Лекция 2. Правовой фундамент лесного законодательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нормативные акты в любой правовой системе существуют не хаотично. Они образуют структуру, основанную на разнице в их «юридической силе». Это свойство приписывается им действующим законодательством и устанавливает обязательность их применения. Каждый акт в иерархической структуре отвечает строго определенным для него требованиям.

В системе законодательства выделаются два условных направления – вертикальное направление и горизонтальное.

Вертикальное осуществляется на основе субординации, подчинения и иерархичности. Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. Она зависит от формы (законы, подзаконные акты) и уровня , на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).

Горизонтальное представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли. Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, лесное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из лесных, административных, гражданско-правовых правоотношений).

В целях удобства пользования актами на практике для устранения возможных противоречий, неточностей постоянно проводится их систематизация, т.е. целенаправленная деятельность по их упорядочению. Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация и учет.

Кодификация – это деятельность, направленная на качественную переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий и пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта).

Инкорпорация – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в разного рода сборниках. В процессе инкорпорации систематизируемые акты не претерпевают изменений.

Консолидация – это вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации создается новый источник права – консолидированный акт.

Учет – простейшая форма систематизации, заключающаяся в упорядочении имеющейся информации и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Он проводится составлением алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.

На самом высоком иерархическом уровне в схеме нормативно-правовых актов России находится Конституция.

Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах. Наиболее известные из них – законы Солона (640-559 гг. до н.э.) и Клисфена 565-492 гг. до н.э.), созданные в Афинах. В Риме в роли законодателя выступил царь Сервий Туллий (578-535 гг. до н.э.). Среди первых конституций известна также спартанская неписанная конституция, имеющая вид устной «Большой ретры» (постановление).

Конституция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Она определяет основы политической, правовой и экономической систем государства и представляет договор между населением и государством. В ней изложены основные цели создания государства, его высшие органы, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенция, а также положение гражданина по отношению к государственной власти. В подавляющем большинстве стран Конституция принимается учредительным собранием либо путём референдума.

По форме конституции делятся на писаные и неписаные. Писаные – единый нормативный акт или совокупность нескольких конституционных или органических законов. Неписаные конституции состоят из норм конституционного характера, «разбросанных» по большому количеству актов, а также содержащихся в конституционных обычаях. Писаные конституции бывают кодифицированными (один нормативный акт под названием Конституция) и некодифицированными (законы, судебные прецеденты, правовые обычаи, имеющие нигде не закреплённое название «конституция»).

Конституция обладает высшей юридической силой, обладает стабильностью, закрепляет государственный строй, основные обязанности и права (свободы), определяет форму государства и систему высших органов государственной власти и является базой для всего текущего законодательства.

Чаще всего все конституционные акты сходны по своему содержанию и включают в себя следующие положения:

1. Определение организации государственной власти, права и полномочия органов власти и её отношения к гражданам.

2.Обязанности и основные права граждан – гражданские свободы.

Гражданские свободы включают:

1. Право личной неприкосновенности;

2. Свобода труда и передвижения;

3. Свобода совести;

4. Свобода слова и печати;

5. Гражданское равенство;

6. Свобода собраний и союзов;

7. Право подавать петиции;

8. Право граждан принимать участие в народном и местном областном представительстве.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года в результате всенародного референдума.

 

Таблица 2 – Структура Конституции Российской Федерации

Структура Конституции РФ

Преамбула (провозглашает, что народ России принимает Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место России в современном мире).

Первый раздел

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1 – 16)
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17 – 64)  
Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65 – 79)
Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80 – 93)
Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94 – 109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110 – 117)
Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118 – 129)
Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130 – 133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134 – 137)

Второй раздел: Заключительные и переходные положения

Референдум (лат. referendum) – голосование народа по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Конституция состоит из Преамбулы и двух разделов. Преамбула – это вводная часть какого-либо важного акта, международного договора, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели.

В тексте Конституции нашли отражения основные положения, затрагивающие все виды существующих в нашей стране законодательств, в том числе и лесного. К таким положениям, напрямую или косвенно связанным с лесом или лесными правоотношениями, относятся:

1. Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России (ст. 4);

2. Государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправие и самоопределение народов как основы федеративного устройства Российской Федерации (ст. 5);

3. Использование и охрана природных ресурсов в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9);

4. Свободное владение, пользование и распоряжение природными ресурсами их собственниками, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);

5. Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);

6. Нахождение в ведении Российской Федерации федеральной государственной собственности и управления ею, установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития России, гражданского законодательства, стандартов, эталонов, геодезии и картографии (ст. 71);

7. Отнесение к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, разграничения государственной собственности, природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий, лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды (ст. 72);

8. Обладание субъектами Российской Федерации полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 73).

На ступень ниже Конституции по иерархической лестнице находятся федеральные конституционные законы. Они являются разновидностью федеральных законодательных документов, которые принимаются исключительно на основании Конституции РФ и по тем вопросам, которые предусматривают конституционные нормы.

Иерархию всего Российского законодательства можно представить в виде схемы, на которой от уровня к уровню будет снижаться юридическая сила нормативно-правовых актов (рис. 1).

Чуть ниже конституционных законов в схеме расположены кодексы. Кодекс (лат. codex – книга) – законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли или нескольких отраслей. Структура кодекса часто отражает систему отрасли, для которой он разработан.

Рисунок 1 – Иерархическая схема законодательных актов России

 

В настоящее время в нашей стране приняты следующее кодексы:

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ);

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ);

3. Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ);

4. Воздушный кодекс Российской Федерации;

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации;

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Он издан в четырёх частях.

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ);

8. Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ);

9. Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ);

10. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ);

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);

12. Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ);

13. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) в двух частях.

14. Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ);

15. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕЭС);

16. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);

17. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ);

18. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ);

19. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ);

20. Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ);

21. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ).

С течением времени названия кодексов и их структура будут меняться вместе с развитием общественного процесса и режимов. Однако будут приниматься законодательные акты, регламентирующие те же самые сферы жизни общества.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 852.