Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения.
Но маленьким детям можно организовать специальные занятия-экскурсии по групповой комнате с наблюдением (что в комнате, на площадке).
Ведущий метод – наблюдение.
Цель его: определить кто, что это? Каков объект? Каковы его основные качества?
Проявление: взаимодействия с окружающими, знакомят с профессиями (дворник, няня, повар).
Пример занятия-экскурсии по групповой комнате с младшими детьми.
Цель — проверка запаса представлений детей о мебели, имеющейся в групповой комнате.
«Давайте, дети, погуляем по нашей групповой комнате, рассмотрим, какая здесь мебель», — предлагает педагог и начинает: «Вот наш шкаф с игрушками». Дети подхватывают, разбегаются по комнате. «Вот стол, еще стол, вот стул, еще стул», — показывают на креслице. «Дети, разве это стул? Вот стул, у стула нет ручек, а здесь ручки. Это не стул, что это?» Дети молчат. Слово кресло им неизвестно. Почему? В учреждении есть и кресла и стулья. Да потому, что сама воспитательница не делает между этими двумя предметами никакого различия, подводит оба под общее слово стульчик, нарушает основное требование — добиваться точности восприятия и слова.
Сравниваем стул и кресло: у обоих есть сиденье, спинка, ножки, а ручки — только у кресла. Дети проявляют желание сесть на кресло и положить руки на ручки. Им это, конечно, разрешается.
«Вот лошадка наша», — показывает кто-то большую игрушечную лошадку. Воспитательница: «Лошадка — игрушка, а мы отыскиваем мебель».
«Вот, вот!» — кричит малыш и бьет рукой по этажерке. Воспитательница: «Да, это мебель, но как она называется, не все дети знают. Это — этажерка».
В результате занятия в блокноте воспитательницы записаны слова шкаф, стул, кресло, этажерка. Между этими словами и соответствующими предметами у детей не установилось еще точной и прочной связи. Необходимы соответствующие педагогические мероприятия. Воспитательница должна следить за точностью собственной номенклатуры и при каждом жизнью обусловленном случае называть предметы присвоенными им именами.
Хорошо через несколько дней сказать детям: «Ну-ка, дети, кто помнит, какая у нас в группе мебель?» Это полезно для упражнения памяти и попутно — речи.
Для старших детей 4-5 лет педагог решает задачи словарной работы:
- вводит новые слова в активный словарь детей;
- закрепляет известные;
- знакомит с оттенками слова.
Например, в кафе (пункт питания, там можно поесть сладкое, фрукты, а можно хорошо поесть: первое, второе блюда).
Старшим детям-дошкольникам 6-7 лет дается более глубокое представление о предметах и явлениях, более глубокое погружение, например, в кафе (есть кафе, где можно только поесть; а есть кафе, где можно не только поесть, но и развлечься: есть игровые программы на базе кафе, есть игровые уголки).
Осмотр помещения ведется главным образом с маленькими детьми, но он много дает и старшим детям.
Темы осмотра помещения.
Для детей 3—4 лет. Наш буфет, для чего он служит, что в нем хранится; наша ванная, ее оборудование, назначение; кроватка, оборудование кровати, номенклатура принадлежностей, назначение каждой вещи, уход за кроватью и т. п.
Для детей 5—6 л е т. То же в более глубокой проработке с добавлением. Живой материал в нашем детском саду; назначение каждой комнаты и их взаимное расположение; куда выходят окна комнат, сравнение комнат по величине и другим признакам; наше паровое отопление, батареи, их расположение, значение, время топки (упражнение термического чувства) и другие, обусловленные особенностями помещения.
Для детей 6—7 лет. Рояль. Телефон. Телевизор. Плита (обыкновенная и газовая). Что украшает детский сад.
Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей. Экскурсия к буфету может быть связана с появлением нового буфета и т. д.
Экскурсии вне учреждения
Темы экскурсий могут быть таковы: наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин, пожарное депо и т. п. Любая из этих экскурсий может быть предложена всем группам, но по-разному.
С младшими детьми можно ограничиться тем, что остановится у витрины магазина, рассмотреть и назвать, что в ней выставлено, поговорить о том, что в этом магазине продают.
С детьми среднего возраста зайти в магазин, приглядеться, что и как в нем представлено, кто что там делает.
Нескольких старших детей можно направить в тот же магазин одних, поручить им купить что-либо, узнать, что в нем продается, сколько стоит. Дома обо всем с ними побеседуем.
Экскурсии выдвигают не один предмет, а явления живой действительности в их неизбежном взаимоотношении.
Экскурсии в природу
Экскурсия в природу — та же прогулка, но с определенной целевой установкой.
Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое оно выльется. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и совершенствуется слово.
Экскурсии в природу с малышами обыкновенно ставят перед собой ограниченные задачи: например, познакомиться в подходящий для этого день ранней весны с первыми проталинами.
Тем для наблюдений при проведении экскурсий в природу много.
1. Сосульки на крыше у южной стены дома, свисающие в виде роскошной ледяной бахромы. Как много понятий можно дать детям на этом оригинальном материале: блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их длина и толщина, звонкое падение капель и лопающегося льда, ощущение холода от обломанной сосульки, проникающее через теплые варежки.
Если принести сосульки домой, положить в таз, то можно наблюдать как они тают, превращаются в воду.
2. Экскурсия для наблюдения набухающих весной почек, распускающихся листочков, массового цветения одуванчиков или других цветов. Экскурсии на реку, в поле, в лес и т. д.
Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей прогулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не предусмотренных планом, но план должен точно наметить, с чем знакомить детей и в каком объеме. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача. В течение лета прогулок в лес может быть несколько, и каждая из них может выдвинуть свою цель, свою задачу:
1) понаблюдать, какие цветы в лесу, собрать их, принести домой;
2) набрать мха всех представленных в лесу сортов;
3) набрать шишек, научиться отличать шишки еловые от сосновых;
4) разобраться в деревьях, растущих в лесу; в ягодах; в грибах;
5) познакомиться с ручьем;
6) понаблюдать труд дровосека и т. п.
Материал приносится из лесу домой и используется для разнообразных дидактических занятий. Такой материал, добытый личными усилиями, связанный с личными интересными переживаниями, особенно способствует проявлениям речи детей, ее оживлению и уточнению.
Во время экскурсий не нужно объяснять детям, что то или другое слово означает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опираясь на чувственное восприятие, надо вызвать образ и к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обогащая детей представлениями, попутно сознательно обогащает лексикон детей, знакомит их со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.
Рекомендуются как прием проверки и систематизирования наблюдений и представлений детей и развития их языка - беседы-рассказы. В таком рассказе участвует обычно весь коллектив детей. Дети должны соблюдать установленный порядок: говорить поочередно, не перебивать друг друга, поднимать руку в случае, если кто-нибудь желает внести поправку, дополнение.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 247.