Итоги конфликта в Приднестровье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итак, каковы же итоги Конфликта в Приднестровье на сегодняшний день?

Во- первых, никто пока не оспаривает необходимость присутствия российского контингента в составе сил по поддержанию мира в регионе.

Во- вторых, Россия и Украина в исторически обозримом будущем останутся противниками воссоединения Молдавии и Румынии.

В- третьих, за время конфликта в Приднестровье сложился свой собственный военный потенциал (около 7 тысяч военнослужащих, 20 танков, боевые вертолеты). Разумеется, это не так уж много в европейских масштабах, но вполне достаточно для нанесения потенциальному противник так называемого «неприемлемого» ущерба, что служит гарантией от военной акции против региона.

Таким образом, приднестровская проблема не имеет рациональных военных решений. Вместе с тем при наличии политической воли и собственного здравого смысла решение проблемы представляется не столь уж отдаленным. Его общая схема выглядит примерно так: Тирасполь идет на уступки Кишиневу в вопросах своего статуса, Кишинев соглашается на юридическое международно-правовое оформление присутствия российских миротворцев на территории Приднестровья в качестве гарантии выполнения будущего соглашения о всеобъемлющем урегулировании конфликта. В рамках этой общей схемы можно было бы договориться по многим вопросам, разделяющим ныне стороны - статус, формат миротворческой операции, параметры российского военного присутствия.

Изучение приднестровского конфликта позволяет провести его аналогию с другими межнациональными и межэтническими конфликтами на территории постсоветского государства. Все эти конфликты - это, прежде всего, проявление общей болезни международного сообщества и в том числе стран СНГ. Главным поводом всех этих конфликтов был распад СНГ, а причины одинаковы практически во всех случаях: социально- экономические, этнические, политические, идеологические и так далее. Результаты тоже примерно одинаковы: неразрешенность конфликтов до конца и по сей день, что весьма отрицательно сказывается на всех сторонах развития России и стран СНГ.

Долговременное решение приднестровского конфликта, как и других подобных конфликтов на территории постсоветского пространства возможно в рамках поисков глобального ответа на глобальные вызовы современной цивилизации и , в частности, развития стран СНГ. Попытки решить подобные конфликты «традиционными» методами в поисках стратегического равновесия в условиях однополюсного нато-центристского мира могут создать лишь новый долговременный нарыв на теле стран СНГ и Европы в целом.

Сегодня Молдавия и приднестровский регион в частности испытывают серьезный социально- экономический кризис, из которого они не могут выйти самостоятельно. В Молдавии видят выход из сложившегося положения в формировании интеграционных процессов с европейскими и евроатлантическими структурами, прежде всего, с Европейским сообществом. В определенном смысле такое решение было бы оптимальным и для приднестровского региона. Однако интеграции в европейские экономические структуры и притоку капитала в экономику Молдавии и Приднестровья сильно препятствуетнеурегулированность существующего по сей день конфликта. Таким образом, этот конфликт является важнейшим тормозом развития Приднестровья, Молдавской республики и стран СНГ в том числе.

Грузино ‑абхазский конфликт

Грузино ‑абхазский конфликт - один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Южного Кавказа. Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика привела к тому, что абхазы стали составлять небольшой процент от численности населения региона (к началу 1990-х годов их было не более 17% от всего населения Абхазии). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии. Абхазский язык был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка.

Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30 тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

15-16 июля 1989 года в Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами. В ходе беспорядков, по имеющимся сообщениям, погибло 16 человек и около 140 было ранено. Для прекращения беспорядков были применены войска. Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года.

Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов‑грузин) восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством.

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей ‑ расширение прав автономии и, в конечном счете, получение независимости.

3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты президента РФ и председателя Госсовета Грузии) был подписан документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

27 июля 1993 года, после длительных боев, в Сочи было подписано Соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта.

В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.

Вооруженный конфликт 1992‑1993 годов унес жизни 4 тыс. грузин и 4 тыс. абхазов.

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входит поддержание режима невозобновления огня.

Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30 километровую зону безопасности в зоне грузино-абхазского конфликта. В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев.

25 июля 2006 подразделения грузинских вооруженных сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье. Официальные переговоры между Сухуми и Тбилиси после этого были прерваны.

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения. Со своей стороны российское руководство неоднократно заявляло о безусловном признании территориальной целостности Грузии, неотъемлемой частью которой является Абхазия.

В течение пяти лет после завершения конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России. Затем, однако (особенно с приходом к власти Владимира Путина), Россия, вопреки решению саммита СНГ, запрещающему любые контакты с сепаратистами, начала постепенно восстанавливать приграничные хозяйственные и транспортные связи с Абхазией. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне. Грузинское руководство считает предпринимаемые со стороны России действия попустительством сепаратистскому режиму. Существенной поддержкой сепаратистского режима, по мнению Грузии и многих членов международного сообщества, является выплата населению российских пенсий и пособий, ставшая возможной после предоставления российского гражданства значительной части (более 90 %) населения Абхазии в рамках обмена советских паспортов. Возобновилось прерванное железнодорожное движение по маршруту Сухум-Москва. Установлено регулярное автобусное сообщение между Сочи и Сухумом.

Несмотря на оживление российско-абхазских контактов, экономика Абхазии (промышленность и туристический бизнес) так и не восстановлены в полном объёме, что и неудивительно, если вспомнить о тотальной блокаде "мятежного" региона.

Туризм - одна из основ всей экономики Абхазии. Развит пляжный туризм, в меньшей степени - горный. Подавляющая часть пансионатов, санаториев и домов отдыха остались от СССР. Большинство туристов, посещающих Абхазию, являются россиянами. Правительство Абхазии сдерживает цены на туристические услуги.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 246.