Методика развития словаря детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Особенности развития словаря детей раннего и дошкольного возраста: Количественный рост словарного запаса. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году, к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. С 10-11 мес. ребенок реагирует не только на количество, но и качество предметов. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей. Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи.

Задачи словарной работы: обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе; закрепление и уточнение словаря; активизация словаря; устранение из речи детей нелитературных слов.

Содержание словарной работы: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Методы словарной работы:

1. Введение новых слов в словарь: а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря (рассматривание и обследование предметов – во всех возрастных группах; наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых; осмотры помещения детского сада, целевые прогулки – ср.и ст. гр.; экскурсии); б) опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря (показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием – ст.гр.; чтение и рассказывание литературных произведений – во всех группах; показ диа-, кинои видеофильмов, просмотр телепередач). 2. Закрепление и активизация словаря: а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря (рассматривание игрушек – все группы; рассматривание картин знакомого содержания – все группы; дидактические игры с игрушками, предметами и картинками – все группы; словесные игры – ср и ст.гр.); б) опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря (лексические упражнения – во всех гр.; загадывание и отгадывание загадок – во всех гр.; рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале) – ср и ст.гр.).

Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.

В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов.

Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 199.