Проблемы развития инновационной деятельности в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной глобальной экономике динамичное развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Особенно это актуально для России. В условиях глобализации невозможно совершить «научный, технологический, информационный прорыв» и при этом остаться в стороне от происходящих процессов.

Все большее число российских экспертов приходят к выводу, что без инновации в России не может быть длительного и мощного экономического подъема. Инновационная деятельность на уровне страны реализуется в рамках национальной инновационной системы (НИС), ориентированной на содействие развитию передовых технологий, НИОКР, повышения качества человеческого капитала. Построение постиндустриальных систем, как показывает опыт развитых стран, начинается с формирования НИС, в основе которых – получение и использование новых знаний.

По большинству показателей, характеризующих уровень развития научно-технического прогресса, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее развивающимся экономикам Индии и Китая. При этом следует отметить, что если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с «инновационными» и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи мы значительно отстаем от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых мы уступаем лишь США, в то же время следует отметить недостаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и как следствие- незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран – 25 – 30% .

Необходимо отметить диспропорции в распределении затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. В российской экономике роль промышленности в финансировании технологических инноваций составляется всего 30 %, тогда как в развитых странах и странах Юго-Восточной Азии этот показатель примерно в два раза выше. Разработка более 50 % инноваций в России происходит за счет правительстве6нных учреждений, которые не занимаются их практическим внедрением и освоением. Поэтому лишь от 1 до 5 % отечественных НИОКР используются в промышленном производстве. Ежегодные темпы роста валовых внутренних инвестиций на исследования и разработки в России составляют чуть более 4 %, что в целом соответствует уровню. Однако, как свидетельствует мировой опыт, страны «догоняющего развития» в целом должны иметь более высокие темпы роста ВВП, инвестиционной и инновационной активности. Поэтому в данном случае такой показатель свидетельствует о достаточно «вялой» инвестиционной деятельности в инновационной сфере.

Стоит отметить значительный интеллектуальный потенциал отечественных научных кадров. В абсолютном выражении по числу исследователей мы находимся на 4-м месте в мире, после абсолютного лидера США, Китая и Японии. Анализ производства отечественной промышленной продукции по видам свидетельствует, что в последние годы увеличивается выпуск продукции, фундаментально проработанной еще в начале прошлого века: грузовые и пассажирские вагоны, электродвигатели, стальные трубы, автомобильные шины, нефть, картон, бензин и т.д. в группе потребительских товаров наблюдается рост выпуска бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины). Однако она фактически не производится в России, а собирается из иностранных комплектующих. Кроме того, подавляющая часть этой техники давно устарела в развитых странах

Сравнительно низкий технологический уровень российской экономики обусловлен не только значительным объемом устаревших производственных фондов, но и недостаточным финансированием российского инновационного сектора. В результате снижается качество образования, происходит отток научных работников за рубеж («утечка мозгов»), утрата целыми отраслями и секторами квалифицированных специалистов. Продолжается также старение научных и научно-технических кадров, углубляется разрыв между начальной и конечной стадиями инновационного цикла. Кроме того, следует отметить наличие незагруженных производственных мощностей в высокотехнологичном комплексе. Среднегодовые мощности в авиапроме используются – на 15%, в промышленности средств связи – на 17,6 %, в ракетно-космической индустрии – на 20,5 %.

В структуре отечественного экспорта товаров и услуг на долю промышленных товаров, включая военную технику, приходится лишь 10 %, в то время как сырьевые товары в среднем составляют около 80 %. Российский импорт в основном составляют товары длительного пользования и товары повседневного спроса. Достаточно наглядный пример – сравнение доли машин и оборудования в российском экспорте и импорте. Исходя из статических данных экспорт данной продукции практически в 4 раза меньше импорта.

Структура экспорта подтверждает низкий технико-экономический уровень отечественного производства, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций. Во многих странах основа экономического роста – это производство и экспорт высокотехнологичных и наукоемких продуктов. Так, свыше 50 % объем экспорта Финляндии, Израиля и других развитых стран составляет наукоемкая продукция. В Индии свыше 10 % экспорта приходится на программное обеспечение.

Крайне низкую технико-экономическую характеристику основного капитала предприятий характеризует показатель возрастной структуры оборудования. Средний возраст оборудования 18 – 20 лет. За последние два года 83 % машин и оборудования списывалось из-за физической изношенности и только 12 % - вследствие своей эффективности. Несмотря на это, инвестиционный спрос предъявляется в основном на компоненты технического оборудования, которые можно заменить без долгосрочных капиталовложений в производственные фонды, т.е. за счет оборотного капитала. За последние четыре года в среднем 20 % общего объема инвестиций в основной капитал составляют затраты на капитальный ремонт. Такая практика в долгосрочной перспективе приведет к экономической и технологической стагнации.

Абсолютные преимущества российской экономики не ограничиваются только богатыми запасами природных ресурсов. Следует отметить достаточно высокий общий образовательный уровень населения. Россия занимает лидирующее положение на международном рынке ядерных технологии, космической техники и услуг. Так, доля нашей страны на мировом рынке оборудования и услуг для строительства АЭС составляет 11 %, переработки ядерных отходов - 8 – 9 %, космических запусков – 11 %. Имеются уникальные и конкурентоспособные на мировом рынке разработки и технологии в области химической промышленности, медицины, военной техники.

Инновационную активность в российской экономике, согласно исследованиям, определяют три отрасли: металлургическая, химическая и машиностроение (на их долю приходится до 70 % инновационно активных предприятий).

Если рассмотреть потоки иностранных инвестиции, то становится очевидным, что на долю «инновационных» отраслей приходится незначительная часть иностранного финансирования. Из всего объема производственных инвестиции наибольшая доля была направлена на развитие ТЭК, наименьшая - в машиностроение и металлообработку. В целом, иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности по-прежнему не имеют широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике, количество часов - 3

Цели.

Студент должен иметь представление:

- об инновационной деятельности в науке и экономике ;

Студент должен знать:

- сущность понятия «инновации»;

- выдающихся научных деятелей России начала XXI века и их вклад в мировую науку;

Студент должен уметь:

- осуществлять поиск, отбор и анализ исторической, научно-популярной, публицистической информации в различных источниках, включая электронные;

- на основе собранной информации подготовить портретную характеристику одного из выдающихся деятелей науки России начала XXI века;

- анализировать и комментировать полученный результат, представить результаты работы в форме презентации (устной защиты);

- определять и аргументировать собственную позицию по отношению к представляемому деятелю;

Задание. Выдающиеся научные деятели России начала XXI века» (портретная галерея).

План-памятка для учащихся:

1. Период времени (исторические условия), в рамках которого жил и творил научный деятель.

2. Задачи, проблемы, над решением которых работал учёный.

3. Научные достижения, открытия. Их значение для мировой и отечественной науки.

4. Роль (значение) и место учёного в истории.

Литература.

Интернет – ресурсы

http://school-collection.edu.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.hrono.ru/

http://www.hrono.info/biograf/bio_n/nauka.php

http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/newrus/scienrus.ssi

http://www.naukograd-dubna.ru/aboutcity/Istoriya/istoriya_v_licah/uchenie.php

Форма контроля: презентация- знакомство на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Персоналии: Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А. Медведев, Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, B.C. Черномырдин, Р.И. Хасбулатов, А.В. Руцкой, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, М. Фрадков, В. Матвиенко, Е. Гайдар, Г. Явлинский, С. Шушкевич, Л. Кравчук, В. Чуркин, Б.А. Березовский, М.Б. Ходорковский, М.Ш. Шаймиев, А.И. Лебедь, Е.М. Примаков, Д.М. Дудаев, А.А. Масхадов, А.Х. Кадыров, В.А. Гергиев, И.Д. Кобзон, В.Т. Спиваков, Ю.А. Башмет, Д.Л. Мацуев, З.К. Церетели, И.С. Глазунов, A.M. Шилов, Л.М. Рошаль, Ж.И. Алфёров, В.Л. Гинзбург, Д. Хворостовский, А. Нетребко. Е. Образцова, А. Карпов, Н. Михалков,

Ж. Алфёров, Д. Лихачев, П. Капица, А. Сахаров, З. Прилепин.

Понятия и термины: «шоковая терапия», дефолт, ваучер, залоговый аукцион, либерализация цен, приватизация, Международный валютный фонд (МВФ), Конституционный суд, импичмент, олигархи, вертикаль власти, стабилизационный фонд, «челноки» (челночная торговля), «финансовые пирамиды», «потребительская корзина», естественная монополия, диверсификация производства, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, исламский радикализм (фундаментализм), вертикаль власти.

События/даты:

1956 — XX съезд КПСС. Доклад Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Советские войска введены в Венгрию. Реабилитация репрессированных.

1957 — Запуск первого в мире искусственного спутника.

1961 — Космический полёт Ю. А. Гагарина.

1962 — Карибский кризис.

1964 — Отстранение Н. С. Хрущёва от власти. Руководителем страны становится Л. И. Брежнев.

1965 — Экономическая реформа управления народным хозяйством и планирования в СССР под руководством А. Н. Косыгина.

1968 — Участие СССР в подавлении Пражской весны.

1972 — Договоры об ограничении системы противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений.

1974 — Высылка из СССР писателя А. И. Солженицына.

1977 — Принятие брежневской Конституции СССР.

1979 — Начало Афганской войны, которая закончилась в 1989 году.

1980 — Летние Олимпийские игры 1980, проводимые в Москве.

1982—1985 — смерть Л. И. Брежнева, смена власти в СССР. В течение четырёх лет сменилось два руководителя (Андропов и Черненко пробыли на посту генерального секретаря партии год и три месяца и триста восемьдесят дней соответственно)

1985 — Генеральным секретарём ЦК КПСС избран М. С. Горбачёв. Начало перестройки.

1986 — Крупнейшая техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС на Украине.

1991 — Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Образование ГКЧП. Провал попытки путча. Распад СССР. Конец холодной войны.

1992 — Начало либеральных экономических реформ. Начало приватизации.

1993 — Конституционный кризис, нападение сторонников распущенного Верховного Совета на здание мэрии Москвы и телецентр Останкино. Расстрел Российского парламента. Принятие всенародным голосованием Конституции Российской Федерации.

1994—1996 — Война в Чечне.

1996 — Б. Н. Ельцин вновь избран Президентом РФ.

1998 — Дефолт в России.

1999 — Вторжение боевиков в Дагестан, начало Второй чеченской кампании, серия террористических актов в российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске) — взрывы жилых домов, отставка Б. Н. Ельцина, назначение исполняющим обязанности Президента РФ Председателя Правительства РФ В. В. Путина.

2000 — Президентом РФ избран В. В. Путин. Создание федеральных округов в РФ. Катастрофа АПЛ «Курск».

2000 – создание института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, создание Государственного Совета РФ

XXI век

2002 — Захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве, совершённый чеченскими террористами. На посту главы Банка России Виктора Геращенко сменил Сергей Игнатьев.

2003 — Вторжение войск международной коалиции (основные участники — США и Великобритания) в Ирак.

2004 — Избрание Владимира Путина на второй срок. Захват заложников в Беслане (Северная Осетия), совершённый чеченскими террористами. Отмена выборов глав регионов (последние после отмены выборы состоялись в Ненецком автономном округе в 2005 году).

2005 — Нападение боевиков на город Нальчик (Кабардино-Балкария).

2008 — Мировой финансовый кризис

2008 — Президентом РФ избран Д. А. Медведев. Председателем правительства утвержден Владимир Путин. Война в Южной Осетии. Вступление в силу поправок к Конституции РФ. Смерть патриарха Русской православной церкви Алексия II.

2009 —  Интронизация патриарха Кирилла.

2010 — Вступил в силу Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

2012 — Президентом РФ избран Владимир Путин. Председателем правительства утвержден Дмитрий Медведев. Вступление России в ВТО. Возобновление выборов глав регионов.

2013 — Теракты 29, 30 декабря в Волгограде, сильнейшее за 115 лет наводнение на Дальнем Востоке, падение метеорита на Урале, Летняя Универсиада 2013 в Казани.

2014 — Зимние Олимпийские игры в Сочи, Референдум о статусе Крыма, подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России. Первый запуск ракеты-носителя модульного типа семейства «Ангара».

Оформление презентации

Презентацию очень важно эстетически оформить, не переборщив при этом анимационными эффектами, которые режут глаза и затрудняют её восприятие. Всё должно быть в меру и соответствовать общему стилю изложения материала.

На титульном листе кроме основного заголовка необходимо обязательно указать внизу (лучше в колонтитуле) фамилию, имя, отчество, школу и класс автора!

На последнем слайде обязательно указать все использованные ресурсы (литературу, документы, интернет ресурсы)! Заголовок так и сделайте: "Источники".

Картинки должны быть только высокого качества! НЕ стоит вставлять картинки по всему полю которых расположены водяные знаки электронного ресурса, на котором вы их скачали. НЕ нужно "втискивать" картинку в слайд, деформируя её: вытягивая вдоль или поперёк. Сохраняйте изначальные пропорции. Если вставляете картинку и текст, то текст должен быть расположен под картинкой.

Текст должен быть легко читаем, а это значит размером не менее 18, заголовок - не менее 24 кегль.

В пределах одной презентации используйте один тип шрифта.

Презентация должна быть выдержана в едином стиле. Не следует каждый слайд снабжать отдельным шаблоном - это затрудняет восприятие, нарушает логическую целостность творческой работы и в целом не эстетично!

Синквейн

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 421.