финансовых средств библиотеки» (4 часа) (ПК-14)
Цель работы – освоение методики экономического анализа финансовых средств библиотеки.
Задание и методика выполнения: ознакомьтесь с отчетными документами по финансированию конкретной библиотеки за три года. Для каждого года необходимо:
1. Определить долю поступлений, финансовых средств из различных источников
Наименование показателя | Фактич. пост. в руб. | Доля в % |
Поступило в год всего Бюджетное финансирование всего в т.ч. на содержание по смете на улучшение материально–техн. базы из бюджетов других уровней Доходы от основных видов деятельности Прочие доходы всего от предпринимательской деятельности от благотворителей |
2. Определить долю расходов библиотеки в 20___ году на комплектование, заработную плату и материальные затраты
Наименование показателей | Фактические затраты, руб. | Доля в % |
Общая сумма расходов 100%
Заработная плата %
Комплектование %
Материальные затраты
Составьте диаграммы, иллюстрирующие доли расходов
3. Проанализуйте полученные данные и напишите заключение с выводами.
Практическое занятие № 4. Тема «Расчет цен на сверхнормативные услуги библиотеки» (4 часа) (ПК–36)
Цель работы – освоение методик расчета цен на сверхнормативные услуги библиотеки.
Задание и методика выполнения: В основе определения цены на библиотечную услугу лежит себестоимость – показатель, характеризующий эффективность работы и уровень организации деятельности. Себестоимость – это выраженная в денежной форме совокупность затрат на выполнение услуг. Для расчета себестоимости услуги в первую очередь учитываются прямые расходы: заработная плата привлекаемых к исполнению услуг работников и технические материальные затраты (бумага, каталожные карточки, машинописное оформление), а также косвенные расходы – суммы на возмещение амортизации используемого оборудования, общехозяйственные и управленческие затраты.
При формировании итоговых расценок на услугу тариф устанавливается исходя из плановой себестоимости, увеличенной на коэффициент рентабельности, который в библиотеках, как показывает опыт, составляет от 10 до 20% от плановой себестоимости.
В данном задании необходимо рассчитать цену на одну из услуг, выполняемую библиотекой, которая может предлагаться пользователям в качестве платной.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите услугу, на которую Вы будете устанавливать цену. Это может быть книжная выставка, просмотр, составление списка литературы и т.д.
2. Установите, пользуясь утвержденными или опытными данными, норму. 3. Определите заработную плату за месяц исполнителя услуги.
4. Вычислите среднюю заработную плату исполнителя за день.
5. Вычислите среднюю заработную плату исполнителя услуги за 1 час рабочего времени.
6. Определите плановую себестоимость услуги, для чего среднюю заработную плату исполнителя за час умножьте на норму времени (в часах).
7. Определите сумму коэффициента рентабельности в размере 10–20% от плановой себестоимости:
10% х плановая себестоимость
100%
10. Определите цену на услугу, для чего определите сумму плановой себестоимости и сумму коэффициента рентабельности.
Практическое занятие № 5. Тема «Эффективность библиотечной деятельности» (4 часа) (ПК–36)
Цель работы – освоение методик расчета эффективности библиотечной деятельности различных видов.
Задание и методика выполнения: Используя статистические показатели 6-НК и отчетную документацию библиотеки проведите анализ библиотечной деятельности. Методика расчета и методические материалы можете найти в издании: Оценка эффективности и качества работы публичной библиотеки (пакет методических материалов в помощь внедрению «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки») [Электронный ресурс] / сост.: Л.В. Куликова ; Российская библиотечная ассоциация. – Режим доступа: http://www.rba.ru/co №te №t/activities/sectio №/14/metod/kulikova.pdf. – (Проверено 01.09.2016).
В качестве измеряемых показателей социальной эффективности деятельности библиотек использовать:
1. количество пользователей библиотек (чел.) и изменение их численности по сравнению с прошлым годом (%);
2. количество книговыдач (экз.) и изменение их численности по сравнению с прошлым годом (%);
3. количество посещений (чел.) и изменение их численности по сравнению с прошлым годом (%);
4. охват населения услугами библиотек (% посетителей библиотек от общей численности жителей обслуживаемой территории);
5. число мероприятий, проведенных библиотекой за год (ед.) и их средняя посещаемость;
6. доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т.п. (% от общего числа проводимых мероприятий);
7. доля новых форм библиотечно-информационного обслуживания пользователей.
В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности библиотек предлагается использовать следующие:
1. доходы от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на одного библиотечного специалиста (тыс. руб.);
2. доходы от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на кв.м площади (тыс. руб.);
3. себестоимость одного посещения библиотеки (в руб.) и его изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом (%);
4. себестоимость одной книговыдачи библиотеки (в руб.) и ее изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом (%);
5. удельный вес расходов на комплектование библиотечных фондов от общих расходов (%);
6. удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости посещений библиотеки за год (%);
7. удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости книговыдачи библиотеки за год (%);
8. средняя зарплата работника библиотеки (руб./мес.) и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в регионе (%).
В качестве основных показателей производственной эффективности деятельности библиотек предлагается использовать следующие:
1. количество посещений из расчета на кв. м площади;
2. количество книговыдач из расчета на одного библиотечного специалиста (экз.);
3. количество читателей из расчета на одного библиотечного специалиста (чел.).
Сделайте общее заключение об эффективности библиотечной деятельности.
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий
Мелкогрупповые/индивидуальные занятия по дисциплине учебным планом не предусмотрены.
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока)
Контрольная работа в учебном процессе не используется.
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
Тестовые задания в учебном процессе не используются.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 454.