При разыгрывании фантов детям, проигравшим и те, у которых фанты, дают задания: произнести несколько раз скороговорку, пропеть по-петушиному, попрыгать по-заячьи, без рук сесть и встать, «превратись в дедушку», «стань пчелкой».
3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы от занятий и дидактических упражнений.
Занимательность должна заключаться:
- в правилах;
- игровые элементы (считалки, сговор, соревнования, разыгрывание фантов).
4. Создать условия для умственной активности всех детей. Игры нужно строить так, чтобы были задействованы все дети.
5. В каждую игру варианты усложняются.
6. Роль педагога меняется в зависимости от возраста детей.
7. Особое внимание правилам – объяснение правил: для малышей – во время игры, для детей 4-5 лет – до игры, для старших детей дошкольников 5-7 лет правила более сложные.
Примеры дидактических игр
От 1 до 2 лет:
«Поможем кукле Кате запомнить посуду, мебель, игрушки»; настоящие игрушки или картинки, чтоб ребенок знал эту игрушку или картинку.
«Кому что надо положить» - знать глагол «положить».
«Что изменилось» - перед детьми ставят чашку и блюдце, дети должны запомнить, как они стоят, потом их просят закрыть глаза, в это время педагог убирает чашку со стола или блюдце ставит на чашку, дети открывают глаза и педагог спрашивает у них: «Что изменилось?»
«Чей малыш, чья мама».
«Назови правильно» (гриб – грибочек, платок – платочек, книга – книжечка, банка – баночка).
«Подскажи» (при чтении знакомых сказок, рассказов, стихотворений).
От 2 до 3 лет:
«Чудесный мешочек» (на ощупь определяет и называет).
«Чудесная коробка» (обобщение – головные уборы, одежда).
«Найди сходство и различия предметов», например, шуба – пальто; туфли – босоножки; коза – овца, кошка – тигр.
От 3 до 5 лет:
«Кому что нужно для работы»
«Для чего нужна вещь?» (книга, карандаш, плащ, весы).
«Вам письмо» (почтальон-педагог выдает корреспонденцию до востребования, если адрес ребенок свой называет, о себе все, ребенок получает письмо).
«Подбор слов синонимов, антонимов», например, при рассматривании картинок выделить то слово, которому учим: мальчик огорчен (печален, не веселый), неуклюжий щенок (спотыкающийся, его не держат лапы).
«На подбор прилагательных».
«Добавим слово»: хлеб – хлебушка; поле – полюшко.
«Как назвать вторым словом», например, шуба – одежда, чашка – посуда.
«Из чего сделан предмет»: металлические, резиновые, деревянные.
От 5 до 7 лет, о смысле слов:
«Объяснение смысла слов, например, день был пасмурный, солнечный.
«Вершки – корешки».
«Кто, что лишнее». Карточки: насекомые – одна рыба; лесные цветы – домашние; листья осины – береза. Кубики: голова, хвост, лапы в одном существе от разных животных.
«Определи на ощупь» (бархат, шерсть, шелк).
«Кто заметит, услышит больше», показывать предметы, на что это похоже.
«Составление детьми небылиц»:
- 15 лягушек палили из пушек дубовый пенек;
- ой, врешь, куманек.
«Кто веселее?»
«Мимические картинки»
«Кто старше?». Карточки с выражением лица: дед, папа, сын.
«Что теплее?»: зимнее платье, летнее платье, купальник.
«Кто сильнее?»: слон, обезьяна, зебра.
«Что выше?»: дерево, жираф, небо.
«Что тверже?»: камень, глина, земля.
«Что ярче светит?»: свеча, люстра, солнце, прожектор, луна.
«Кто назовет больше качеств предмета», арбуз – разрезать.
«Чем похожи, не похожи предметы».
«Как сказать иначе».
«Угадай, кто пришел», например, Миша! Кто к тебе подошел? – описывают девочку (мальчика), как одеты, особенности.
«Кто ловкий?»: кто больше соберет воздушных шаров. В ложечке принести воду, не разлить.
«Отгадай, какой цветок?», например, серединка желтая, лепестки белые.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 279.