Под методом экономического анализа понимается способ изучения и подхода к производственной деятельности предприятия. Наиболее часто применяемые приемы.
Применение тех или иных методов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов.
К способам традиционного анализа относим:
1. Способ сравнения;
2. Балансовый способ;
3. Использование абсолютных, относительных и средних величин;
4. Графический способ;
5. Способ группировки информации
1.Способ сравнения - это научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление сравнивается с известным ранее с целью определения общих черт или различий между ними.
При анализе экономики предприятия применяются следующие виды сравнений:
- отчетные показатели с плановыми, предшествующими
- плановые с предшествующими
- показатели работы за каждый день
- межхозяйственное сравнение показателей
-со среднеотраслевыми данными по министерству, концерну
Виды сравнительного анализа:
· Горизонтальный, используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня показателей от базового.
· Вертикальный, изучается структура экономических явлений путем расчета удельного веса частей в общем целом.
· Одномерный, сравнение делается по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.
· Многомерный, производится сравнение результатов деятельности нескольких предприятий по широкому кругу показателей.
17. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности
Экономико-математические методы - это математические методы, применяемые для анализа экономических явлений и процессов. Использование математических методов в экономическом анализе позволяет повысить его эффективность за счет сокращения сроков проведения анализа, более полного охвата влияния факторов на результаты коммерческой деятельности, замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями, постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную или традиционными методами.
Применение математических методов в экономическом анализе требует соблюдения ряда условий, среди которых:
• системный подход к изучению экономики предприятий, учета всего множества существенных взаимосвязей между различными сторонами деятельности предприятий;
• разработка комплекса экономико-математических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов и задач, решаемых с помощью экономического анализа;
• совершенствование системы экономической информации о работе предприятий;
• наличие технических средств (ЭВМ и др.), осуществляющих хранение, обработку и передачу экономической информации в целях экономического анализа;
• организация специального коллектива аналитиков, состоящего из экономистов-производственников, специалистов по экономико-математическому моделированию, математиков-вычислителей, программистов-операторов и др.
Современное состояние разработки принципов и конкретных форм использования математики и других точных наук для решения экономических задач отражает примерная схема основных математических методов, применяющихся в анализе хозяйственной деятельности предприятий.
Результативность экономического анализа в значительной степени зависит от его информационного обеспечения. Экономический анализ базируется на разнообразной исходной информации. Все информационные источники экономического анализа можно разделить на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.
К нормативно-плановым источникам информации относятся все типы планов, которые разрабатываются отдельными хозяйствующими субъектами, различными министерствами и ведомствами (перспективные, текущие, оперативные планы, программы развития, проекты, календарные графики и т. д.), а также нормативные материалы, устанавливающие требования и нормативы, соблюдение которых нужно проверить в ходе анализа: отраслевые и внутрихозяйственные нормы и нормативы, сметы, ценники, прайс-листы, проектные задания и др.
Учетные источники информации – это документы бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета и отчетности.
Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов. Особенно важна роль оперативной информации в тех случаях, когда приходится принимать решения в режиме реального времени, например, на биржевых торгах, где трейдер принимает решения о сделках с ценными бумагами на основе информации о предыдущих сделках, которая собирается и обрабатывается специальной программой.
К внеучетным источникам информации относятся документы и данные, которые не относятся к перечисленным ранее.
В их число входят следующие:
- Официальные документы, которыми обязаны пользоваться участники экономической деятельности: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения вышестоящих ведомств и руководителей хозяйствующих субъектов.
- Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
- Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.).
- Техническая и технологическая документация.
- Материалы специальных обследований (хронометраж, фотография и др.).
- Информация об основных контрагентах (поставщиках и покупателях, партнерах).
- Данные об основных конкурентах.
- Данные о состоянии рынков ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).
- Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).
- Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения, объемы и цены сделок по отдельным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).
- Данные информационных агентств о макроэкономической ситуации.
Кроме перечисленных, к внеучетным источникам экономического анализа относятся многие другие. Например, это публикации и выступления в средствах массовой информации (на радио, телевидении, в газетах, журналах и в Интернет).
Информационным обеспечением управленческого анализа является бухгалтерская отчетность организации, рассматриваемая как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Для создания информационной базы анализа необходимо:
- установить объем, содержание, виды, периодичность анализа;
- определить методику решения отдельных задач, систему показателей, факторов;
- определить общую потребность в информации по задачам и др. В зависимости от связи с системой управления, вся необходимая информация подразделяется на входную, выходную, первичную и производную. Получение производной информации может быть механизировано. А выделение первичных характеристик позволяет подойти к вопросу формирования банка данных ЭВМ.
Основным носителем экономической информации является документ.
Там составляется график движения внутренней и внешней информации. Документы должны своевременно оформляться, иметь минимальное количество экземпляров и не должны содержать множество подписей.
Качество информационного обеспечения управленческих решений определяется уровнем аналитичности информации. Аналитичность информации можно охарактеризовать с помощью таких показателей, как:
Информационное обеспечение финансового анализа деятельности организации представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации. Качество проведения финансового анализа напрямую зависит от репрезентативности используемой информации.
Внешняя информация предназначена для обеспечения руководства необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой оно действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.). Источники внешней информации: - издания, публикации, сообщения официальных органов власти; - отчеты информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний; - средства массовой информации и рекламы (газеты и журналы, телевидение и радио); - публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и контрагентов; - личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами.
Внутренняя информация предназначена для анализа и оценки финансового состояния организации при принятии различного рода управленческих, инвестиционных, организационных, административных и иных решений. Источники внутренней информации: - финансовая (бухгалтерская) отчетность; - статистическая отчетность; - налоговая отчетность; - оценочные расчеты по проводимым операциям; - результаты внутренних исследований; - акты ревизий и проверок; - справки, подготовленные соответствующими службами по заданию руководства организации. Финансовая отчетность представляет собой систему сбора информации об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности, если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 451.