Тема 1. Предмет экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 1. Микроэкономика

Тема 1. Предмет экономической теории

Проблемные ситуации

Задание 1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».

 

Задание 2.Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объясните.

 

Задание 3. Является ли рациональным поведение:

а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч рублей;

б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?

 

Задание 4. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки утром на свежем воздухе!» Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?

 

Задание 5. «Современное производство — это сложный, громоздкий механизм; для нормального его функционирования необходим мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтанный рыночный порядок для создания более благоприятных условий, в которых успешно проявляла себя личная инициатива». «Современное производство — это сложная система, основанная на принципе саморегулирования, создающая благоприятные возможности для реализации каждым человеком своих способностей». Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнсианской теории, а какое классической теории?

 

Задание 6. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда весной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же поступают и другие садоводы-любители. В чьих интересах Вы действуете? В чьих интересах действует правительство Челябинска, принимая решение о выделении участков под разведение картофеля в пригородной зоне?

 

Задание 7. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) минимальный уровень заработной платы в России составляет 4300 рублей;

г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;

ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической

деятельности, открытия экономики.

Задание 8. Представьте, что Вы–глава правительства. Проанализируйте предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при принятии решений о:

а) полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории РФ;

б) отмене высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства;

 

Задание 9. Существуют ли общие экономические проблемы для обществ: с централизованным планированием, традиционного, с рыночной экономикой?

 

Задание 10. Обоснуйте свои ответы на каждый из этих пунктов.

а) проблема «что производить» возникает только при ограниченности ресурсов и характерна для частного бизнеса;

б) проблема «как производить» не стоит перед обществом с большим количеством трудоспособного населения;

в) проблема «для кого производить» не является актуальной для общества с централизованным планированием.

 

Задание 11. Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие– неэкономическими:

а) воздух, которым Вы дышите;

б) снег зимой;

г) лед на улицах в зимнее время года;

д) вода из родника недалеко от Вашего дома;

е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды.

Дайте правильный и аргументированный ответ.

 

Задание 12. «Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики и алкоголь вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека!» Вы согласны с этим утверждением? Что подразумевается под полезностью в экономической теории?

 

Задание 13. Предприниматель, организующий производство оружия, с точки зрения экономиста поступает нерационально, поскольку с помощью оружия может быть уничтожена жизнь на земле. Верно ли данное утверждение?

Проблема

В экономической литературе даются различные определения понятия «Экономическая система». Здесь приведено три определения. Какое из них, с вашей точки зрения, является наиболее удачным?

В. Автономов, Э. Голдстин:

«Способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой».

 

П. Грегори, Р. Стюарт:

«Экономическая система — совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории».

 

Ф. Прайор:

« Экономическая система включает все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты».

 

Рассматривая эти определения, следует принять во внимание, что главными, конституирующими элементами экономической системы являются:

- форма собственности, лежащая в ее основе;

- механизм обеспечения информацией и координация;

- методы мотивации людей к труду;

- способ организации принятия решения.

Попытайтесь дать свое определение экономической системы. Конкретизируйте Ваши определения экономической системы, характеризуя административно- Плановую и рыночную экономику на основе их конституирующих элементов:

Системы Форма собственности   Механизм обеспечения информацией и координации Методы мотивации людей к труду   Способ организации Принятия решений  
Административно-командная          
Рыночная          

Определите, какой тип экономической системы –планово-административный, рыночный, смешанный –характеризуют следующие высказывания:

а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации – оно не может их продать;

б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;

в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии,

понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;

г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения

в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;

д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство

издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;

ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Челябинской области;

з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

 

 

Тема 2. Спрос и предложение

Задача 1. Дана таблица спроса и предложения на товар Х

цена объем спроса объем предложения
15 100 40
16 90 60
17 80 80
18 70 100
19 60 120
20 50 140

Начертить кривые спроса и предложения. Обосновать уровень равновесной цены и объема. Что произойдет, если цена на товар увеличится с 17 до 19 единиц? При какой максимальной цене потребители откажутся от покупок данного товара?

Задача 2. При цене билета на хоккейный матч в 400 рублей на стадион пришло 30 тыс. человек. Когда цена поднялась до 600 рублей, число болельщиков сократилось до 5 тыс. человек. Сколько болельщиков придут на стадион при цене 200 рублей за билет?

Задача 3. Спрос и предложение на обеды в столовой описываются уравнениями:

Q d = 2400 - 10p,

Qs = 1000 + 25p,

где P- цена обеда (в рублях),

Q – количество обедов в день.

- Рассчитайте равновесную цену и количество проданных обедов.

- Если администрация установит цену в 30руб. за обед, то каковы будут последствия такого решения?

Задача 4.Функция спроса на штучный товар имеет вид Qd=2200-3P; предложения- Qs=3P-200.Правительство ввело дотацию 100 рублей за штуку, получаемую продавцом. Каким стало равновесное количество товара после мер правительства?

 

Задача 5.Нарисуйте график спроса и предложения телевизоров:

Цена, тыс. руб. 8 16 24 32 40
Спрос, млн. шт. 70 60 50 40 30
Предложение, млн. шт. 10 30 50 70 90

Какая ситуация сложится на рынке -возникнет излишек или дефицит телевизоров - при цене 8 тыс. руб. за телевизор. Определите объем излишков. Чему равна равновесная цена?

Задача 6. Функция спроса на мясо имеет следующий вид: Qd = 30-Р, где Qd - величина спроса, а Р- цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs =15 +2Р.Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. Покажите графически. Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до 3 рублей.

Задача 7.Студенты Юра, Оля, Катя, Маша, Саша и Владислав собираются готовить абитуриентов к поступлению в вуз. Для этого необходимо приобрести лицензию. Юра готов заплатить за одну лицензию не более 70 тыс, руб., Оля – не более 90 тыс. руб., Катя и Саша –не более 80 тыс. руб., Маша – не более 30 тыс., Владислав – не более 50 тыс. Изобразите графически суммарную кривую спроса студентов на лицензию.

Задача 8. Спрос и предложение некоторого товара описывается уравнениями:

Q d = 620 - 25p,

Qs = 100 + 105p

А) Определите параметры равновесия на рынке данного товара.

В) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Определите, сколько потеряют при этом покупатели, сколько продавцы данного товара.

Задача 9. Если коэффициент эластичности товара Х по цене составляет 2, что произойдет с объемом спроса при снижении цены с 30 до 20 рублей за единицу товара?

Задача 10. При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?

Задача 11. Используя приведенные в таблице данные, рассчитать коэффициент эластичности и выручку.

Цена товара Р (в руб.) 180 150 120 90
Объем спроса Q( штук) 200 300 400 500

 

Задача 12. Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.

Задача 13. При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?

Задача 14. Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.

Задача 15. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на чай по цене кофе равен 0,5. Если при прочих равных условиях цена на кофе повысится на 20%, как это отразится на объеме продаж чая? Чем можно объяснить такой характер взаимосвязи?

Задача 16. Имеется информация о спросе на товар и его предложении, представленная в табличной форме:

Таблица 1

№ периода р, ден.ед Qd , тыс.шт
1 10 450
2 40 300

Таблица 2

№ периода р, ден.ед Qs, тыс.шт
1 5 200
2 30 400
3 50 420
4 60 600

 

 

На основе имеющейся информации провести анализ данного товарного рынка.

 

1. Найти функцию спроса

2. Найти функцию предложения

3. Определить параметры спроса – цены спроса pmax и объёма спроса (ёмкости рынка) Qmax

4. Определить параметры предложения – цены предложения pmin и объёма предложения отрасли Qmin

5. Определить параметры рыночного равновесия и его устойчивости

6. Определить эластичность спроса и предложения в точке равновесия

7. Определить излишки производителя и потребителя

8. Оценить, как изменится ситуация на рынке, если предложение товара увеличится в 2 раза

9. Оценить влияние на рыночное равновесие роста доходов потребителей на 50%

10. Оценить влияние на рыночное равновесие введение государством налога на потребление в размере Тпрод =20% с каждой реализуемой на рынке единицы товара

11. Оценить влияние на рыночное равновесие введение государством налога на потребление в размере Тпрод =20% с каждой реализуемой на рынке единицы товара

12. Оценить влияние на рыночное равновесие введения государством налога на производителя, уплачиваемого с цены каждой реализуемой на рынке единицы товара в размере Тпроизв =10%

13. Оценить влияние на рыночное равновесие потоварной дотации производителю Дпроизв =30%

14. Оценить влияние на рыночное равновесие потоварной дотации потребителю (льготы) Дпотр = 40%.

Проблемные ситуации

Задание 1. Внимательно проанализируйте представленный график.

По результатам экономического анализа графика сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1. Какой экономический смысл имеет пересечение кривых в т. Е?

2. Что означает отрезок KL при цене P3.

3. Какова экономическая интерпретация отрезка MN при цене P1 ?

4. При каких условиях возможно прекращение экономической динамики?

5. Что Вы понимаете под термином «экономическая свобода»?

6. Почему только экономическая свобода обеспечивает равновесие рынка?

 

Задание 2. Определите, в каких случаях происходит изменение спроса, а в каких – изменение величины спроса. Покажите графически

а) Цены на бананы выросли в 2 раза, и теперь их можно купить без очереди;

б) Бум рождаемости привел к увеличению импорта детского питания

в) В ожидании нового витка роста цен население стало делать запасы круп и макаронных изделий

г) Повышение цен на пошив верхней одежды сократило количество клиентов в ателье

д) После неоднократного выступления диетолога о вреде животных жиров возникли проблемы с реализацией мороженного

е) Подорожание ноутбуков создало проблемы с реализацией компьютерных мышей

ж) Доходы выросли и люди стали больше покупать фруктового сока

 

Задание 3. Определите и отразите на графике, как повлияют положение кривой спроса на теннисные ракетки следующие события:

а) доходы населения значительно выросли .

б) теннисные мячи подорожали в 5 раз.

в) в стране ожидается рост цен на спортивные товары.

г) цены на ракетки действительно выросли.

д) врачи убеждают, что занятия теннисом способствуют снижению избыточного веса

е) в стране растет число приверженцев игры в бадминтон.

ж) ракетки для игры в бадминтон значительно подорожали.

 

Задание 4. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-комплемент:

- спрос на ягоды (при росте цен на сахар);

- спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку);

- спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).

В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары?

 

Задание 5. На что указывает коэффициент эластичности по доходу с отрицательным значением? Приведите аргументацию и примеры.

 

Задание 6. Объясните, каким образом эластичность предложения влияет на величину валового дохода.

 

Задание 7. Каким образом подсчитывается излишек потребителя? Каков будет излишек потребителя при повышении рыночных цен? При снижении рыночных цен?

Проблемные ситуации

1. В экономической теории известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы Вы ответили на вопрос Смита?

 

2. Для окраски летнего дачного домика вам потребуется 50 банок краски. У вас имеется всего 49. Можно ли утверждать, что 50- я банка, без которой домик окажется неокрашенным, обладает для вас наибольшей полезностью и эта ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?

 

3. Что Вы понимаете под термином «предельная полезность»? Может ли предельная полезность принимать отрицательное значение?

 

4. Какова динамика предельной полезности по мере увеличения количества потребляемых благ?

 

5. Чем, по-вашему, объясняется сходство кривой предельной полезности и кривой рыночного спроса (обе имеют отрицательный наклон)? Может ли кривая спроса иметь положительный наклон?

 

6. Может ли последняя единица потребляемого блага иметь небольшую полезность? Так, студент-первокурсник недоумевает: «А если на борту космического корабля произошла авария и началась утечка кислорода? Ведь последний глоток кислорода для космонавта будет иметь наибольшую полезность?»

 

7. Внимательно рассмотрите предложенные графики:

1) Каков экономический смысл кривой безразличия?

2) Что означает форма и положение кривой, т. е. ее отрицательный наклон и выпуклость по отношению к началу координат?

3) Что означают кривые безразличия, расположенные выше или ниже U1, т. е. кривые U2, U3 U4, U5?

4) Могут ли пересечься кривые безразличия, как, например, на рисунке?

 

Задачи

Задача 1. Владелец автомастерской произвел следующие расходы: на сырье, материалы – 300 тыс. руб., на оборудование 250 тыс. руб. Нанял трех работников с выплатой заработной платы каждому по 50 тыс. руб., а в качестве автомастерской он использовал собственный гараж, имея возможность сдавать его в аренду с оплатой в размере 70 тыс. руб. Определите величину бухгалтерских и экономических издержек. 

 

Задача 2. Имеются данные о мебельной фабрике

Стоимость здания 1,32 млн. руб.
Срок службы здания 50 лет
Стоимость оборудования 1,2 млн. руб.
Срок службы оборудования  10 лет
Расход материалов в течение месяца 125 тыс. руб.
Расход электроэнергии 182,8 тыс. руб.
Заработная плата работникам за месяц 100 тыс. руб.
Аренда помещения в течение года 240 тыс. руб.
Проценты по кредиту за год 480 тыс. руб.

1. Определить величину бухгалтерских издержек на производство одного мебельного гарнитура, если в месяц фабрика выпускает 160 гарнитуров.

2. Определите величину экономических издержек, если собственников в фабрику было вложено 3 млн. руб., при этом известно, что процент по депозитам в банках составляет 8%, а заработная плата собственника ранее составляла 12000 руб.

 

Задача 3. Дана зависимость объема производства и издержек. Определить все виды издержек: постоянные (FC), переменные(VC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), средние общие(ATC) и предельные издержки (MC).

Объем производства, шт. 0 10 20 30 40 50
Общие издержки (ТС), ден. ед. 100 200 280 390 520 700

Задача 4. Предприятие реализует 1000 изделий по цене 600 рублей, при величине издержек 400 рублей на данную продукцию. Коэффициент эластичности составляет 1,2.

Что выгоднее для предприятия:

а) повысить цену на 20 %,

б) понизить цену на 10 %,

в) оставить прежнюю цену. При расчете учитывать: увеличение объема на 1% ведет к снижению издержек на 0,75 %, а сокращение объема производства на 1 % увеличивает издержки на единицу продукции на 1 %.

 

Задача 5. На фирме постоянные издержки составляют 120 ден. ед. Переменные издержки при объеме от 0 до 6 ед. составляют соответственно 0, 60, 80, 90, 105, 140, 210.

Используя данные, постройте кривые: общей выручки (дохода), общих издержек, средних издержек, предельных издержек, предельного дохода. Найти точку нулевой прибыли, если цена на рынке -100 ден. ед.

Задача 6.Определите зону прибыли для фирмы, если известно:

P 120 100 90 80 70 60 50 40 30
Q 0 1 2 3 4 5 6 7 8
TC 10 50 100 155 225 315 415 555 755

Изобразите графически.

 

Задача 7. При каких объемах у фирмы будет максимальный валовой доход, минимальные средние переменные издержки ?

Q 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
P 28 26 24 22 20 18 16 14 12 10 8 6
VC 21 34 42 48 53,2 58 61,2   66,7 72,1 78,5 86 95,2

 

Задача 8.Предприятие производит продукцию по цене 250тыс. руб. за единицу. Средние переменные издержки составляют при этом 200 тыс. руб. Общие постоянные расходы 500млн. руб. В результате роста арендной платы расходы увеличились на 10 %. Как изменится критический объем?

Задача 9. Общие издержки месячного производства (сборки) персональных компьютеров оцениваются в 250000 руб. Объем производства — 20 штук. Постоянные месячные издержки единицы продукции фирмы равны 5000 руб. Требуется подсчитать переменные издержки, средние общие издержки и средние переменные издержки.

 

Задача 10. Фирма «Электроника» выпускает 100 ноутбуков в месяц и располагает оборудованием ценой 1200000 руб. Оценочная стоимость здания — 2400000 руб. Годовая норма амортизации здания -2%, оборудования – 10%. Фонд оплаты труда работников 150000 руб. Затраты на коммунальные услуги в месяц — 7000 руб. Месячные налоговые платежи —15000 руб. стоимость материальных затрат – 180000 руб. Требуется определить средние постоянные издержки, средние переменные издержки и предельные издержки при увеличении числа собираемых ноутбуков на 5 штук. Численность персонала осталась неизменной.

 

Задача 11. Рассчитайте затраты

выпуск продукции, шт. Общие затраты, руб. FC VC MC ATC AVC AFC
0   20          
10   20 40        
15   20 60        
20   20 70        
25   20 80        

 

Задача 12. Фирма «А» планировала произвести и продать 100 одинаковых пылесосов по цене 7000 руб.за штуку. При этом общие постоянные издержки составляли 200000 руб, а средние переменные равнялись 2850 руб. за штуку. Фирме предложили продать еще 10 пылесосов по цене 7000 руб. за штуку. Экономисты фирмы подсчитали, что увеличение производства на 10 штук приведет к росту средних переменных издержек на все 110 штук до 2900 руб. за штуку. Стоит ли брать этот заказ? Определить, как измениться прибыль фирмы, если она примет заказ.

 

Задача 13. Заполните таблицу

продукт издержки на единицу продукции цена реализации, руб. объем продаж, ед. выручка от продаж, руб. общие издержки, руб. прибыль, руб.
А 170 230 185      
Б 160 210 200      
В 140 190 218      

Какой вариант фирма выберет?

 

Проблемные ситуации

1. Если государство, желая поддержать фермерские хозяйства, установит цену на мясо выше равновесной, как это отразится на величине общего выигрыша потребителя данного вида продукции. Покажите это графически.

 

2. Вы — владелец приватизированной квартиры в центре Москвы, решивший у себя дома организовать небольшое ателье по производству дамских шляпок. Наняв двух женщин-пенсионерок, вы втроем приступаете к изготовлению продукции. Как Вы будете рассчитывать свои издержки? Будете ли Вы учитывать неявные издержки? Какие основные статьи Ваших издержек Вы могли бы назвать?

 

3. Вы создали собственную фирму. По окончании года, по расчетам бухгалтера, прибыль составила 10 млн. рублей. Насколько прибыльным оказался Ваш бизнес, с Вашей точки зрения, принимая во внимание тот факт, что Вам пришлось оставить работу, которая приносила доход в размере 2 млн. рублей. Кроме того, для создания фирмы Вы вложили собственные денежные средства в размере 100 млн. рублей. Ставка процента составляет 20% годовых. Будете ли Вы иметь экономическую прибыль и чему она будет равна?

 

4. Вы вложили в предприятие собственные денежные средства в размере 20 млн. рублей. По итогам года были получены следующие результаты:

а) общий доход от деятельности предприятия составил 10млн. рублей;

б) бухгалтерские издержки составили 8 млн. рублей;

в) банковский процент составляет 15% годовых.

Получите ли Вы при данных результатах деятельности предприятия нормальную прибыль? Удачно ли Вы разместили Ваши денежные средства? Ответ аргументируйте.

 

5. Согласны ли Вы с утверждением, что по мере роста объема выпускаемой продукции кривые средних издержек и средних переменных издержек удаляются друг от друга. Ответ аргументируйте. Покажите это графически.

Практические ситуации

1. В дословном переводе с греческого языка слово «монополия» означает «единственный продавец». Это определение монополии можно представить методом графического анализа

 

Анализируя слова «монополия» и предложенный график, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Существуют ли реальные возможности деятельности монополии на рынке как единственного продавца? Сколь продолжительно может осуществляться такая деятельность?

2. Какими могут быть аргументы и примеры при положительном ответе на 1-й вопрос?

3. Какими, на Ваш взгляд, могут быть аргументы при отрицательном ответе на 1 -й вопрос?

 

2. Проведите анализ представленных утверждений и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

а) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;

б) большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;

в) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами;

г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами;

д) в США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки;

е) в авиастроении США на дол. 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

1. Какой тип рыночной структуры представлен в пунктах а) — г)?

2. Какую рыночную структуру отражает утверждение д)?

3. Характерные черты какой рыночной структуры представлены в утверждении е)?

 

3. а) Компания впервые вышла на рынок с новой продукцией, не позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции;

б) автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав;

в) фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффективность достигается лишь путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.

Поразмышляйте над предлагаемыми утверждениями и постарайтесь ответить на следующий вопрос:

К какому виду монополии относится каждое из предложенных (а—в) утверждений: естественному, открытому или закрытому?

 

4. Одной из характеристик рынка является степень преобладания крупной фирмы или группы больших фирм на этом рынке.

Вот некоторые эмпирические данные по объему продаж (процент от общего отраслевого объема) 4-х крупных промышленных фирм США: лесопильная промышленность — 17% продаж; производство двигателей и кузовов автомашин — 93%. Аналогичные показатели, но уже характеризующие 8 крупных промышленных компаний США: по выпуску газет — 31 % продаж, в: авиастроении — 81%. Проанализировав приведенные эмпирические данные, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Как Вы могли бы сформулировать понятие концентрация рынка?

2. Что такое коэффициент концентрации?

3. В чем Вы видите недостатки коэффициента концентрации?

 

5. «Чистый» монополист может повышать иену на свой товар безгранично: ведь он — один-единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар — абсолютна неэластична. Вы согласны с этим утверждением?

 

6. а) В С ША необходимо получить лицензию от органов власти на открытие частной практики в медицине и юриспруденции;

б) в России собственность на природные ресурсы является государственной, кроме того, многие из этих ресурсов являются

невоспроизводимыми;

в) при развитом законодательстве в области авторского права фирма, как правило, защищает свою новую продукцию патентом, а также исключительным правом для себя на копирование.

Проанализируйте предложенные примеры и сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1. Что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?

2. В чем состоит проблема входных барьеров?

3. Как можно классифицировать входные барьеры?

 

7. Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть:

а) эффект масштаба;

б) финансовые барьеры;

в) лицензии;

г) связи с исполнительной или законодательной властью;

д) необходимость дачи взятки;

е) рекламная кампания;

ж) нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм.

Одинаково ли значение этих пунктов для Вас в России и в стране с развитой рыночной экономикой, например, ФРГ, США, Франции?

 

8. «Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он если он действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене?!» Каков Ваш ответ на этот вопрос?

 

9. Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» монополист функционирует с убытками? Как это вообще может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Сколь долго может продолжаться подобная ситуация (т. е. убыточное производство)?

 

10. Наверняка каждому человеку приходилось сталкиваться с такой ситуацией на рынке: «Почем лимоны?» — спрашиваете Вы. —«10 рублей». Когда Вы отходите на несколько шагов от прилавка, Вам вслед несется крик: «Давай за 9!» Еще два-три шага в сторону, и продавец выкрикивает: «Ну, давай за 8!» Вернувшись к прилавку, Вы можете купить лимоны на 2 рубля ниже первоначально объявленной цены. Что пытается определить продавец (в терминах микроэкономической теории)? Зависит ли первоначально названная продавцом цена от внешнего вида покупателя, в частности, от того, как он одет? Если Вы вернулись и купили лимоны за 8 рублей, означает ли это, что торговец теперь всем другим покупателям будет предлагать лимоны за 8 рублей?

 

11. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию:

а) при продаже яблок одинакового качества в ЦУМе г.Москва?

б) при продаже учебников по курсу «Экономическая теория» для студентов старших и младших курсов?

в) при продаже трикотажных женских платьев одинакового качества в престижном супермаркете в центре Лондона и в маленьком магазинчике на его рабочей окраине?

 

12. Продавцы любят раскладывать свой товар на рынке в разные кучки: яблоки покрупнее, помельче, совсем мелкие, и, соответственно, назначать разные цены. Какое отношение имеет данный пример к ценовой дискриминации?

 

13. Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?

 

Определите, верно или не верно:

1.Возникновение естественной монополии возможно в любой отрасли, если фирма получит государственную лицензию.

2. Естественная монополия без государственного регулирования выберет такой объём производство, при котором её предельные издержки будут равны её предельному доходу.

3. Двухкомпонентный тариф позволяет приблизить цены естественной монополии к её предельным издержкам и снизить потери для общества.

4. Государственное регулирование цены естественной монополии может привести к росту её издержек и падению качества услуг.

5. При олигополии на рынке действует не более пяти фирм.

6. Степень монополистической власти в отрасли будет тем выше, чем меньше фирм будет действовать в данной отрасли.

7. При олигополии возможно производство как однородной, так и дифференцированной продукции.

8. Каждая фирма-олигополист обладает полным контролем над ценой и, в отличие от совершенного конкурента, является ценоискателем.

9. Если один из участников картеля тайно увеличит свой объём производства продукции, он сможет увеличить свою прибыль, не влияя на положение других участников картеля.

10. В долгосрочном периоде при монополистической конкуренции цена будет равна средним издержкам фирмы.

11. При монополистической конкуренции ценовая конкуренция невозможна, будет существовать только неценовая конкуренция.

12. В краткосрочном периоде участники рынка монополистической конкуренции будут получать нормальную прибыль

 

Задачи

Задача 1. Гражданин вложил в банк 1000 рублей на три года. Определить сумму вклада к концу срока при начислении 10 % годовых:

а) по правилу простого процента, б) по правилу сложного процента.

Записать формулу определения суммы вклада для обоих случаев.

Задача 2. Участок земли в 70 га ежегодно приносит ренту 2500 руб. с гектара. Подсчитайте продажную цену этого участка, если процентная ставка по срочным депозитам равна 10% годовых

 

Задача 3. Предприятие инвестировало 5000 рублей в приобретение технологии, в результате чего чистый прирост дохода от выпуска продукции (за вычетом амортизации) оказался равным 250 рублей в год.

а) Определить годовую норму прибыли на инвестированный капитал.

б) если теоретически срок применяемости (морального износа) технологии составляет 5 лет, то какова общая норма прибыли на инвестированный капитал.

в) Каков при этом должен быть совокупный годовой прирост дохода (без текущих издержек), что бы окупить капиталовложения при сохранении общей нормы прибыли. Какова будет норма амортизации (к вложенному капиталу).

 

Задача 4. Рыночный спрос на труд описывается формулой Ld = 50 – W, где Ld — объём используемого труда в тыс. человеко-дней, а W-дневная ставка заработной платы.

Рыночное предложение труда описывается формулой Ls = 2W – 25. Определите равновесную ставку заработной платы. Укажите величину безработицы при установлении государством ставки заработной платы в 30 условных единиц.

Задача 5. У вас есть возможность инвестировать средства в проект, который будет приносить доход на протяжении трех лет. Согласно расчетам, по проекту А в первый год Вы получите 200 руб. во второй -250, и третий - 220 руб. По проекту В денежные потоки 300,100, 270 руб. соответственно. Какой из проектов более выгоден, если рыночная ставка процента 10 % годовых.

 

Задача 6. Вы откладывали ежегодно по 100 т.р. в начале каждого года в банк в течение трех лет. В третьем году вы хотите купить дом за 399 т.р. при условии оплаты в течение трех лет в конце каждого года по трети указанной стоимости. Хватит ли вам этих денег. Банковский процент r = 10%.

 

Задача 7. Купец продает товар ценой 10 т.р. Покупатель хотел бы купить в рассрочку тремя взносами через год оплатой равными частями, 1-й взнос сразу. Какой размер ежегодного взноса установит купец? Банковский процент r = 10%.

 

Задача 8. Инвестор имеет два варианта вложения денег: купить землю или приобрести облигации на одну и ту же сумму. Рента = 4.5 т.р./год, облигация погашается в течение трех лет по 20 т.р. в конце каждого года. Какой вариант вложения денег выгоднее, обосновать. Средний банковский процент R= 10 %.

Задача 9. Вложения в производство составили в начале 1 года – 100 т.р., второго - 50 т.р. третьего - 50 т.р., доход за исключением текущих издержек составил : в конце первого года -10 т.р., второго - 15 т.р., третьего и последующих - по 20 т.р. На сколько % возрос капитал вкладчика благодаря этому проекту, если средняя ставка банковского процента по вкладам - 5 % в год.

 

Задача 10. Спекулянт приобрел по рыночной цене 1000 руб. вексель номиналом 2000 рублей и сроком погашения через два года. По какой цене он сможет, при необходимости, продать этот вексель через год?

Проблемные ситуации

 

1. Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человеческого общества?

 

2. Можно ли рассматривать НТП в качестве основной причины безработицы, мотивируя это утверждение тем, что развитие техники вытесняет живой труд из сферы производства?

 

3. Объясните с точки зрения производного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец т. п., стали «умирающими», ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?

 

4. Рассматривая предпринимательские способности в качестве фактора производства, объясните, почему при переходе к рыночной системе в России возрос спрос на фактор предпринимательства?

 

 

5. Если фирма обеспечивает такое сочетание ресурсов, которое дает ей максимальную прибыль, то обеспечиваются ли при этом наименьшие издержки?

 

6. Почему в хорошо обеспеченных семьях женщины достаточно часто работают неполный рабочий день или вообще не работают при том, что количество детей в семье и объем домашней работы не превышает аналогичные характеристики для семей с меньшим достатком? Какой эффект здесь преобладает: эффект замещения или эффект дохода?

 

7. Дайте логическое объяснение убывающей предельной доходности капитала при следующей ситуации: количество рабочих-станочников остается неизменным, а станочный парк увеличивается.

 

8. Каким образом появление новых технологий, новых рынков потребительских товаров повлияет на смещение кривой спроса на заемные средства? Как это отразится на уровне ставки процента?

 

9. В чем состоит различие понятий земельной ренты в сельском хозяйстве и квазиренты, получаемой какой-либо фирмой в промышленности?

 

10. Как отразится на ценовой эластичности спроса на труд взаимозаменяемость факторов производства? Так, в частной клинике, где работают врачи самых разных специальностей, повышены тарифы на услуги терапевтов. Насколько заменим труд этих врачей при наличии услуг экстрасенсов, ирридодиагностов, представителей так называемой нетрадиционной медицины?

                                                                        

Раздел 2. Макроэкономика

Задачи

Задачи

Задача 1. В стране N проживает 30 человек, работающих по контракту, 20 пенсионеров, 35 школьников, 3 инвалида, 8 человек находится в оплачиваемом отпуске , 15 студентов, 5 артистов, 6 неработающих, но ищущих работу, 2 человека никогда не работали и не собираются работать. Вычислите уровень безработицы в стране N.

 

Задача 2. Общая численность населения страны составляет 150 млн чел, численность трудоспособного населения — 120 млн чел. численность занятых — 83,8 млн чел, численность безработных — 8,2 млн чел., естественный уровень безработицы составляет — 5 %. Определите численность циклических безработных.

Задача 3. Сокращение инфляции на 1 % привело к падению реального ВВП на 5 % в год. По закону Оукена отклонение фактического уровня безработицы от естественного на 1 % вызывает изменения на 2 % за тот же период. Каков будет уровень циклической безработицы, если инфляция сократится на 3 %.

 

Задача 4. В стране 78 млн человек трудоспособного населения, из них: имеют работу 70 %; 23 % не относятся к экономически активному населению, остальное население находятся в поисках работы. Коэффициент Оукена — 2,5; естественный уровень безработицы — 6%.

Потенциальный ВВП — 4200 млрд руб. Определите величину фактического ВВП.

Задача 5. Известно, что уровень безработицы составил в текущем году 5,5%. Естественный уровень безработицы равен 5%, коэффициент Оукена — (–2). Потенциальный ВВП равен 845,2 млрд руб. Определите величину фактического ВВП.

 

Задача 6. Потенциальный объем ВВП равен 800 млрд руб. Фрикционная безработица составляет 5%, структурная — 2 %, общий уровень безработицы — 15 %. Коэффициент Оукена равен 2,5. Подсчитайте реальный ВВП.

 

Задача 7. Имеются следующие экономические показатели: общая численность населения 240 млн чел., численность трудового населения 200 млн чел., численность занятых —

160 млн чел., численность циклически безработных — 5 млн чел, естественный уровень безработицы — 6,4 %. Потенциальный ВВП составляет 2500 млрд руб., коэффициент Оукена 2,4.

 

Задача 8. Ожидаемый темп инфляции составляет 2 %. Фактический темп инфляции оказался равен «–1». Как изменилась реальная и номинальная ставки процента и почему?

 

Задача 9. За денежный кредит Вы можете платить не более 5% годовых. Номинальная ставка процента составляет 130 %. А ожидаемый темп инфляции 120 %. Сможете ли Вы выплачивать кредит?

 

Задача 10. Вы кладете деньги в банк, и предполагаете получить реальный доход в 7% годовых. Ожидаемый темп инфляции — 130%. На какую номинальную ставку процента банка вы согласитесь положить деньги на депозит.

 

Задача 11. Доход по государственным облигациям равен 8,48%. Индекс потребительских цен за год увеличился с 350 до 370 . Необходимо определить величину реальной ставки процента в текущем году

 

 

Практические задания

 

1. В чем проявляется подавленная инфляция? В чем Вы видите смысл эпитета «подавленная»? Как бы Вы объяснили простым людям, не изучавшим экономическую теорию и ностальгически страдающим о временах колбасы по 2 руб. 90 коп. за килограмм, причины той «брежневской» стабильности цен?

 

2. Какой из приведенных ниже вариантов верный и почему:

а) при повышении уровня инфляции коэффициент монетизации увеличивается;

б) при повышении уровня инфляции коэффициент монетизации уменьшается;

в) не существует никакой связи между уровнем инфляции и коэффициентом монетизации.

 

3. При повышении уровня инфляции:

а) издержки хранения денег в качестве актива снижаются;

б) издержки хранения денег в качестве актива увеличиваются.

Выберите правильные ответы и аргументируйте свой выбор.

 

4. И при инфляции спроса, и при инфляции издержек наблюдается повышение общего уровня цен в стране:

а) существует ли какой-нибудь способ разграничения этих двух разновидностей инфляции?

б) при каких ежегодных темпах инфляции можно вообще проводить разграничение между инфляцией спроса и инфляцией издержек?

в) какой из указанных типов инфляции, на Ваш взгляд, был характерен для российской инфляции 1992—1996 гг.?

 

5. Какие мероприятия правительства, на Ваш взгляд, могут уменьшить инфляционные ожидания населения?

 

Задачи

Задача 1. Величина rr (обязательная резервная норма) равна 0,25. Объем депозитов в два раза больше объема наличности. Подсчитайте денежный мультипликатор с учетом наличности.

 

Задача 2. Чему будет равен общий прирост денежной массы в стране, если при обязательной резервной норме 10% первоначальное увеличение депозитов составило 200 млн. долл.?

 

Задача 3. Допустим, что в стране А в обращении находятся только наличные деньги. Денежная база В равна 20 млрд. долл. Центральный банк увеличивает денежную базу в 4 раза. Как это отразится на величине М (денежной массе)?

Задача 4. Обязательная резервная норма равна 5%. Как изменится предложение денег при выдаче банковской системой ссуды в размере 2 млн. руб.?

 

Задача 5. Вы получили ссуду в банке на сумму 1,5 млн. руб. Затем в этот же банк другой фирмой был сделан вклад на сумму 0,5 млн. руб. Что произошло с предложением денег?

 

Задача 6. Обязательная резервная норма — 2%. Коммерческий банк покупает у Центрального банка облигации на сумму 2 млн. руб. Что происходит с суммой банковских депозитов?

 

Задача 7. Денежная база равна 200 млрд руб., обязательные резервы составляют 40 млрд руб., а депозиты 800 млрд руб. Рассчитайте:

а) величину денежного мультипликатора;

б) величину денежной массы в стране

 

Задача 8. Как должно измениться предложение денег в стране, если реальный ВВП увеличится на 5 %, уровень цен останется неизменным, скорость обращения денег снизится на 2 %?

 

Задача 9. Величина обязательных резервов банковской системы составляет 200 млрд руб. Масса наличных денег в 4 раза меньше депозитов, а норма обязательных резервов равна 5 %. Каков объем предложения денег в экономике?

 

Задача 10. Вычислите величину денежного мультипликатора при условии, что денежная база Н = 300, обязательные резервы R = 130, денежная масса М = 960, депозиты D = 790.

Практические ситуации

1. Объясните, каким образом с введением денег в качестве средства обращения преодолеваются трудности бартерного обмена.

2. Почему золото и серебро «вытеснили» товарные деньги в виде соли, слоновой кости, мехов и т.п.?

3. В каких основных сферах золото как товар с уникальными природными свойствами и со специфическими особенностями

бывших денег находит применение сегодня?

4. Предположим, что люди начинают покупать более дорогие, но более качественные товары. Как это скажется на покупательной способности денег?

5. Проанализируйте, какие качественные и количественные изменения происходят в организации денежного обращения при внедрении и распространении «электронных» денег.

6. Можете ли вы привести пример государства, которое не имеет собственной валюты, а использует во внутреннем товарно-денежном обороте национальную валюту другой страны? Назовите преимущества и недостатки такого экономического решения.

7. Объясните, почему в условиях экономического кризиса (или экономической нестабильности) коммерческие банки предоставляют в основном краткосрочные кредиты?

Тема 10. Финансовая система

Задачи

Задача 1. Если с дохода 20 тыс. руб. выплачивается налог в размере 2 тыс. руб., а с дохода 30 тыс. руб. сумма налога составляет 2,5 тыс. руб., то такой налог называется :

Задача 2. Какую сумму налога должна заплатить фирма, если до 30 тыс. руб. налоговая ставка равнялась 15 %, а свыше 30 тыс. руб. — 25 %, Доход фирмы составил 70 тыс. руб.

Задача 3. Известно, что сумма поступлений от аккордных налогов составляет 100 млн руб., совокупный доход равен 6000 млн руб., налоговая ставка равняется 20%. Какова будет общая сумма налоговых поступлений.

Задача 4. Налоговая ставка (t) при пропорциональной системе налогообложения составляет 10 % . Сбалансированный бюджет соответствует уровню дохода (У), равному 2000 млрд ден. ед. Какова при этих условиях величина государственных расходов?

Задача 5. Подсчитайте сальдо госбюджета и определите его состояние.

Государственные закупки — 1000 млрд руб.

Совокупный доход — 5600 млрд руб.

Налоговая ставка — 15%

Аккордные налоги — 250 млрд руб.

Процентная ставка по гособлигациям — 10%

Стоимость всех гособлигаций — 1300 млрд руб.

Трансфертные платежи — 100 млрд руб.

В т. ч. субсидии фирмам — 35 млрд руб.

 

Задача 6. Подсчитайте дефицит государственного бюджета, если известно, что треть государственных облигаций, выпущенных для его финансирования, была выкуплена у коммерческих банков. В результате этого предложение денег увеличилось на 80 млрд руб. Норма обязательного резервирования составила 15 %.

 

Задача 7. Рассчитайте величину циклического дефицита, если экономика описана следующими данными:

Фактический объем выпуска составляет 3500 млрд руб.

Налоговые поступления в бюджет Т = 0,3Y

Государственные трансферты F = 0,2Y

Объем государственных закупок составляет 510 млрд руб.

Практические задания

1. Почему мы говорим о том, что государственный бюджет — наглядное подтверждение теории общественного выбора? Как бы Вы прокомментировали выражение: «Принятый бюджет — это всегда компромисс»?

2. Какие виды государственных расходов можно рассматривать в преломлении проблемы положительных экстерналий и почему?

3. Почему в годы второй мировой войны резко увеличилась доля государственных закупок в национальном доходе стран, участвовавших в ней? Как вообще соотносятся государственные расходы и степень централизации власти в стране?

4. Каковы основные различия в расходных статьях бюджетов центральных и местных органов государственной власти?

 

5. Почему в условиях функционирования современной бюджетно-налоговой системы присутствует феномен фискального федерализма? Является ли он характерным исключительно для государств с федеральным устройством?

6. На каком принципе налогообложения строится прогрессивная налоговая шкала, которая используется сейчас в большинстве стран со смешанной экономикой? Почему?

7. Подумайте, в чем различие между действиями экономического агента, подпадающими под определения «налоговая оптимизация» и «избежание (уклонение) от уплаты налогов». Какое из этих действий будет преследоваться в судебном порядке?

8. Почему фирма — монополист не может полностью переложить свое налоговое бремя на потребителей за счет роста цен? Какие существуют ограничения?

9. Как успешная кампания, направленная на борьбу с курением, отражается на возможности продавцов табачных изделий переложить налоговое бремя акцизов на потребителей?

10. Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?

11. Какой вид бюджетного дефицита напрямую зависит от деятельности правительства в фискальной области: структурный дефицит или циклический дефицит? Поясните свой ответ.

12. Какую налогово-бюджетную политику необходимо практиковать в условиях экономического спада? В условиях инфляции?

Задачи

Задача 1. На основании следующих данных постройте кривую Лоренца; четко обозначьте точки на кривой Лоренца, через которые Вы ее строили:

Группы семей, по 20% Доходы в %
Низшая 2
вторая 8
Третья 10
Четвертая 15
высшая 65

Какие мероприятия государства в области социальной политики могли бы приблизить кривую Лоренца к линии абсолютного равенства? К линии абсолютного неравенства?

 

Задача 2. Допустим, что область дифференциации доходов населения в Солнечной Долине равна 1640 денежных единиц. Коэффициент Джини равен 0,4. Определите, какой объем дохода распределяется среди граждан данного государства?

 

Задача 3. Предположим, что первые 20 % семей располагают 4,6 % национального дохода страны. Доля следующих 20 % семей составляет 10,8 %. Третьи 20 % семей имеют 16,9 % дохода. Четвертая группа семей, составляющая 20 % населения, потребляет 24 % дохода. Наконец, на оставшихся 20 % семей приходится 43,7 % национального дохода. Постройте кривую Лоренца и определите с ее помощью коэффициент Джини.

 

Тема 12. Мировая экономика

Международная торговля

Проблемные ситуации

1. «Самый простой способ оценить преимущества, которые приносит нам торговля, — представить, какой была бы жизнь без нее. Вы бы просыпались рано утром в маленьком домишке, который кое-как построили собственными руками. Вы одевались бы в одежду из ткани, которую сами соткали из шерсти, настриженной вами же с двух

овец, которые пасутся позади вашего дома. Затем вы собрали бы несколько кофейных зерен с чахлого кофейного дерева... Занимаясь этим, вы все время надеялись бы на то, что за ночь ваша курица снесла яйцо, так что у вас, возможно, есть чем позавтракать». Каковы преимущества торговли?

 

2. Считается, что Авраам Линкольн следующим образом отзывался о международной торговле: «Я не много знаю о тарифах. Знаю только, что когда я покупаю пальто из Англии, я получаю пальто, а Англия — деньги. А когда я покупаю американское пальто, я получаю пальто, а Америка — деньги». Найдите логическую ошибку в экономическом мышлении Авраама Линкольна. Недостатки какого направления экономической мысли отражает данное высказывание?

 

3. Допустим, теннисистка Мария Шарапова прекрасно умеет варить борщи и затрачивает час на приготовление пятилитровой кастрюли. За тот же час она смогла бы сняться в фотосессии для рекламы новой коллекции спортивной одежды Nike и заработать 25 000 долл. Нуждающаяся в дополнительном заработке студентка Мэри Смит не столь хороша в приготовлении борщей, и затрачивает на ту же пятилитровую кастрюлю два часа. За то же время она могла заработать 20 долл., нанявшись сидеть с ребенком. Должна ли Шарапова сама варить борщ? Сколько она должна заплатить Мэри за предоставление услуг по варке борща, чтобы торговля приносила выгоду обеим?

 

4. Россия и Белоруссия производят мясо и масло. Предположим, что российский фермер производит в час 2 кг мяса или 1 литр масла, а белорусский — 5 кг мяса или 2 литра масла.

а) Какая страна обладает абсолютным, а какая — сравнительным преимуществом в производстве каждого товара?

б) На производстве какого товара выгодно специализироваться России, а какого — Белоруссии?

в) Какой должна быть мировая цена, чтобы России и Белоруссии было выгодно торговать между собой?

г) Если бы белорусский фермер мог производить 2,5 литра масла в час, получала бы Белоруссия выгоду от торговли?

 

Платежный баланс

Проблемные ситуации

1. а) Вы услышали в новостях: «Курс упал с 40 до 39 рублей за евро». Это означает повышение или понижение курса рубля?

б) В течение последних пяти лет уровень инфляции в зоне евро был ниже, чем в России. Что должно было произойти с обменным курсом рубля к евро?

 

2. Предположим, что движимые необъяснимым порывом немцы полюбили автомобили российского производства. Что в этом случае произойдет:

а) со спросом на российские рубли;

б) с обменным курсом рубля;

в) с объемом чистого экспорта России?

 

3. Определите, как каждое из следующих событий повлияет на сдвиг кривых спроса и предложения евро и как изменится обменный курс евро:

а) в России значительно возрос спрос на вина из Тосканы;

б) у европейских туристов резко выросла популярность поездок на сафари в Южную Африку;

в) австралийцы увеличили спрос на акции европейских компаний;

г) Южная Корея строит завод в Португалии;

д) процентные ставки в ЕС стали выше мирового уровня;

е) Европейский Центральный банк проводит стимулирующую

кредитно-денежную политику, что приводит к росту уровня цен в ЕС;

ж) европейцы увеличивают закупки американской пшеницы.

 

4. Почему стремление правительства проводить денежно-кредитную политику в экономике с плавающим валютным курсом с целью снижения курса национальной валюты и соответствующего увеличения чистого экспорта называют политикой «грабь ближнего своего»?

 

5. Стандартная потребительская корзина в России в расчете на месяц стоит 5000 руб., аналогичная ей потребительская корзина в США — 200 долл. Чему равен номинальный обменный курс согласно теории абсолютного паритета покупательной способности? Если цена российской корзины вследствие инфляции возросла в 1,2 раза, что произойдет с номинальным обменным курсом рубля?

 

6. Допустим, в 2009 году номинальный обменный курс составлял 30 руб. / 1 долл. В 2010 году темп инфляции в России составил 9%, а в США — 1,5%. Как должен измениться номинальный обменный курс рубля согласно теории относительного паритета покупательной способности?

 

7. ВВП страны А составляет 1 трлн руб., предельная склонность к сбережению равна 0,2, предельная склонность к импорту — 0,3. Чему будет равен ВВП страны А, если объем инвестиций увеличится на 500 млн руб.?

Раздел 1. Микроэкономика

Тема 1. Предмет экономической теории

Проблемные ситуации

Задание 1. Дайте комментарий к следующему утверждению: «Экономическая теория была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах».

 

Задание 2.Насколько теоретически состоятельным является лозунг «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Ответ объясните.

 

Задание 3. Является ли рациональным поведение:

а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тысяч рублей;

б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;

в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь?

 

Задание 4. «Если плату за проезд в городском транспорте поднимут вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, но зато это обойдется дешевле, да и что может быть лучше прогулки утром на свежем воздухе!» Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным?

 

Задание 5. «Современное производство — это сложный, громоздкий механизм; для нормального его функционирования необходим мощный управляющий орган, который бы корректировал спонтанный рыночный порядок для создания более благоприятных условий, в которых успешно проявляла себя личная инициатива». «Современное производство — это сложная система, основанная на принципе саморегулирования, создающая благоприятные возможности для реализации каждым человеком своих способностей». Какое из двух высказываний принадлежит стороннику кейнсианской теории, а какое классической теории?

 

Задание 6. Вы получили садовый участок и отправляетесь туда весной сажать деревья и культивировать огород. Точно так же поступают и другие садоводы-любители. В чьих интересах Вы действуете? В чьих интересах действует правительство Челябинска, принимая решение о выделении участков под разведение картофеля в пригородной зоне?

 

Задание 7. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) минимальный уровень заработной платы в России составляет 4300 рублей;

г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;

ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической

деятельности, открытия экономики.

Задание 8. Представьте, что Вы–глава правительства. Проанализируйте предполагаемые издержки и предполагаемые выгоды при принятии решений о:

а) полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории РФ;

б) отмене высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства;

 

Задание 9. Существуют ли общие экономические проблемы для обществ: с централизованным планированием, традиционного, с рыночной экономикой?

 

Задание 10. Обоснуйте свои ответы на каждый из этих пунктов.

а) проблема «что производить» возникает только при ограниченности ресурсов и характерна для частного бизнеса;

б) проблема «как производить» не стоит перед обществом с большим количеством трудоспособного населения;

в) проблема «для кого производить» не является актуальной для общества с централизованным планированием.

 

Задание 11. Какие из нижеперечисленных благ являются экономическими, а какие– неэкономическими:

а) воздух, которым Вы дышите;

б) снег зимой;

г) лед на улицах в зимнее время года;

д) вода из родника недалеко от Вашего дома;

е) белая глина, используемая для производства фарфоровой посуды.

Дайте правильный и аргументированный ответ.

 

Задание 12. «Как можно говорить о полезности всех экономических благ?! Ведь наркотики и алкоголь вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека!» Вы согласны с этим утверждением? Что подразумевается под полезностью в экономической теории?

 

Задание 13. Предприниматель, организующий производство оружия, с точки зрения экономиста поступает нерационально, поскольку с помощью оружия может быть уничтожена жизнь на земле. Верно ли данное утверждение?

Проблема

В экономической литературе даются различные определения понятия «Экономическая система». Здесь приведено три определения. Какое из них, с вашей точки зрения, является наиболее удачным?

В. Автономов, Э. Голдстин:

«Способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой».

 

П. Грегори, Р. Стюарт:

«Экономическая система — совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории».

 

Ф. Прайор:

« Экономическая система включает все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты».

 

Рассматривая эти определения, следует принять во внимание, что главными, конституирующими элементами экономической системы являются:

- форма собственности, лежащая в ее основе;

- механизм обеспечения информацией и координация;

- методы мотивации людей к труду;

- способ организации принятия решения.

Попытайтесь дать свое определение экономической системы. Конкретизируйте Ваши определения экономической системы, характеризуя административно- Плановую и рыночную экономику на основе их конституирующих элементов:

Системы Форма собственности   Механизм обеспечения информацией и координации Методы мотивации людей к труду   Способ организации Принятия решений  
Административно-командная          
Рыночная          

Определите, какой тип экономической системы –планово-административный, рыночный, смешанный –характеризуют следующие высказывания:

а) предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации – оно не может их продать;

б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;

в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии,

понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;

г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения

в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;

д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство

издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;

ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Челябинской области;

з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

 

 

Тема 2. Спрос и предложение

Задача 1. Дана таблица спроса и предложения на товар Х

цена объем спроса объем предложения
15 100 40
16 90 60
17 80 80
18 70 100
19 60 120
20 50 140

Начертить кривые спроса и предложения. Обосновать уровень равновесной цены и объема. Что произойдет, если цена на товар увеличится с 17 до 19 единиц? При какой максимальной цене потребители откажутся от покупок данного товара?

Задача 2. При цене билета на хоккейный матч в 400 рублей на стадион пришло 30 тыс. человек. Когда цена поднялась до 600 рублей, число болельщиков сократилось до 5 тыс. человек. Сколько болельщиков придут на стадион при цене 200 рублей за билет?

Задача 3. Спрос и предложение на обеды в столовой описываются уравнениями:

Q d = 2400 - 10p,

Qs = 1000 + 25p,

где P- цена обеда (в рублях),

Q – количество обедов в день.

- Рассчитайте равновесную цену и количество проданных обедов.

- Если администрация установит цену в 30руб. за обед, то каковы будут последствия такого решения?

Задача 4.Функция спроса на штучный товар имеет вид Qd=2200-3P; предложения- Qs=3P-200.Правительство ввело дотацию 100 рублей за штуку, получаемую продавцом. Каким стало равновесное количество товара после мер правительства?

 

Задача 5.Нарисуйте график спроса и предложения телевизоров:

Цена, тыс. руб. 8 16 24 32 40
Спрос, млн. шт. 70 60 50 40 30
Предложение, млн. шт. 10 30 50 70 90

Какая ситуация сложится на рынке -возникнет излишек или дефицит телевизоров - при цене 8 тыс. руб. за телевизор. Определите объем излишков. Чему равна равновесная цена?

Задача 6. Функция спроса на мясо имеет следующий вид: Qd = 30-Р, где Qd - величина спроса, а Р- цена в рублях за 1 кг. Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs =15 +2Р.Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. Покажите графически. Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до 3 рублей.

Задача 7.Студенты Юра, Оля, Катя, Маша, Саша и Владислав собираются готовить абитуриентов к поступлению в вуз. Для этого необходимо приобрести лицензию. Юра готов заплатить за одну лицензию не более 70 тыс, руб., Оля – не более 90 тыс. руб., Катя и Саша –не более 80 тыс. руб., Маша – не более 30 тыс., Владислав – не более 50 тыс. Изобразите графически суммарную кривую спроса студентов на лицензию.

Задача 8. Спрос и предложение некоторого товара описывается уравнениями:

Q d = 620 - 25p,

Qs = 100 + 105p

А) Определите параметры равновесия на рынке данного товара.

В) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 денежной единицы. Определите, сколько потеряют при этом покупатели, сколько продавцы данного товара.

Задача 9. Если коэффициент эластичности товара Х по цене составляет 2, что произойдет с объемом спроса при снижении цены с 30 до 20 рублей за единицу товара?

Задача 10. При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?

Задача 11. Используя приведенные в таблице данные, рассчитать коэффициент эластичности и выручку.

Цена товара Р (в руб.) 180 150 120 90
Объем спроса Q( штук) 200 300 400 500

 

Задача 12. Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.

Задача 13. При доходе 2850 рублей в месяц семья потребляет 400 единиц товара Х.Эластичность спроса по доходу составляет -0,3. Сколько единиц товара Х будет потреблять домохозяйство, если доход возрастет на 7 %?

Задача 14. Предложение товара описывается уравнением Q = 0,4 Р. При изменении цены с 5000 руб. до 10000 руб. Рассчитать коэффициент эластичности предложения.

Задача 15. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на чай по цене кофе равен 0,5. Если при прочих равных условиях цена на кофе повысится на 20%, как это отразится на объеме продаж чая? Чем можно объяснить такой характер взаимосвязи?

Задача 16. Имеется информация о спросе на товар и его предложении, представленная в табличной форме:

Таблица 1

№ периода р, ден.ед Qd , тыс.шт
1 10 450
2 40 300

Таблица 2

№ периода р, ден.ед Qs, тыс.шт
1 5 200
2 30 400
3 50 420
4 60 600

 

 

На основе имеющейся информации провести анализ данного товарного рынка.

 

1. Найти функцию спроса

2. Найти функцию предложения

3. Определить параметры спроса – цены спроса pmax и объёма спроса (ёмкости рынка) Qmax

4. Определить параметры предложения – цены предложения pmin и объёма предложения отрасли Qmin

5. Определить параметры рыночного равновесия и его устойчивости

6. Определить эластичность спроса и предложения в точке равновесия

7. Определить излишки производителя и потребителя

8. Оценить, как изменится ситуация на рынке, если предложение товара увеличится в 2 раза

9. Оценить влияние на рыночное равновесие роста доходов потребителей на 50%

10. Оценить влияние на рыночное равновесие введение государством налога на потребление в размере Тпрод =20% с каждой реализуемой на рынке единицы товара

11. Оценить влияние на рыночное равновесие введение государством налога на потребление в размере Тпрод =20% с каждой реализуемой на рынке единицы товара

12. Оценить влияние на рыночное равновесие введения государством налога на производителя, уплачиваемого с цены каждой реализуемой на рынке единицы товара в размере Тпроизв =10%

13. Оценить влияние на рыночное равновесие потоварной дотации производителю Дпроизв =30%

14. Оценить влияние на рыночное равновесие потоварной дотации потребителю (льготы) Дпотр = 40%.

Проблемные ситуации

Задание 1. Внимательно проанализируйте представленный график.

По результатам экономического анализа графика сформулируйте ответы на следующие вопросы:

1. Какой экономический смысл имеет пересечение кривых в т. Е?

2. Что означает отрезок KL при цене P3.

3. Какова экономическая интерпретация отрезка MN при цене P1 ?

4. При каких условиях возможно прекращение экономической динамики?

5. Что Вы понимаете под термином «экономическая свобода»?

6. Почему только экономическая свобода обеспечивает равновесие рынка?

 

Задание 2. Определите, в каких случаях происходит изменение спроса, а в каких – изменение величины спроса. Покажите графически

а) Цены на бананы выросли в 2 раза, и теперь их можно купить без очереди;

б) Бум рождаемости привел к увеличению импорта детского питания

в) В ожидании нового витка роста цен население стало делать запасы круп и макаронных изделий

г) Повышение цен на пошив верхней одежды сократило количество клиентов в ателье

д) После неоднократного выступления диетолога о вреде животных жиров возникли проблемы с реализацией мороженного

е) Подорожание ноутбуков создало проблемы с реализацией компьютерных мышей

ж) Доходы выросли и люди стали больше покупать фруктового сока

 

Задание 3. Определите и отразите на графике, как повлияют положение кривой спроса на теннисные ракетки следующие события:

а) доходы населения значительно выросли .

б) теннисные мячи подорожали в 5 раз.

в) в стране ожидается рост цен на спортивные товары.

г) цены на ракетки действительно выросли.

д) врачи убеждают, что занятия теннисом способствуют снижению избыточного веса

е) в стране растет число приверженцев игры в бадминтон.

ж) ракетки для игры в бадминтон значительно подорожали.

 

Задание 4. Как изменится спрос на товар, если изменится цена на товар-комплемент:

- спрос на ягоды (при росте цен на сахар);

- спрос на фотоаппараты (при росте цен на фотопленку);

- спрос на энергоемкие марки автомобилей (при росте цен на бензин).

В каком направлении сдвинется кривая спроса на эти товары?

 

Задание 5. На что указывает коэффициент эластичности по доходу с отрицательным значением? Приведите аргументацию и примеры.

 

Задание 6. Объясните, каким образом эластичность предложения влияет на величину валового дохода.

 

Задание 7. Каким образом подсчитывается излишек потребителя? Каков будет излишек потребителя при повышении рыночных цен? При снижении рыночных цен?

Дата: 2018-11-18, просмотров: 561.