Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский, которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором развитию речи посвящена 8 глава. Рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет.
Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. В книге «Как Гертруда учит своих детей» Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению. Песталоцци заложил основы частных методик начального образования. Многое из его педагогического наследия развито другими педагогами.
Идеи Коменского и Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.
Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит К.Д. Ушинскому. Опираясь на прогрессивные идеи русской и западноевропейской педагогики, К. Д. Ушинский обосновал теоретически и разработал целостную, стройную систему обучения родному языку в начальной школе. Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский реализовал в учебных книгах – «Родное слово» и «Детский мир». К. Д. Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления.
Е.И.Тихеева была последовательницей Ушинского и Толстого. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Работы: «Родная речь и пути ее развития», «Несколько слов о развитии речи». Она первая применила теорию «Развития речи» к дошкольному возрасту. Е. И. Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи детей в д/саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. Большой вклад Тихеева внесла в становление методики как учебной дисциплины. Разработанная ею система речевого развития детей нашла отражение в программе курса «Развитие речи в дошкольном возрасте» для студентов. Большое внимание в программе уделяется теоретическому обоснованию проблем развития речи, анализу методической теории и практики.
Дальнейшую разработку методики продолжила Е.А.Флёрина. Флериной принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. Эстетическое воспитание рассматривается ею как средство развития творческих сил ребенка, которое должно осуществляться на лучших образцах подлинного искусства; художественном слове, художественной картине, художественной игрушке. «Живое слово в дошкольном учреждении», как она называет методику развития речи, входит как составная часть в общую, разработанную ею систему эстетического воспитания. В первом учебном пособии Флериной выделены задачи развития речи на научной основе. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение.
В «Руководстве для воспитателя детского сада» (1938) развитие речи детей впервые выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре речевого общения, выразительности детской речи. В качестве основного средства решения задач выдвигались чтение и рассказывание детям.
Разработка содержания и методики речевого развития детей продолжалась и в годы Отечественной войны. В центре стояли вопросы патриотического воспитания средствами родного языка, устного народного творчества.
Ф.А.Сохин считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком. В лаборатории развития речи под руководством Сохина и его ученицы О.С.Ушаковой разработаны теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в д/саду. Он сделал классификацию современных исследований (структурное, функциональное, когнитивное направления).
Одним из основоположников отечественной лингводидактики является Я.Колас. Он написал книгу «Другое чытанне для дзяцей беларусау», методический справочник «Методика родного языка». Считал поэтические произведения наиболее благодатным материалом для воспитания детей. Стремился вызвать у детей чувство любви к родному языку Боролся за учение детей на родном языке. Призывал использовать в уч. процессе игровые методы. Особое место отводил устному преподаванию в начальной школе.
Старжинской изданы методическое пособие для воспитателей белорусскоязычных ДУ «Обучение дошкольников родному языку» и «Развитие речи дошкольников». Дубинина выявила особенности восприятия русскоязычными дошкольниками произведений белорусского фольклора.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 301.