Вопросы для обсуждения
1. Образы человека в истории философской мысли
2. Экзистенциальные проблемы бытия человека
3. Личность, ее основные признаки и роль в обществе
4. Общество как саморазвивающаяся система. Общественное производство и его структура
5. Концепция общественного развития и типология общества
7. Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации студента
Методические требования по написанию контрольных работ
По дисциплине философия студенты пишут две контрольные работы.
Контрольная работа № 1 готовится студентами по результатам изучения 1- го раздела курса: «Введение в философию» и предоставляется на проверку через две недели после его завершения.
Контрольная работа №1 (30 вариантов) состоит из двух частей: теоретической (30 вариантов) и практического задания (30 вариантов).
Теоретическая часть представляет собой письменное изложение ответа на один тематический вопрос по 1 разделу, объемом 4-6 страниц формата А4.
Практическое задание – предполагает краткое жизнеописание, перечень основных работ и философских идей одного представителя каждой исторической эпохи.
Контрольная работа № 2 готовится студентами по итогам изучения 2- го раздела курса: «Основные проблемы философии». Студент обязан представить выполненную и оформленную контрольную работу на кафедру для проверки не позднее, чем за 2 недели до окончания семестра.
Контрольные работы выполняются в электронном и письменном вариантах. (В письменном варианте - на листах формата А4 или ученической тетради).
Контрольная работа №2 (30 вариантов) также состоит из двух частей: теоретической (30 вариантов) и практического задания (30 вариантов).
Теоретическая часть представляет собой письменное изложение ответа на один тематический вопрос по 1 разделу, объемом 4-6 страниц формата А4.
Практическое задание включает в себя определение (письменную характеристику) трех философских понятий
Студент обязан представить выполненную и оформленную контрольную работу №2 на кафедру для проверки не позднее, чем за 2 недели до окончания семестра.
Номер теоретического и практического задания, по которому студент выполняет контрольную работу, должен соответствовать номеру, под которым его фамилия записана в журнале преподавателя.
Контрольная работа выполняется в электронном и письменном вариантах. (В письменном варианте - на листах формата А4 или ученической тетради).
Контрольная работа № 1
Теоретические вопросы:
1. Философия как любовь к мудрости и способ мышления.
2. Философия как мировоззрение. Сущность и структура философского мировоззрения.
3. Виды философского мировоззрения и их характеристика.
4. Философия как наука: её предмет и «основной вопрос».
5. Социальные функции философии.
6. Философские учения и школы в Древней Индии: их сущность и характеристика.
7. Философская мысль в Древнем Китае: основные идеи и учения.
8. Философская античность (основные проблемы и школы).
9. Основные черты и учения философии средневековья.
10. Философия эпохи Возрождения: её сущность и особенности.
11. Философия Нового времени: основные проблемы и учения.
12. Классическая немецкая философия: основные представители и их учения.
13. Особенности, основные направления и течения в современной философии.
14. Сущность и исторические формы позитивизма.
15. Философия марксизма: её сущность и историческая судьба.
16. Антропологическая философия второй половины XIX – XX ст.
17. Экзистенциализм как философия индивидуального бытия.
18. Философия второй половины XIX – начала XX ст.
19. Особенности и этапы развития философской мысли в России.
20. Философская мысль Киевской Руси.
21. Философские идеи в духовной культуре России XIII-XVI1 ст.
22. Философия Просвещения в России в XVIII ст.
23. Развитие философской мысли в России в XIX ст.
24. Философия в России начало XX века.
25. Советская философия в 20-80 годы XX века.
26. Сциентистское направление в философии XX века.
27. Иррационалистические учения в философии XX века.
28. Аналитическая философия XX века.
29. Современные философско-религиозные учения и концепции.
30. Философия постмодернизма: её сущность и основные школы.
Практическое задание:
Составьте краткое жизнеописание, перечень основных работ и философских идей одного представителя каждой исторической эпохи:
- античность (6 в до н.э. – 6 в н.э.)
- средневековье (6 в. – 16 в.)
- новое время (17 в. – пер. пол. 19 в.)
- современность (втор.пол 19 – 21 в.)
А также одного представителя русской философии любого исторического периода
Контрольная работа № 2
Теоретические вопросы:
1. Философский смысл проблемы бытия.
2. Философские учения о единстве мира.
3. Философское и естественное понимание материи.
4. Движение – способ существования материи. Формы движения и их взаимосвязь.
5. Пространство и время как всеобщие формы существования материи: их сущность, и общие специфические свойства.
6. Отражение как всеобщее свойство материи и его формы.
7. Бытие природы. Понятие и характеристика «первой» и «второй» природы.
8. Исторические этапы и особенности взаимодействия природы и общества.
9. Современные экологические проблемы: их сущность и характер. «Экологический пессимизм» и «научно-технический оптимизм».
10. Философское понимание духа: основные учения и концепции.
11. Новейшая онтология сущности и происхождения сознания.
12. Индивидуальное сознание, его сущность, структура и основные функции.
13. Самосознание человека, его сущность и структура.
14. Сущность и структура познания.
15. Основные формы познания, их сущность и особенности.
16. Философские концепции истины.
17. Практика, её основные формы и функции в процессе познания.
18. Понятие науки. Особенности научного познания.
19. Формы и методы научного познания.
20. Диалектика, её сущность и исторические формы.
21. Принципы диалектики: их сущность и требования.
22. Проблема человека в философии: его сущность. Существование и смысл жизни.
23. Понятие личности, её структура и социальные типы.
24. Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности человека.
25. Представления об обществе в истории философии.
26. Сущность общества и условия его существования.
27. Концепции общественного развития и типы обществ.
28. Социальная структура общества.
29. Общественное производство и его структура.
30. Сущность и структура общественного сознания: общественная психология и идеология.
Практическое задание (дать определение понятиям):
1. Мировоззрение, диалектический материализм, географический детерминизм.
2. Философия, сциентизм, диалектика.
3. Мудрость, позитивизм, метафизика.
4. Материализм, эмпириокритицизм, догматизм.
5. Идеализм, структурализм, релятивизм.
6. Солипсизм, аналитическая философия, софистика
7. Монизм, фрейдизм, эклектика—
8. Дуализм, герменевтика, развитие —
9. Плюрализм, экзистенциализм, эволюция —
10. Гносеологический оптимизм, феноменология, наука—
11. Скептицизм, неотомизм, революция—
12. Агностицизм, персонализм, неопозитивизм —
13. Демиург, прагматизм, человек -
14. Скептицизм, индивидуализм, философская антропология —
15. Стоицизм, кордоцентризм, культурные универсалии —
16. Эпикуреизм, «философия сердца», этноцентризм—
17. Пантеизм, фетишизм , общество, —
18. Деизм, панлогизм, культура—
19. Софисты, анимизм, культурная норма—
20. Патристика, гилозоизм, традиция—
21. Схоластика, онтология, ксенофобия —
22. Универсалии, субстанция, маргинальная культура—
23. Номинализм, материя, идеал —
24. Реализм, атрибут, цивилизация—
25. Механицизм, движение, субкультура —
26. Антиномии чистого разума, бытие, элитарная культура—
27. «Вещь в себе», пространство, народная культура—
28. Категорический императив, время, контркультура —
29. Апория, научная картина мира, футурология —
30. Пантеизм, ноосфера, массовая культура —
8. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
Форма контроля
Параметры
Текущий
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
1. Философия как любовь к мудрости и способ мышления.
2. Философия как мировоззрение. Сущность и структура философского мировоззрения.
3. Виды философского мировоззрения и их характеристика.
4. Философия как наука: её предмет и «основной вопрос» .
5. Социальные функции философии.
6. Философские учения и школы в Древней Индии: их сущность и характеристика.
7. Философская мысль в Древнем Китае: основные идеи и учения.
8. Философская античность (основные проблемы и школы).
9. Основные черты и учения философии средневековья.
10. Философия эпохи Возрождения: её сущность и особенности.
11. Философия Нового времени: основные проблемы и учения.
12. Классическая немецкая философия: основные представители и их учения.
13. Особенности, основные направления и течения в современной философии.
14. Сущность и исторические формы позитивизма.
15. Философия марксизма: её сущность и историческая судьба.
16. Антропологическая философия второй половины XIX - XXст.
17. Экзистенциализм как философия индивидуального бытия.
18. Философия второй половины XIX – начала XX ст.
19. Особенности и этапы развития философской мысли в России.
20. Философская мысль Киевской Руси.
21. Философские идеи в духовной культуре России XIII-XVI1 ст.
22. Философия Просвещения в России в XVIII ст.
23. Развитие философской мысли в России в XIX ст.
24. Философия в России начало XX века.
25. Советская философия в 20-80 годы XX века.
26. Сциентистское направление в философии XX века.
27. Иррационалистические учения в философии XX века.
28. Аналитическая философия XX века.
29. Современные философско-религиозные учения и концепции.
30. Философия постмодернизма: её сущность и основные школы.
31. Философский смысл проблемы бытия.
32. Философские учения о единстве мира.
33. Философское и естественное понимание материи.
34. Движение – способ существования материи. Формы движения и их взаимосвязь.
35. Пространство и время как всеобщие формы существования материи: их сущность, и общие специфические свойства.
36. Отражение как всеобщее свойство материи и его формы.
37. Бытие природы. Понятие и характеристика «первой» и «второй» природы.
38. Исторические этапы и особенности взаимодействия природы и общества.
39. Современные экологические проблемы: их сущность и характер. «Экологический пессимизм» и «научно-технический оптимизм».
40. Философское понимание духа: основные учения и концепции.
41. Новейшая онтология сущности и происхождения сознания.
42. Индивидуальное сознание, его сущность, структура и основные функции.
43. Самосознание человека, его сущность и структура.
44. Сущность и структура познания.
45. Основные формы познания, их сущность и особенности.
46. Философские концепции истины.
47. Практика, её основные формы и функции в процессе познания.
48. Понятие науки. Особенности научного познания.
49. Формы и методы научного познания.
50. Диалектика, её сущность и исторические формы.
51. Принципы диалектики: их сущность и требования.
52. Проблема человека в философии: его сущность. Существование и смысл жизни.
53. Понятие личности, её структура и социальные типы.
54. Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности человека.
55. Представления об обществе в истории философии.
56. Сущность общества и условия его существования.
57. Концепции общественного развития и типы обществ.
58. Социальная структура общества.
59. Общественное производство и его структура.
60. Сущность и структура общественного сознания: общественная психология и идеология.
9. Самостоятельная работа студента.
Методические рекомендации
Самостоятельная работа студентов занимает важное место в общем комплексе учебных занятий. В ходе самостоятельной работы студентами изучаются вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях. Контроль над выполнением данного вида работы осуществляется либо на семинарских занятиях, либо во время индивидуальных консультаций.
Важными аспектами данного вида работы являются: изучение основной и дополнительной литературы к темам семинарских занятий, проработка соответствующей тематики в конспектах лекций, составление терминологического справочника (словаря) по конкретной теме. Самостоятельная работа студентов предполагает также работу над творческими заданиями, предусмотренными по некоторым темам курса. В целях более углублённого изучения отдельных тем или проблемных вопросов курса студенту предлагается подготовить письменную работу (эссе) и выступить с ней на учебных занятиях. В ходе выполнения самостоятельной работы студент должен особое внимание обратить на дискуссионные вопросы, на проблемы, не имеющие однозначного решения, на темы, предполагающие альтернативные пути своего осмысления. При рассмотрении подобного рода материала, необходимо чётко и ясно обозначить собственную точку зрения, подыскивать весомые аргументы для её обоснования.
Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение и конспектирование литературных источников, выполнение письменных заданий преподавателя, подготовку докладов и сообщений, электронных презентаций, участие в НИРС.
Методы обучения
Словесные методы: рассказ-пояснение, беседа, (лекция).
Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 222.