ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, поскольку современный уровень спортивных достижений в беге на короткие дистанции очень высок, однако потенциальные возможности человека так велики, что даже при сегодняшнем положении в спринте они еще не раскрыты полностью. Дальнейшее улучшение спортивных результатов в беге на короткие дистанции немыслимо без тесного сотрудничества тренеров, врачей и ученых в совершенствовании методики спортивной тренировки.
При современном развитии спорта успех подготовки высококвалифицированных спринтеров во многом зависит от того, насколько правильно тренеры и сами спортсмены понимают сущность применяемых методов тренировки, как хорошо представляют себе те изменения в организме человека, которые способствуют бегу с максимальной скоростью.
В настоящее время в тренировке белорусских спринтеров большое внимание уделяется комплексному методу. Процентное соотношение специальной подготовки резко увеличилось, а общефизической — уменьшилось, причем и она стала носить целенаправленный характер. Все это позволяет создать хорошую базу для развития наиболее важных для спринтеров физических качеств. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки изменяется в процессе многолетней тренировки и во многом зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, а также от его физической и технической подготовленности.
Совместными усилиями белорусских тренеров, ученых, врачей и спортсменов у нас в республике создается научно обоснованная методика спортивной тренировки в спринте. О ее эффективности можно судить по массовому повышению спортивных результатов белорусских бегунов на короткие дистанции и по успешным выступлениям на международной аренах таких известных спортсменов, как М. Иткина, В. Сапея, В. Ловецкий, А. Жидких, С. Коровин и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Бег на короткие дистанции представляет собой скоростное упражнение циклическою характера, характеризующееся кратковременной работой максимальной мощности.
Результат в спринте зависит прежде всего от умения быстро реагировать на выстрел судьи, от мощности стартового разбега, максимальной скорости, которую в состоянии развить спортсмен, а также от скоростной выносливости (возможности поддерживать без значительного снижении достигнутую скорость до конца дистанции). Кроме того на результат в беге на короткие дистанции влияют уровень развития физических качеств спортсмена, его техническая и тактическая подготовленность. Большое значение имеет совершенствование техники бега.
Рабочая гипотеза. Анализ специальной научно-методической литературы, а также обобщение личного опыта способствовали выбору темы курсовой работы, направленной на изучение техники бега мужчин на 400 м.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основании анализа специальной литературы расширялись и уточнялись представления об эффективности техники бега различных бегунов.
Практическая значимость. Практическая значимость состоит в составлении методики технической подготовки, которая была бы наиболее рациональной для спортсменов.
Целью настоящей курсовой работы является анализ техники бега на 400 м.у мужчин.
Задачи:
-Рассмотреть основы техники бега на короткие дистанции.
- Проанализировать технику бега сильнейших спринтеров мира.
- Проанализировать технику бега на 400 м.
Выводы
1. Значение максимальной скорости бега, а также максимальной длины и частоты шагов, достигнутые на участках дистанции, сами по себе не определяют уровень спортивного результата в спринтерском беге.
2. В спринтерском беге прослеживаются конкурентные отношения между длиной и частотой шагов: увеличение частоты шагов уменьшает или блокирует длину шага и наоборот. Вместе с тем, на некоторых участках дистанции отмечался рост (10—20 м) или падение (80—90 м) как длины, так и частоты шагов.
З. Участки дистанции, на которых достигалась максимальная скорость бега, не совпадают с участками с максимальной частотой шагов, но в ряде случаев совпадают с участками, где достигалась максимальная длина шага.
4. В спринтерском беге результат пробегания второй половины дистанции лучше, чем результат на первой половине и коррелирует с окончательным спортивным достижением.
Организация исследования
Исследование состояло из нескольких этапов.
На первом этапе была выбрана тема исследования, сформулирована проблема, определены цель, задачи, осуществлен подбор методов и методик исследования.
На втором этапе был проведен теоретико-библиографический анализ литературы, который позволил обобщить имеющиеся данные по проблеме техники бега на 400 м.
Анализ литературных источников проводился в библиотеке БГУФК. Нами были изучены учебные пособия по легкой атлетике, журналы, методические рекомендации ВНИИФК, диссертационные работы, материалы научно-методических конференций. При написании работы обобщено большое количество литературных источников отечественных и зарубежных авторов. Выявлены основные факторы определяющие эффективность техники бега, выделены упражнения, используемые для обучения и совершенствования техники бега.
Изучение техники бега ведущих спринтеров проводилось по кинограммам опубликованным в журналах легкая атлетика, а так же в учебно-методической литературе.
На третьем этапе был подведен итог выполненным действиям, сформулировано заключение, а также завершено оформление курсовой работы в соответствии с требованиями к ней.
Выводы
В стартовом разгоне особое значение приобретает психологическая установка на пробегание конкретного, более короткого расстояния, а не всей дистанции в целом. Следует учесть, однако, что реализация подобной психологической установки, как правило, приводит к некоторому перенапряжению, от которого следует как можно быстрее избавиться. Именно здесь возникает необходимость в умении манипулировать компонентами скорости бега (длиной и частотой шагов), в котором, как говорилось выше, проявляется уровень межмышечной координации спринтера.
В течение тренировки необходимо следить за появляющимися недостатками и своевременно устранять их. Нужно помнить, что старые ошибки в беге исправлять впоследствии бывает трудно, а порой и просто невозможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тактика совершенствуется только в соревнованиях. А вот техническое мастерство трудно улучшать в условиях соперничества, поскольку скорость выполнения соревновательного упражнения выше "контролируемой". Работать над техникой бега следует в тренировке, памятуя о том, что все элементы должны быть отшлифованы до автоматизма.
Бег - естественен по своей природе, но быстрый бег, который нужно к тому же поддерживать продолжительное время, - это трудное дело. Здесь на первый план выдвигается умение экономно расходовать энергию и силы.
В первую очередь следует исключить лишние движения: раскачивание головой, неоправданное размахивание руками, скручивание туловища и т. п. Лишние движения забирают энергию и никак не способствуют продвижению вперед. Высокий уровень подготовленности может реализовать только атлет, обладающий высокоэкономичной и рациональной техникой бега.
Высококвалифицированные бегуны отличаются друг от друга техникой бега. Но вместе с тем у них есть три общих свойства: эффективность, экономичность и рациональность. Техника - это мастерство, используя которое бегун способен выполнить поставленные задачи в тренировочной или соревновательной деятельности с меньшей затратой сил.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алабин, В.Г., Юшкевич, Т.П. Спринт. Мн.: Беларусь, 1977. – 128с.
2. Алешкевич, В.Л. Соотношение объемов основных тренировочных средств у спринтеров высокой квалификации./ В. Л. Алешкевич. // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. - 1986. - Вып.16. - с.94-96
3. Аракелян, Е.Е. и др. Легкая атлетика. Индивидуализация тренировочного процесса квалифицированных бегуний на короткие дистанции./ Е.Е. Аракелян. - М.,1990. - 31с.
4. Артынюк, А. Длина и частота шагов (при беге) / А. Артынюк. - Легкая атлетика.-1973
5. Болотников, П.Г.Книга легкоатлета/ П.Г. Болотников – М.,ФиС, 1971.
6. .Борзов, В.Ф. Моделирование техники бега с низкого старта спринтеров высокой квалификации: Автореф.дис..канд.пед.наук.-Киев, 1980
7. Борзов, В.Ф. Секреты скорости/В.Ф.Борозов – М.,ФиС,1973.-64с.
8. Борзов, В.Ф. 10 секунд - целая жизнь./ В.Ф. Борзов. - М.,1992. - 128с.
9. Верхошанский, Ю.В. Проблемы оптимизации тренировочного процесса./ Ю.В. Верхошанский. - М.,1982. - 67с.
10. Гагуа, Е. Мысли о спринте // Легкая ателетика.-1986.-61с.
11. Гойхман, П. О роли фаз движений в беговом шаге // Легкая атлетика.-2003.-№ 11-12
12.Жуков, И.Н. Критерии эффективности техники спринтерского бега в процессе его совершенствования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04./ВНИИФК. – М., 1984.
13.Ионов, Д.П., Черняев Г.П. Анализ бега спринтеров//Легкая атлетика.-1971.-№ 8.
14.Ионов, Д.П., Черняев, Г.П. Зависимость скорости бега от длины и частоты шагов//Легкая атлетика.-1968.-№ 3.
15.Колесников, Н. Бег на 100 м: временная структура движений//Легкая атлетика.-1984.- №6.
16.Левченко, А.В. Соревновательная деятельность в беге на короткие дистанции. Учебное пособие. / А. В. Левченко. - М.,1993. - 77с.
17.Легкая атлетика. Учебник/М.Е. Кобринский ( и др.); под общ. ред. М.Е. Кобринского, Т.П.Юшкевича, А.Н. Конникова.- Минск: Тессей,2005 – 336с.
18.Легкая атлетика. Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «Физ. воспит.»/ Под ред. А. Н. Макарова. - 2-е изд. - М., 1987. - с.304
19.Легкая атлетика. Учебное пособие. / Н. Г. Озолин. - М.,1989 - 543с.
20.Летзедтер, М. Динамика частоты шагов в женском спринте//Спорт за рубежом.-1975.-№ 24
21.Методика тренировки в легкой атлетике / Под ред. В. А. Соколова. - Мн.,1994. - 673с.
22.Озолин, Э.С. Спринтерский бег. Учебно-методическое пособие./ Э. С. Озолин. - М.,1986. - 156с.
23.Система многолетней тренировки бегунов на короткие дистанции. Метод. реком.. - Мн.,1992. - 27с.
24.Спринт в спорте: теория и методика подготовки. Сб.н.тр./Под ред. В. В. Брейзера, Е. А. Ширковца. - М.,1989. - 159с.
25.Спринтерская подготовка спортсменов многоборцев и бегунов (на примере десятиборья). Уч. пособие / А. Л. Лобанов. - Мн.,2001. - 57с.
26.Физическая подготовка спринтеров. - Учебное пособие/Е.Е. Аракелян, В.В. Левченко. - М.,1991. - 63с.
27.Хоменков, Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. М.:ФиС.,1980
28.Хоменков, Л.С. Бег на короткие дистанции, техника, тренировка. М.: ФиС,1953. – 112с.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, поскольку современный уровень спортивных достижений в беге на короткие дистанции очень высок, однако потенциальные возможности человека так велики, что даже при сегодняшнем положении в спринте они еще не раскрыты полностью. Дальнейшее улучшение спортивных результатов в беге на короткие дистанции немыслимо без тесного сотрудничества тренеров, врачей и ученых в совершенствовании методики спортивной тренировки.
При современном развитии спорта успех подготовки высококвалифицированных спринтеров во многом зависит от того, насколько правильно тренеры и сами спортсмены понимают сущность применяемых методов тренировки, как хорошо представляют себе те изменения в организме человека, которые способствуют бегу с максимальной скоростью.
В настоящее время в тренировке белорусских спринтеров большое внимание уделяется комплексному методу. Процентное соотношение специальной подготовки резко увеличилось, а общефизической — уменьшилось, причем и она стала носить целенаправленный характер. Все это позволяет создать хорошую базу для развития наиболее важных для спринтеров физических качеств. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки изменяется в процессе многолетней тренировки и во многом зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, а также от его физической и технической подготовленности.
Совместными усилиями белорусских тренеров, ученых, врачей и спортсменов у нас в республике создается научно обоснованная методика спортивной тренировки в спринте. О ее эффективности можно судить по массовому повышению спортивных результатов белорусских бегунов на короткие дистанции и по успешным выступлениям на международной аренах таких известных спортсменов, как М. Иткина, В. Сапея, В. Ловецкий, А. Жидких, С. Коровин и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Бег на короткие дистанции представляет собой скоростное упражнение циклическою характера, характеризующееся кратковременной работой максимальной мощности.
Результат в спринте зависит прежде всего от умения быстро реагировать на выстрел судьи, от мощности стартового разбега, максимальной скорости, которую в состоянии развить спортсмен, а также от скоростной выносливости (возможности поддерживать без значительного снижении достигнутую скорость до конца дистанции). Кроме того на результат в беге на короткие дистанции влияют уровень развития физических качеств спортсмена, его техническая и тактическая подготовленность. Большое значение имеет совершенствование техники бега.
Рабочая гипотеза. Анализ специальной научно-методической литературы, а также обобщение личного опыта способствовали выбору темы курсовой работы, направленной на изучение техники бега мужчин на 400 м.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основании анализа специальной литературы расширялись и уточнялись представления об эффективности техники бега различных бегунов.
Практическая значимость. Практическая значимость состоит в составлении методики технической подготовки, которая была бы наиболее рациональной для спортсменов.
Целью настоящей курсовой работы является анализ техники бега на 400 м.у мужчин.
Задачи:
-Рассмотреть основы техники бега на короткие дистанции.
- Проанализировать технику бега сильнейших спринтеров мира.
- Проанализировать технику бега на 400 м.
Глава 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Историческая справка
История бега на короткие дистанции начинается с Олимпийских игр древности (776 г. до н.э.). В то время пользовались большой популярностью две дистанции — бег на стадий (192.27 м) и два стадия. Бег проводился по отдельным дорожкам и состоял из забегов и финала, участники забегов и дорожки распределялись путем жеребьевки. Бег начинался по специальной команде. Атлетов, которые стартовали раньше времени, наказывали розгами или приговаривали к денежному штрафу. Для женщин олимпийские игры проводились отдельно. Они состояли из одного вида — бега на дистанцию равную 5/6 длины стадиона (160,22 м).
Спринтерский бег, как и многие виды легкой атлетики, возродился в XIX в. Первые Олимпийские игры современности проводились в Греции на афинском стадионе 5-14 апреля 1896 г. Спринтерский бег на этих соревнованиях был представлен двумя дистанциями — 100 и 400 м у мужчин. Победителем в беге на обеих дистанциях стал спортсмен из США Т. Берк (12,0 и 54,2 с). На II Олимпийских играх (Париж, 1900 г.) были добавлены еще две спринтерские дистанции — 60 и 200 м. На этих соревнованиях все спринтерские дистанции выиграли спортсмены США (60 м — Э. Кренцлейн (7,0 с); 100 м - Ф. Джарвис (11,0 с); 200 м — Д. Тьюксбери (22,2 с); 400 м - М. Лонг (49,4 с). С IV Олимпийских игр (Лондон, 1908 г.) бег на 60 м перестали включать в программу соревнований. Выдающихся результатов в спринте добился американский спринтер Д. Оуэнс, победитель XI Олимпийских игр в Берлине (1936 г.) в беге на 100 и 200 м (10,3 и 20,7 с). Установленный им мировой рекорд в беге на 100 м (10,2 с) продержался 20 лет. Победителями XXVIII Олимпийских игр (Афины, 2004 г.) в беге на короткие дистанции у мужчин стали: 100 м — Д. Гэтлин (США) - 9,85 с; 200 м - Ш. Кроуфорд (США) -19,72 с; 400 м - Д. Уорринер (США) - 44,00 с.
Несмотря на убедительные победы американских спортсменов в беге на короткие дистанции, первым легкоатлетом, показавшим в беге на 100 м результат 10,0 с, стал спортсмен из Германии А. Хари (1960 г.), в беге на 200 м результат 20,0 с был показан в 1966 г. Т. Смиттом (США). В беге на 400 м 44,0 с первым преодолел Л. Эванс в 1968 г. — 43,8 с. В настоящее время рекорды мира в спринте у мужчин принадлежат: на 100 и 200 м У. Болту 9.69 и 19.30 с.(2008 г.); и 400 м М. Джонсону (США, 1999 г.) 43,18 с.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.