Обеспечение территориальной целостности государств является одной из актуальных проблем современности. История свидетельствует о многочисленных случаях распада государств на составные части, попытках отделения от государств части их территории. Распад СССР, дробление бывшей Югославии на множество государств, непрекращающиеся зарубежные попытки по отделению Чеченской Республики от России, сложная ситуация в Молдове и Азербайджане, отделение Южной Осетии и Абхазии от Грузии и многие другие современные территориальные проблемы свидетельствуют о продолжающемся процессе изменений в мире, затрагивающих основной принцип международного права - принцип территориальной целостности государств.
Одной из главных особенностей социальной жизни современной России является обострение этнической ситуации и возникновение в этой связи внутренних этнических конфликтов разной степени интенсивности, отдельные из которых носили характер вооруженных конфликтов немеждународного характера. Как полиэтническое и многоконфессиональное государство наша страна всегда имела достаточно высокий этноконфликтный потенциал. Однако в течение 90-х гг. прошлого и в начале нынешнего века многие латентные этнические конфликты в Российской Федерации реализовались и приняли открытый характер, что создало угрозу ее территориальной целостности.
Указанные события были отчасти обусловлены общими тенденциями в развитии этнической ситуации в мире, но главную роль в них сыграли произошедшие в нашей стране в начале 90-х гг. прошлого века радикальные изменения в политической и социально-экономической системе государства. Распад СССР положил начало цепной реакции этнических конфликтов на территории Российской Федерации и ряда сопредельных с ней государств, что создало угрозу их территориальной целостности. Положение усугублялось активизацией деятельности на территории этих государств международных террористических организаций, различного рода сепаратистских сил. На первом этапе становления государственности на постсоветском пространстве тогдашнее руководство стран оказалось не в состоянии должным образом отреагировать на обострение этнической ситуации, что имело для этих стран серьезные негативные последствия.
И только новому руководству Российской Федерации, пришедшему к власти в стране в конце XX в., удалось создать относительно эффективный механизм разрешения и предотвращения этнических конфликтов и несколько ослабить этническую напряженность в стране. Главным достижением в этом плане стала стабилизация ситуации в Чеченской Республике и других республиках Северо-Кавказского региона. Вместе с тем этническая ситуация в Российской Федерации по-прежнему остается достаточно сложной, и потребуется еще немало времени и усилий, чтобы закрепить наметившиеся положительные тенденции в этой области и полностью нормализовать этнические отношения в стране. В других образовавшихся на территории бывшего СССР государствах, таких, как Грузия, проблема сохранения территориальной целостности так и не была решена. Сложная ситуация по данному вопросу имеет место в Молдове и Азербайджане.
Сохранение территориальной целостности государств является как внутригосударственной, так и международной проблемой. Условия и факторы, влияющие на территориальную целостность государства, могут иметь внутренний и внешний характер. Порою государствам в одиночку не решить данную задачу, поэтому требуется принятие комплекса политических, правовых, организационных и иных мер по сохранению территории государств, важное место среди которых занимают международно-правовые меры. В этой связи актуальность приобретает научная проработка всего комплекса международно-правовых вопросов, которые влияют на территориальную целостность государств и способствуют ее укреплению.
Впервые юридически обозначенный на универсальном уровне в Уставе ООН 1945 г. и отразивший наиболее важное свойство любого государства международно-правовой принцип территориальной целостности получил дальнейшее развитие в ряде международных договоров, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также закрепление во многих других международных документах. Международное право стоит на страже принципа территориальной целостности государств, не поощряет сепаратизм и иные посягательства на данный принцип.
Однако в российской юридической практике название этого принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как о территориальной целостности, так и о территориальной неприкосновенности. Подобная ситуация возникла из-за несоответствий между формулировками принципа неприменения силы и угрозы силой (воздержания от применения силы и угрозой силой) в русском и английском текстах Устава ООН. В русском варианте говорится о «территориальной неприкосновенности», в английском - о «территориальной целостности» («territorialintegrity»). В то же время понятие территориальной целостности неоднократно встречается как в самом Уставе ООН, так и в Декларации о принципах международного права 1970 г., ее Преамбуле, других ее положениях, например, связанных с принципом равноправия и самоопределения народов.
В международном праве принцип территориальной целостности государств, к сожалению, не раскрывается. В доктрине международного права в его содержание также нередко вкладывается разный смысл, нечетко определено соотношение данного принципа с другими принципами международного права, в частности с принципом нерушимости государственных границ, принципом равноправия и самоопределения народов. Указанное нередко приводит к различной оценке происходящих в мире событий. Так, например, имеет место неоднозначная трактовка событий в Южной Осетии и Абхазии в связи с признанием их независимости Россией и Никарагуа.
Одним из слабых мест, снижающих эффективность обеспечения территориальной целостности государств, является то, что еще не получили необходимого развития теоретико-правовые основы данного вопроса, равно как и его конкретное международно-правовое регулирование.
На международном уровне нет единого понимания содержания мер, которые следует принимать для обеспечения территориальной целостности государств, построения соответствующего механизма, позволяющего противодействовать угрозам территориального единства государств. Требуются комплексное рассмотрение данного вопроса, выработка соответствующих научно обоснованных рекомендаций, имеющих большое значение для обеспечения безопасности Российской Федерации, ее территориальной целостности, а также для ее взаимоотношений с другими государствами.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1293.