Система показателей, используемых в экономическом анализе, их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Все объекты экономического анализа отображаются системой показателей плана, учета, отчетности и других источников информации. Любой показатель позволяет определить степень достижения цели, формируя количественные параметры, отражающие результаты экономической, социальной и другой деятельности предприятия.

Экономический анализ предполагает использование большого количества разных показателей, поэтому важна их систематизация.

 

 В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов является важным методологическим вопросом экономического анализа, от правильного решения которого во многом зависят результаты анализа.

Показатели классифицируются в следующие группы.

Количественные и качественные. К количественным относятся, например, объем выпущенной продукции (выполненных работ или оказанных услуг), количество работников предприятия и т. д. Качественные показатели отражают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. К ним относятся, например, себестоимость продукции, работ и услуг, производительность труда, уровень доходности и рентабельности и т. п. Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот.

Абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей и определяются в процентах, коэффициентах или индексах. При расчете относительных величин следует иметь в виду, что в числителе всегда находится изучаемый (сравниваемый) показатель, а в знаменателе — база для сравнения. Если значение основания или базы для сравнения принимается за единицу, то относительная величина является коэффициентом и показывает, во сколько раз изучаемая величина больше основания. Расчет относительных величин в виде коэффициентов применяется в тех случаях, если сравниваемая величина существенно больше той, с которой она сравнивается. Если значение основания или базу сравнения принять за 100 %, результат вычисления относительной величины будет также выражаться в процентах.

Существуют и именованные относительные величины (например, показатель фондоотдачи).

Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные (выражающие величину явления, в физических единицах измерения — масса, длина, объем и т. д.), условно-натуральные (для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции — условные пары обуви, условные кормовые единицы и др.) и стоимостные (показывают величину сложных по составу явлений в денежном измерении).

 

Факторные и результативные. Результативные показатели рассматриваются как результат воздействия одной или нескольких причин и выступают в качестве объекта исследования при изучении этих взаимосвязей. Факторные показатели определяют поведение результативных и служат причинами их изменений.

Плановые, нормативные, учетные, отчетные, аналитические. Плановые показатели — данные планов экономического и социального развития предприятия, плановых заданий внутрипроизводственным подразделениям, бизнес-планов, прогнозов. Нормативные показатели — нормы расходов сырья, материалов, топлива, энергетических ресурсов, нормы амортизации, нормативы по текущим активам и др. Учетные показатели — данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета. Отчетные показатели — данные бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности. Аналитические (оценочные) показатели рассчитываются при анализе хозяйственной деятельности, оценке результатов и эффективности работы предприятия.

Перечисленные показатели описывают связи между экономическими явлениями и процессами.

При анализе экономических показателей:

выявляются и исследуются факторы и существующие связи;

измеряется уровень влияния основных факторов на величину показателей деятельности предприятия; исследуются виды связи; измеряется корреляционная зависимость;

выявляется так называемая теснота связи между изучаемыми показателями и факторами. (Например, между расходами на различные виды рекламы и ценами на товары на различных рынках.)

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 456.