МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ПРАКТИКУМОМ ПО ЛОГОПЕДИИ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МЫШЛЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.
Язык – это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.
Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.
Следующей характеристикой языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и развитие личности.
Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду.
Третья характеристика языка касается его взаимосвязи и единства с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.
Вместе с тем мышление и язык – не тождественные понятия. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое – обобщенное – отражение действительности. Оба эти понятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.
Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.
Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
Требования к речи педагога
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Особенности развития речи
В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.
На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова;
на втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь);
на третьем году — понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.
Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. В этом возрасте быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа.
Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с разговором обращаются прямо к ним. И это не отличает детей второго года жизни от детей конца первого года. Но совершенно особым образом на втором году жизни ребенок относится к разговору, прямо к нему не относящемуся. Бывает так, что малыш занят своим делом, но если бабушка говорит: «Никак очки не найду», – внук срывается с места, находит очки и приносит их, хотя его никто не просил об этом. Таким образом, ребенок не только связывает слово с определенным предметом, но и отвечает на него действием, цель которого определяет самостоятельно. В этом возрасте ребенок хорошо понимает смысл обращенной к нему речи взрослого, умеет выполнять его несложные просьбы и поручения: «Принеси газету», «Подними игрушку» и пр.
Т.е. самое важное изменение в речи ребенка то, что слово приобретает для него предметное значение.
Кроме смысла речи для детей второго года жизни часто интересно само сочетание звуков, их ритм, темп и интонация, с которой произносятся слова, фразы. Это давно подмечено взрослыми, что привело к созданию своеобразной музыки речи в таких прибаутках и присказках, как «сорока-ворона», «коза рогатая» и др.
Таким образом, слово приобретает самостоятельное значение для ребенка второго года жизни, становится особым предметом, которым он овладевает в его смысловом содержании и в звучании.
На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым.
Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («мама идёт»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету») или действие и место действия («книга там»).
К концу второго года жизни ребенка речь становится основным средством общения. Взаимоотношения со взрослым облекаются в словесную форму. Ребенок обращается к окружающим по разным поводам: просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает.
Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.
К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
· Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
· Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
· Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
· Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
· Возникает описательная речь;
· Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
· Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
· Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.
Экскурсии в природу
Экскурсия в природу — та же прогулка, но с определенной целевой установкой.
Чем основательнее и отчетливее знание, тем точнее и совершеннее слово, в которое оно выльется. Слово не цель экскурсий и занятий по наблюдению, оно — только средство, но в этих занятиях выковывается и совершенствуется слово.
Экскурсии в природу с малышами обыкновенно ставят перед собой ограниченные задачи: например, познакомиться в подходящий для этого день ранней весны с первыми проталинами.
Тем для наблюдений при проведении экскурсий в природу много.
1. Сосульки на крыше у южной стены дома, свисающие в виде роскошной ледяной бахромы. Как много понятий можно дать детям на этом оригинальном материале: блеск льда, радужные переливы его цветов в лучах солнца, размер сосулек, их длина и толщина, звонкое падение капель и лопающегося льда, ощущение холода от обломанной сосульки, проникающее через теплые варежки.
Если принести сосульки домой, положить в таз, то можно наблюдать как они тают, превращаются в воду.
2. Экскурсия для наблюдения набухающих весной почек, распускающихся листочков, массового цветения одуванчиков или других цветов. Экскурсии на реку, в поле, в лес и т. д.
Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей прогулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не предусмотренных планом, но план должен точно наметить, с чем знакомить детей и в каком объеме. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача. В течение лета прогулок в лес может быть несколько, и каждая из них может выдвинуть свою цель, свою задачу:
1) понаблюдать, какие цветы в лесу, собрать их, принести домой;
2) набрать мха всех представленных в лесу сортов;
3) набрать шишек, научиться отличать шишки еловые от сосновых;
4) разобраться в деревьях, растущих в лесу; в ягодах; в грибах;
5) познакомиться с ручьем;
6) понаблюдать труд дровосека и т. п.
Материал приносится из лесу домой и используется для разнообразных дидактических занятий. Такой материал, добытый личными усилиями, связанный с личными интересными переживаниями, особенно способствует проявлениям речи детей, ее оживлению и уточнению.
Во время экскурсий не нужно объяснять детям, что то или другое слово означает: словесное объяснение образа не создаст. Но, опираясь на чувственное восприятие, надо вызвать образ и к нему прикрепить слово. Культура наблюдения, обогащая детей представлениями, попутно сознательно обогащает лексикон детей, знакомит их со словами полноценными, насыщенными конкретным содержанием.
Рекомендуются как прием проверки и систематизирования наблюдений и представлений детей и развития их языка - беседы-рассказы. В таком рассказе участвует обычно весь коллектив детей. Дети должны соблюдать установленный порядок: говорить поочередно, не перебивать друг друга, поднимать руку в случае, если кто-нибудь желает внести поправку, дополнение.
Методика проведения игр
1. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор определяется как уровнем умственного развития детей дошкольного возраста, так и задачами воспитания. Игра не должна быть слишком трудной, но и не легкой, тогда она принесет детям пользу и радость.
2. В начале игры необходимо создать:
- игровое настроение, прежде всего сам педагог настраивается на игровой лад;
- если надо две группы детей, то делят на две группы и выбирают считалкой вожаков, а также считалкой распределяют роли;
- если надо парами, но нужно провести «сговор»: игроки сходятся парами и сговариваются, как им называться. Дети придумывают не только отдельные слова, но иногда и рифмованные фразы, например, «я травка-муравка». В самом сговоре есть благоприятные условия для развития сообразительности, находчивости, дети радуются подобранному слову;
- есть условие в игре (за ошибку и не выполнение правил - фант). При разыгрывании фантов детям, проигравшим и те, у которых фанты, дают задания: произнести несколько раз скороговорку, пропеть по-петушиному, попрыгать по-заячьи, без рук сесть и встать, «превратись в дедушку», «стань пчелкой».
3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы от занятий и дидактических упражнений.
Занимательность должна заключаться:
- в правилах;
- игровые элементы (считалки, сговор, соревнования, разыгрывание фантов).
4. Создать условия для умственной активности всех детей. Игры нужно строить так, чтобы были задействованы все дети.
5. В каждую игру варианты усложняются.
6. Роль педагога меняется в зависимости от возраста детей.
7. Особое внимание правилам – объяснение правил: для малышей – во время игры, для детей 4-5 лет – до игры, для старших детей дошкольников 5-7 лет правила более сложные.
Примеры дидактических игр
От 1 до 2 лет:
«Поможем кукле Кате запомнить посуду, мебель, игрушки»; настоящие игрушки или картинки, чтоб ребенок знал эту игрушку или картинку.
«Кому что надо положить» - знать глагол «положить».
«Что изменилось» - перед детьми ставят чашку и блюдце, дети должны запомнить, как они стоят, потом их просят закрыть глаза, в это время педагог убирает чашку со стола или блюдце ставит на чашку, дети открывают глаза и педагог спрашивает у них: «Что изменилось?»
«Чей малыш, чья мама».
«Назови правильно» (гриб – грибочек, платок – платочек, книга – книжечка, банка – баночка).
«Подскажи» (при чтении знакомых сказок, рассказов, стихотворений).
От 2 до 3 лет:
«Чудесный мешочек» (на ощупь определяет и называет).
«Чудесная коробка» (обобщение – головные уборы, одежда).
«Найди сходство и различия предметов», например, шуба – пальто; туфли – босоножки; коза – овца, кошка – тигр.
От 3 до 5 лет:
«Кому что нужно для работы»
«Для чего нужна вещь?» (книга, карандаш, плащ, весы).
«Вам письмо» (почтальон-педагог выдает корреспонденцию до востребования, если адрес ребенок свой называет, о себе все, ребенок получает письмо).
«Подбор слов синонимов, антонимов», например, при рассматривании картинок выделить то слово, которому учим: мальчик огорчен (печален, не веселый), неуклюжий щенок (спотыкающийся, его не держат лапы).
«На подбор прилагательных».
«Добавим слово»: хлеб – хлебушка; поле – полюшко.
«Как назвать вторым словом», например, шуба – одежда, чашка – посуда.
«Из чего сделан предмет»: металлические, резиновые, деревянные.
От 5 до 7 лет, о смысле слов:
«Объяснение смысла слов, например, день был пасмурный, солнечный.
«Вершки – корешки».
«Кто, что лишнее». Карточки: насекомые – одна рыба; лесные цветы – домашние; листья осины – береза. Кубики: голова, хвост, лапы в одном существе от разных животных.
«Определи на ощупь» (бархат, шерсть, шелк).
«Кто заметит, услышит больше», показывать предметы, на что это похоже.
«Составление детьми небылиц»:
- 15 лягушек палили из пушек дубовый пенек;
- ой, врешь, куманек.
«Кто веселее?»
«Мимические картинки»
«Кто старше?». Карточки с выражением лица: дед, папа, сын.
«Что теплее?»: зимнее платье, летнее платье, купальник.
«Кто сильнее?»: слон, обезьяна, зебра.
«Что выше?»: дерево, жираф, небо.
«Что тверже?»: камень, глина, земля.
«Что ярче светит?»: свеча, люстра, солнце, прожектор, луна.
«Кто назовет больше качеств предмета», арбуз – разрезать.
«Чем похожи, не похожи предметы».
«Как сказать иначе».
«Угадай, кто пришел», например, Миша! Кто к тебе подошел? – описывают девочку (мальчика), как одеты, особенности.
«Кто ловкий?»: кто больше соберет воздушных шаров. В ложечке принести воду, не разлить.
«Отгадай, какой цветок?», например, серединка желтая, лепестки белые.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ПРАКТИКУМОМ ПО ЛОГОПЕДИИ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МЫШЛЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.
Язык – это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.
Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.
Следующей характеристикой языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и развитие личности.
Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду.
Третья характеристика языка касается его взаимосвязи и единства с мышлением. Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык – средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.
Вместе с тем мышление и язык – не тождественные понятия. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое – обобщенное – отражение действительности. Оба эти понятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.
Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.
Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 250.