Перестройка, ослабление центральной власти обнажили долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.
По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г. 16-18 декабря 1986 г. вАлма-Ата студенты протестовали против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо казаха Д.А. Кунаева русского Г.В. Колбина.
С лета 1987 г. национальные движения стали принимать массовый и организованный характер. Первым серьезным вызовом власти стало движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.
С конца февраля 1988 г. началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Армения настаивала на заключении Карабаха в свой состав. За это выступали армяне Нагорно- Карабахской АО, составлявших ее населения. Азербайджан выступал против этого. Азербайджанцы стали спешно покидать Армению, армяне - Азербайджан. Уже в 1989 г. количество беженцев в Закавказье превысило 300 тыс. человек. Многие из них стали жертвами террористических актов и вооруженных стычек. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал зародышем будущего пожара. Конфликт вскоре принял формы кровавой и затяжной войны. В январе 1990 г. начались погромы армян в Баку. ЦК компартии Азербайджана фактически утратил власть. В бунтующий город были введены войска. По официальным советским данным при этом погибло 83 человека, по азербайджанским - более 300.
В марте 1989 г. в Фергане (Узбекистан) произошел меж- национальный конфликт среди узбеков и турок-месхетинцев с многочисленными жертвами. По настоянию турок-месхетинцев было организовано временное переселение из Ферганской области 16 282 человек в Смолянскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и Воронежскую области РСФСР.
Национальные движения в республиках за выход из СССР
Весной - осенью 1988 г. оформились «Народные фронты в поддержку перестройки» Эстонии, Латвии и Литвы (в последней республике для обозначения движения использовалось литовское слово «Саюдис»). События лета 1940 г. сторонники Народных фронтов стали называть «советской оккупацией» и требовали от республиканских властей принять решение о выходе из СССР. В ноябре 1988 г. сессия Верховного Совета эстонской ССР приняла Декларацию о суверенитете и дополнения к республиканской конституции, позволявшие приостанавливать действие союзных законов. В мае и июле 1989 г. Декларацию и Закон о государственном суверенитете приняли соответственно Литва и Латвия.
На первый взгляд в этих решениях ничего необычного не было. Согласно конституции СССР 1977 г., каждая союзная республика считалась суверенным советским социалистическим государством, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз ССР. Прибалтийские республики в лице своих высших государственных органов установили приоритет республиканских законов над союзными, что противоречило конституции СССР.
С 1989 г. нарастало движение за выход из СССР Грузии.
Лидеры движения заявляли, что установление советской власти в феврале 1921 г. являлось «оккупацией страны». В апреле 1989 г. в Тбилиси для разгона демонстрантов, занявших площадь перед правительственными зданиями, была применена военная сила. Итог - 19 погибших.
В январе 1990 г. массовые демонстрации начались в Молдавии. 11 января Верховный Совет Армянской ССР принял закон, по которому нормативные акты СССР на территории республики действовали только после ратификации их Верховным Советом Армении. 9 марта Верховный Совет Грузии осудил «оккупацию» своей страны в 1921 г. и ее дальнейшее включение в Советский Союз.
В ходе выборов в Литве в феврале 1990 г. 90 из 140 мест в парламенте получил «Саюдис». 11 марта 1990 г. Литва провозгласила независимость. Председателем Верховного Совета республики был избран В. Ландсбергис, заявивший: «То, что украдено, должно быть отдано назад». 17 марта 1990 г. народные фронты победили на выборах в Латвии и Эстонии.
3 апреля Верховный Совет СССР принял закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В нем подробно регламентировалась процедура выхода, ключевыми пунктами которой были проведение референдумов и наличие переходного периода к независимости.
13 апреля М.С. Горбачев и Н.И. Рыжков направили литовскому руководству требование отмены ряда законов, принятых Верховным Советом Литвы. 18 апреля Москва резко сократила поставки угля, нефти и газа в республику. 30 апреля Верховный Совет Эстонской ССР провозгласил начало переходного периода к «восстановлению независимости Эстонского государства». 4 мая 1990 г. Декларацию о независимости и начале переходного периода принял Верховный Совет Латвийской ССР. 12 июня 1990 г. Горбачев и Рыжков встретились с Ландсбергисом. После начала диалога о моратории на реализацию актов о независимости Литвы поставки энергоносителей в республику были возобновлены.
Руководство СССР оказалось не в силах преодолеть сепаратистское движение политическим путем, хотя предпринимало попытки спасти ситуацию.
Задание по микрогруппам: раскрыть причины, содержание, динамику локальных национальных конфликтов на пространстве бывшего СССР в 1990-е годы.
Представить видеоролик, иллюстрирующий события конфликта.
НАГОРНЫЙ КАРАБАХ
Название Карабах, небольшого региона Южного Кавказа, было до недавних пор мало известного вне советского Закавказья как сейчас, в настоящее время сконцентрировало в себе ожесточенные этнополитические споры, которые наряду с другими причинами привели к дезинтеграции Советского Союза, а затем усилились после его распада.
Сражение за Нагорный Карабах является самым длительным и одним из самых кровавых конфликтов в государствах-наследниках Советского Союза. Согласно последним оценкам, число смертельных исходов в нем достигло 15000 человек, а общее число беженцев, изгнанных из своих домов, превысило миллион. С точки зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению.
В течение приблизительно семидесяти лет Нагорный Карабах существовал как автономная область в составе Азербайджана. Хотя и населенный в большинстве армянами, он не имел общей границы с Армянской Республикой, будучи отделенным от нее узкой полоской азербайджанской земли. Последние официальные демографические данные об этом регионе были получены в результате советской переписи населения 1979 года. В то время армян было 75.9 %, а азербайджанцев 22.9 %. В результате вражды, этнических чисток и эмиграции в последние годы население региона уменьшилось с обеих сторон и стало даже более этнически однородным: почти 100 процентов населения составляют армяне.
На протяжении почти семидесяти лет своего существования НКАО мало сделала для сохранения и развития прав, культуры и идентичности армянского меньшинства в Азербайджане. Из-за отсутствия инвестиций автономная область оставалась отсталым, аграрным регионом. Ограниченные возможности трудоустройства и реальная дискриминация армян в получении работы вела к эмиграции армянского населения, в то время как республиканское руководство поощряло приток сюда азербайджанцев из-за пределов Нагорного Карабаха. Культурные права армянского меньшинства также нарушались (например, было запрещено преподавание армянской истории в местных школах), а культурные связи между Нагорным Карабахом и Арменией были почти прекращены.
Идея воссоединения Нагорного Карабаха с Арменией была популярна среди армян задолго до конца 1980-х годов, но то небольшое число интеллигентов, которые посмели открыто высказать ее при Хрущеве и Брежневе, встречали резкий ответ со стороны коммунистических властей как в Армении, так и в Азербайджане. Положение стало изменяться через два года, после того, как Михаил Горбачев пришел к власти в Москве и развернул свои кампании гласности и перестройки.
Армяне Нагорного Карабаха решили довести информацию о своих проблемах международным и советским руководителям. В январе 1988 года все районные советы Нагорно-Карабахской области приняли резолюции, призывающие к переходу региона от Азербайджана к Армении. 20 февраля 1988 года областной совет Нагорного Карабаха направил обращения к парламентам Армении, Азербайджана и Советского Союза с просьбой о присоединении области к Армении. Эта акция немедленно вызвала всенародный отклик в Армении: в Ереване начались массовые митинги, организованные комитетом "Карабах" - группой демократически настроенной интеллигенции. Зарождающееся национальное движение получило широкую поддержку масс, как в Нагорном Карабахе, так и в Армении.
Обращение Нагорного Карабаха в Азербайджане было, конечно, встречено негативно. Конфликт был сильно отягощен антиармянским погромом, организованным в азербайджанском городе Сумгаите в конце февраля 1988 года - первым взрывом этнического насилия в новейшей советской истории. Соответственно уровень насилия в споре о Нагорном Карабахе вырос.
В начальной фазе конфликта обе стороны редко или даже ни разу не обращались к международным правовым нормам, полагаясь главным образом на все еще господствующую марксистско-ленинскую идеологию и советскую конституцию. В то время как армянская сторона подчеркивала концепцию самоопределения, азербайджанская сторона делала упор на статью конституции, защищающую республиканские границы от изменения без согласия республики. Кроме того, азербайджанская (и советская) пропаганда часто ссылались на освященный временем коммунистический лозунг "дружбы между народами" и пыталась представить армянское национальное движение как инспирированное злыми мафиозными силами.
С ростом насилия против армян в Азербайджане за пределами Нагорного Карабаха число армянских беженцев в Армению и другие республики Советского Союза устойчиво росло. К концу 1988 г. насильственные действия и акты мести в армяно-азербайджанском конфликте достигли апогея, так что тысячи азербайджанцев были вынуждены бежать из Армении и Нагорного Карабаха. Таким образом, политика этнических чисток стала обоюдной.
Центральное правительство СССР беспокоилось не столько о разрешении конфликта, сколько о сохранении своей ослабевающей власти в регионе. Между тем конфликт из-за Нагорного Карабаха постепенно перерастал в полномасштабную войну между воинскими формированиями Азербайджана и Карабаха, при активной поддержке последнего Арменией.
Парламентские выборы, проведенные в Армении в мае 1990 года, означали конец коммунистическому правлению в стране. Новый парламент под председательством Левона Тер-Петросяна принял в августе декларацию независимости. К началу 1991 г. стало очевидным, что Армения добивается выхода из СССР. Эта ситуация, по-видимому, заставила Москву возвратиться к откровенно антиармянской позиции в нагорно-карабахском конфликте. Весной и летом 1991 года советские войска, поддерживаемые милицией и войсками МВД Азербайджана атаковали прилегающие к Нагорному Карабаху армянские деревни с целью проведения массовой этнической чистки. Так называемая операция "Кольцо" была прекращена только после провала августовского (1991 г.) путча в Москве. Эта военная акция стала последним случаем использованием военной силы уже умирающим союзным центром. Советский Союз теперь быстро двигался к своему краху. Через месяц после провала путча в Москве Армения провела референдум об отделении от СССР и 23 сентября объявила себя независимой. Однако к этому времени ситуация в Нагорном Карабахе претерпела существенные изменения. Местная политическая элита, отличающаяся по своей политической ориентации от руководства Армении, больше не настаивала на объединении с Арменией, явно предпочитая независимость. Сессия областного Совета провозгласила 2 сентября бывшую автономную область Республикой Нагорного Карабаха (РНК). Самопровозглашенная республика провела 10 декабря 1991 г. референдум о независимости и после парламентских выборов в конце декабря приняла (6 января 1992 г.) Декларацию независимости.
Самопровозглашенная РНК, хотя и успешно сопротивлявшаяся сильному давлению извне, не получила признания ни от одного из членов международного сообщества, даже от Армении. Враждебные действия между Карабахом и Азербайджаном усилилась после того, как противники получили (легально, а чаще нелегально) тяжелое вооружение из бывших советских войсковых частей, а также от Турции. Небольшое количество турецких военных советников обучали азербайджанских призывников, а около 2000 афганских моджахедов были наняты азербайджанской армией. С обеих сторон использовались российские и украинские наемники. Однако объективные преимущества Азербайджана в людском и экономическом потенциале компенсировались превосходством военной выучки и дисциплиной, проявляемыми карабахскими силами. После ряда наступлений, отходов и контрнаступлений Нагорный Карабах взял под контроль около 20 % всей территории бывшей Азербайджанской ССР. Население занятых территорий теперь стало беженцами в других частях Азербайджана.
С конца 1991 г. отдельными странами (Россия, Казахстан, Иран, Турция и Франция), а также международными организациями, в которых состоят как Армения, так и Азербайджан (СНГ и ОБСЕ), был предпринят ряд посреднических усилий. Однако все прекращения огня в течение первых четырех лет войны либо были сорваны, либо вообще не вступали в действие.
Кровавая война истощила обе стороны, и 12 мая 1994 года окончательно установилось перемирие, которое продолжается и поныне. Но временное затишье чрезвычайно непрочно. Уже с самого начала конфликта появлялись различные предложения по его урегулированию. Одно из них заключалось в том, чтобы поднять статус Нагорного Карабаха с области до автономной республики в составе Азербайджана, но со своей конституцией и высоким уровнем самоуправления. Другое предложение состояло во введении некоторой особой формы правления Нагорного Карабаха, например, в создании двойной администрации по примеру англо-египетского Судана или англо-французского кондоминиума на Новых Гебридах.
Кроме того, выдвигались предложения по обмену территориями между Арменией и Азербайджаном.
Существует также так называемый "российский план урегулирования". Он состоит в следующем:
- прекращение огня (которое уже имеет место);
- введение вдоль линии фронта международных сил для разделения воюющих сторон, включая силы России и других стран СНГ; или вместо этого выведение карабахских сил по меньшей мере из шести из восьми оккупированных районов Азербайджана и размещение многонациональных сил на границах РНК;
- разведение войск на расстояние по меньшей мере в десять километров;
- переговоры о статусе региона.
Важно то, что переговоры уже идут, но временами они осложняются. Случай Нагорного Карабаха является типичным примером того, как игнорирование мирных парламентских требований о самоопределении рано или поздно может привести к полномасштабной хаотичной войне.
В настоящее время в НКР ведется активная деятельность по укреплению государственности и экономическому развитию. По уровню жизни и степени демократизации общества, Нагорный Карабах уже сегодня опережает как Азербайджан, так и Армению. Если указанные тенденции сохранятся в будущем, это приведет к тому, что как Армения, так и Азербайджан окончательно потеряют контроль над переговорным процессом о дальнейшей судьбе этого вновь образованного государства Южного Кавказа.
Приднестровский конфликт
В каждом из конфликтов на территории бывшего СССР прослеживаются раз-личные составляющие - политическая, стратегическая, экономическая, этническая, демографическая, идеологическая, историческая, языковая, географическая, крими-налистическая. В своей совокупности они и определяют специфику того или иного конфликта.
В приднестровском конфликте в сконцентрированном виде присутствуют практически все черты, свойственные другим конфликтам. Прежде всего, это человеческие жертвы и материальные разрушения, причиненные региону за время короткой, но весьма интенсивной активной фазы конфликта. Были разрушены десятки промыш-ленных предприятий. Материальный ущерб составил около 65 миллионов рублей. Ущерб гражданским объектам и жилому фонду Приднестровья измеряется сотнями миллионов рублей.В приднестровском конфликте в то же время, имеются и специфические черты, отличающие его от других конфликтов на бывшем советском пространстве. В частности, для него характерно более сильное присутствие и воздействие идеологического политического факторов.
Безусловно, российская история в будущем не желает иметь подобныхпреце-дентов. Ведь война- это горе человечеству. Поэтому изучение истоков и причин, сущности и итогов аналогичных конфликтов является очень актуальным.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 336.