Рабочая программа по практике
Учебная практика
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (производственно-технологическая)
Направление подготовки
Библиотечно-информационная деятельность»
Профиль подготовки
«Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации»
(год набора 2016)
Курс
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Тюмень, 2018
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры библиотечно-информационной деятельности
протокол №_____ от «_____» _________________________ 2018 г.
Заведующий кафедрой ____________________________ / Э. А. Мулявина /
(подпись)
Председатель УМК ______________________________ / Л. Ф. Балина /
(подпись)
«______»________________2018 г. (протокол заседания УМК № _____)
СОГЛАСОВАНО
Директор научной библиотеки ______________________ / Н. П. Соколова /
(подпись)
«______» ________________ 2018 г.
Рабочая программа разработана М. Ф. Кряжевой, доцентом
______________________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения | 4 |
2. Указание вида практики, способа и формы её проведения | 4 |
3. Перечень планируемых результатов прохождения практики | 4 |
4. Указание места практики в структуре основной образовательной программы | 5 |
5. Объём практики | 5 |
6. Содержание практики | 5 |
7. Указание форм отчётности по практике, условия предоставления отчётности | 7 |
8. Фонд оценочных средств для проведения аттестации обучающихся по практике | 7 |
9. Перечень учебной литературы и ресурсов сети интернет, необходимых для проведения практики | 7 |
10. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения | 8 |
11. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики | 8 |
Приложение. Фонд оценочных средств для проведения аттестации обучающихся по практике | 9 |
Общие положения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) учебная практика является обязательной и связана с выполнением учебно-технологических работ бакалавров по направлению и профилю будущей профессиональной деятельности.
Цель прохождения практики:
обеспечение непрерывного и последовательного обучения студентов профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.
Задачи прохождения практики:
- развитие и совершенствование полученных теоретических знаний;
- приобретение и закрепление первичных профессиональных умений и навыков в сфере технологий библиотечно-информационной (документно-информационной) деятельности;
- развитие в студентах деловых и творческих качеств, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с локальным нормативным актом Тюменского государственного института культуры – Положением о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования.
Объём практики
Учебная практика проводится на втором и третьем курсах. Данная рабочая программа регламентирует организацию и содержание практики третьего курса.
В соответствии с учебным планом основной образовательной программы общая трудоёмкость практики на третьем курсе составляет 6 зачётных единицы, 216 часов.
Организация практики на заочной форме обучения начинается во время сессии пятого семестра – проводится установочная консультация (2 часа). Непосредственно прохождение практики организуется в межсессионный период.
Форма контроля – зачёт с оценкой (шестой семестр).
№ | Форма обучения | Курс | Семестр | Всего часов | Контроль |
1 | заочная | 3 | 6 (в период между сессиями пятого и шестого семестров) | 216 (4 недели) | текущий: дневник практики, отчёт по практике итоговый: зачёт с оценкой |
Содержание практики
В течение всего периода прохождения учебной практики обучающиеся выполняют задания, результаты которых фиксируются в дневнике практики и (в обобщённом варианте) в отчёте по практике:
Структура и содержание заданий[1]:
1. Общее знакомство с базой практики:
1) полное наименование организации-базы практики, почтовый адрес, адреса электронных сетевых представительств;
2) учредители, управляющие органы;
3) регламентирующие документы;
4) миссия, цели и задачи организации;
5) организационная структура (структурные подразделения, взаимосвязи между ними);
6) производственная структура организации (реализуемые технологические процессы и операции).
2. Организация работы с документным фондом[2]:
1) наименование структурного подразделения, занимающегося работой с документным фондом;
2) численность сотрудников, должностные обязанности;
3) документы, регламентирующие процессы формирования документного фонда.
3. Моделирование и комплектование документного фонда:
1) создаваемые и используемые модели документного фонда (выявить модели формирования документного фонда, используемые в организации-базе практики; перечислить модели, указать их виды; описать (по возможности) технологию работы с моделями, технологию их составления и использования);
2) источники пополнения документного фонда (перечислить; по возможности принять участие в работе с одним или несколькими источниками документоснабжения; описать технологии работы с ними).
4. Размещение, расстановка и хранение документного фонда:
1) способы размещения документного фонда (перечислить; охарактеризовать с точки зрения оптимального выбора);
2) типы расстановки документов в фонде (перечислить; охарактеризовать с точки зрения оптимального выбора);
3) способы и средства консервации документов в фонде, способы и средства обеспечения сохранности документных носителей (описать; по возможности принять участие в реализации процессов консервации);
4) способы и средства охраны документов от порчи и хищения (описать; по возможности принять участие в реализации данного процесса).
5. Автоматизированные технологии формирования документного фонда:
1) использование автоматизированных технологий в процессах формирования документного фонда организации (указать наименование используемой автоматизированной информационной системы; наименование модуля автоматизированной информационной системы, реализующего технологии работы с документным фондом; процессы и операции формирования документного фонда, реализуемые в автоматизированном режиме; по возможности сделать скриншоты);
2) формирование документного фонда в электронной сетевой среде (выявить и описать интернет-ресурсы, используемые в организации-базе практики для формирования документного фонда, например, сайты издательств, книжные интернет-магазины; описать технологии работы с данными ресурсами, например, поиск, заказ документов и т.д.).
6. Организация библиографической деятельности[3]:
1) наименование структурного подразделения, занимающегося библиографической работой;
2) численность сотрудников, должностные обязанности;
3) документы, регламентирующие реализацию библиографических процессов.
7. Библиографические базы данных:
1) библиографические базы данных, создаваемые в организации (перечислить; сделать скриншоты; по возможности принять участие в создании; описать технологии создания и использования);
2) внешние (сторонние) библиографические базы данных (выявить и перечислить внешние (сторонние) библиографические базы данных, используемые в организации (т.е. базы данных, которые организация не создаёт сама или лишь принимает участие в их создании, но предоставляет пользователям доступ к ним, например, база данных «МАРС» («Межрегиональная аналитическая роспись статей»), создаваемая участниками некоммерческого партнёрства «АРБИКОН» («Ассоциированные региональные библиотечные консорциумы»); сделать скриншоты; по возможности принять участие в работе с внешними базами данных; описать технологию их использования).
8. Библиографирование документов. Веблиографирование электронных сетевых ресурсов:
1) библиографические пособия, подготовленные организацией за определённый период времени (указать хронологический период; перечислить библиографические записи пособий; указать их типы и виды; сделать фотографии или скриншоты);
2) составить библиографическое пособие (печатное или электронное, библиографический список или библиографический указатель) по заданию организации; составить веблиографический список по заданию организации; описать технологии составления библиографических и веблиографических продуктов.
9. Библиографическое обслуживание потребителей информации:
1) библиографические справки (описать виды и систему учёта; привести примеры справок различных видов; по возможности принять участие в процессах подготовки и предоставления справок; описать технологию их выполнения);
2) библиографические консультации (подготовить текст библиографической консультации (обучающего характера, направленной на формирование библиографической грамотности и библиографической культуры); по возможности провести апробацию консультации).
10. Организация библиотечно-информационного (документно-информационного) обслуживания[4]:
1) наименования структурных подразделений, занимающихся работой с пользователями (потребителями информации);
2) численность сотрудников, должностные обязанности;
3) документы, регламентирующие реализацию процессов документно-информационного обслуживания.
4) контингент пользователей (потребителей информации);
5) способы и средства выявления и изучения информационных потребностей пользователей (описать; по возможности принять участие в реализации данных процессов).
11. Индивидуальное библиотечно-информационное (документно-информационное) обслуживание:
специфика индивидуального обслуживания в различных структурных подразделениях (описать; по возможности принять участие в индивидуальном обслуживании).
12. Массовое библиотечно-информационное (документно-информационное) обслуживание:
1) специфика массового обслуживания в различных структурных подразделениях (описать технологию и результаты; привести план массовых мероприятий на определённый период времени);
2) организация и проведение интерактивного массового мероприятия или документной выставки в соответствии с планом работы организации (принять участие в разработке сценария, подготовке и проведении; описать технологию и результаты).
13. Подведение итогов практики:
составление и предоставление итогового варианта отчёта по практике (относится к отчётным документам).
Фонд оценочных средств
Учебная практика
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (производственно-технологическая)
Направление подготовки
51.03.06«Библиотечно-информационная деятельность»
Профиль подготовки
«Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации»
(год набора 2016)
Курс
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная
Тюмень, 2018
Код
Компетенции
Наименование компетенции
Структур
Ные элементы компетен
Ции
Виды
Занятий для формирова
Ния компетенции
Виды оценочных средств для определения сформированности компетенции
ПК-22
способность к участию в проектировании библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей
выполнение заданий программы практики
1) отчётные документы:
- дневник практики,
- отчёт по практике,
- отзыв о прохождении практики
2) защита практики
ПК-32
способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей
выполнение заданий программы практики
1) отчётные документы:
- дневник практики,
- отчёт по практике,
- отзыв о прохождении практики
2) защита практики
ПК-33
готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры
выполнение заданий программы практики
1) отчётные документы:
- дневник практики,
- отчёт по практике,
- отзыв о прохождении практики
2) защита практики
ПК-34
способность формировать фонды документов, автоматизированные базы данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность
выполнение заданий программы практики
1) отчётные документы:
- дневник практики,
- отчёт по практике,
- отзыв о прохождении практики
2) защита практики
Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование элементов компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по данному направлению подготовки, представленных в таблице. При оценивании компетенций выделяются три уровня: 1) начальный – соответствует оценке «удовлетворительно» и является обязательным минимумом для всех студентов при завершении освоения ООП; 2) базовый – соответствует оценке «хорошо» и характеризуется превышением минимальных характеристик сформированности компетенций; 3) повышенный – соответствует оценке «отлично» и характеризуется высоким уровнем сформированности компетенций
Примерный перечень вопросов к защите практики
1) Соотношение организационной и производственной структуры организации-базы практики.
2) Виды и наименования документов, регламентирующие деятельность организации-базы практики.
3) Общая технология формирования документного фонда в организации-базе практике.
4) Распределение процессов и операций, входящих в технологию формирования документного фонда, по производственной структуре организации-базы практики.
5) Виды моделей документного фонда, используемые в работе организации-базы практики.
6) Источники пополнения документного фонда (документоснабжения) организации-базы практики.
7) Способы размещения документного фонда в организации-базе практики.
8) Типы расстановки документного фонда в организации-базе практике.
9) Поддержка режима хранения документов, их стабилизация и реставрация, обеспечение пожарной безопасности документного фонда в организации-базе практике.
10) Контролирующие и наказательные меры, используемые в организации-базе практики для обеспечения охраны документов от их порчи и хищения.
11) Уровень автоматизации технологий формирования документного фонда в организации-базе практики.
12) Использование в организации-базе практики интернет-ресурсов и интернет-технологий формирования документного фонда.
13) Общая технология библиографической деятельности в организации-базе практике.
14) Распределение процессов и операций, входящих в библиографическую деятельность, по производственной структуре организации-базы практики.
15) Номенклатура и структура собственных (внутренних) библиографических баз организации-базы практики.
16) Номенклатура и структура сторонних (внешних) библиографических баз организации-базы практики.
17) Технология создания библиографических баз данных в организации-базе практики.
18) Технология использования библиографических баз данных в организации-базе практики.
19) Библиографические продукты, создаваемые в организации-базе практики. Общая технология их подготовки и предоставления.
20) Веблиографические продукты, создаваемые в организации-базе практики. Общая технология их подготовки и предоставления.
21) Виды библиографического обслуживания, реализуемые в организации-базе практики.
22) Отличия видов библиографических справок, выполняемых в организации-базе практики. Технология выполнения библиографических справок различных видов.
23) Отличия библиографических консультаций и библиографических справок.
24) Соотношение понятий библиографической грамотности и библиографической культуры. Формирование библиографической грамотности и библиографической культуры в организации-базе практики.
25) Общая технология библиотечно-информационного (документно-информационного) обслуживания в организации-базе практики.
26) Методы выявления информационных потребностей пользователей (потребителей информации), используемые в организации-базе практики.
27) Формы индивидуального библиотечно-информационного (документно-информационного) обслуживания, используемые в организации-базе практики.
28) Формы массового библиотечно-информационного (документно-информационного) обслуживания, используемые в организации-базе практики.
29) Теоретические положения изученных Вами учебных дисциплин, которые получили подтверждение в процессе прохождения практики.
30) Ваша самооценка итогов прохождения практики.
Учебная практика оценивается комплексно:
- с учётом оценивания качества содержания и оформления дневника практики и отчёта по практике;
- с учётом характеристики, замечаний и оценки руководителя практики от организации-базы практики, указанных в отзыве о прохождении практики;
- с учётом оценивания ответов на вопросы во время процедуры защиты практики.
Критерии итоговых оценок:
оценка «зачтено / отлично» :
Студент полностью выполнил программу практики, самостоятельно выполнил все задания.
Дневник практики отличается высоким качеством содержания и оформления.
Отчёт по практике составлен содержательно и технически грамотно.
Прохождение практики оценивается руководителем практики от организации-базы высшим баллом.
Ответы на вопросы во время защиты практики выстроены логично, семантически и стилистически верно, свободно используется актуальная профессиональная терминологическая лексика. Студент принимает активное участие в дискуссии, умеет аргументировано отстаивать собственное мнение.
В отчёте по практике и ответах на вопросы продемонстрирован повышенный уровень сформированности компетенций ПК-22, ПК-32, ПК-33, ПК-34, высокий уровень владения теоретическим материалом, способность применять и адаптировать теоретические знания в практической деятельности. Студент свободно оперирует материалом, представленным в отчёте, приводит уместные примеры деятельности организации-базы практики, уверенно и по существу отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует системное понимание структуры и содержания библиотечно-информационных (документно-информационных) технологий, адекватную профессиональную самооценку.
оценка «зачтено / хорошо» :
Студент выполнил программу практики, выполнил задания, проявив при этом определённую самостоятельность.
Дневник практики содержит незначительные недочёты с точки зрения содержания и оформления.
В отчёте по практике допущены незначительные ошибки семантического и / или технического плана.
Прохождение практики оценивается руководителем практики от организации-базы высоким баллом.
Ответы на вопросы во время защиты практики содержат незначительные погрешности семантического и / или стилистического плана. Студент пытается (по возможности) принимать участие в дискуссии, обладает собственным мнением.
В отчёте по практике и ответах на вопросы продемонстрирован базовый уровень сформированности компетенций ПК-22, ПК-32, ПК-33, ПК-34, достаточно высокий уровень владения теоретическим материалом, способность осознанно применять теоретические знания в практической деятельности. Теоретический материал излагается с примерами деятельности организации-базы практики, но допускаются некоторые погрешности содержания и изложения. Дополнительные вопросы не вызывают существенных затруднений. Продемонстрировано достаточно грамотное владение библиотечно-информационными (документно-информационными) технологиями и способность оценить собственный уровень профессиональных знаний, умений и навыков.
оценка «зачтено / удовлетворительно» :
Студент в целом выполнил программу практики, выполнил большинство заданий, проявив при этом некоторую самостоятельность.
В содержании и оформлении дневника практики и отчёта по практике обнаружены существенные ошибки и / или крайне небрежное оформление.
Прохождение практики оценивается руководителем практики от организации-базы как удовлетворительное.
Ответы на вопросы во время защиты практики не отличаются полнотой и точностью, студент не принимает участие в дискуссии, не пытается изложить и обосновать собственное мнение.
В отчёте по практике и ответах на вопросы продемонстрирован начальный уровень сформированности компетенций ПК-22, ПК-32, ПК-33, ПК-34, недостаточный уровень владения теоретическим материалом. Продемонстрирована способность реализовывать некоторые библиотечно-информационные (документно-информационные) технологии по заданным алгоритмам. Материал изложен без глубокого понимания и взаимосвязей теории и практики. Студент имеет общее представление о деятельности организации-базы практики, но не может привести конкретные примеры. Профессиональная самооценка практически не сформирована.
оценка «незачтено / неудовлетворительно» :
Студентом не выполнена программа практики, не выполнены задания.
При подготовке дневника практики и отчёта по практике не проявлена самостоятельность либо данные отчётные документы отсутствуют (что является причиной не допускать обучающегося до защиты практики).
Прохождение практики оценивается руководителем практики от организации-базы как неудовлетворительное.
Также оценка «незачтено / неудовлетворительно» может быть поставлена студенту, выполнившему минимальное количество заданий практики и предоставившему отчётные документы минимально допустимого содержания и оформления, но не сумевшему ответить на вопросы (в том числе наводящие) во время защиты практики, продемонстрировавшему полную несформированность компетенций ПК-22, ПК-32, ПК-34, ПК-33.
[1] Также обучающие могут быть задействованы в реализации других производственных технологий на базах практики
[2] Задания 2 – 5 соответствуют тематике учебной дисциплины «Библиотечный фон»; их выполнение позволяет закрепить теоретические знания, получить и усовершенствовать практические умения и навыки, сформированные при изучении данной дисциплины
[3] Задания 6 – 9 соответствуют тематике учебной дисциплины «Библиографическая деятельность библиотеки»; их выполнение позволяет закрепить теоретические знания, получить и усовершенствовать практические умения и навыки, сформированные при изучении данной дисциплины
[4] Задания 10 – 12 соответствуют тематике учебной дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание»; их выполнение позволяет закрепить теоретические знания, получить и усовершенствовать практические умения и навыки, сформированные при изучении данной дисциплины
Рабочая программа по практике
Учебная практика
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (производственно-технологическая)
Направление подготовки
Дата: 2018-11-18, просмотров: 299.