Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста.

Онтолингвистика как наука о детской речи для методики развития речи детей дошкольного возраста возникла в 20-е годы, но введена последние 2-3 года. Выготский научно обосновал теорию деятельности. Ему принадлежат концепции о структуре внутренней речи. Лурия изучал разные виды речевых нарушений, связанных с поражением коры головного мозга. Его работы – «Язык и мышление», «Язык и сознание». Леонтьев в своих работах дал детальный анализ речевой деятельности, а Гвоздев посвятил работы фонетике, орфографии, диалектологии и детской речи. Сегодня изучением онтолингвистики занимается Цейтлин С.Н. Ее работы – «Язык и ребенок», «Лингвистика детской речи».

Выделяют два подхода изучения речи. Первый – вертикальный – основан на взгляде речи ребенка «сверху». Система сформированного взрослого языка. Правильная и неправильная речь. К 5 годам должен произносить все звуки. В горизонтальном подходе речь рассматривается как репрезентация особой детской системы языка. Учеными признается особый детский язык.

Речь – это способ реализации систем языка в речевой деятельности. Согласно Леонтьеву она имеет 4 этапа: побудительно-мотивационный, этап планирования речевого высказывания, исполнительский и этап самооценки речевого высказывания. Языковые способности – особый психофизиологический механизм, формирующийся на основе предпосылок и опыта речевого общения. Существуют 2 аспекта формирования языковых способностей: развитие способности воспринимать чужую речь и развитие способностей создавать собственный текст. Речевое развитие предполагает овладение детьми всеми структурными компонентами языковой системы и развитие коммуникативных умений, и способностей детей.

А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: подготовительный (с момента рождения - до 1 года) – крик, гуление, лепет; преддошколъный (от 1 года до 3 лет) – становление собственной речи; дошкольный (от 3 до 7 лет) – к пяти годам произносят все звуки, овладение фонетикой, лексикой; школьный (от 7 до 17 лет) – формируется письменная речь.

Философские основы – взаимосвязь и единство языка и мышления. Естественно-научная основа – учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах ВНД чела, объясняющее механизмы формирования речи. Основой речи являются временные связи, которые образуются в коре головного мозга в результате воздействия на чела предметов и явлений окружающей действительности. Психологическая основа – теория речи и речевой деятельности. Принципы такой основы: языковая способность, речевой навык, речевой умение. Лингвистическая основа – учение о языке как знаковой системе. Принципы науки лингвистического цикла: фонетика, лингвистика, психолингвистика и др.

К современным направлениям современных исследований детской речи относят структурное выделено в связи со структурным характером системы языка, функциональное связано с исследованиями по проблеме развития связной речи детей, к когнитивному направлению относятся исследования в области осознания детьми дошкольного возраста явлений языка и речи.

 

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

При подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук». В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества. Примеры игр для ср. группы: «Поезд», «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот». Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; придумывание «веселого» предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам».

Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. При обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог». На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса).

На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы.

В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Mа-ша. Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах. Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.

Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия: табло – линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат – «звук»; Второе пособие – специально изготовленный прибор, в котором в соответствии с последовательным и медленным произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие лампочки. В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.

Подготовка детей к письму осуществляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в подготовительной к школе группе детского сада таковы: Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верхняя, нижняя линейка, клеточка). Ознакомление с правилами письма. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять своими движениями в соответствии с поставленной задачей Выработку умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия Обучение соблюдению при выполнении приготовительных упражнений к письму определенных гигиенических требований.

 

Планирование работы по развитию речи детей

Планирование работы представляет систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и термины выполнения всех работ. Исследователи: Позняк, Зверева, в разработке планирования.

3 уровня: стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Стратегическое – комплексный план, обеспечивающий выполнение всех целей ДУ как образовательная программа на 3-5 лет. Тактическое – представлено годовым и перспективным планами. Оперативное – перспективный план воспитателя и календарный план или блочный план. Перспективный разбивается на несколько частей покавартально. А затем на его основе составляется календарный.

Календарный составляется на 5-10 дней или месяц. Зависит от решения пед. коллектива. Компоненты: утренний отрезок времени (индивидуальная речевая работа, занятия по развитию речи) P.S. Посмотреть в Учебной программе.

Вт, ср, чт – занятие первое в списке занятий. Прогулка – планирование наблюдения. Вторая половина дня – вторая прогулка и вечер – индивидуальная работа, режиссерские игры, сюжетно-ролевые, чтение книг, просмотр диа-фильмов.

Блочное планирование. На блоки делится 1-й блок – обучение на занятиях. 2-й блок – организация видов деятельности: игровой труд, общение, утренняя, вечерняя прогулки. 3-й блок – обучение на занятиях.

 

Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста.

Онтолингвистика как наука о детской речи для методики развития речи детей дошкольного возраста возникла в 20-е годы, но введена последние 2-3 года. Выготский научно обосновал теорию деятельности. Ему принадлежат концепции о структуре внутренней речи. Лурия изучал разные виды речевых нарушений, связанных с поражением коры головного мозга. Его работы – «Язык и мышление», «Язык и сознание». Леонтьев в своих работах дал детальный анализ речевой деятельности, а Гвоздев посвятил работы фонетике, орфографии, диалектологии и детской речи. Сегодня изучением онтолингвистики занимается Цейтлин С.Н. Ее работы – «Язык и ребенок», «Лингвистика детской речи».

Выделяют два подхода изучения речи. Первый – вертикальный – основан на взгляде речи ребенка «сверху». Система сформированного взрослого языка. Правильная и неправильная речь. К 5 годам должен произносить все звуки. В горизонтальном подходе речь рассматривается как репрезентация особой детской системы языка. Учеными признается особый детский язык.

Речь – это способ реализации систем языка в речевой деятельности. Согласно Леонтьеву она имеет 4 этапа: побудительно-мотивационный, этап планирования речевого высказывания, исполнительский и этап самооценки речевого высказывания. Языковые способности – особый психофизиологический механизм, формирующийся на основе предпосылок и опыта речевого общения. Существуют 2 аспекта формирования языковых способностей: развитие способности воспринимать чужую речь и развитие способностей создавать собственный текст. Речевое развитие предполагает овладение детьми всеми структурными компонентами языковой системы и развитие коммуникативных умений, и способностей детей.

А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: подготовительный (с момента рождения - до 1 года) – крик, гуление, лепет; преддошколъный (от 1 года до 3 лет) – становление собственной речи; дошкольный (от 3 до 7 лет) – к пяти годам произносят все звуки, овладение фонетикой, лексикой; школьный (от 7 до 17 лет) – формируется письменная речь.

Философские основы – взаимосвязь и единство языка и мышления. Естественно-научная основа – учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах ВНД чела, объясняющее механизмы формирования речи. Основой речи являются временные связи, которые образуются в коре головного мозга в результате воздействия на чела предметов и явлений окружающей действительности. Психологическая основа – теория речи и речевой деятельности. Принципы такой основы: языковая способность, речевой навык, речевой умение. Лингвистическая основа – учение о языке как знаковой системе. Принципы науки лингвистического цикла: фонетика, лингвистика, психолингвистика и др.

К современным направлениям современных исследований детской речи относят структурное выделено в связи со структурным характером системы языка, функциональное связано с исследованиями по проблеме развития связной речи детей, к когнитивному направлению относятся исследования в области осознания детьми дошкольного возраста явлений языка и речи.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 273.