Билет 31. Ранний железный век. Общая характеристика

Ранним железным веком в археологии называют следующий за эпохой бронзы период истории человечества, отмеченный освоением способа получения железа, началом изготовления и широким распространением изделий из него.

Переход от бронзы к железу занял несколько столетий и протекал далеко не равномерно. Одни народы, например в Индии, на Кавказе, знали железо в X в. до н. э., другие (в Южной Сибири) — лишь в III—II вв. до н. э. Но в основном уже в VII—VI вв. до н. э. народы, обитавшие на территории России, освоили новый металл.

Хронология раннего железного века — VII век до н. э.— V в. н. э. Даты весьма условные. Первая связана с классической Грецией, вторая — с падением Западной Римской империи и началом эпохи средневековья. В Восточной Европе и Северной Азии ранний железный век представлен двумя археологическими периодами: скифским VII—III вв. до н. э. и гунно-сарматским II в. до н. э — V в. н. э.

Почему ранний железный век? Такое название археологической эпохи истории Евразии не случайно. Дело в том, что с I тысячелетия до н. э., т. е. с начала железного века, человечество, несмотря на целый ряд изобретений, освоения новых материалов, особенно пластических заменителей, легких металлов, сплавов, продолжает жить в железном веке. Представьте хотя бы на мгновение, как бы выглядела вся современная цивилизация, если бы исчезло железо. Достаточно отметить, что все машины, транспорт, механизмы, мостовые конструкции, корабли и многое другое сделаны из железа (стали), их нельзя ничем заменить. Это и есть цивилизация железного века. Другой пока не предвидится. А ранний железный век — понятие историко-археологическое. Это период истории, отмеченный и реконструируемый в основном с помощью археологии.

В ранний железный век у большинства племен и народов складывается продуктивное хозяйство, основанное на земледелии и скотоводстве. В ряде мест отмечается рост народонаселения, устанавливаются экономические связи, усиливается роль обмена, в том числе и на большие расстояния. Значительная часть древних народов в начале железного века находилась на стадии первобытно-общинного строя, у некоторых племен и союзов шел процесс классообразования. На ряде территорий (Закавказье, Средняя Азия, степная Евразия) возникли ранние государства.

Ранний железный век за пределами греко-македонского и римского мира с середины I тысячелетия до н. э. представлен в Европе памятниками латенской культуры V—I вв. до н. э. Периоды развития культуры латен — А (500—400 гг.), В (400—300 гг.) и С (300—100 гг.) — это целая эпоха в развитии. Она известна как «второй железный век», следующая за культурой гальштат. В латенскую культуру уже не встречаются бронзовые орудия труда. Памятники этой культуры обычно связывают с кельтами. Они жили в бассейне Рейна, Лауры, в верховьях Дуная, на территории современной Франции, Германии, Англии, частично Испании, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии.

К концу археологического периода — гальштат D — относятся археологические памятники, связанные с известными этносами в Европе: германцами, славянами, угро-финнами и балтами, далее к востоку — цивилизация Древней Индии и Древний Китай династий Цинь и Хань (с подчинением Китаем западных и северных территорий происходило формирование древнекитайского этноса и государства в границах, близких к современным). Таким образом, соприкасались мир исторический и мир археологический Европы и Азии в раннем железном веке. Почему тогда такое разделение? Очень просто: в одних случаях, там, где была развита цивилизация и письменные источники позволяют представить ход событий, мы имеем дело с историей; на остальной территории Евразии основным источником знаний являются археологические материалы.

Для этого времени характерны разнообразие и неравномерность в процессах исторического развития. Но при этом можно выделить следующие основные тенденции. Окончательное оформление получили основные типы цивилизации: оседлый земледельческо-скотоводческий и степной, скотоводческий. Взаимоотношения двух типов цивилизации приобрели исторически устойчивый характер. Сложился такой трансконтинентальный феномен, как Великий шелковый путь. Значительную роль в ходе исторического развития сыграло Великое переселение народов, сложение мигрирующих этносов. Следует отметить, что развитие производящих форм хозяйства на севере привело к хозяйственному освоению практически всех пригодных для этих целей территорий.

В раннем железном веке к северу от древнейших государств обозначаются две большие историко-географические зоны: степи Восточной Европы и Северной Азии (Казахстан, Сибирь) и не менее обширная лесная территория. Эти зоны отличались природными условиями, экономическим и культурным развитием.

В степях еще в предшествующую эпоху, начиная с энеолита, развивалось скотоводство и земледелие. В лесной же местности земледелие и лесное скотоводство всегда дополнялись охотой и рыболовством. На Крайнем, приарктическом севере Восточной Европы, в Северной и Северо-Восточной Азии сложился тип присваивающего хозяйства. Он развивался на названных территориях Евразийского континента, включая северную часть Скандинавии, Гренландию и Северную Америку. Создалась так называемая циркумполярная устойчивая зона традиционного хозяйства и культуры.

Наконец, важным событием раннего железного века было сложение протоэтносов и этносов, которые в той или иной мере связаны с археологическими комплексами и с современной этнической ситуацией. Среди них древние германцы, славяне, балты, финно-угры лесной полосы, индо-иранцы на юге Евразии, тунгусо-маньчжуры на Дальнем Востоке и палеоазиаты циркумполярной зоны.

 

 

Билет 32. Скифы

Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе , Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.

В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины , Молдавии , Южной России , Казахстана и части Сибири . Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.

Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота).

Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов , слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы , в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян — русь , тюркоязычных хазар и печенегов , а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан .

Возникновение. Подоснову ранней индоевропейской, включая скифскую, культуры активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. (Аржанские курганы). При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения. Согласно одному, основанному на так называемом «третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока, изгнав, что может археологически интерпретироваться как приход из низовий Сырдарьи, из Тувы или каких-либо других районов Центральной Азии (см. пазырыкская культура).

Другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.

Мария Гимбутас и учёные её круга относят появление пращуров скифов (культур одомашнивания лошадей) к 5 — 4 тыс. до н. э. По другим версиям этих пращуров связывают с иными культурами. Они предстают и потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н. э. с территории Поволжья на запад. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло тысячи лет назад из Средней Азии или Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья (включая территорию Украины). Идеи Марии Гимбутас простираются в направлении дальнейшего исследования истоков происхождения скифов.

Зерновое хозяйство имело немалое значение. Скифы производили зерно на вывоз, в частности в греческие города, а через их посредство — в греческую метрополию. Производство зерна требовало применения рабского труда. Кости убитых рабов часто сопровождают погребения скифов-рабовладельцев. Обычай убивать людей при погребении господ известен во всех странах и характерен для эпохи возникновения рабовладельческого хозяйства. Известны случаи ослепления рабов, что не согласуется с предположением о патриархальном рабстве у скифов. На скифских поселениях находят земледельческие орудия, в частности серпы, однако пахотные орудия чрезвычайно редки, вероятно, все они были деревянные и железных частей не имели. О том, что земледелие у скифов было пашенным, судят не столько по находкам этих орудий, сколько по количеству производимого скифами зерна, которое было бы во много раз меньшим, если бы землю обрабатывали мотыгой.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 263.